Ибн Хаукалъ «Книга путей и государств». — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Ибн Хаукалъ «Книга путей и государств».

2019-08-03 352
Ибн Хаукалъ «Книга путей и государств». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Река Итиль выходит стороной из окрестности Хирхиза, течет между Кимакией и Гуззией; затем идет к западу по верхней части Булгара, возвращается опять к востоку и проходит по Русу, затем по Булгару, потом по Буртасу, пока не впадает в Хазарское море.

2. Буртас есть имя страны также, точно как Рус и Хазар; Серир же есть название государства, но не столицы и не жителей.

3. Великие Булгаре (дунайские. — А.Г.) граничат с Румом на севере, они многочисленны и так сильны, что наложили в прежнее время дань на пограничные области Рума. Между внутренними Булгарами (волжскими — А.Г.) находятся христиане и мусульмане. В настоящее же время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара, ибо Русы напали (или истребили) всех их, отняли у них все эти области и присвоили их себе. Те же, которые спаслись от их рук, рассеяны по ближайшим местам, из желания остаться вблизи своих стран, и надеясь заключить с ними мир и подчиниться им.

4. Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений; известен же был он потому, что был гаванью этих государств. Но Русы ограбили его, Хазаран, Итиль и Самандар в 358 (969) году и отправились тотчас в Рум и Андалус.

5. Язык Булгар сходен с языком Хазар; Буртасы же имеют другой язык, также язык Руссов отличен от языка Хазар и Буртасов.

6. Преимущественная пища Хазар есть рис и рыба: то же, что вывозится из их страны, мед и меха, то это привозится к ним из страны Руссов и Булгар, точно так же меха выдры, которые вывозятся в разные страны и находятся только в северных реках, которые в стране Булгар, Русов и Куябе. Те же меха выдры, которые находятся в Андалусе, составляют малую часть того, что находится в реках, находящихся в славянских странах. Большая же часть этих мехов и превосходнейшая из них находится в стране Рус, а некоторые высококачественные из страны Яджуж и Маджуж переходят к Русам, по соседству их с Яджуджами и Маджуджами и по торговле с ними. Продавали же они (русы) это в Булгаре, прежде чем разрушили его в 358 (969) году. Часть же онаго выходит в Ховаразм, по причине частых путешествий Ховаризмийцев в Булгар и Славонию и по причине их походов, набегов (на последних) и взятия их в плен. Прилив же торговли Русов был в Хазране, это не переменилось, — там (в Хазране) находилась большая часть купцов, мусульман и товаров.

7. Что касается Хазара, то это имя этих людей (жителей). Столица же есть город, называемый Итиль, по имени реки, протекающей через него в Хазарское море. Город этот не имеет многих селений, ни пространного владения. Страна эта находится между Хазарским морем, Сериром, Руссией и Гуззией.

8. Хазаре имеют также город, называемый Самандаром, который находится между ним (Итилем) и Баб-аль-Абвабом. В этом городе было много садов, говорят, что он содержал около 40,000 виноградников. Я разведал о нем в Джурджане по свежести памяти о нем. Его населяли мусульмане и другие; они (мусульмане) имели в нем мечети, христиане — церкви и евреи — синагоги. Но Русы напали на все это, разрушили все, что было по реке Итиль, принадлежавшее Хазарам, Булгарам и Буртасам, и овладели им. Жители Итиля же убежали на остров Баб-аль-Абваба, а часть их живет на острове Сиа-Ку в страхе. Жилища иж были хижины, а постройки их плелись из дерева (палок), и замазывались сверху. Царь их был из евреев, родствен с хазарским царем.

9. Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Куябой, который есть больше Булгара. Другое племя выше первого; оно называется Славия, а царь ея... (недостает в рукописи — А.Г.). Еще колено же называется Артания, а царь находится в Арте. Люди отправляются торговать с ними в Куябу: что же касается Артаны, то я не слыхал, чтобы кто-нибудь рассказывал, что он был там с (другими) иностранцами, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Арты вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец.

10. Рус есть народ, который сжигает своих мертвецов. С богатыми же из них сжигаются их девушки для блаженства их душ, как это делают в Гане, Куге (в Африке — А.Г.) и в областях страны Гинд, в Канудже и других местах.

11. Одежда их — малые куртки; одежда же Хазар и Булгар — целые куртки.

12. Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают ее на подобие лошадиной гривы и окрашивают ее желтой (или черной) краской.

13. Русы постоянно торгуют с Хазаром и Румом.

14. Хазарское море не соединяется с другими морями, кроме того только, что в него впадает Русская река, известная под названием Итиль.

Ал-Джарми

"Сведения о военно-административном делении Византии приведены Ибн Хордадбехом со ссылкой на пленного араба Муслима ибн Абу Муслима ал-Джарми (ал-Харами, ал-Хуррами), который в 845 г. (во время третьего выкупа пленных) в числе других 4362 мусульман был освобожден из плена. Упоминания о нем сохранились в основном у ал-Мас'уди (Танбих, 190— 191). Из сочинения Муслима «с рассказами про румов, их царей, должностных лиц, про их страну, дороги, пути, про время нападения и набегов, про тех, кто с ними соседит из владения бурджан, аваров, булгар, славян, хазар и других», сохранился только отрывок с описанием византийских провинций — фем, приведенный Ибн Хордадбехом. Сведения ал-Джарми были для последующих географов чуть ли не основным источником о Византии. Поэтому Маркварт (Streifzuеge, 29 и др.) приписывает ему все сведения, «относящиеся к сюжетам», которые перечисляет ал-Мас'уди (Худуд, 419; Крачковский, IV, 132). И. Крачковский (там же) с большой вероятностью приписывает ал-Джарми также анонимные сведения, приведенные Кудамой (255—259), и сообщения о Византии некоторых других более поздних географов."

Ал-Ахталя

"(ок. 640 — ок. 710 гг.) Верблюды каравана сторонятся встречных людей, Точно видят в них толпу златокудрых славян. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2 (VII-IX вв.). М., 1995. С. 509"

10.Из книги «История царей» Абу-Джафара Мухаммеда ибн-Джарира ибн-Язида ат-Табари (писал около 914−915; † 922−3).

1. «Турк 6, Славяне, Яджудж и Маджудж и другие нам неизвестные народы происходят от Яфета».

2. «В 7 Баб-аль-Абвабе 8 находился тогда 9 царь, по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману обратно (на встречу), заключил мир с ним, чтоб не платить дани (Арабам) и сказал следующее: „Я нахожусь между двумя врагами, один — Хазары, а другой — Русы 10, которые суть враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали“. Абдуррахман ответил: надо-мною есть высший повелитель, я его извещу, и он послал Шахриара с одним из своих к Сурраке, который сказал: „извещу об этом Омара“. Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью. И обычай этот был введен во всех дербендах 11, что они не платят ни подати, ни дани, для того, чтоб они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман». [75]

3. «Затем 12 Абдуррахман совещался с Шахриаром и сказал: „Я буду вести в этих дербендах священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и дербендов в мусульман“. На что Шахриар сказал: мы у них 13 то хвалим, что они врагу дороги к нам не дают 14. Абдуррахман же сказал: „я с этим не согласен. В этих дербендах по ту сторону, когда проходят мимо Руса и Джуран 15, то находят государство и многие города, которые называют Баланджаром 16, и отсюда далее по ту сторону находится стена Искандра 17, называемая стеной Яджуджа и Маджуджа, которую Дуль-Карнайн 18 соорудил на краю востока. Абдуррахман продолжал: я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском. Если б я не боялся повелителя верных, то проник бы до стены Яджуджа и Маджуджа“. И взял он войско, отправился через один дербенд в поход против Баланджара, проник с войском на 200 фарсангов в этой земле, многие города обратил к исламу и пошел обратно в Дербенд».

4. "Гишам 19 послал кого-то и отозвал его 20 и прислал Марвана, который отправился из Сирии с 120,000 человек в Армению, пришел на место лагеря, называемого Кисаль, близ Бардаи, начал воевать с царями Армении, подчинил их себе и завоевал всю землю Армении. Затем написал он приказ к тем войскам, которые были в Баб-аль-Абвабе, чтоб они пришли к нему. Затем Марван велел созвать [76] войско, взял его и пришел в ущелье, называемое Баб-аль-Аллан, все убивая 21, пока не пришел он в Самандар, который есть один из хазарских городов. Также войско из Баб-аль-Абваба пришло с человеком по имени Асид аль-Лям 20 и у Марвана дополнилось войско до 150,000. С этим войском следовал он до города Самандара, где живет царь хазарский. Хакан бежал, и Марван отправился дальше, оставив город позади себя, расположился лагерем при Славянской реке, напал на жилища неверных, убил их всех и разрушил 20,000 домов. [77]

11.Ибн Хордадбех КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН (писал в 60−70-х годах IX века по Р. X.).

1. «Титулы 17 земных царей. Царь Ирака, которого обыкновенное название Кисра, [называется также] Шаханшахом 18; царь Рума, обыкновенно называемый Кайсар (именуют) Басили: 19; цари Турка, Тибета и Хазара все называются Хаканами... царь Славян [называется] Кнадз (Кнад)» 20.

2. «... (В Магреб? 21) привозятся также через Западное море евнухи Славянские и Суданские 22, мальчики Румские, девушки Андалузские, кожи рогатого и домашнего скота» 23.

3. Что же 24 касается того моря, которое находится за Славянами 25 и при котором находится город Булия 26, то не плавает по нему ни [один] корабль и ни [одно] судно, и из него ничего не вывозят".

4. «Путь 27 купцов-Евреев Раданитов 28, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-французски, по-андалусски и по-славянски; они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей». [49]

5. «Что же 29 касается купцов-Русских — они же суть племя из Славян — то они вывозят меха выдры 30, меха черных лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румскому морю 31 и царь Рума берет с них десятину. А если желают, то ходят на кораблях по реке Славонии 32, проходят по заливу хазарской столицы 33, где владетель ее берет с них десятину. Затем они ходят к морю Джурджана 34 и выходят на любой им берег — диаметр же этого моря — 500 фарсангов. — Иногда же они привозят свои товары на верблюдах в Багдад».

6. «Иногда 35 [купцы] берут путь за Арменией 36, в стране Славян, затем к заливу столицы хазарской, затем в море Джурджана, затем к Балху и Мавараннагру, потом до Сина» 37.

7. «Разделение 38 обитаемой земли на четыре части: I. Аруфа 39; в ней находятся Андалус, Славония, Рум, Франджа 40 и Танджа 41 до границы Мисра 42. II. Лубия 43; в ней Миср, Кульзум, Хабаша 44, Бербер и дальнейшие земли. III. Южное море, в нем Тигама, Иемен, Синд, Гинд и Син. IV. Аскуия 45, в ней Арминия, Хорасан, Турк и Хазар. Другие же имеют другое разделение».

Ибн ал-Факиха

Что же касается до русских купцов (166) — а они вид (167) славян, — то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взи-мает царь Рума (Византии), и если они хотят, то они отправляются по...(168), реке Славян, и проезжают проливом столицы Хазар (169), и десятину с них взимает их (Хазар) правитель. Затем они отправляются к Джурджанскому Морю (Mare hyrcanium-caspium) и высаживаются на каком угодно берегу. И диаметр этого моря 500 фарсангов, иногда они привозят свои товары на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы. И выдают они себя за христиан и платят джизию" (170)

II. Текст варианта Ибн ал-Факиха по рукописи, изданной А.Шпренгером (перевод А.Я.Гаркави) (171)

13.Из «Книги стран» Ахмеда ибн-аби-Якуба ибн-Вадиха аль-Катиба, известного под прозванием Ал-Якуби 1 (писал 891—892).
"1. «После 17 того как стал править халифатом Абу-Джафар аль-Мансур 18 — он же и Абдаллах ибн-Мухаммед ибн-Али ибн-Абдалла ибн-аль-Аббас ибн-Абдуль-Мутталиб — построил он город между Куфой и Хирой, назвал его Аль-Гашимия и остался в нем некоторое время, пока он не вздумал отправить сына своего Мухаммеда аль-Магди на войну со Славянами в 140 (=757−8) году, и он отправился в Багдад и остановился там и спросил: как имя этого места? Ему ответили: Багдад; на что он сказал: клянусь Богом, что это тот город, о котором мой отец Мухаммед ибн-Али уведомил меня, что я его построю и буду жить в нем и мое дитя будет жить в нем после меня».

2. «На 19 запад от города, называемого Аль-Джазира 20, находится город, именуемый Ишбилия 21, при большой реке, которая есть река Куртубы 22. В этот город вошли язычники 23, которых называют Рус, в 229 (=843−4) году и пленяли, и грабили, и жгли, и умерщвляли». [64]"


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.