Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-03 | 149 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает его симптомы, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Специфика педагогической работы отличается тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от учителя значительного вклада в установление доверительных отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового общения.
Характеристики труда воспитателей и учителей:
· постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны;
· специфика трудового процесса определяется не столько характером “предмета” труда, сколько особенностями самого процесса;
· необходимость постоянного саморазвития, так как иначе “возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности”;
· эмоциональная насыщенность межличностных контактов;
· постоянное включение в деятельность волевых процессов.
Симптомы профессионального “выгорания”
· Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):
· истощение, усталость;
· бессонница;
· негативные установки;
· пренебрежение исполнением своих обязанностей;
· увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
· уменьшение аппетита или переедание;
· усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
· усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
· чувство вины;
· переживание несправедливости.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Эмоциональное “выгорание” начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходиться работать: учеников, пациентов, воспитанников. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными.
Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к зависимым людям (ученикам, пациентам, детям) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации.
Важное проявление “выгорания” – это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.
Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживаниях кризисного состояния, чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых случаях проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидальных побуждений. В физическом отношении люди чувствуют постоянно усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у них падает работоспособность и проявляются различные симптомы физических недомоганий.
Возникает чувство “приглушенности”, притупленности эмоций, когда специалист, эмоционально откликнуться на чужую боль, он начинает чувствовать себя неспособным помогать другим.
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В худших случаях это может быть повышение зависимости от других, в других – повышение негативизма, циничности. Окружающие представляются в негативном свете, и очень часто человек начинает испытывать неприязнь по отношению к окружающим людям, о которых он раньше заботился или с которыми вместе работал.
Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент “выгорания”. У специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессии. Иногда это действительно так.
Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию.
В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением проявляются первые симптомы “выгорания”.
Внутренние (личностные) ресурсы противодействия профессиональному “выгоранию”
К ресурсам относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Четыре уровня личностных ресурсов противодействия “выгоранию”:
1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически заложено. Это тип нервной системы (слабость, силу, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
2. Психологический уровень. (3 подгруппы)
Эмоционально-волевой – осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний.
Когнитивное противодействие – понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, самооценка, поиск поддержки.
Самоподкрепления.
Поведенческое противодействие – активность и гибкость поведения, перестройка поведения, активизация поведения и деятельности.
3. Социальный уровень: социальные роли позиции и установки, отношение к другим людям. Например на положительном полюсе – ролевая определенность, высокий статус, а на отрицательном -– ролевая неопределенность, низкий статус.
4. Духовный уровень. К этому уровню мы относим три психологических ресурса.
– Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Надеяться – значит не отчаиваться и ждать и готовиться встретиться с тем, что может появиться на свет.
– Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности.
Душевная сила – мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать “нет” тогда, когда весь мир хочет услышать “да”.
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!