Склонность к отклоняющемуся поведению» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Склонность к отклоняющемуся поведению»

2019-06-06 285
Склонность к отклоняющемуся поведению» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(СОП) (А.Н. Орел)……….…………………………………………………..42

2.3. Карта наблюдений Стотта……………………………………….………56

2.4. Диагностика комплекса неполноценности ………………….…………68

2.5. Определение уровня депрессии (Т.И. Балашова)…………..…………..72

2.6. Тест «Готовность к риску» Г. Шуберта…………………………..…….73

Раздел 3. Диагностика агрессивного поведения…………………………76

Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и

А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого)………………………………...…….76

3.2. Диагностика враждебности (по шкале Кука-Медлей)………...……….81

Раздел 4. Диагностика зависимого поведения………………………...…84

4.1. Шкала Чена на выявление Интернет-зависимости…………………….84

4.2. Тест Карнеса на выявление сексуальной аддикции ……………….…...................88

4.3. Опросник степени риска формирования аддикций в

детско-подростковом возрасте (Каменская В. Г., Никифорова С. Я.)…..89

4.4. Тест Кимберли-Янг на выявление интернет-зависимости…………….94

Тест на выявление игровой зависимости

(Общество анонимных игроков)…………………………………………….97

4.6. Тест Такера на выявление игровой зависимости…………………….98

4.7. Тест Киллинджер на выявление работоголизма

(Killinger, 1992)……………………………………………………………….99

4.8. Опросник диагностики ургентной зависимости Шибко…………….101

4.9. Тест на выявление аддикции упражнений…………………………..104

Опросник шкалы самоотвращения

(Yates et al., 1999, Draeger, Yates, Crowell, 2005)…………………….…….105

4.11. Обсессивно-компульсивная шкала Йела-Брауна,

модифицированная для выявления компульсивного шопинга

(Monahan, Black, Gabel, 1996)………………………………….…………105

4.12. Тест на выявление любовной аддикции

(общество анонимных любовных аддиктов)……………………….…….107

Раздел 5. Выявление риска суицидального поведения……………….110

5.1. Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков

(А.Н. Волкова)……………………………………………………………….110

5.2. Методика выявления склонности к суицидальным реакциям……….110

5.3. Шкала суицидального риска Г.В. Старшенбаум……………………...114

5.4. Опросник суицидального риска в модификации

Т.Н. Разуваевой………………………………………………………………115

5.5. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)……………..119

Раздел 6. Примеры упражнений по профилактике девиантного

поведения……………………………………………………………………121

6.1. Игра-дискуссия «Наркоманы особые, особенные или …»…………..121

6.2. Игра «Орел или решка?»……………………………………………….122

6.3. Игра «Как отказаться от алкоголя?»…………………………………...123

6.4. Упражнение «На лбу написано»……………………………………….124

6.5. Упражнение «Пересечь линию»……………………………………….125

Раздел 7. Методические рекомендации по подготовке творческого задания……………………………………………………………………….127

Список литературы………………………………………………...………129

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Проблема девиантного поведения чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Список различных поведенческих отклонений постоянно растет, а некоторые из форм девиаций вызывают горячие дискуссии в обществе. Например, идут ожесточенные споры по поводу включения игровой и компьютерной зависимостей в МКБ–10 как официально признанных поведенческих расстройств, лечение которых необходимо в клинических условиях, однако лишь в Китае эти виды зависимого поведения были признаны заболеванием. То же можно сказать и о многолетних обсуждениях проблемы эвтаназии – узаконенного самоубийства смертельно больных людей с помощью медицинских работников.

Профилактика девиаций, выявление факторов и групп риска среди различных возрастных и социальных групп, а также терапия и реабилитация людей уже демонстрирующих отклонения в поведении еще раз свидетельствуют о значимости рассмотрения теоретических и практических аспектов проблемы девиантного поведения.

В данном учебно-методическом пособии представлены возможные задания для проведения практических и лабораторных занятий со студентами различных психологических направлений подготовки с методическими рекомендациями по их выполнению: 37.03.01 «Психология» (Психология девиантного поведения), 37.05.01 «Клиническая психология» (Психология отклоняющегося поведения), 37.05.02 «Психология служебной деятельности» (Психология девиантного поведения), 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (Психология отклоняющегося поведения), 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (Психология девиантного поведения детей и подростков, а также для слушателей различных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Пособие также может быть полезно практикующим психологам, социальным педагогам и социальным работникам, а также другим специалистам, работающим с группами риска или непосредственно с девиантами.


РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

Занятие на выявление признаков

Отклоняющегося поведения

Просмотр художественного фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (США, 1975, реж. Милош Форман по одноименному роману Кена Кизи).

Студентам предлагается написать эссе, где необходимо доказать свое личное мнение относительно поведения главного героя фильма Рэндла Патрика МакМерфи: является ли оно девиантным или нет. Для этого необходимо проанализировать его в сравнении с выделенными признаками отклоняющегося поведения, по Е. В. Змановской:

а) В первую очередь, девиантное поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам. То есть такое поведение может нарушать принятые законы, правила, традиции, общественные установки и т.п. Однако необходимо учитывать, что социальные нормы – явление динамичное, то есть изменяется вместе с обществом. В соответствии с этим, девиантное поведение – это не любое нарушение социальных норм, а только наиболее важных для данного общества и в данное время. Например, ряд европейских государств разрешают употребление, хранение и продажу ряда «легких» наркотиков, хотя даже граничащие с ними страны строго запрещают в свободном обороте любые наркотические вещества. То же можно сказать и о временнóй динамике социальных норм. Так, гомосексуализм в советское время считался уголовно наказуемым деянием, за которое полагалось тюремное заключение. На сегодняшний день данная форма зависимости не считается даже психическим отклонением, а признается альтернативным вариантом нормального сексуального поведения.

б) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей или общества в целом. Негативная оценка общества может проявляться в форме общественного осуждения или в форме социальных санкций (например, уголовное наказание), выполняя функцию предотвращения нежелательного поведения. Однако зачастую такое осуждение личности приводит к стигматизации, то есть навешиванию на нее различных ярлыков.

в) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Оно может привести к нарушению общественного порядка, моральному и материальному ущербу, физическому насилию и т.д. В крайних случаях девиации проявляются в непосредственной угрозе для жизни (суицид, преступление, действие наркотиков). Психологическим же проявлением ущерба можно назвать страдание. Такой признак отклоняющегося поведения говорит о том, что это разрушение, деструктивное или аутодеструктивное.

г) Отклоняющееся поведение стойко повторяется, причем многократно или длительно. Нельзя назвать девиантом ребенка, стащившего несколько рублей со стола на конфеты, однако этот термин применим к подростку, постоянно ворующему деньги у родителей, например, на развлечения.

Однако даже однократная суицидальная попытка является девиантным поведением.

д) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. Это говорит о том, что оно не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, посттравматического стрессового расстройства - ПТСР), кризисной ситуации (состояния горя) или следствием самообороны (при реальной угрозе жизни, своей или окружающих людей).

е) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы, о чем уже говорилось выше.

ж) Еще одной особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

з) Девиантное поведение характеризуется выраженными индивидуальными и возрастно-половыми особенностями. Например, алкоголизм в зависимости от физических и физиологических особенностей при равных психологических чертах может развиваться с разной скоростью. То же верно, и для скорости формирования алкогольной зависимости у мужчин и женщин (до 4 раз быстрее), у взрослого и подростка. Кроме того, термин «девиантное поведение» не применяется по отношению к детям младше пяти, а, вернее, девяти лет, так как до этого возраста у детей нет представлений о социальных нормах, отклонение от которых является первым признаком девиаций.

Совокупность этих признаков позволяет дать следующее определение:

Девиантное поведение – это устойчивое поведение лично­сти, отклоняющееся от выполнения наиболее важных соци­альных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.