Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования демографических процессов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования демографических процессов

2019-06-06 527
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования демографических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Государственное регулирование демографических процессов и миграции»

 

 

Выполнила студентка     гр.237334/0001_______

____________Е.Е.Майборода

 

Проверил доцент, к.э.н.

_______________М.В. Иванов

 

Санкт-Петербург

2019


Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли

Высшая инженерно-экономическая школа

 

Задание на выполнение курсовой работы

студентке группы 237334/0001   Майборода Елизавете Евгеньевне

     (номер группы)                (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы: «Государственное регулирование демографических процессов и миграции»

2. Срок сдачи студентом законченной работы: 20 мая 2019 г.

3. Исходные данные к работе: нормативно-правовые документы, литературные источники, статистические данные

4. Содержание пояснительной записки: введение, основная часть (наименование и структура отрасли народного хозяйства, история ее развития, краткая характеристика текущего состояния отрасли, характеристика структуры управления отраслью, оценка зарубежного опыта регулирования развития отрасли, выявление проблем отрасли, формирование предложений по совершенствованию государственных программ поддержки развития отрасли народного хозяйства), заключение, список используемых источников, приложения.

Примерный объем пояснительной записки 30-50 страниц машинописного текста (формат А4).

5. Перечень графического материала: нет

6. Консультанты: нет

7. Дата получения задания: 11 февраля 2019 г.

Руководитель _____________________ доцент, к.э.н. М.В. Иванов

 

Задание принял к исполнению ______________________Е.Е.Майборода

 

05 февраля 2018 г.

 

 


                                           Содержание

Введение

Теоретические аспекты государственного регулирования демографических процессов……………………………………………………………………….5

1. Понятие объекта и предмета демографии

 Анализ реализации демографической политики на территории Российской Федерации………………………………………………………………………9

1. Состояние и тенденции развития демографических процессов в России

2. Анализ деятельности органов государственной власти в сфере реализации демографической политики на территории России……………………….16

Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере реализации демографической политики ……23

1. Программные мероприятия по совершенствованию реализации демографических процессов

2. Направления по совершенствованию демографической политики России

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наша страна - одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем, для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются в той или иной степени усилия всего общества.

Сегодня Россия остается самой населенной страной Европы. И сегодня же Россия лидирует по темпам депопуляции собственного населения, обгоняя в этом процессе все развитые и неразвитые страны.

Демографы уже несколько лет говорят о "русском кресте" - фактическом вымирании коренного населения страны. И если в странах Запада медленное сокращение населения ученые считают следствием роста уровня жизни, то в России - с точностью до наоборот.

В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества, затрагивающих интересы национальной безопасности.

Основной причиной такого положения дел, как нетрудно догадаться, являются высокий уровень смертности и низкая рождаемость, которая не только не способствует приросту населения, но даже не обеспечивает его воспроизводство.

Актуальность темы определяется необходимостью изменений функций государства по регулированию демографических процессов в новых экономических условиях. Реалии времени потребовали переосмысления многих проблем и задач государственного регулирования народного хозяйства, выработки новых методологических подходов к программированию и прогнозированию социально-экономических, в том числе демографических процессов, а также поиска масштабов и форм участия государства в регулировании этих процессов. Новые условия также требуют переосмысления стратегической цели, задач и национальных приоритетов в демографической политике государства.

Таким образом, актуализируется проблема разработки принципиально новых, адаптированных к национальным особенностям России механизмов государственного регулирования демографических процессов.

 

 

Миграция

По абсолютному объему иммиграции Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США - государству с давними традициями иммиграции и отработанной системой ассимиляции приезжих.

Масштабы миграции настораживают своей стихийностью: за период 1992-2010 гг. только в поле зрения официальной статистики попали 8,4 млн. иммигрантов.

Даже, если согласиться с очень спорным предположением, будто большинство приехавших (около 2/3) - этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало 2,8 млн. человек с иной культурой и ментальностью.

В то же время, по некоторым оценкам, численность незаконных иммигрантов, пребывающих на территории России, доходит до 15-18 млн. человек, т. е. составляет примерно 10,5-12,7% населения.

Неблагоприятная ситуация сложилась и в эмиграционной сфере.

За период с 1992 г. по 2010 г. Россию покинуло более 3,6 млн чел.

В основном это были квалифицированные специалисты, пополнившие экономически активное население, а также интеллектуальный и репродуктивный потенциал других стран.

Только по официальным данным, из-за активной женской эмиграции, стимулируемой разного рода агентствами по трудоустройству за рубежом, за период с 1994 по 2009 г. из России выехали почти 900 тысяч женщин. Значительная часть из них преступным путем, под предлогом поиска хорошо оплачиваемой работы, оказалась вовлечена в секс-индустрию и другие нелегальные виды деятельности. Целесообразно предположить, что реальная цифра уехавших из России женщин является выше официальной в 1,5-2 раза.

По имеющимся косвенным оценкам, женская эмиграция привела к прямым репродуктивным потерям в виде не рождения 833 тысяч детей в ближайшем пятилетии.

Дальнейшее ухудшение демографической ситуации чревато многочисленными негативными последствиями, угрожающими существованию общества и безопасности государства.

К таким последствиям относятся:

·рост числа неполных семей;

·отсутствие замещения поколений;

·сокращение численности населения;

·старение общества, увеличение демографической нагрузки;

·рост расходов на пенсионное обеспечение;

·изменение этно-конфессионального состава;

·угроза сохранению территориальной целостности;

·снижение обороноспособности, ухудшение трудового потенциала страны;

·дальнейшая деформация половозрастной структуры;

·а также целый ряд морально- этических, генетических и медицинских последствий.

По мнению демографа В.М. Медкова, в демографическом плане депопуляция означает самоубийство населения, исчезновение нации и ее культуры.

Именно поэтому сегодняшняя Россия нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабилизации и роста её населения.

 

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

3.1.Программные мероприятия по совершенствованию реализации демографических процессов

 

Проблемы демографического развития России и сложность их решения требуют значительного расширения и углубления социально-демографических исследований как теоретического, концептуального, так и прикладного характера. Особое значение приобретают исследования и научные разработки механизма воздействия на демографические процессы, их регулирование в соответствии с интересами общества, а также исследование всего комплекса последствий кризисных тенденций демографического развития России.

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в РФ.

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона О государственной поддержке многодетных семей. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Второй - О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году.

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы Дети России, Безопасное материнство, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: о мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства (март) и о программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа Дети Подмосковья, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, по нашему мнению, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения. Повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.

Существует Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года. Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

В общем положении концепции говорится о том что:

демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

·комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

·своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

·учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

·взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

·координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

·сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

·сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

·повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

·укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

·привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

·дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

·включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

·учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

·методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

·постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

·развития научных исследований в сфере народонаселения.

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

К 2025 году предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия в своей истории впервые столкнулась с абсолютным уменьшением численности населения, причем этому предшествовало системное изменение рождаемости и смертности на рубеже 80-90-х годов 20 в. Смертность скачкообразно превысила рождаемость, причем долгосрочные тренды не предвещали скачка. Ранее в истории подобные превышения имели место только в годы революций, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, массового голода. Значит, необходимо предположить, что «русский крест», возникший в 1990-е годы, имеет сопоставимые по масштабам социально-экономическую и социально-политическую причины. Именно отрыв явления от долгосрочного тренда доказывает социально-политическую («рукотворную») природу этой причины.

Во всяком случае, исходя хотя бы из существенной разницы характерных скоростей процессов, объяснение через фатальное затухание рождаемости, происходящее в постиндустриальных странах, явно не проходит.

Не найдя и не познав природы этой причины (причин), всех существенных факторов демографического развития, невозможно будет остановить тенденцию депопуляции населения.

Потенциальная опасность современной демографической ситуации заключается в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5 раза. По расчетам на земле к 2075г. Будут жить 9 млрд. человек. Причем рост населения (демографический взрыв) наблюдается в странах с мало развитой экономикой, где ощущается недостаток образования и квалификации. А в странах, где принимают меры для подавления резкого увеличения численности, наблюдается иная проблема - старение населения (например, Китай).

В России же демографическая ситуация обратная мировой. Происходит убыль населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек.

Эти цифры говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. В нашей стране прирост населения по статистике выходит с минусом, т.е. убыль населения. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме.

Исключительная сложность решения проблем народонаселения в современном мире состоит в том, что из-за инерции демографических процессов, чем дольше откладывается решение этих проблем, тем больший масштаб они приобретают.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему «Государственное регулирование демографических процессов и миграции»

 

 

Выполнила студентка     гр.237334/0001_______

____________Е.Е.Майборода

 

Проверил доцент, к.э.н.

_______________М.В. Иванов

 

Санкт-Петербург

2019


Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли

Высшая инженерно-экономическая школа

 

Задание на выполнение курсовой работы

студентке группы 237334/0001   Майборода Елизавете Евгеньевне

     (номер группы)                (фамилия, имя, отчество)

1. Тема работы: «Государственное регулирование демографических процессов и миграции»

2. Срок сдачи студентом законченной работы: 20 мая 2019 г.

3. Исходные данные к работе: нормативно-правовые документы, литературные источники, статистические данные

4. Содержание пояснительной записки: введение, основная часть (наименование и структура отрасли народного хозяйства, история ее развития, краткая характеристика текущего состояния отрасли, характеристика структуры управления отраслью, оценка зарубежного опыта регулирования развития отрасли, выявление проблем отрасли, формирование предложений по совершенствованию государственных программ поддержки развития отрасли народного хозяйства), заключение, список используемых источников, приложения.

Примерный объем пояснительной записки 30-50 страниц машинописного текста (формат А4).

5. Перечень графического материала: нет

6. Консультанты: нет

7. Дата получения задания: 11 февраля 2019 г.

Руководитель _____________________ доцент, к.э.н. М.В. Иванов

 

Задание принял к исполнению ______________________Е.Е.Майборода

 

05 февраля 2018 г.

 

 


                                           Содержание

Введение

Теоретические аспекты государственного регулирования демографических процессов……………………………………………………………………….5

1. Понятие объекта и предмета демографии

 Анализ реализации демографической политики на территории Российской Федерации………………………………………………………………………9

1. Состояние и тенденции развития демографических процессов в России

2. Анализ деятельности органов государственной власти в сфере реализации демографической политики на территории России……………………….16

Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере реализации демографической политики ……23

1. Программные мероприятия по совершенствованию реализации демографических процессов

2. Направления по совершенствованию демографической политики России

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наша страна - одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем, для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются в той или иной степени усилия всего общества.

Сегодня Россия остается самой населенной страной Европы. И сегодня же Россия лидирует по темпам депопуляции собственного населения, обгоняя в этом процессе все развитые и неразвитые страны.

Демографы уже несколько лет говорят о "русском кресте" - фактическом вымирании коренного населения страны. И если в странах Запада медленное сокращение населения ученые считают следствием роста уровня жизни, то в России - с точностью до наоборот.

В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества, затрагивающих интересы национальной безопасности.

Основной причиной такого положения дел, как нетрудно догадаться, являются высокий уровень смертности и низкая рождаемость, которая не только не способствует приросту населения, но даже не обеспечивает его воспроизводство.

Актуальность темы определяется необходимостью изменений функций государства по регулированию демографических процессов в новых экономических условиях. Реалии времени потребовали переосмысления многих проблем и задач государственного регулирования народного хозяйства, выработки новых методологических подходов к программированию и прогнозированию социально-экономических, в том числе демографических процессов, а также поиска масштабов и форм участия государства в регулировании этих процессов. Новые условия также требуют переосмысления стратегической цели, задач и национальных приоритетов в демографической политике государства.

Таким образом, актуализируется проблема разработки принципиально новых, адаптированных к национальным особенностям России механизмов государственного регулирования демографических процессов.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

 

1.1.Понятие объекта и предмета демографии

 

На всех этапах развития человеческой цивилизации предпринимались более или менее осознанные и целенаправленные попытки регулирования динамики населения, процесса его воспроизводства. Исторически наиболее ранними следует считать нормативное регулирование брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения (до брака, в браке, вне брака). Инструментами воздействия на поведение людей были обычаи, традиции, религиозные уложения, регламентирующие (поощряющие либо порицающие) определенные действия. Главной целью осуществляемого социального контроля над индивидуальными поведенческими актами была максимизация уровня рождаемости с целью обеспечения прироста населения или хотя бы сохранения его численности в условиях чрезвычайно высокой смертности. Развитие науки в целом и медицинских знаний, в частности, на фоне общего прогресса общества и постепенного улучшения качества жизни населения позволили последовательно наращивать социальный контроль над заболеваемостью и смертностью населения.

Конец Х1Х - начало ХХ веков можно считать периодом становления первых государственных программ развития здравоохранения и массовой медицинской помощи. К этому же времени относится и возобновление интереса к проблемам рождаемости, который был порожден началом депопуляции во Франции, а также - в Германии и Бельгии, понесших большие людские потери в результате войн последней четверти Х1Х века. Желание возместить возникшую убыль населения привело к новому этапу стимулирования рождаемости, но уже на уровне государственных программ, предполагавших ее массовое стимулирование, а также - ограничение возможностей ее внутрисемейного регулирования.

В настоящее время под демографической политикой можно понимать систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики населения как в данный момент, так и на некоторую долгосрочную перспективу.

Из этого следует, что проведение демографической политики требует соблюдения ряда условий. Три из них неотделимы друг от друга:

во-первых, наличие собственно концепции, описывающей цели, задачи и сроки реализации политики;

во-вторых, ресурсов, которые могут и должны быть затрачены на финансирование всех мероприятий политики в рамках принятой концепции и, наконец;

в-третьих, соответствующее общественное мнение, которое поддерживало бы основные стратегические идеи проводимой политики.

Анализ мер демографической политики, прежде всего по стимулированию рождаемости, в контексте конкретной демографической ситуации, на отдельных временных интервалах в различных странах не позволяет говорить о наличии какой-либо концепции собственно демографической политики. В то же время эти зачастую противоречивые и хаотичные меры всегда подчинялись единой цели - не допустить сокращения численности населения страны, что позволяет говорить о наличии если не концепции демографического развития страны, то во всяком случае об устойчивых представлений о желаемом демографическом тренде.

В рамках любой стратегии демографической политики государство реализует свое право на управление социальными процессами, одновременно принимая на себя обязательство оплатить усилия той части населения, демографическое поведение которой находится в русле целей и задач этой политики. Такая политика должна быть максимально дифференцированной в соответствии с жизненными интересами и ценностями различных социально-демографических групп, региональных и этнических совокупностей. Это может существенно расширить круг тех, кто ощутит заинтересованность в тех или иных аспектах демографических программ, и, соответственно, повысить эффективность затрат на их осуществление.

В то же время, несмотря на выраженные негативные тенденции демогр


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.