Методики, направленные на оптимизацию параметров слухоречевой памяти — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Методики, направленные на оптимизацию параметров слухоречевой памяти

2019-05-27 326
Методики, направленные на оптимизацию параметров слухоречевой памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика подбора слов, совпадающих

По ритмическому  признаку («игра в рифму»)

На первом этапе детям предъявляются таблицы с изображением различных предметов (около 20). Предлагается в ответ на показанную и названную педагогом картинку найти предмет и назвать соответствующее ему слово, близкое по звучанию («утка - дудка», «коза — стрекоза»). Спустя 10 — 15 минут детям предлагается вспомнить с опорой на предъявлявшиеся таблицы, какие слова участвовали в игре. В дальнейшем поиск созвучных слов осуществляется детьми без наглядной опоры, на слух, в ответ на заданное педагогом слово. Аналогичным образом осуществляется припоминание слов через 10 — 15 минут.

После того как дети обнаруживают успешность выполнения данного задания, им предлагается домашняя работа по составлению рифмующихся пар слов в устной форме.

Методика направлена на расширение объема слухоречевой памяти, развитие функции анализа звукового состава слова, тренировку параметра удержания в памяти словесных стимулов в условиях интерференции.

Методика запоминания словесного материала

В заданной последовательности

Перед ребенком выкладывается 10 — 12 картинок с изображением предметов и ставится задача показать предмет в ответ на называние педагогом в случайном порядке его словесного эквивалента, а также — задача запомнить, в каком порядке назывались и показывались предметы. Через 10 — 15 минут карточки с изображением предметов требуется разложить по порядку.

Использование зрительной опоры помогает запомнить и удержать в памяти достаточно большой по объему стимульный материал.

Методика распространения» предложений

При слуховом способе предъявления ребенку коротких предложений («Девочка сидит») предлагается добавить слова (действия, определения, дополнения и т.д.) для усложнения структуры предложения («Девочка сидит на стуле», «Маленькая девочка сидит на высоком стуле», «Маленькая красивая девочка прямо сидит на высоком стуле и т.д.»).

Поскольку в памяти необходимо удерживать предыдущую версию фразы для последующего ее расширения, методика развивает такие параметры, как объем памяти в динамике повторения, помехоустойчивость слухоречевой памяти.

Методика структурирования  текста

Предлагается напечатанный (крупно написанный) текст, в котором не расставлены точки в конце предложений. Ставится задача при чтении текста вслух расставить точки. В случае групповой работы дети, слушающие, как читает и расставляет точки один из них, должны запомнить и пересказать проработанный текст. Методика требует взаимодействия понимания и запоминания, направлена на формирование навыка группировки слухо-речевого материала, что расширяет объем вербальной памяти.

Методика подсчитывания количества слов в предложениях,

 предъявляемых  на слух

Особенность методики в подборе фразового материала, где применяются слова, содержащие приставки, сходные с предлогами. («Машина въехала в гору»). Важным моментом при выполнении задания является указание педагога на ошибки, т.е. актуализация механизма обратной связи.

Методика группировки слов при запоминании

Предлагается запомнить диктуемые слова, записывая их в столбик. После этого требуется мысленно представить себе столбик слов и записать также в столбик стимульный ряд. (Первый столбик, записанный под диктовку, закрывается педагогом). По окончании припоминания учащийся сравнивает оба столбика, отмечая пропуски и ошибки. Оба столбика вновь закрываются, и продолжается повторное мысленное припоминание с последующей записью в столбик и так далее до полного и правильного запоминания.

Особенность методики состоит в более активном включении в задачу приема группировки словесного материала с опорой на зрительную и моторную сферы.

Методика опорных слова

Дается задание составить рассказ, пользуясь словами, заученными перед этим.

Существенными при выполнении этого задания являются два момента. Во-первых, до составления рассказа проводится работа по «нанизыванию признаков» на запоминавшиеся слова. Например, детям задается вопрос о слове «я6локо», входившем в стимульный ряд. «Яблоко. Какое оно?» — сочное, красивое, круглое, полезное и т.д.

Во- вторых, при переходе к составлению рассказа педагог обращает внимание на то, что рассказ должен быть красивым, с разными словами-признаками, словами-действиями.

Методика расширяет запас слов, закладывает в память связи между ними, тренирует навык их припоминания при решении других, прямо не связанных с памятью задач.

Методика запоминания цифр

Предлагается запомнить ряд цифр (1, 7, 5, 2, 4). Запоминание проводится после ответов на вопрос, из каких стимульных цифр можно получить заданное число (например, число 8). Если учащийся отвечает 5 и З, указывается, что ответ неверный, поскольку в запоминавшийся ряд цифра З не входила. Модифицированный усложненный вариант данной методики представлен в виде карточки, в центре которой обозначено двузначное число, соединенное стрелками с размещенными по кругу четырьмя — пятью другими двузначными числами. Требуется найти стрелку, ведущую к числу, сложение с которым центрального даст требуемый результат. При групповых занятиях дети должны следить за выполнением задания одним из учащихся.

Методика пиктограмма

Используется классический вариант методики, где требуется для запоминания слов или словосочетаний («веселый праздник»,  «вкусный ужин», «больной человек», «дружба» и т.д.) что-либо нарисовать, что поможет припомнить запоминавшийся материал.

Эта методика задает импульс развитию основной линии онтогенеза памяти — перехода к опосредствованному запоминанию, основанному на взаимодействии памяти и мышления (семантизация).

В целом, обобщая предлагаемые методики коррекции различных параметров слухоречевой памяти, следует отметить, что они основаны на взаимодействии разных модальностей (синестезии), опираются на активизацию психической деятельности ребенка, в том числе и ассоциативно-мыслительной. Вместе с тем, что немаловажно, постановка задач, связанных с запоминанием, как правило завуалирована другими формами активности. Тем самым процессы памяти органично включаются в целостную функциональную систему психики, опосредствованную речью и обеспечивают развитие главной способности — «сотрудничества человека с самим собой» (Л.С.Выготский) — лежащей в основе развития психики в онтогенезе.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.