Глубинно-пространственная композиция — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глубинно-пространственная композиция

2019-05-27 1253
Глубинно-пространственная композиция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определяется отношением глубины пространства к ширине.

Открытость является композиционным признаком или художественным свойством глубинного пространства. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей.

Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над шириной и глубиной пространственная композиция носит вертикальный характер. При относительно небольшой высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей – кубического. Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции.

В построении глубинно-пространственной композиции большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов.

В планировочной организации глубинного пространства главным свойством является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:

- центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы;

- центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы;

- формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов.

Планировочный характер глубинного пространства выявляется за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное членение – в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-пространственной композиции. Первый – раскрытие в ней перспективных планов (кулис), их различное расположение по глубине (приближение и удаление). Второй – образование продольных осей – «нефов». Третий – формирование так называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны располагаются свободно, проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов.

Основные виды планировочной организации глубинного пространства в композиционной взаимосвязи условных пластических элементов представлены графически на рисунке 30. Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций. Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер.

 

       

  1 Симметрично-осевая                               2 Лучевая с центром

           

  3 Асимметрично-осевая с центром         4 Угловая с центром

 

         

   5 Перекрестно-осевая                               6 Периметральная

 

          

   7 Центрическая                                        8.Свободной планировки с центром

 

Рисунок  30 - Основные виды глубинно-пространственной композиции

 

 

Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов – «пилястр» или «кулис» - с интервалами между ними, причем в таком количестве и размере, при которых обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или к проявлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при выявлении передних, средних и задних планов композиции.

Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.

С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств – членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных координатных параметров пространства – его «верха» и «низа», боковых плоскостей. Основные приемы такой трансформации средствами тона представлены на рисунке 31.

 

                       

                 1 Понижение                                          2 Расширение

                   

                  3 Повышение                                         4 Сужение

                 

                      5 Удаление                                      6 Приближение

                 

                   7 Сохранение                                      8 Сокращение

               

                      9 Углубление                                     10 Разрушение

 

Рисунок 31 - Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона

v Практическое задание

Построить и выполнить в макете выразительную по пластике глубинно-пространственную композицию выставочной экспозиции с использованием закрытых или открытых форм (Приложение А, рисунок 31).

Материал и размеры композиции:

Цветная бумага, цветной картон, клей, ножницы. Формат 40/60

 

 

Вопросы для повторения

1 Каким может быть восприятие пространственной композиции?

2 Из каких элементов составляется фронтально-пространственная

 композиция?

3 Перечислите основные виды пространственно-плоскостных форм.

4 Что такое конфигурация форм?

5 С каких сторон воспринимается объемно-пространственная

 композиция?

6 Какие композиционные задачи решаются при пластической

 моделировке объемно-пространственной композиции?

7 Перечислить основные виды глубинно-пространственной композиции на примере схем планировок.

8 Какие приемы зрительной трансформации внутреннего пространства используются за счет тона?

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1 Браиловская, Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand made»/Л.В.Браиловская. – 3-е изд. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 249с.

2 Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г.М. Логвиненко. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. – 144с.

3 Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах/Л.В. Малиновская. – М., 1994. – 180 с.

4 Проектирование в графическом дизайне: Учебник для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащюк, Ю.В. Назаров и др.; под ред. С.А. Васина. – М.: Машиностроение-1, 2006. – 320 с.

5 Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие / В.Б.Устин. - 2-е изд., уточненное и доп. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 239с.

 

Дополнительная литература

6 Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция/Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1969. – 239с.

7 Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна/Т.Ю. Быстрова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. – 228с.

8 Медведевских, А.Ю. Использование графических средств в создании зрительного образа плоскостной композиции: методическое пособие для преподавателей и студентов специальностей «Дизайн», «Профессиональное обучение (дизайн)», «Технология и предпринимательство» / А.Ю. Медведевских, О.В. Ремизова. – Курган, 2008. – 24с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работы студентов кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Курганского государственного университета


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.