Интроспекция - плюсы и минусы — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Интроспекция - плюсы и минусы

2019-05-27 1893
Интроспекция - плюсы и минусы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое интроспекция?

Хотя это и непонятный термин, используемый в психологии и означающий «смотреть внутрь», интроспекция знакома большинству из нас. Не найдется человека, кто не пытался бы понять свои действия в той или иной ситуации, анализируя ее последствия. И мало кто подозревает, что в этот момент он погружается в состояние, которое попросту считается способностью к самоанализу.

Таким образом, интроспекция – это один из методов глубокого самопознания, когда самостоятельно можно анализировать:

· поступки;

· эмоции;

· мысли;

· чувства;

· намерения, формирующиеся в мозгу.

Интроспекция в психологии

Способность к самоанализу – великий дар; владеют им далеко не все, и даже те, кому он дан, не всегда умело им пользуются, превращая его в самокопание, когда в ходе разбора событий обращается внимание только на собственные негативные мысли и ощущения. Оно может доходить до самоедства, когда во всем случившемся испытуемый обвиняет только себя. В отличие от этих деструктивных действий, интроспекция в психологии – это анализ, позволяющий объективно оценить поведение и эмоциональное состояние без самоосуждения и угрызений совести.

 

Интроспекция - плюсы и минусы

Метод интроспекции в психологии, как и любой метод исследования, может таить в себе положительные и отрицательные стороны, потому что психологический портрет каждого – уникален, и выдать рекомендации, подходящие абсолютно всем, невозможно. Тем не менее, метод интроспекции, используемый для наблюдения за состоянием человека, выявил более характерные его черты. Среди положительных отмечаются:

· знание своих привычек, достоинств и недостатков;

· возможность самосовершенствования;

· «закрытость» от постороннего наблюдения всего, что происходит с человеком.

Что касается отрицательных сторон метода, то исследователи называют здесь только одну: необъективное отношение к себе самому в широчайшем диапазоне. Оно простирается от оценки: «Все прощаю себе, любимому», до: «Во всем виноват только я, потому что я – плохой (неудачник, эгоист и т.д.)». Отдавая должное внутренним оценкам, являющимся ценными для самого индивида, специалисты не считают их научными.

Интроспекция и самонаблюдение

Между методом интроспекции и самонаблюдением иногда ставят знак равенства, подразумевая, что аспекты изучения для них одинаковы: внутренняя эмоциональная реакция на различные события, где оценку дает испытуемый, которого принято называть «наивным наблюдателем». Но специалисты полагают, что интроспекция и самонаблюдение имеют существенные различия:

· самонаблюдение – это способ получения информации об эмоциональном и психическом состоянии индивида от него самого;

· интроспекция - использование данных, полученных в результате самонаблюдений.

Рефлексия и интроспекция - отличия Интересно взаимодействие интроспекции и рефлексии как двух методов, расширяющих горизонты исследований эмоционально психического состояния индивида. Большинство специалистов сходятся на том, что важны оба: интроспекция и рефлексия; различия в том, что первая «отвечает» за душу, анализируя ее реакцию на совершаемые действия, а вторая – за тело, давая информацию о его поступках.

 

Методы повышения точности и надежности наблюдения.

Обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила:

а)Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами.

б)Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.

в)Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, стрессовых, стандартных и конфликтных).

г)Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д)Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Контент-анализ и его виды

Контент-анализ – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Виды контент-анализа:

По функциям: поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций; контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру: направленный, когда точно известно, что нужно измерять;/ ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

 

3. Метод беседы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

· Управляемая

· Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации. Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Виды беседы

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

· Терапевтическая беседа

· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

· Автобиографическая беседа

· Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)

· Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)

· Телефонная беседа

Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)

2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

3. Словесное отражение психологом чувств респондента

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

 

4. Опросные методы исследования

Интервью


Использование интервью в качестве исследовательского метода свя­зано с психодинамической традицией в психиатрии, поскольку приме­нение метода опроса полностью обосновывается только клиническими представлениями. Поэтому наиболее универсальной и общей формой оп­росного метода является глубинное, клиническое, терапевтическое или неструктурированное интервью.

Интервью проводится для получения исходной информации с целью вынесения какого-либо итогового суждения. В клинической практике -это диагностическое суждение, в юридической - квалификация поступ­ка в соответствии с определенной статьей кодекса. То есть основная за­дача клинического интервью - классификация, таксономическая задача (отнести интервьюируемого к какому-либо таксону либо по диагнозам, либо по правонарушениям). Это отличает его от социологического ин­тервью, цель которого - получение информации. Кроме того, в процесс клинического интервью чрезвычайно интенсивно включены методы на­блюдения, то есть в процессе категоризации важно не то, что человек говорит, а то, как он говорит. Основная задача интервьюера - это интер­претация поведения интервьюируемого (оговорки, умолчания, психоди­намическое напряжение и т.п.).

Поскольку, в отличие от социологического интервью, задачей клини­ческого интервью является выдвижение итогового суждения, а не сбор полной информации, в его структуру включена интерпретация, и вопро­сы задаются не с точки зрения их логической последовательности, а с точки зрения кратчайшего пути к категоризирующему суждению.

Клиническое интервью


Базисным методом для сбора первичных данных в эмпирическом ис­следовании социального поведения является клиническое интервью. Кон­кретный способ изложения данных зависит от двух взаимосвязанных фак­торов:

1. Степени оригинальности для каждого первичного документа (мо­гут ли они быть сгруппированы)

2. Количества этих материалов (чем больше материала, тем выше вероятность повторов).

Вообще, клиническое интервью предназначено для сбора уникаль­ных данных, то есть таких, которые не поддаются группировке.

Направленность метода определяется не самим методом, а целью исследования. Если эти цели связаны с получением данных каких-либо популяционных характеристик, тогда данные клинического интервью мо­гут быть изложены «своими словами» в виде резюме. Если результаты интервью должны отражать состояние индивида, личностные, индиви­дуальные характеристики, тогда резюмирование не допускается, а изла­гается прямая речь респондента. Это правило основано на общенаучном принципе, что изложение должно быть проверяемым.

Все характеристики респондентов приводятся к такой форме, в ко­торой они не могли бы быть идентифицированы (первая буква фамилии, должностная позиция...).

Когда материалы используются для оценки популяции, их можно из­лагать в резюмированном виде. Следовательно, их можно группировать. В какой мере результаты поддаются обобщению? Это зависит от задач исследования и интуиции исследователя.

Материалы интервью не являются текстом. В интервью включается метод наблюдения: фиксирование поведенческих проявлений респон­дента- мимики, реплик и т. д., которые текстом не являются.

В клиническом интервью самый главный материал для анализа по­является при возникновении у респондента динамического сопротивле­ния (уклончивые ответы, туманные обороты, уход от неприятной темы, симптомы напряжения, агрессия). В таких случаях используются приемы снижения напряжения: шутка, разрядка, лестное для респондента выс­казывание: "Нам очень жаль отнимать ваше время, но вы такой уникаль­ный человек, с вашей биографией, жизненными достижениями, опытом, только от вас можно получить такую информацию». Далее следует пе­рейти к другой теме, а ближе к концу внезапно возвратиться к вопросу, вызвавшему негативную реакцию.

Для оценки надежности результатов клинического интервью важно отношение к ситуации респондента (откровенность). Оно определяется по количеству тем, от которых респондент уходил, по количеству «обте­каемых» ответов, по появлению напряжения, по вербальной агрессии. В полустандартизованном интервью используются те же методы, что и в анкете: субъективное время заполнения, прямая оценка интересности/ неинтересности, просьба возвратиться к вопросам анкеты и указать те из них, которые вызвали наибольшие трудности при ответе:«Вернемся к началу нашего интервью, вспомните, какие вопросы вызвали у вас труд­ности или на которые вы не захотели бы отвечать повторно».

Такие оценки сводятся и показывается, сколько респондентов про­явили интерес, сколько испытали напряжение, какие вопросы оказались сложными или вызывающими напряжение.

Принципы подбора интервьюеров:

1. Женщины охотнее отвечают мужчинам, мужчины - женщинам.

2. Пожилым охотнее отвечают, чем молодым.

3. Чем выше образовательный уровень интервьюера, тем более он обучаем, и следовательно, тем более качественное интервью.

4. Наиболее универсальный интервьюер-это женщина с высшим об­разованием, средних лет, которая может опрашивать практически любых респондентов: от пенсионеров до подростков любого пола.

При изложении полученных данных все характеристики и особенно­сти группы должны быть указаны. Это делается для оценки работы дру­гими специалистами: уровня языкового развития респондентов, корректности интерпретаций и т. д.

Социологическое интервью


1). Установление контакта с респондентом.

- Представление.

- Изложение цели встречи. Задача этого этапа настроить респонден­та начать давать информацию. Для этого нужно быстро перейти к тому, что интересно самому респонденту. (Например: «Мы все хорошо знаем, какой высокий уровень преступности, квартирных краж... наш институт про­водит исследование с целью повысить безопасность таких квартир, где, как в вашей, свободный вход в подъезд..."). Респондент должен почув­ствовать, что исследование проводится для него. Исключения составляют случаи, когда респондент начинает возмущаться, говорить, что у него нет времени обсуждать неизвестно с кем всякую чушь. Тогда полезно сказать, что если бы не работа, у вас тоже вряд ли возникло бы желание с ним разговаривать.

- Гарантия безопасности. Контакте незнакомым человеком, особен­но в тех случаях, когда речь заходит о какой-то тревожащей теме, обычно вызывает напряжение. Необходимо сразу сказать, что исследование ни в коем случае не будет направлено против респондента, что данные бу­дут обрабатываться анонимно и т.д.

- После предоставления гарантии безопасности респонденту нужно сказать, что вы цените его высокий вклад в развитие науки.

- На стадии установления контакта интервьюер должен выбрать мо­дель поведения, которой он будет придерживаться в процессе интервью.

Существуют три основные модели:

а) Нейтральная (не вмешивающаяся), без поведенческих проявле­ний. Является самой лучшей сточки зрения надежности, но многие рес­понденты с этой моделью не работают.

б) Авторитарная (принуждающая), подталкивающее и стимулирующее поведение. Применяется для пассивных и уклоняющихся респондентов.

в) Участвующая, направленная на сотрудничество, совместную ра­боту с респондентом, стимулирующая к ответам. Применяется для со­мневающихся или дающих неопределенные ответы.

2) Логика проведения нестандартизованного интервью.

Применяется, когда об объекте известно слишком мало для того, что­бы выдвигать гипотезы о причинности. Интервьюер имеет только абст­рактные представления о той информации, которую он хотел бы полу­чить. Путеводитель содержит только самые общие формулировки, что­бы не потерять детали, которые могут стать решающими для всего ис­следования.

Единственное требование - логика вопросов должна соответство­вать логике естественной беседы.

В клиническом интервью существуют вопросы, которые вообще не несут никакой смысловой нагрузки, а используются они только для того, чтобы создать у респондента ощущение непрерывности и логичности бе­седы, либо настроить его на продолжение беседы.

Вопросы, вызывающие напряжение, лучше задавать во второй трети интервью, когда респондент уже настроен давать информацию.

Приемы для середины интервью:

а) Конфронтация - личностная или ситуационная с целью спровоци­ровать ответ.

б) Ложное уточнение - намеренно искаженный повтор ответа на тот вопрос, на который респондент ответил неудовлетворительно, чтобы спровоцировать его на уточнение ответа.

в) Буквальный повтор ответа за респондентом, но в более разверну­той форме, с целью уточнения.

г) Переспрашивание - контрольные вопросы.

Обычно клиническое интервью имеет среднюю продолжительность от 2,5 до 3,5 часов. Причем надо иметь в виду, что за это время законо­мерно меняется внимание респондента.

1/4 - невнимание из-за ориентировочной реакции.

2-3/4 - основная работа.

4/4 - утомление. Используется для выяснения болезненной инфор­мации, вначале задаются нейтральные и настраивающие вопросы.

Иногда интервью приходится разбивать на 2-3 встречи.

Минус: респондента каждый раз приходиться заново настраивать.

Плюс заключается в том, что респондент забывает то, о чем он гово­рил в первый раз, что позволяет интервьюеру задавать контрольные воп­росы.

3) Окончание интервью.

У респондента должно остаться чувство удовлетворения, ощущение того, что он работал не зря.

Нормальный вариант: благодарность, положительная оценка учас­тия респондента в интервью и подчеркивание важности предоставлен­ной им информации.

Вариант с настаиванием на продолжении разговора со стороны оп­рашиваемого. При этом варианте следует обратить внимание респон­дента на вашу инструментальную функцию, то есть что вы являетесь аген­том, а не большим ученым, или что вы не можете выходить за рамки по­ставленной темы без согласования с руководителем и т.д. Возможен мяг­кий уход: «Спасибо за интервью, мы исчерпали тематику» или отнесение беседы на будущее с подтекстом ценности новой информации.
4) Фиксация результатов интервью.

а) Запись на бумагу. Негативной стороной такого способа фиксации результатов является потеря контакта с респондентом во время записи.

б) Аудиозаписи - теряется связь речи и поведения.

в) Видео - неестественное поведение респондента при видеозапи­си в направлении демонстрации социально-желаемого поведения. Скры­тая фиксация не допустима по моральным соображениям.

г) Запись сразу после интервью - считается высоко надежной (3-5 часов).
В методическом смысле адекватный способ фиксации результатов ценен тем, что позволяет оценить надежность получаемых данных дру­гим специалистам. Надежность интервью - это отношение интервьюера к ситуации интервью, его расположенность и готовность к разговору.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

- высокой оперативностью получения информации;

- возможностью организации массовых обследований;

- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

- невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

- отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

- не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

По содержанию (или направленности) вопросов выделяют три вида:

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете?...

Каково качество практических занятий по психологии общения?…

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

- в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

- ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

- контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

- необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

 

5. Тестирование как метод психологии.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: валидность и надежность.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Личностные тесты

Первая разновидность индивидуальных тестов - личностные тесты призваны определять качества человека, в основном независимые от ситуации и постоянные во времени. В отличие от тестов способностей, ориентированных на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение высоких результатов, они рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его относительно стабильные черты. Главное назначение личностных тестов состоит в выявлении того, как человек ведет себя в определенных ситуациях или решает определенный круг проблем. Личностные тесты могут исследовать, например, такие психологические качества личности, как темперамент, агрессивность, тревожность, уровень притязаний, самооценка и т.д.

В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен для испытуемого. Поэтому в случае неискренности своими ответами он может повлиять на результат и исказить его. Помешать этому призваны вопросы на искренность (ложь). Если, стремясь создать о себе хорошее впечатление, испытуемый в своих ответах превышает допустимый предел возможностей (прежде всего случайной) неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Пример субъективных тестов - тест «Темперамент личности».

Широко распространенная разновидность субъективных тестов - личностные опросники. Они содержат комплекс вопросов, ориентированных на общую цель. В зависимости от целей теста различают многофакторные (дающие разностороннюю комплексную оценку психологических качеств личности), однофакторные (выясняются отдельные устойчивые особенности человека, например, его темперамент) и проективные (когда испытуемому предлагают, например, завершить незаконченные предложения, дать интерпретацию тому или иному изображению или же нарисовать дом, животное или какой-либо другой объект).

Тесты на интересы и склонн


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.17 с.