Практическое описание опыта использования экскурсий в обучении младших школьников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Практическое описание опыта использования экскурсий в обучении младших школьников

2019-05-26 494
Практическое описание опыта использования экскурсий в обучении младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во 2-м классе

Тема урока: «В гости к осени»

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;

учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;

конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;

продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,

продолжить развитие эстетического восприятия природы;

формировать правильное отношение к природным объектам.

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Учитель.

Пусты поля, Мокнет земля, День убывает, Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У. Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

- Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

- Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

- Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

- А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют листопадными.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!

Проанализировав программу по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения, нами выявлено, что многие авторы программ не уделяют должного внимания экскурсии, как средству обучения младших школьников. Нами был представлен конспект урока по окружающему миру, где можно отследить поэтапное овладение учениками знаний, закрепление навыков и отработку умений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости использования экскурсий в обучении младших школьников.

Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии младших школьников.

 

 

Заключение

 

Возрастной период младших школьников является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.

Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности.

Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.

Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.

В результате проделанной работы нами было сделан ряд выводов:

Неизменные цели экскурсий:

- интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;

- осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;

- воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;

- расширение кругозора учащихся;

- воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.

Экскурсия способствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:

способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;

расширяет кругозор школьников;

учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;

способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);

Школьные экскурсии – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус экскурсии определяется целями её проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма. На наш взгляд, ни рассказы учителя, ни просмотр видеофильмов, ни методические пособия не могут дать таких ярких и живых представлений, потрясающих эмоций и впечатлений, как экскурсия.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов:

● содержание;

● методика и техника ведения;

● знания педагога;

● подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;

● условия проведения экскурсии.

Возникновение экскурсий как метода обучения было не случайным. Многие педагоги и психологи рассматривали этот метод как наиболее эффективный. Учитывая роли и особенности образовательных экскурсий в начальной школе были составлены образовательные программы по различным предметам. Соблюдая методику проведения экскурсий можно добиться лучших результатов в усвоение учениками знаний, умений и навыков в начальном образовании.

Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы.

К специфическим признакам экскурсии относятся:

- быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;

- экскурсионность объекта;

- способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

- способ предметного изучения;

- эмоциональность.

Во время экскурсий большая роль отводится наблюдениям младшими школьниками. Умению наблюдать ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не может быть приобретено путем биологического наследования.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.

1) Экскурсия - это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;

2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.

Проанализировав программу по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения, нами выявлено, что многие авторы программ не уделяют должного внимания экскурсии, как средству обучения младших школьников. Нами был представлен конспект урока по окружающему миру, где можно отследить поэтапное овладение учениками знаний, закрепление навыков и отработку умений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости использования экскурсий в обучении младших школьников.

Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии младших школьников.

 

 

Список литературы

 

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2011. 339 с.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М.: Просвещение, 2008. 229 с.

3. Бабенко Л.С. Конспект Урока природоведения во II классе // Начальная школа. - 2001. -№4. – С.105-109.

4. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. – 2010. - №5. – С.12-17.

5. Бархаш Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий. - М.: Наука, 2004. 383 с.

6. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. -2014. -№3. –С.36-40.

7. Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. – Благовещенск, 2009. 264 с.

8. Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. -2005. -№10. – С.58-62.

9. Богданец Т.П. Летние наблюдения по природоведению // Начальная школа. -2010. -№4. – С.27-29.

10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. –М.: Академия, 2008. 221 с.

11. Вопросы обучения и воспитания младших школьников. -Благовещенск, 2006. 327 с.

12. Гаврилычева Г.Ф. Современный школьник. Какой он? //Начальная школа. – 2008. - №3. – С.13-19.

13. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Наука, 2013. 388 с.

14. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. М.: Просвещение, 2008. 286 с.

15. Горошенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 2004. 196 с.

16. Егорова Т.Г. Логическое образование в познавательной деятельности младших школьников. Стихотворный материал на экскурсиях на природу // Начальная школа. -2010. -№4. –С.66-68.

17. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок // Начальная школа. – 2011. - №3. – С.33-37.

18. Кайдаш Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. -2013. - №12. –С.14.

19. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. – 2008. - №6. – С.50-51.

20. Коменский А.Я. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 2012. 656 с.

21. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. – М.: Просвещение, 2010. 439 с.

22. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа. -2012. -№1. –С. 57-59.

23. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа 2013. -№9. –С.54-59.

24. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. – М.: Педагогическое общество России, 2012. 285 с.

25. Немов Р.С. Психология. –М.: ВЛАДОС, 2013. 220 с.

26. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. –М.: АСТ, 2010. 344 с.

27. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС,2003. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). –М.: Просвещение, 2008. 381 с.

28. Половцев В.В. Избранные педагогические труды. – М.: СОЮЗ, 2007. 422 с.

29. Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания. – СПб.: ЭРА, 2014. 283 с.

30. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - С.42-53.

31. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Высшая Школа, 2010. 382 с.

32. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний / Под ред. М.В. Зверевой. - М.: Педагогика, 2013.  295 с.

33. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

34. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с.

35. Трубайчук Л.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Начальная школа. - 2005. -№9. –С. 6-9.

36. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Феникс, 2003. 274 с.

37. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009. 337 с.

38. https://ushakovdictionary.ru/

39. https://www.slovardalja.net/

40. http://pedlib.ru/Books/1/0075

41. http://elib.gnpbu.ru/text/raykov_metodika-i-tehnika-ekskursy_1930/

42. http://www.terrahumana.ru/arhiv/10_04/10_04_35.pdf

43. http://malayaencyklopediya.com/

44. http://bse.sci-lib.com/

45. http://erusds.ru/pedagogicheskij-slovar-2/


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.