Лекция 2.4.1 Общечеловеческие ценности как основа профессионализма педагога — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Лекция 2.4.1 Общечеловеческие ценности как основа профессионализма педагога

2018-01-30 467
Лекция 2.4.1 Общечеловеческие ценности как основа профессионализма педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 2.4.1 Общечеловеческие ценности как основа профессионализма педагога

План:

Права человека — общечеловеческие ценности.

Конвенция о правах ребенка.

3. Основное содержание Конвенции.

Отражение идей Конвенции в законодательных актах РФ.

Уважение к личности ребенка — основа общения в системе

"учитель — ученик"

Отражение идей Конвенции в законодательных актах РФ.

Конвенция о правах ребенка.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) отмечается, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь».

Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во многих регионах мира, принимает Декларацию прав ребенка (1959 г.) и Конвенцию о правах ребенка (1989 г.).

Международные документы о правах человека условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции.Декларация (от латинского слова declaratia — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio — договор, соглашение) — соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Особенность международных документов о правах человека состоит в том, что они действуют не непосредственно, а посредством внутреннего (национального) права. Это значит, что государство,подписавшее конвенцию, обязуется свои внутренние, национальные законы (Конституцию, кодексы, указы и т.п.) привести в соответствие с международными.

По сравнению с Декларацией по правам ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Страны заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет на основе общих для всех прав каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

 

3. Основное содержание Конвенции.

Краткое и схематичное содержание и структуру этого уникального и исторического документа можно представить следующим образом.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности Документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок»; утверждают один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гражданст­во; сохранение своей индивидуальности, право знать своих родите­лей и право на их заботу и не разлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковые для обоих); право на воссоеди­нение с семьей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мыс­ли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ре­бенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей депривилегированных категорий и обязанностей государства по защите и помощи та­ким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, бежен­цам, неполноценным в умственном или физическом отношении; от­мечаются также права всех детей на соответствующий уровень ме­дицинского обеспечения, а нуждающихся детей — в социальной помощи.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответ­ствующего содержания; права меньшинства пользоваться своей эт­нической, религиозной или языковой культурой; право детей на от­дых и досуг.

Статьи 32-36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуа­тации, от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и соци­альной реинтеграции, а также права на охрану во время вооружен­ных конфликтов и войн.

Статьи 41-45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизмы контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

Статьи 46-54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы принятия и соблюдения государ­ствами требований Конвенции ООН.

С момента ратификации Конвенции в нашей стране (13 июня 1990 года) прошло немало времени, однако ее текст почти не нашел своего отражения в печати. Очень многие, не только учителя, но и родите­ли, школьники не знают о существовании Конвенции, а тем более ее содержание.

Что же принципиально нового должна внести Конвенция не только в наше законодательство, но и в наше сознание? В сознание прежде всего учителей, студентов педагогических учебных заведений (вузов, колледжей и училищ) — будущих учителей, родителей, всех взрослых и детей.

Конвенция ООН как международный акт является составной частью комплекса законодательных документов о правах человека и его следует рассматривать в единстве собщей политикой становления правового государства, демократизации и гуманизации нашего общества.

Конвенция — документ, объединяющий в себе высокие социально-нравственные правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослых с детьми, которые утверж­дают нормы общечеловеческой культуры.

Согласно Конвенции ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия (статья 1-ая).

Основная идея Конвенции, своеобразного «Билля о правах детей», заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права, детей: выживание, защита,развитие и обеспечение активного участия в жизни общества.

Впервые в истории Конвенция провозгласила признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети Должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Такого отношения к несовершеннолетнему, а потому умственно и физически еще незрелому человеку, не было нигде и никогда. Даже в Декларации 1959 года она не была выражена с такой четкостью и полнотой. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

F Конвенция провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Она утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но предоставление всего этого, в первую очередь, всегда в приоритетном порядке детям.

F Конвенция устанавливает права ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

F Конвенция провозглашает равенство прав детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и других обстоятельств.

F Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе и защите детей, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей.

Ориентация на сохранение тесной связи ребенка с семьей находит отражение во многих статьях Конвенции (9, 10, 18, 19 и др.).

F Конвенция определяет ответственность государства за воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

F Конвенцией предусмотрены также специальные права детей-инвалидов: неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества.

F Особо следует отметить, что Конвенция провозглашает право ребенка знать свои права. Поэтому «государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей» (статья 42).

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Лекция 2.4.1 Общечеловеческие ценности как основа профессионализма педагога

План:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.