I.3 Зарубежный опыт организации музыкально-просветительской — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

I.3 Зарубежный опыт организации музыкально-просветительской

2018-01-14 368
I.3 Зарубежный опыт организации музыкально-просветительской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельности XX века.

Значительный вклад в процесс формирования музыкального просветительства на современном этапе внесли зарубежные музыканты. В числе самых известных миру – выдающиеся венгерские композиторы и учёные-фольклористы, педагоги З.Кодай и Б.Барток. Главную цель своей творческой деятельности они видели в приобщении широчайших масс к большому искусству, которое формирует духовное здоровье и сплочённость нации. Большое значение придавал З.Кодай работе с молодёжью, стремился к тому, чтобы она, «выходя после концерта, чувствовала себя облагороженной идейным содержанием прослушанной музыки, чтобы ощутила себя выросшей и обогащённой» [62,75].

В Румынии инициатором концертно-просветительской деятельности на родине и за её рубежами был Джордже Энеску. Прославленный артист часто отказывался от выгодных контрактов, чтобы играть для своих соотечественников. Обширный репертуар симфонической и камерной музыки представлял он в цикле исторических концертов в Бухаресте 20 – 30х годов.

Интересен опыт в области детского музыкального просветительства П.Михеля – музыковеда из ГДР. Концерты и прослушивания музыки он сопровождал рассказом о музыкальном произведении, предполагая рассматривание его с разных точек зрения: место в творчестве композитора и в истории музыки, окружение композитора и традиции страны, связь со смежными видами искусств. П.Михель формирует основные требования к концерту: он должен быть «в равной степени источником приобретения знаний, поводом для эстетической оценки, объектом наслаждения и фактором воспитания» [66,74]. Интересны идеи по форме проведения концерта, это: встречи с композиторами и исполнителями, «концерты-мосты» между произведениями или исполнительским мастерством разных времён, концерты о традициях и жанрах в их развитии, сравнение музыкальных произведений, написанных на один литературный сюжет.

Исследуя музыкальные переживания и оценку детьми произведений различных эпох, П.Михель пришёл к выводу: способности к восприятию музыки прошлого и настоящего развиваются не во временной последовательности, а взаимосвязано. Исходя из этого наблюдения, он считает, что при составлении циклов лекций-концертов не стоит непременно следовать исторической линии развития музыки. Главная задача – научить слушать музыку прошлого и настоящего, устранив пропасть между ними, способствовать развитию исторического понимания музыки, «исторического слышания».

В числе выдающихся музыкальных просветителей XX века Л.Бернстайн – крупный американский композитор, дирижёр, замечательный пианист и «вдохновенный музыкальный лектор-популяризатор и просветитель» [125, 3]. Во всей его многообразной деятельности им двигала вера в облагораживающее воздействие музыкального общения, без которого он не мыслил жизни. «…Но я хочу жить, – пишет Л.Бернстайн, – и, следовательно, музыкальное общение (человеческое тепло, понимание и откровение) должны существовать» [125,219]. В 50-х годах концерты, в которых выступал в качестве дирижёра симфонических оркестров, он предварял вступительным словом, раскрывающим содержание исполняемых произведений. Затем эти вступления перерастали в беседы-концерты, которые этот замечательный музыкант проводил в концертных залах, на радио и телевидении. Из записей таких бесед-концертов, часто составлявших целые циклы, Л.Бернстайн создавал свои книги. Большой популярностью пользовался его цикл концертов-бесед, адресованный самой неподготовленной юношеской аудитории в возрасте от 12 до 18 лет – «Концерты для молодёжи». Методология построения бесед Л.Бернстайна опиралась на идею подачи материала от простого – к сложному, и – наоборот; речь изобиловала остроумными сравнениями в приёмах раскрытия той или иной темы. Вся его многогранная деятельность служила одной благородной цели – расширению музыкального и эстетического кругозора молодёжи.

Таким образом, значение музыкального просветительства в формировании духовно-нравственного облика нации осознавалась выдающимися зарубежными музыкантами. Плодом их творческой деятельности в этом направлении явилось совершенствование старых и создание новых форм приобщения населения своей страны к лучшим образцам музыкального искусства. Особенностью музыкального просветительства XX века за рубежом явилось создание популярных программ и проектов, предназначенных специально для детей и молодёжи.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.