Изложение материала и структурирование текста — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Изложение материала и структурирование текста

2018-01-14 178
Изложение материала и структурирование текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовой работы.

Структура курсовой работы определяется, как правило, ее предназначением и спецификой темы. Однако, сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры научного произведения, к которым относится и курсовая работа, основными элементами которой в порядке их расположения является следующее:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Список использованных источников (библиографический список или список литературы).

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. (см. Приложение)

Очень краткие названия научных работ (одно-два сло­ва) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В научных работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкрет­ным, а потому и более многословным. Не следует допус­кать в заглавии работы неопределенных формулировок, например: "Анализ некоторых вопросов...", а также штам­пованных формулировок типа: "К вопросу о...", "К изуче­нию...", "Материалы к...".

Если автор хочет конкретизировать заглавие своей ра­боты, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

После титульного листа помещается содержание (оглавление), в ко­тором приводятся все заголовки работы и указываются страни­цы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления дол­жны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение к работе. Здесь обычно обосновываются ак­туальность выбранной темы, цель и содержание поставлен­ных задач, формулируются объект и предмет исследова­ния, указывается избранный метод (или методы) исследо­вания, сообщается, в чем заключается теоретическая зна­чимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания ра­боты и краткий обзор литературы, имеющейся по данной теме.

Таким образом, введение — очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует чи­тателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. По­этому основные части введения к курсовой работе рассмот­рим более подробно.

Актуальность — обязательное требование к любой курсовой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к курсовой работе понятие "актуальность" имеет одну особенность. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оце­нивает с точки зрения своевременности и социальной зна­чимости, характеризует его научную зрелость и професси­ональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1—2 страниц машинописного тек­ста показать главное — из чего и будет видна актуальность темы.

Студентам излагается краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основа­тельное знакомство студента со специальной лите­ратурой, его умение систематизировать источники, кри­тически их рассматривать, выделять существенное, оцени­вать ранее сделанное другими исследователями, опреде­лять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в оп­ределенной логической связи и последовательности и пото­му перечень работ и их критический разбор не обязатель­но давать только в хронологическим порядке их публикации.

Поскольку курсовая работа обычно посвящается срав­нительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вов­се не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оце­нены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему лите­ратуре необходимых сведений, берет на себя смелость ут­верждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не под­тверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со сво­им научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., вывести формулу, и т.п.)

Формулировки задач необходимо делать как мож­но более тщательно, поскольку описание их решения дол­жно составить содержание глав курсовой работы. Это важ­но и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого иссле­дования.

Обязательным элементом введения является формули­ровка объекта и предмета исследования. Объект — это про­цесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научно­го процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит пред­метом исследования. Именно на него и направлено основ­ное внимание слушателя, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения курсовой работы яв­ляется также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материа­ла, являясь необходимым условием достижения поставлен­ной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь так­же дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, биб­лиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структу­ру работы, те дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части курсовой работы подробно рас­сматривается методика и техника исследования, обобща­ются его результаты. Все материалы, не являющиеся насущ­но важными для понимания и решения научной задачи, выно­сятся в приложения.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал, оформление которого должно соответствовать тре­бованиям, предъявляемым к курсовым работам.

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется "Заключение". Как и всякое за­ключение, эта часть исполняет роль концовки, обус­ловленной логикой проведения исследования. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обобщенной итоговой оценки проделанной ра­боты. При этом важно указать, в чем заключается ее глав­ный смысл, какие важные научные результаты получены, какие появляются новые научные задачи в свя­зи с проведенным исследованием. Заключительная часть, со­ставленная по такому плану, дополняет характеристику те­оретического уровня исследования, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалифика­ции ее автора.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, кото­рые предполагается решать в будущем.

После заключения принято помещать библиографичес­кий список использованной литературы. Каждый включен­ный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитиру­ет работы других авторов, то он должен обязательно ука­зать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные ма­териалы. Не следует включать в библиографический спи­сок те работы, которые фактически не были использованы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, ко­торые загромождают текст основной части работы, поме­щают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, вы­держки из конвенций, международных соглашений, отдельные положения из инструкций и пра­вил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, гра­фики, карты.

Связь основного текста с приложениями осуществля­ется через ссылки, которые употребляются со словом "смот­ри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шиф­ром в круглые скобки.

Важное значение при структурировании текста курсовой работы имеет рубрикация текста. Под рубрикацией текста понимается его членение на логически самостоятельные составные части. Поскольку курсовая работа представляет собой подчиненное единой цели сочинение, ее рубрикация тоже должна служить оп­тимальному раскрытию темы. Выделение структурных элемен­тов составляет существенный момент рубрикации.

Если введение и заключение обычно бывают цельны­ми, то основная часть, в свою очередь, подвергается бо­лее дробной рубрикации на главы и параграфы. Она осу­ществляется посредством нумерации и заголовков.

Заголовки глав и параграфов задают общую перспективу изложения на данном отрезке текста. При рецензировании студенческой работы правильности членения на главы и парагра­фы и выбора их названий придается большое значение. Каждый заголовок должен строго соответствовать со­держанию следующего за ним текста. При этом необхо­димо, чтобы каждая глава по содержанию представляла со­бой как бы сумму смысловых содержаний своих парагра­фов. Если название главы предполагает более широкое содержание, чем вся совокупность ее параграфов, то что-то в заявленной теме остается упущенным, нераскрытым. Если же содержание параграфов в сумме оказывается бо­гаче, чем предполагало название главы, это означает, что глава содержит лишние, выходящие за пределы ее плана параграфы.

Названия глав и параграфов не следует делать ни слиш­ком многословными, длинными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки, занимающие несколько строк, выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Тем бо­лее, что названия глав и параграфов набираются более крупными буквами и размещаются посередине страни­цы. Слишком короткие названия, особенно состоящие из одного слова, нехороши тем, что теряют всякую конкрет­ность и воспринимаются как предельно общие. Поэтому они в любом случае оказываются по смыслу шире соот­ветствующего им содержания. В заголовок не следует включать узкоспециальные термины, сокращения, аббре­виатуры, формулы.

Помимо выделения частей текста, имеющих названия и номера, существует и более дробная рубрикация без использования номеров и названий. Это деление текста на абзацы, то есть периодическое логически обусловлен­ное отделение фрагментов написанного друг от друга от­ступом вправо в начале первой строки фрагмента. Аб­зацы позволяют сделать излагаемые мысли более рель­ефными, облегчают восприятие текста при чтении и его осмысление.

Желательно, чтобы объем абзацев был средним. Ред­кость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная частота мешает читателю сосредоточиться на мысли ав­тора.

Между абзацами непременно должна существовать ло­гическая связь, объединяющая их в цельное повествова­ние. Для того чтобы сделать эту связь более явной, необ­ходимо усиливать рубрикацию использованием специ­альных вводных слов и оборотов в начале первого пред­ложения абзаца. Такие слова и обороты дают возмож­ность подчеркнуть, как именно связаны предыдущий и последующий абзац: является ли последующий выводом из предыдущего, или обобщением нескольких предыду­щих абзацев, или возражением на содержащиеся в них аргументы.

3.2. Основные правила оформления курсовой работы

Курсовая работа (в дальнейшем – работа) оформляются в соответствии с правилами, изложенными в следующих документах: ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; РД 40. РСФСР – 050-87. Проекты (работы) дипломные и курсовые; ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись, библиографическое описание; Руководство по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы). – Ростов-на-Дону: Российская таможенная академия, Ростовский филиала РТА, 2010 и др. В структуру курсовой работы входят:

· титульный лист (см. приложение 1);

· содержание (см. приложение 2);

· введение;

· главы и параграфы основной части;

· заключение;

· список использованной литературы (см. приложение 3);

· приложения.

К основным из этих правил относится следующее.

1. Работа выполняется компьютерным способом на стандартных листах бумаги формата А 4 через полтора интервала с использованием шрифта Times New Roman 14 размера и имеет поля: верхнее, нижнее и левое – 20 мм, правое – 10 мм. Основной текст выравнивается по ширине, с отступом первой строки 1,25 см.

2. Оглавление работы включает в себя названия ее структурных элементов (введение, главы и параграфы, заключение, список использованной литературы), номера глав и параграфов, а также номера страниц, на которых они начинаются. Заголовки глав и параграфов, указанные в оглавлении, должны быть идентичны их названиям в тексте работы.

Заголовки «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названия глав печатаются прописными буквами. Остальные названия – строчными буквами.

3. В тексте работы названия структурных элементов, в том числе названия глав печатаются прописными буквами полужирным шрифтом симметрично по отношению к тексту без переноса слов. Название параграфов – строчными буквами в соответствии с теми же требованиями. При этом слова «глава», «параграф» не пишутся и знак «§» не ставится. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами следующим образом:

· перед названием главы ставится соответствующая цифра с точкой (например, 1., 2.);

· перед названием параграфа ставятся через точку две цифры, вторая из них с точкой на конце обозначает по­рядковый номер параграфа в пределах данной главы (например, 1.1., 1.2., 2.1., 2.2.);

· при более дробном делении текста выделенные подпараграфы

обозначаются третьей цифрой с точкой и т.д.;

Каждый элемент работы и глава начинаются с новой страницы.

4. В тексте работы следует применять затекстовые библиографические ссылки, которые оформляются как перечень библиографических записей, помещенных после текста документа (список использованной литературы). Для связи с текстом порядковый номер библиографической записи указывается вместе с номером страницы, на которой помещен объект ссылки, в квадратных скобках. Например, в затекстовой ссылке: 10.Бункина, М. К. Основы организации валютных отношений: учебник / М. К. Бункина. – М.: Юрайт, 2009. – 326 с. В тексте: [10, c. 81].

Если цитирование производится не по первоисточнику, а по другому источнику, то в начале ссылки ставятся слова: «Цит. по…» (цитируется по). Например, [Цит. по 10, c. 81].

Если фрагмент источника не цитируется, а передается лишь его смысл, то в начале сноски ставится слово: «См.:» (смотри). Например, [См.: 10, c. 81].

5. Применяемые в тексте работы формулы размещаются на отдельных строках. На строке с формулой указывается ее по­рядковый номер в тексте – справа в круглых скобках – и выравнивается по правому краю страницы. Номер формулы со­стоит из цифры, обозначающей номер главы, и цифры (через точку), обозначающей номер формулы внутри главы (например, 2.1). Если формул в тексте работы мало (2-3), они могут иметь сквозную нумерацию по тексту работы, т.е. быть пронумерованы без указания номера главы в номере формулы.

Перенос в формулах допускается делать на знаках соотношений, на отточии, на знаках умножения в виде косого креста. Перенос на знаке деления не допускается. Математический знак, на котором прерывается формула, должен быть повторен в начале второй строки.

Каждая формула должна быть расшифрована после ее написания следующим образом:

· после формулы ставится запятая, указывается номер формулы;

· на строке ниже ставится слово «где» без двоеточия после него;

· на этой же строке записывается первый символ и далее (через тире) указывается наименование символа, которое начинается со строчной буквы и может располагаться в нескольких строках, в конце наименования символа ставится точка с запятой;

· каждый отдельный символ и его расшифровка записываются, начиная с новой строки. После наименования последнего символа ставится точка.

6. Цифровой и другой материал, содержащийся в работе, для лучшей наглядности и удобства сравнения представляют преимущественно в виде таблиц. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте или на следующей странице. Ширина таблицы не должна быть шире полосы набора.

Каждая таблица должна иметь название и номер. Название таблицы, выполненное строчными буквами (кроме первой буквы), без кавычек и переносов в словах, без точки в конце, следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблица нумеруется арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра – номер главы, вторая – порядковый номер внутри главы.

Таблица состоит из головки, боковика, граф и строк (см. таблица 1).

Заголовки граф и строк таблицы выполняются с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставятся. Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте.

Таблица 1 – Схема оформления таблицы

Головка   Заголовки граф
Подзаголовки граф
           
строка          
строка          
             

Боковик Графы

 

Если таблица не умещается на одной странице, она продолжается на следующей странице. Если перенос обусловлен большим количеством граф, то на следующей странице каждый раз воспроизводится боковик, а заголовочная часть представляется только нумерацией граф. Если перенос таблицы обусловлен большим количеством строк, то на следующих страницах воспроизводится только нумерация граф. Название таблицы на последующих страницах не воспроизводится, но над правым верхним углом каждого продолжения таблицы делается запись «Продолжение таблицы (номер)».

7. Список использованной литературы оформляется по алфавиту авторов (заглавий) с размещением в начале списка официальных документов и нормативных правовых актов (см. приложение 1). Причем, данные документы и акты приводятся в такой последовательности:

· Конституция РФ;

· федеральные законы;

· законы РФ;

· указы Президента РФ;

· постановления Правительства РФ;

· инструкции, положения, приказы, указания, письма и т.п. министерств и ведомств.

Например:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2007. – 39 с.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 61-ФЗ от 28.05.2003: по состоянию на 13.10.2009. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон № 164-ФЗ от 08.12.2003: по состоянию на 02.02.2004. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

4. Мировая экономика и международный бизнес: учебник /под общ.ред В. В. Полякова, Р. К. Щенина. – 3-е изд, стер. – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.

5. Михайлов, Д. М. Международные контракты и расчеты/Д. М. Михайлов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 641 с.

6. Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования: постановление Правительства РФ № 718 от 29.11.2003: по состоянию на 14.09.2009. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

7. Бункина, М. К. Особенности организации валютных отношений в условиях глобализации / М. К. Бункина. – Режим доступа: www.univer.neva.ru.

8. Малый, А. И. Введение а законодательство Европейского сообщества // Институты Европейского союза: учеб. пособие / А. И. Малый, Б. П. Мальцев, Г. В. Мозговой. – Ростов н/Д: ЭМИС, 2006. – Разд. 1. – С. 7-26.

 

ЭТАП ПодготовкИ И порядок защиты

КУРСОВОЙ РАБОТЫ.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.