Интегрированный КОНТРОЛЬ учебных достижений — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Интегрированный КОНТРОЛЬ учебных достижений

2018-01-13 112
Интегрированный КОНТРОЛЬ учебных достижений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интегрированный КОНТРОЛЬ учебных достижений

студентов группы 3П специальности 080802 «Прикладная информатика»,

по учебным дисциплинам «Информационные системы», «Проектированные информационных систем в образовании».

Дата проведения: _____ января 2012 г.

Цель: оценка результатов контроля компетенций студентов по итогам IX семестра.

Форма проведения: устный экзамен, по билетам.

Общая характеристика:

Дисциплины «Информационные системы», «Проектированные информационных систем в образовании» являются основными среди дисциплин предметной подготовки по специальности 080802 «Прикладная информатика».

Задачами дисциплин являются:

- изучение структуры, процессов и моделей жизненного цикла информационных систем;

- ознакомление с основными подходами и технологиями разработки информационных систем;

- изучение основных моделей информационных систем;

- освоение основных методологий и инструментальных средств (CASE-средств) функционального, информационного и поведенческого моделирования систем на базе структурного подхода;

- изучение основных концепций объектно-ориентированного подхода.

Контролируемые компетенции студентов

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- о различных технологиях и методах проектирования информационных систем (ИС);

знать:

- задачи информатизации конкретной отрасли;

- структуру информационной системы, процессы и стадии жизненного цикла;

- модели информационных систем;

- принципы построения информационных систем;

- принципы функционирования и эксплуатации ИС;

- методы проектирования информационной системы и ее типовых компонентов;

- виды технологических процессов обработки информации в ИС, особенности их применения;

- технологию сопровождения профессионально ориентированных информационных систем;

- методы оценки надежности и качества функционирования ИС;

Учебно – методическое обеспечение содержания экзамена:

1) http://inftis.narod.ru/is/learn-is-v.htm Электронный курс по учебным дисциплинам «Информационные системы», «Проектированные информационных систем в образовании»;

2) лекционный материал студентов.

примерный перечень Вопросов к экзамену

Представление об информационной системе. Виды информационных систем. Основные понятия информационных систем.

- Определение ИС.

1. ИС - система, элементами которой являются не материальные объекты, а те или иные виды данных (информации), которые взаимодействуют и преобразуются в процессе ее функционирования. (экономико-математический словарь)

2. ИС – это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационный процесс. ИС предназначена для хранения, обработки, поиска и предоставления информации (Законодательство РФ)

3. Таким образом, ИС – комплекс, включающий вычислительные, коммуникационные виды оборудования, программное обеспечение (ПО), системный персонал, обеспечивающий поддержки информационной модели некоторого образовательного или иного учреждения.

4. ИС - это вся инфраструктура, задействованная в управлении того или иного учреждения.

5. ИС – комплекс средств, предназначенных для хранения, упорядочивания, обработки и анализа больших объёмов информации.

- Виды ИС.

ИС бывают электронными и неэлектронными.

Примерами неэлектронных ИС могут быть каталоги в библиотеке, регистратура в больнице, библиотека.

К электронным системам относятся база данных предприятия, сеть Интернет, записная книжка в телефоне.

Существует 3 вида информационных систем:

1. База данных – система для хранения больших объемов структурированной информации определенного типа (БД РЖД, каталоги библиотеки…).

2. База знаний – система для хранения для большого объема неструктурированной информации различных типов.

3. Информационно-аналитическая система – система предназначена для хранения и анализа хранимой информации (Excel, STATISTICA, 1C– школа).

- Классы электронных ИС.

Все электронные системы делятся на 2 класса по способу хранения информации:

1. Несетевые информационные системы, работающие по принципу файл-сервер. Данные системы стоит на отдельном компьютере без использования компьютерной сети (Excel, STATISTICA, SPCS).

2. Сетевые информационные системы, работающие по технологии клиент-сервер. Данные системы работают на компьютере, подключенном к компьютерной сети (интернет).

- ИС, построенные по технологии Файл – Сервер, преимущества, недостатки.

Основное отличие технологии клиент-сервер от технологии файл-сервер заключается в способе хранения информации, суть технологии файл-сервер заключается в следующем – интерфейс ИС и данные, с которыми она работает, хранятся на одном компьютере (локально).

Преимущества и недостатки технологии файл-сервер:

«+»

- простота разработки;

- независимость компьютера от сети;

- высокая защита несанкционированного доступа.

«-»

- неоперативное обновление данных на нескольких компьютерах;

- высокая стоимость компьютеров для работы в такой системе;

- сложность изменения структуры данных.

- ИС, построенные по технологии Клиент – Сервер, преимущества, недостатки

В ИС, построенных на технологии клиент-сервер, информация хранится на сервере, а интерфейс ИС хранится на клиентских компьютерах, через него пользователи ИС получают доступ к данным.

Преимущества и недостатки технологии клиент-сервер:

«+»

- простая синхронизация данных;

- низкая стоимость аппаратного обеспечения (мощным должен быть только сервер);

- оперативное изменение структуры данных.

«-»

-низкая защита от несанкционированного доступа;

- зависимость от компьютерной сети;

- высокая стоимость.

- Компоненты ИС.

Любая ИС или БД (с точки зрения из создания) в языках программирования состоят из 3-х компонентов:

1. Файл данных – файл, находящийся на локальном компьютере или на сервере, который содержит внутри себя структуру данных. К структуре данных относятся таблицы, запросы и фильтры, а также хранимые процедуры, пользовательские функции, диаграммы и триггеры.

2. Объект связи – объект языка программирования, осуществляющий связь между файлом данных и интерфейсом ИС.

3. Интерфейс информационной системы – комплекс средств, осуществляющий взаимодействие системы с конечными пользователями. Он может находиться как на клиентском компьютере, так и на сервере.

Классификация ИС

- По назначению.

ИС делят на:

1. Государственные;

2. Юридические;

3. Деловые;

4. Финансовые;

5. Научно-технические;

6. Учебные;

7. Социальные;

8. Развлекательные и др.

- По отраслям применения.

Выделяют ИС делового, профессионального, потребительского характера в электронном или неэлектронном виде.

- По уровню управления.

Выделяют ИС стратегические, тактические и оперативные.

- По уровню применения технических средств.

ИС делят на автоматизированные и неавтоматизированные

- По типам информации.

Документальные, фактографические и документально-фактографические.

- Документальные.

ИС включают поисковые системы, информационно-логические и информационно-семантические системы.

- Фактографические.

ИС делятся на две категории:

- Системы обработки данных (СОД)

- Автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные системы управления (АСУ).

- Документально-фактографические.

ИС содержат:

- Автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы научно-технической информации (АДФИПСНТИ);

- Автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы в автоматизированной системе нормативно-методического обеспечения управления (АДФИПС в АСНМОУ).

В АИС различают виды информации:

- библиографические данные (записи)

- фактографические данные (записи)

- полнотекстовые документы (записи)

- справочные данные (в том числе и указатели)

- математические или численные (цифровые, табличные) данные

- графические данные

- мультимедийные данные

- По видам обрабатываемой информации.

- Текстовые процессоры и редакторы (текст)

- Графические процессоры и редакторы (графика)

- Системы управления базами данных (СУБД)

- Табличные процессоры

- Алгоритмические языки программирования (данные)

- Экспертные системы (знания)

- Мультимедийные системы (объекты реального мира, включающие любые виды информации) и др.

3) Обеспечение информационных систем.

Подсистема – это часть ИС, выделенная по какому-либо признаку.

- Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технические процессы.

Комплекс технических средств:

1. Компьютеры любых моделей

2. Устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации

3. Устройства передачи данных и линий связи

4. Оргтехника и устройства автоматического съема информации

5. Эксплуатационные материалы и др.

Документация – предварительный выбор технических средств, организация эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.

Документацию можно условно разделить на 3 группы:

1. Общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению.

2. Специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения.

3. Нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

- Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

1. Средства моделирования процессов управления

2. Типовые задачи управления

3. Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

1. К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

2. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

3. Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

- Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

1. Анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации.

2. Подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности.

3. Разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

- Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования инф., унифицированных форм документации, схем инф. потоков, циркулирующих в организации.

- Вне машинное ИО – информация, которая воспринимается человеком без каких-либо технических средств.

- Внутри машинное ИО – совокупность всех данных, записанных на машинных носителях, сгруппированных по определённым признакам.

- Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

1. Статус ИС;

2. Права, обязанности и ответственность персонала;

3. Правовые положения отдельных видов процесса управления;

4. Порядок создания и использования информации.

Под безопасностью информации или информационной безопасностью понимают защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам и пользователям информации и поддерживающей её структуре.

4) Автоматизация информационных процессов.

1.Цель автоматизации информационных процессов - повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей. Автоматизация базируется на использование средств вычислительной техники (СВТ) и необходимого ПО.

2.Основные задачи автоматизации информационных процессов заключаются в:

1) сокращении трудозатрат при выполнении традиционных информационных процессов и операций;

2) устранении рутинных операций;

3) ускорении процессов обработки и преобразования информации;

4) расширении возможностей осуществления статистического анализа и повышении точности учетно-отчетной информации;

5) повышении оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей;

6) модернизации или полной замене элементов традиционных технологий;

7) расширении возможностей организации и эффективного использования информационных ресурсов за счет применения НИТ

8) облегчении возможностей широкого обмена информацией, участия в корпоративных и других проектах, способствующих интеграции и т.п.

3. Автоматизированная система - это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизированная система (АС) состоит из взаимосвязанной совокупности подразделений организации и комплекса средств автоматизации деятельности, и реализует автоматизированные функции по отдельным видам деятельности.

4. Разновидностью АС являются информационные системы (ИС), основной целью которых является хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам.

ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

При этом автоматизированные информационные системы (АИС) являются областью информатизации, механизмом и технологией, эффективным средством обработки, хранения, поиска и представления информации потребителю. АИС представляют совокупность функциональных подсистем сбора, ввода, обработки, хранения, поиска и распространения информации. Процессы сбора и ввода данных необязательны, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в составе её БД.

5. Под базой данных (БД) обычно понимают именованную совокупность данных, отображающую состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

База данных – это совокупность размещаемых в таблицах однородных данных; это и именованную совокупность данных, отображающую состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. Управляют информационными процессами в БД с помощью СУБД (систем управления базами данных).

Совокупность баз данных обычно называют банком данных. При этом банк данных представляет собой логическую и тематическую совокупность баз данных.

6. Автоматизированная информационная система (Automated information system, AIS) - это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

7. Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;

2) Объединяющий несколько процессов в одной организации;

3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;

4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

При этом наиболее распространенными и перспективными считаются: фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные) и гипертекстовые АИС.

8. Для работы с АИС создают специальные рабочие места пользователей (в том числе работников), получившие название "автоматизированное рабочее место" (АРМ).

АРМ - комплекс средств, различных устройств и мебели, предназначенных для решения различных информационных задач.

Общие требования к АРМ: удобство и простота общения с ними, в том числе настройка АРМ под конкретного пользователя и эргономичность конструкции; оперативность ввода, обработки, размножения и поиска документов; возможность оперативного обмена информацией между персоналом организации, с различными лицами и организациями за ее пределами; безопасность для здоровья пользователя. Выделяют АРМ для подготовки текстовых и графических документов; обработки данных, в том числе в табличной форме; создания и использования БД, проектирования и программирования; руководителя, секретаря, специалиста, технического и вспомогательного персонала и другие. При этом в АРМ используются различные операционные системы и прикладные программные средства, зависящие, главным образом, от функциональных задач и видов работ (административно-организационных, управленческих и технологических, персонально-творческих и технических).

Эскизный проект

- Пилотный проект.

- Зависимость содержание задания от проектируемого объекта.

- Рабочая документация.

Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС)

ИС – комплекс предназначенный для хранения, упорядочивания, обработки и анализа больших объёмов информации.

1. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на группы:

а) по типу данных:

- фактографические;

- документальные.

б) фактографические:

Ø по степени автоматизации:

- ручные;

- автоматизированные;

Ø по сфере применения:

- интегрированные;

- организационного управления;

- управление технологическим процессом.

в) документальные:

Ø по характеру обработки данных:

- информационно-поисковые;

- информационно-решающие:

· управляющие

· советующие

Ø по уровню управления:

- стратегические;

- функциональные;

- операционные.

2. В зависимости от сферы применения различают следующие классы информационных систем:

- Информационные системы организационного управления – предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Основными функциями подобных систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование и другие экономические и организационные задачи.

- Интегрированные (корпоративные) информационные системы – используются для автоматизации всех функций фирмы и обхватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Рассмотрим типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы.

Функциональное назначение модулей корпоративной ИС.

1. Подсистемы маркетинга

– прогнозирование продаж и исследование рынка,

- управление продажами.

2. Производственные подсистемы

- планирование объемов работ и разработка календарных планов,

- анализ работы оборудования,

- участие в формировании заказов поставщиками,

- управление запасами.

3. Подсистема кадров (человеческие ресурсы)

- анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсов,

- ведение архивов записей о персонале.

4. Прочие подсистемы (например: ИС руководства)

- выявление оперативных проблем.

3. Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления на котором системы используется.

1. ИС оперативного уровня – поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях фирмы. ИС является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.

Жизненный цикл ИС (ЖЦ ИС).

Информация может существовать кратковременно или длительно в зависимости от ее характера. Эти периоды времени определяют жизненный цикл информации, состоящий из стадий появления, существования, исчезновения («смерти»). В теории информации информация имеет цену и является товаром, её зачастую воспринимают как услугу, продукт или изделие.

Жизненный цикл изделия затрагивает 2 его основных состояния:

- первое состояние связано с процессами производства изделия, осуществляемыми от момента подготовки проекта до его выпуска. Оно затрагивает конструкторский, технологический, производственный этапы, завершением которых является коммерческий этап.

- второе состояние определяет период существования изделия с момента его выпуска, эксплуатации и до окончания использования, утилизации.

Модели жизненного цикла ИС.

Под моделью ЖЦ понимается структура, определяющая последовательность выполнения и взаимосвязи процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении ЖЦ.

Модель ЖЦ зависит от специфики ИС и специфики условий, в которых последняя создается и функционирует.

Модели ЖЦ ИС.

Выделяют 3 базовые модели ЖЦ ИС:

- Каскадная

- Спиральная

- Поэтапная с промежуточным контролем

Каскадная модель, в которой переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. Для разработки ИС с каскадным способом основной характеристикой является разбиение всей разработки на этапы, при этом переход на следующий этап происходит только после полного завершения работ на текущем.

Каскадная схема разработки ИС включает этапы:

- Стратегия (идея, концепция ИС)

- Анализ

- Проектирование

- Тестирование

- Реализация

- Внедрение

- Сопровождение

- Эксплуатация

Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. При этом работы выполняются в логичной последовательности, что позволяет планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Этот подход хорошо зарекомендовал себя при построении ИС, для которых в начале можно сформулировать все требования и предоставлять разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения.

Недостатки каскадного способа связаны с тем, что реальный процесс создания ПО по ИС обычно не укладывается в такую жесткую схему. Практически постоянно возникает потребность возвращаться к предыдущим этапам, уточнять или пересматривать принятые решения. В результате затягиваются сроки выполнения работы, пользователи могут вносить замечания лишь по завершению всех работ с системой. При этом модели автоматизируемого объекта могут устареть к моменту их утверждения.

Для преодоления этих проблем предложена спиральная модель ЖЦ, в которой на начальных этапах ЖЦ осуществляются анализ и проектирование.

В этой модели особое внимание уделяется начальным этапам разработки – выработке стратегии, анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования). Каждый виток спирали предполагает создание фрагмента (компонента) или версии программного продукта. На них уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.

Поэтапная модель с промежуточным контролем. Разработка ПО ведётся итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют уменьшить трудоёмкость процесса разработки по сравнению с каскадной моделью. Время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.

Полный жизненный цикл ИС должен поддерживаться комплексом инструментальных средств с учётом необходимости: адаптации типового проекта к различным системно-техническим платформам (техническим средствам, операционным системам и СУБД) и организационно-экономическим особенностям объектов внедрения; интеграции с существующими разработками (включая реинжиниринг приложений и конвертирование БД); обеспечения целостности проекта и контроля за его состоянием (наличие единой технологической среды создания, сопровождения и развития ИС, а также целостность репозитария). При этом желательно обеспечить независимость от программно-аппаратной платформы и СУБД, поддержку одновременной работы групп разработчиков, открытую архитектуру и возможности экспорта/импорта.

Методы моделирования ИС.

Типовое проектирование ИС.

интегрированный КОНТРОЛЬ учебных достижений

студентов группы 3П специальности 080802 «Прикладная информатика»,

по учебным дисциплинам «Информационные системы», «Проектированные информационных систем в образовании».

Дата проведения: _____ января 2012 г.

Цель: оценка результатов контроля компетенций студентов по итогам IX семестра.

Форма проведения: устный экзамен, по билетам.

Общая характеристика:

Дисциплины «Информационные системы», «Проектированные информационных систем в образовании» являются основными среди дисциплин предметной подготовки по специальности 080802 «Прикладная информатика».

Задачами дисциплин являются:

- изучение структуры, процессов и моделей жизненного цикла информационных систем;

- ознакомление с основными подходами и технологиями разработки информационных систем;

- изучение основных моделей информационных систем;

- освоение основных методологий и инструментальных средств (CASE-средств) функционального, информационного и поведенческого моделирования систем на базе структурного подхода;

- изучение основных концепций объектно-ориентированного подхода.

Контролируемые компетенции студентов

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- о различных технологиях и методах проектирования информационных систем (ИС);

знать:

- задачи информатизации конкретной отрасли;

- структуру информационной системы, процессы и стадии жизненного цикла;

- модели информационных систем;

- принципы построения информационных систем;

- принципы функционирования и эксплуатации ИС;

- методы проектирования информационной системы и ее типовых компонентов;

- виды технологических процессов обработки информации в ИС, особенности их применения;

- технологию сопровождения профессионально ориентированных информационных систем;

- методы оценки надежности и качества функционирования ИС;

Учебно – методическое обеспечение содержания экзамена:

1) http://inftis.narod.ru/is/learn-is-v.htm Электронный курс по учебным дисциплинам «Информационные системы», «Проектированные информационных систем в образовании»;

2) лекционный материал студентов.

примерный перечень Вопросов к экзамену

Представление об информационной системе. Виды информационных систем. Основные понятия информационных систем.

- Определение ИС.

1. ИС - система, элементами которой являются не материальные объекты, а те или иные виды данных (информации), которые взаимодействуют и преобразуются в процессе ее функционирования. (экономико-математический словарь)

2. ИС – это организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационный процесс. ИС предназначена для хранения, обработки, поиска и предоставления информации (Законодательство РФ)

3. Таким образом, ИС – комплекс, включающий вычислительные, коммуникационные виды оборудования, программное обеспечение (ПО), системный персонал, обеспечивающий поддержки информационной модели некоторого образовательного или иного учреждения.

4. ИС - это вся инфраструктура, задействованная в управлении того или иного учреждения.

5. ИС – комплекс средств, предназначенных для хранения, упорядочивания, обработки и анализа больших объёмов информации.

- Виды ИС.

ИС бывают электронными и неэлектронными.

Примерами неэлектронных ИС могут быть каталоги в библиотеке, регистратура в больнице, библиотека.

К электронным системам относятся база данных предприятия, сеть Интернет, записная книжка в телефоне.

Существует 3 вида информационных систем:

1. База данных – система для хранения больших объемов структурированной информации определенного типа (БД РЖД, каталоги библиотеки…).

2. База знаний – система для хранения для большого объема неструктурированной информации различных типов.

3. Информационно-аналитическая система – система предназначена для хранения и анализа хранимой информации (Excel, STATISTICA, 1C– школа).

- Классы электронных ИС.

Все электронные системы делятся на 2 класса по способу хранения информации:

1. Несетевые информационные системы, работающие по принципу файл-сервер. Данные системы стоит на отдельном компьютере без использования компьютерной сети (Excel, STATISTICA, SPCS).

2. Сетевые информационные системы, работающие по технологии клиент-сервер. Данные системы работают на компьютере, подключенном к компьютерной сети (интернет).

- ИС, построенные по технологии Файл – Сервер, преимущества, недостатки.

Основное отличие технологии клиент-сервер от технологии файл-сервер заключается в способе хранения информации, суть технологии файл-сервер заключается в следующем – интерфейс ИС и данные, с которыми она работает, хранятся на одном компьютере (локально).

Преимущества и недостатки технологии файл-сервер:

«+»

- простота разработки;

- независимость компьютера от сети;

- высокая защита несанкционированного доступа.

«-»

- неоперативное обновление данных на нескольких компьютерах;

- высокая стоимость компьютеров для работы в такой системе;

- сложность изменения структуры данных.

- ИС, построенные по технологии Клиент – Сервер, преимущества, недостатки

В ИС, построенных на технологии клиент-сервер, информация хранится на сервере, а интерфейс ИС хранится на клиентских компьютерах, через него пользователи ИС получают доступ к данным.

Преимущества и недостатки технологии клиент-сервер:

«+»

- простая синхронизация данных;

- низкая стоимость аппаратного обеспечения (мощным должен быть только сервер);

- оперативное изменение структуры данных.

«-»

-низкая защита от несанкционированного доступа;

- зависимость от компьютерной сети;

- высокая стоимость.

- Компоненты ИС.

Любая ИС или БД (с точки зрения из создания) в языках программирования состоят из 3-х компонентов:

1. Файл данных – файл, находящийся на локальном компьютере или на сервере, который содержит внутри себя структуру данных. К структуре данных относятся таблицы, запросы и фильтры, а также хранимые процедуры, пользовательские функции, диаграммы и триггеры.

2. Объект связи – объект языка программирования, осуществляющий связь между файлом данных и интерфейсом ИС.

3. Интерфейс информационной системы – комплекс средств, осуществляющий взаимодействие системы с конечными пользователями. Он может находиться как на клиентском компьютере, так и на сервере.

Классификация ИС

- По назначению.

ИС делят на:

1. Государственные;

2. Юридические;

3. Деловые;

4. Финансовые;

5. Научно-технические;

6. Учебные;

7. Социальные;

8. Развлекательные и др.

- По отраслям применения.

Выделяют ИС делового, профессионального, потребительского характера в электронном или неэлектронном виде.

- По уровню управления.

Выделяют ИС стратегические, тактические и оперативные.

- По уровню применения технических средств.

ИС делят на автоматизированные и неавтоматизированные

- По типам информации.

Документальные, фактографические и документально-фактографические.

- Документальные.

ИС включают поисковые системы, информационно-логические и информационно-семантические системы.

- Фактографические.

ИС делятся на две категории:

- Системы обработки данных (СОД)

- Автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные системы управления (АСУ).

- Документально-фактографические.

ИС содержат:

- Автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы научно-технической информации (АДФИПСНТИ);

- Автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы в автоматизированной системе нормативно-методического обеспечения управления (АДФИПС в АСНМОУ).

В АИС различают виды информации:

- библиографические данные (записи)

- фактографические данные (записи)

- полнотекстовые документы (записи)

- справочные данные (в том числе и указатели)

- математические или численные (цифровые, табличные) данные

- графические данные

- мультимедийные данные

- По видам обрабатываемой информации.

- Текстовые процессоры и редакторы (текст)

- Графические процессоры и редакторы (графика)

- Системы управления базами данных (СУБД)

- Табличные процесс


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.