Определение венчура, венчурного предпринимательства — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Определение венчура, венчурного предпринимательства

2018-01-13 975
Определение венчура, венчурного предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение венчура, венчурного предпринимательства

Это рисковое начинание.

Существует много определений венчурного предпринимательства (ВП). Разные определения делают акцент на разные аспекты венчурного предпринимательства:

1. ВП - вид коммерческой деятельности, характерный в основном малым фирмам наукоемких отраслей народного хозяйства и занимающихся созданием и распределением новых технологий. Акцент на объекте деятельности венчурной фирмы – новой технологии.

2. ВП – это деятельность, нацеленная на реализацию рискованных проектов с целью получения прибыли и/или предпринимательского дохода. Акцент на коммерческой составляющей.

3. Классическое определение ВП - это предпринимательская деятельность, основанная на привлечении средств разных финансовых институтов и долгосрочные инвестиции их в высокорисковые проекты с целью получения дохода от продажи своей доли участия в этих компаниях. Акцент на механизме инвестирования и реинвестирования средств.

 

Обобщенное определение:

Венчурное предпринимательство – вид инвестиционной деятельности, направленный на реализацию инновационного проекта по внедрению высокотехнологичного нововведения, осуществляемого посредством создания малой инновационной фирмы и развития ее экономического потенциала до высокодоходной и организации до ОАО/ЗАО при помощи долгосрочных инвестиций с целью реинвестирования средств путем продажи инвесторам в будущем доли своего участия в компании.

 

Для более полной картины необходимо уточнить само понятие венчура и выделить основные структурные элементы венчурного предпринимательства.

Венчур – одна из форм реализации инвестиционных проектов, доходность которых предварительно оценивается как очень высокая.

2 основные формы реализации венчура:

1. внутренний венчур – вновь созданное специализированное подразделение в крупной корпорации;

2. внешний венчур – самостоятельная организационная структура, венчурная фирма (предприятие).

 

Венчурная фирма – наукоемкая организация, при помощи которой реализуются инновационные проекты. Это лишь средство!

Структурные элементы ВП:

1. идея

2. венчур

3. деньги

Все эти элементы в значительной степени самодостаточны и в единый действующий механизм их связывает венчурная фирма. План действия венчурной фирмы – венчурный проект.

1. Идея. Обычно это идея нововведения, обладающая неким «благородным безумием».

2. Венчур. Подразумевает инициативного, высококвалифицированного человека, способного на базе идеи создать структуры, т.е. венчурную фирму (венчурный предприниматель).

3. Деньги. Необходимы, чтобы «вдохнуть жизнь» в венчурный проект. Следовательно, необходим инвестор, специализирующийся на финансировании подобного рода бизнеса.

 

Разница между инвестиционным и венчурным проектом

Обычно, под венчурными проектами понимают такие, у которых есть «пороговый риск».

Пороговый риск - такой фактор риска, при реализации которого проект точно будет убыточным. Вероятностное значение этого риска м.б. 0 или 1. Это риск «неразработки» новой технологии. Его трудно оценить.

 

Формы организации венчура

Венчурный проект – проект коммерциализации любой новой технологии через механизм венчурного финансирования. Это любая новая технология как первого, так и второго рода.

Инновационный проект первого рода – «полный» инновационный проект – включает в себя все 4 стадии инновационного проекта:

1. НИР, ОКР.

2. Освоение новшества

3. Серийное производство.

4. Сервисное послепродажное обслуживание.

Инновационный проект второго рода – неполный инновационный проект – включает не все стадии. 2 вида:

1. Включает в себя первые 3 стадии (затем продажа бизнеса).

2. Последние 2 стадии.

1) Проекты, реализующие ранее полученные знания, реализовать которые не было возможности.

2) Само знание получено в ходе производственного процесса (ноу-хау).

3) Структурные инновационные проекты – институциональные.

 

Две основные формы реализации венчура: внешний и внутренний венчур.

Различия:

1. Организационный критерий. Внутренний – подразделение корпорации. Внешний – независимая организационная структура.

2. Механизм распределения доходов и убытков. Внутренний – корпоративное распределение. Внешний – условно личное.

3. Финансирование. Внутренний – корпоративное финансирование. Внешний – условно – личное.

 

В США период окупаемости внешнего венчура – 3 года в среднем, внутреннего – 7 лет.

При внешнем венчуре капитальные затраты на одного ученого обычно в 2 раза меньше, чем при внутреннем. На один доллар США малые венчурные фирмы создают в 24 раза больше нововведений, чем при внутреннем венчуре.

Зачем тогда нужен внутренний венчур?

 

Внутренний венчур

Внутренний венчур – это автономное временно созданное специализированное подразделение внутри корпорации. При успешной реализации это подразделение становится одним из производственных подразделений корпорации. Создание дополнительных производственных подразделений подразумевает диверсификацию корпорации, что придает ей дополнительную устойчивость.

Но возможна ситуация, когда в результате проведения внутреннего венчура было создано подразделение, деятельность которого не вписывается в миссию корпорации (окончательная цель, выраженная в качественных величинах). Тогда его надо выделить в отдельную компанию. Корпорация либо продает его, либо сохраняет контроль надо ним с целью еще большей диверсификации.

В США почти во всех крупных корпорациях есть внутренний венчур.

Все крупные корпорации тяготеют к производственному и финансовому консерватизму, которой максимум, что позволяет, – это внедрить незначительные новшества в уже выпускаемом продукте. Проявляется этот консерватизм в чрезмерно централизованных и инертных организационных системах. Они обычно исключают возможность внедрения радикального новшества, что плохо состыковывается с необходимостью постоянного обновления номенклатуры продукции и повышения ее качества. Это негативно сказывается на конкурентной борьбе на рынке.

Внутренний венчур – создание инновационного климата.

Все перечисленные выше причины вынуждают крупные корпорации искать новые формы инновационных процессов. Одной из таких форм стала организация и функционирование малых организаций внутри корпоративной структуры. А именно – реализация коммерчески выгодных производственных идей через организацию рисковых инновационных проектов, осуществляющихся в специально созданных в рамках самой корпорации временных подразделений.

Разработкой внутреннего венчура занимается проектная группа, в состав которой входят авторы идеи; специалисты, привлекаемые на добровольных началах из других функциональных подразделений корпорации.

Руководителем венчурного подразделения обычно является сам автор, т.к. он кровно заинтересован в ее реализации, и только он имеет всю информацию по идее. Но не всегда автор идеи становится руководителем. Он д.б. не только ученым, но и специалистом в области производства и сбыта продукции, иметь навыки управления и лидерства. Если автор не сможет быть руководителем, идея обычно отклоняется руководством целиком. Исключение: если автор согласен быть «на вторых ролях» в проекте.

Т.к. руководитель венчурного подразделения подчиняется напрямую руководству корпорации, на него не распространяется большинство процедур и организационных ограничений корпорации, т.е. венчурному подразделению предоставляется:

1. самостоятельность в организации и планировании производственного процесса;

2. определенная бюджетная самостоятельность;

3. самостоятельность в кадровой политике.

Подобная внутренняя неподконтрольность рано или поздно приводит руководство к мысли об изоляции венчурного коллектива от других сотрудников, т.е. о переезде проектной группы в другое здание и чем дальше, тем лучше.

В случае успешной реализации проекта внутреннего венчура, он превращается в одно из подразделений корпорации. При этом проектная группа либо переходит в это новое подразделение на постоянную работу на руководящие должности, либо возвращается в свои старые подразделения.

Исходя из этого, цель внутреннего венчура для корпорации – не просто разработать новшество и освоить его в производстве, но и трансформировать внутреннюю проектную группу в новое производственное подразделение.

Как показывает западная практика, внутренние венчурные проекты эффективны и ценны, если речь идет о крупных инвестициях на долгий срок – если требуются долговременные вложения оборудования и кадров в проект.

Главный минус: относительная самостоятельность и независимость внутренней проектной группы. Обусловлена она направлением развития корпорации, следовательно и тематика внутреннего венчура предполагается в общем ключе технологического развития компании. Но специфика НИОКР такова, что не все проекты внутреннего венчура совпадают с генеральным курсом, т.к. зачастую развитие технологий приобретает вид поисковых исследований первого рода. Поисковые исследования первого рода – исследования, осуществляемые, исходя из внутренней логики развития науки.

Если расхождение в тематике внутреннего венчура с тематикой развития корпорации начинается в поздние периоды, т.е. основные инвестиции в проект уже сделаны, проект доводится до конца, но по его итогам создается не новое подразделение, а новая фирма. Далее происходит либо продажа бизнеса, либо компания оставляет за собой право владения вновь созданной фирмой с целью не столько получения доходов от нее, сколько снижения предпринимательских рисков.

 

Внешний венчур

Сформировавшийся коллектив единомышленников, самостоятельно разрабатывающий какое-либо новшество и ставящий целью коммерчески прибыльную реализацию данного начинания посредством производства продуктов, услуг, технологий.

Если внутренний венчур может разрабатывать действительно любое нововведение (в т.ч. и институциональное), то внешний по своей специфике ориентируется на технологические инновации (продуктовые и процессные), чаще всего речь о продуктовых.

Подобная форма венчура сопряжена с наибольшими рисками, так как в данном случае нет корпоративного механизма распределения убытков - в случае неудачи внутреннего венчура убытки покроет корпорация. Инициаторы проектов понесут так называемые статусные потери (моральные, карьерные). В первом случае внешнего венчура все убытки, в том числе и финансирование, относятся на коллектив, разрабатывающий проект. В данном случае наиболее полно отражает ситуацию принцип «либо все, либо ничего».

В результате вышеперечисленных причин основу коллектива внешнего венчура составляет новаторы энтузиасты и авантюристы (большинство из них молодые люди до 30 лет). Они ещё способны предложить нетривиальную идею; есть силы; способны рискнуть многим.

Венчурный коллектив своими силами должны выполнять широкий круг обязанностей, связанных не только с технологическим процессом, но и с оценкой перспективы рынков, организации сбыта, с выработкой общей стратегии, преодоления конкуренции. Следовательно, венчурный коллектив должен быть всесторонне квалифицированным.

Венчурный коллектив постоянно будет находиться под воздействием таких рыночных факторов, как конкуренция, сроки, возможная финансовая нестабильность и т.д., следовательно, этот персонал должен обладать гибкостью, мобильностью, восприимчивостью к новым идеям.

Т.о. можно утверждать, что личная заинтересованность инициаторов проекта, а точнее их зависимость от данного проекта способствует полному исполнению как научно-технического, так и предпринимательского потенциала. При этом для возможного инвестора качество инициаторов проекта имеет первоочередную значимость.

 

Франчайзинг

Классический вариант – предоставление лицензии на производство и реализацию продукции с одновременной поставкой необходимого для этого оборудования и технологий.

Если речь идет о венчуре, то франчайзинг позволяет увереннее, быстрее и с меньшими затратами выйти на рынки сбыта продукции. Производится это посредством получения доступа к оборудованию, покупным ресурсам и схемам продвижения, что существенно снижает риски.

Включение во франчайзинговую сеть доминирующей в данное время на рынке фирмы предполагает следующее. Франшиссант (получатель) организует необходимые производственно-торговые мощности по выпуску на рынок соответствующего продукта, а франшиссор (продавец) оказывает оговоренные во франчайзинговом договоре услуги. Это может быть поставка оборудования и технологий; услуги по сопровождению; предоставление доступа к источникам сырья и комплектующих; помощь в сбыте продукции.

 

Услуги по сопровождению

Их диапазон очень широк и уникален для каждого договора. Но 3 услуги есть в любом договоре:

1. обучение и консультация франшиссанта по работе с оборудованием и технологиями;

2. обеспечение сервисного обслуживания;

3. мониторинг правильности применения технологии (сильно ограничивает деятельность венчурных компаний).

 

Доступ к сырью

Очень ограничивает деятельность венчурных компаний.

 

Помощь в сбыте продукции

Предоставление каналов, выделение сегмента рынка; предоставление бренда.

 

В целом франшисский капитал при ограничении венчура позволяет существенно снизить риски венчурного проекта, но при всех плюсах этот способ формализации венчурного проекта с венчурной идеей совместим далеко не всегда, так как в обмен на оборудование, технологии, сырье и бренд франшиссор помимо доли прибыли, сохраняет за собой контроль над бизнесом а это означает, что:

1) франшиссор жестко контролирует качество производимой продукции, в соответствии со своими стандартами.

2) контроль осуществляется через квоты, т.е. франшиссор определяет для франшиссанта квоты на закупку тех или иных ресурсов.

Если же компания, получившая франчайзинговую лицензию, будет производить непрофильный франшиссору продукт, квоты могут быть вообще аннулированы. Надо проводить постоянный аудит финансовой отчетности франшиссанта. Можно прекратить действия франчайзингового договора в любой момент. Однако формализация венчурной компании через франчайзинговую сеть лишает венчурной независимости (а следовательно, снижает доходность).

Согласно статистике США и ЕС венчурные предприятия, организуемые как франшисские, составляют 5-10% общего числа венчуров, построенных на технологии инновациях.

1) подобную схему могут использовать венчурные предприниматели, не приемлющие высоких рисков (и соответственных доходов);

2) данная схема работает тогда, когда франшиссант занимает локальный географический сегмент рынка;

3) эта схема при прочих равных дешевле других, если венчуру необходимо стандартное оборудование;

4) приобретение действующего производства.

 

Рассматривая данный вид формализации венчурного проекта нужно помнить о разнице интересов между венчурным предпринимателем, которому требуется формализировать свой проект, и возможным продавцом бизнеса:

1) предприниматель может быть заинтересован в получении дохода как можно дольше;

2) предприниматель может быть заинтересован в получении дохода в течение какого-то промежутка времени

3) предприниматель может быть заинтересован в избавлении от бизнеса по каким-либо причинам.

 

Возможный 2 варианта:

(1) у венчурного предпринимателя может быть технология, но не быть оборудования.

(2) все есть, но нет людей, помещения и т.д.

Венчурный предприниматель будет использовать затратный подход.

 

На цену бизнеса влияет множество второстепенных факторов, среди них нельзя не учитывать:

1) iфакт – iожид

i – доходность

2) агентская проблема (заниженная стоимость)

3) «цена менеджмента»

4) ликвидационная стоимость – восстановительная стоимость

Ликвидность актива. Ликвидная стоимость ниже из-за необходимости быстрой продажи (в силу ликвидности)

5) наличие судебных тяжб

 

Алгоритм деятельности ИВК

Направления деятельности ИВК

1) Привлечение капитала

2) Размещение капитала (в акциях, паях инновационных фирм)

3) Реализация пакетов акций через определенный лаг времени с как можно большей прибылью.

 

В рамках этих 3х направлений ИВК реализует свою деятельность через 6 основных этапов

1. Привлечение капитала

2. Привлечение объектов инвестирования

3. Проверка на пригодность

4. Переговоры

5. Поддержка менеджмента

6. Реинвестиции.

 

1 .Привлечение капитала в венчурные фонды происходит вне зависимости от остальных направлений деятельности. Для этих целей 1 из членов правления ИВК постоянно занимается привлечением капитала. В принципе, в качестве инвестора фонда венчурного капитала (ФВК) может выступать любой хозяйствующий субъект. Но ИВК предпочитает институциональных инвесторов по причине надежности.

Процедура инвестирования средств в ФВК. ИВК открывает подписку в фонд. В течении определенного времени все желающие вступить в ФВК подписываются на определенную долю капитала в фонде. Как только капитал фонда зарезервирован, подписка закрывается, при этом деньги в ФВК не перечисляются. Когда ИВК находит перспективный венчурный проект, инвесторам соответственно их доле в подписке предлагается перечислить средства на счет выбранной инновационной венчурной фирмы. Перечисление должно произойти в короткий срок (максимум – в течение 30 дней). Кроме того ИВ присылает одному и тому же инвестору несколько заявок на получение средств. Если инвестор не перечислит требуемые средства, т.е. откажется исполнять обязательства по подписке, ИВК несет как имиджевые, так и прямые финансовые потери. Она вынуждена будет опираться на других инвесторов и требовать деньги от них, что может вызвать цепную реакцию отказов.

2. Привлечение объекта инвестирования. Приток заявок от молодых инновационных фирм возможен за счет 3х направлений деятельности:

1) Сетевые связи ИВК. Внешние связи огромны: юристы, аудиторы, консультанты. Но наибольший интерес представляют банки, т.к. у них огромный массив данных на своих клиентов и к ним обращаются за кредитом молодые компании.

2) Общие маркетинговые мероприятия. Их цель – получение заявок непосредственно от потенциальных объектов инвестирования (минуя посредников). Подразделяются на:

· базовый маркетинг

· обеспечение прозрачности деятельности фонда

· участие в различных профессиональных ассоциациях

Что ждут молодые компании от ИВК? Что важно?:

· Как ИВК способствует успеху инновационного проекта

· Какие дополнительные услуги может предоставить ИВК

· Как быстро принимаются решения в ИВК

· Нет ли психологической несовместимости с руководством ИВК

· приемлема ли оценка предприятия

· Как развиваются прочие проекты ИВК.

Все, кроме 5го, должны освящаться ИВК, что и достигается прозрачностью ИВК.

3) Активный поиск в технопарках, институтах, различных исследовательских учреждениях

Проверка на пригодность

Основательность бизнес-концепции, техническая реализуемость новшества. Если нет – отказ.

Привлекательность рынка, рост 20-50% в год. Нет – отказ

Наличие долгосрочных конкретных перспектив, в 1ю очередь неосязаемые ресурсы. Нет – отказ.

Убедительная стратегия. Нет – отказ.

Опытный менеджмент. Нет – отказ.

Рентабельность инвестиций. прибыль/инвестиции

Каналы реинвестиций. Нет – отказ

Тщательный анализ бизнес-плана.

Переговоры

1) Объем инвестиций

2) Стоимость инвестиций, т.е. размер пакета акций.

Поддержка менеджмента

1) Выявление отклонений от бизнес-плана

2) Помощь менеджменту в устранении этих отклонений.

Реинвестиции

ИВК исходит из 2х диаметрально противоположных посылок продать пакет акций как можно

· дороже

· быстрее

Варианты:

1) Продать инициаторам проекта. Быстро, но недорого.

2) Фондовый рынок, т.е. стратегическому инвестору. Не так быстро, но дороже.

3) Финансовому инвестору, по частям. Еще медленнее, еще дороже.

4) IPO (первичное размещение акций на фондовой бирже. Медленно, но наиболее дорого.

 

Определение венчура, венчурного предпринимательства

Это рисковое начинание.

Существует много определений венчурного предпринимательства (ВП). Разные определения делают акцент на разные аспекты венчурного предпринимательства:

1. ВП - вид коммерческой деятельности, характерный в основном малым фирмам наукоемких отраслей народного хозяйства и занимающихся созданием и распределением новых технологий. Акцент на объекте деятельности венчурной фирмы – новой технологии.

2. ВП – это деятельность, нацеленная на реализацию рискованных проектов с целью получения прибыли и/или предпринимательского дохода. Акцент на коммерческой составляющей.

3. Классическое определение ВП - это предпринимательская деятельность, основанная на привлечении средств разных финансовых институтов и долгосрочные инвестиции их в высокорисковые проекты с целью получения дохода от продажи своей доли участия в этих компаниях. Акцент на механизме инвестирования и реинвестирования средств.

 

Обобщенное определение:

Венчурное предпринимательство – вид инвестиционной деятельности, направленный на реализацию инновационного проекта по внедрению высокотехнологичного нововведения, осуществляемого посредством создания малой инновационной фирмы и развития ее экономического потенциала до высокодоходной и организации до ОАО/ЗАО при помощи долгосрочных инвестиций с целью реинвестирования средств путем продажи инвесторам в будущем доли своего участия в компании.

 

Для более полной картины необходимо уточнить само понятие венчура и выделить основные структурные элементы венчурного предпринимательства.

Венчур – одна из форм реализации инвестиционных проектов, доходность которых предварительно оценивается как очень высокая.

2 основные формы реализации венчура:

1. внутренний венчур – вновь созданное специализированное подразделение в крупной корпорации;

2. внешний венчур – самостоятельная организационная структура, венчурная фирма (предприятие).

 

Венчурная фирма – наукоемкая организация, при помощи которой реализуются инновационные проекты. Это лишь средство!

Структурные элементы ВП:

1. идея

2. венчур

3. деньги

Все эти элементы в значительной степени самодостаточны и в единый действующий механизм их связывает венчурная фирма. План действия венчурной фирмы – венчурный проект.

1. Идея. Обычно это идея нововведения, обладающая неким «благородным безумием».

2. Венчур. Подразумевает инициативного, высококвалифицированного человека, способного на базе идеи создать структуры, т.е. венчурную фирму (венчурный предприниматель).

3. Деньги. Необходимы, чтобы «вдохнуть жизнь» в венчурный проект. Следовательно, необходим инвестор, специализирующийся на финансировании подобного рода бизнеса.

 

Разница между инвестиционным и венчурным проектом

Обычно, под венчурными проектами понимают такие, у которых есть «пороговый риск».

Пороговый риск - такой фактор риска, при реализации которого проект точно будет убыточным. Вероятностное значение этого риска м.б. 0 или 1. Это риск «неразработки» новой технологии. Его трудно оценить.

 

Формы организации венчура

Венчурный проект – проект коммерциализации любой новой технологии через механизм венчурного финансирования. Это любая новая технология как первого, так и второго рода.

Инновационный проект первого рода – «полный» инновационный проект – включает в себя все 4 стадии инновационного проекта:

1. НИР, ОКР.

2. Освоение новшества

3. Серийное производство.

4. Сервисное послепродажное обслуживание.

Инновационный проект второго рода – неполный инновационный проект – включает не все стадии. 2 вида:

1. Включает в себя первые 3 стадии (затем продажа бизнеса).

2. Последние 2 стадии.

1) Проекты, реализующие ранее полученные знания, реализовать которые не было возможности.

2) Само знание получено в ходе производственного процесса (ноу-хау).

3) Структурные инновационные проекты – институциональные.

 

Две основные формы реализации венчура: внешний и внутренний венчур.

Различия:

1. Организационный критерий. Внутренний – подразделение корпорации. Внешний – независимая организационная структура.

2. Механизм распределения доходов и убытков. Внутренний – корпоративное распределение. Внешний – условно личное.

3. Финансирование. Внутренний – корпоративное финансирование. Внешний – условно – личное.

 

В США период окупаемости внешнего венчура – 3 года в среднем, внутреннего – 7 лет.

При внешнем венчуре капитальные затраты на одного ученого обычно в 2 раза меньше, чем при внутреннем. На один доллар США малые венчурные фирмы создают в 24 раза больше нововведений, чем при внутреннем венчуре.

Зачем тогда нужен внутренний венчур?

 

Внутренний венчур

Внутренний венчур – это автономное временно созданное специализированное подразделение внутри корпорации. При успешной реализации это подразделение становится одним из производственных подразделений корпорации. Создание дополнительных производственных подразделений подразумевает диверсификацию корпорации, что придает ей дополнительную устойчивость.

Но возможна ситуация, когда в результате проведения внутреннего венчура было создано подразделение, деятельность которого не вписывается в миссию корпорации (окончательная цель, выраженная в качественных величинах). Тогда его надо выделить в отдельную компанию. Корпорация либо продает его, либо сохраняет контроль надо ним с целью еще большей диверсификации.

В США почти во всех крупных корпорациях есть внутренний венчур.

Все крупные корпорации тяготеют к производственному и финансовому консерватизму, которой максимум, что позволяет, – это внедрить незначительные новшества в уже выпускаемом продукте. Проявляется этот консерватизм в чрезмерно централизованных и инертных организационных системах. Они обычно исключают возможность внедрения радикального новшества, что плохо состыковывается с необходимостью постоянного обновления номенклатуры продукции и повышения ее качества. Это негативно сказывается на конкурентной борьбе на рынке.

Внутренний венчур – создание инновационного климата.

Все перечисленные выше причины вынуждают крупные корпорации искать новые формы инновационных процессов. Одной из таких форм стала организация и функционирование малых организаций внутри корпоративной структуры. А именно – реализация коммерчески выгодных производственных идей через организацию рисковых инновационных проектов, осуществляющихся в специально созданных в рамках самой корпорации временных подразделений.

Разработкой внутреннего венчура занимается проектная группа, в состав которой входят авторы идеи; специалисты, привлекаемые на добровольных началах из других функциональных подразделений корпорации.

Руководителем венчурного подразделения обычно является сам автор, т.к. он кровно заинтересован в ее реализации, и только он имеет всю информацию по идее. Но не всегда автор идеи становится руководителем. Он д.б. не только ученым, но и специалистом в области производства и сбыта продукции, иметь навыки управления и лидерства. Если автор не сможет быть руководителем, идея обычно отклоняется руководством целиком. Исключение: если автор согласен быть «на вторых ролях» в проекте.

Т.к. руководитель венчурного подразделения подчиняется напрямую руководству корпорации, на него не распространяется большинство процедур и организационных ограничений корпорации, т.е. венчурному подразделению предоставляется:

1. самостоятельность в организации и планировании производственного процесса;

2. определенная бюджетная самостоятельность;

3. самостоятельность в кадровой политике.

Подобная внутренняя неподконтрольность рано или поздно приводит руководство к мысли об изоляции венчурного коллектива от других сотрудников, т.е. о переезде проектной группы в другое здание и чем дальше, тем лучше.

В случае успешной реализации проекта внутреннего венчура, он превращается в одно из подразделений корпорации. При этом проектная группа либо переходит в это новое подразделение на постоянную работу на руководящие должности, либо возвращается в свои старые подразделения.

Исходя из этого, цель внутреннего венчура для корпорации – не просто разработать новшество и освоить его в производстве, но и трансформировать внутреннюю проектную группу в новое производственное подразделение.

Как показывает западная практика, внутренние венчурные проекты эффективны и ценны, если речь идет о крупных инвестициях на долгий срок – если требуются долговременные вложения оборудования и кадров в проект.

Главный минус: относительная самостоятельность и независимость внутренней проектной группы. Обусловлена она направлением развития корпорации, следовательно и тематика внутреннего венчура предполагается в общем ключе технологического развития компании. Но специфика НИОКР такова, что не все проекты внутреннего венчура совпадают с генеральным курсом, т.к. зачастую развитие технологий приобретает вид поисковых исследований первого рода. Поисковые исследования первого рода – исследования, осуществляемые, исходя из внутренней логики развития науки.

Если расхождение в тематике внутреннего венчура с тематикой развития корпорации начинается в поздние периоды, т.е. основные инвестиции в проект уже сделаны, проект доводится до конца, но по его итогам создается не новое подразделение, а новая фирма. Далее происходит либо продажа бизнеса, либо компания оставляет за собой право владения вновь созданной фирмой с целью не столько получения доходов от нее, сколько снижения предпринимательских рисков.

 

Внешний венчур

Сформировавшийся коллектив единомышленников, самостоятельно разрабатывающий какое-либо новшество и ставящий целью коммерчески прибыльную реализацию данного начинания посредством производства продуктов, услуг, технологий.

Если внутренний венчур может разрабатывать действительно любое нововведение (в т.ч. и институциональное), то внешний по своей специфике ориентируется на технологические инновации (продуктовые и процессные), чаще всего речь о продуктовых.

Подобная форма венчура сопряжена с наибольшими рисками, так как в данном случае нет корпоративного механизма распределения убытков - в случае неудачи внутреннего венчура убытки покроет корпорация. Инициаторы проектов понесут так называемые статусные потери (моральные, карьерные). В первом случае внешнего венчура все убытки, в том числе и финансирование, относятся на коллектив, разрабатывающий проект. В данном случае наиболее полно отражает ситуацию принцип «либо все, либо ничего».

В результате вышеперечисленных причин основу коллектива внешнего венчура составляет новаторы энтузиасты и авантюристы (большинство из них молодые люди до 30 лет). Они ещё способны предложить нетривиальную идею; есть силы; способны рискнуть многим.

Венчурный коллектив своими силами должны выполнять широкий круг обязанностей, связанных не только с технологическим процессом, но и с оценкой перспективы рынков, организации сбыта, с выработкой общей стратегии, преодоления конкуренции. Следовательно, венчурный коллектив должен быть всесторонне квалифицированным.

Венчурный коллектив постоянно будет находиться под воздействием таких рыночных факторов, как конкуренция, сроки, возможная финансовая нестабильность и т.д., следовательно, этот персонал должен обладать гибкостью, мобильностью, восприимчивостью к новым идеям.

Т.о. можно утверждать, что личная заинтересованность инициаторов проекта, а точнее их зависимость от данного проекта способствует полному исполнению как научно-технического, так и предпринимательского потенциала. При этом для возможного инвестора качество инициаторов проекта имеет первоочередную значимость.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

1.035 с.