Коллективные переговоры как одна из форм социального партнерства (понятие, субъекты, порядок ведения, сроки и результаты) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Коллективные переговоры как одна из форм социального партнерства (понятие, субъекты, порядок ведения, сроки и результаты)

2018-01-13 383
Коллективные переговоры как одна из форм социального партнерства (понятие, субъекты, порядок ведения, сроки и результаты) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ст 36

Коллективные переговоры - процедуры, направленные на достижение согласования взаимных интересов и получения результатов социально-партнерской деятельности в виде коллективных договор и соглашений.

- Конвенция МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам»
- Конвенция МОТ №98

- Рекомендация МОТ №163

Понятие коллективных переговоров понимается максимально широко и под переговорами понимаются все переговоры между работниками и работодателями, в то время как в ТК РФ коллективные переговоры направлены на заключение КД.

Ст 42 – порядок разработки… В свое время существовал закон о коллективных договорах и соглашениях 1992 г. Сейчас утратил силу, но в практике зачастую применяется процедура, которая использовалась в этом законе.

Особенности коллективно-договорного процесса:

1. ст 30 – на локальном уровне интересы работников может представить только первичная профсоюзная организация

2. ч.2 ст 30

3. ст 37, ст 47

4. возможность усовершенствовать с помощью законодателя формы защиты прав и интересов работника (ч.4 ст. 82, ч.3 ст. 8)

31. Нормативно-правовые соглашения (понятие, участники, содержание, порядок разработки и заключения, конкретные примеры)

Нормативные соглашения

В ст. 45 ТК РФ дается понятие нормативного соглашения. Под ним законодатель понимает правовое соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и закрепляющее общие принципы регулирования тесно с ними связанных экономических отношений, заключаемое соответствующим объединением профсоюзов им работодателей на различных уровнях.

Применительно к данному определению необходимо отметить следующее:

1) в ст. 45 ТК РФ законодатель не упоминает термин нормативное, это создает путаницу, т.к. в трудовом праве существует множество соглашений, как нормативных, так и индивидуальных.

2) по мнению законодателя, эти соглашения признаны урегулировать социально-трудовые отношения, какие это отношения и как они соотносятся с предметом трудового права, законодательно ответа нет.

3) сторонами нормативного соглашения выступают все работники и работодатели, от имени которых действует объединение и профсоюзов и работодателей.

4) нормативное соглашения заключаются на различных уровнях, территориальный, региональный и т.д.

На региональном уровне – нормативное соглашение между правительством РТ, профсоюзных организаций, а так же организации руководителей организации о МРОТ в РТ

На федеральном уровне заключено генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателями и правительством РФ на 2008-2010 гг.

2 июля 1998 года РФ ратифицировала конвенцию МОТ № 150 «о регулировании вопросов труда: роль, функции и организации» конвенция 1978 года. В соответствии с ней, каждый член, организации МОТ ратифицировавшее ее обязан проводить мероприятия, направленные на обеспечение сотрудничества нормативныо-трудовых переговоров, между представителями власти и наиболее представительными зов и объединениями профсоюзов и объединений работодателей. Из доклада руководителя Международного Бюро труда вытекает:

1) стороны вправе сами выбирать уровень ведения коллективных переговоров с целью заключения нормативных договоров и не существует никакой оптимальной структуры коллективных переговоров с этой целью.

2) согласно конвенции МОТ № 163, в странах, где коллективные переговоры проводятся на нескольких уровнях, стороны должны обеспечивать координацию между этими уровнями при разработке коллективных договоров нужно учитывать ранее учтенных отраслевых и местных коллективных переговоров.

3) странам рекомендовано не создавать никаких доводов относительно того, что тот или иной уровень лучше другого уровня.

Нормативное соглашение могут охватывать различные сектора экономики, отрасли, иметь различный географический охват.

Нормативное соглашение является специфическим источником ТП, которое позволяет конкретизировать соц. политику к конкретной отрасли, региону и т.д.

4) особенностью нормативных соглашений является то, что помимо заключения нормативного соглашения, законодатель создает еще один способ его действия, которым является присоединение к нормативному соглашению (ст. 48 ТК РФ)

Может заключаться на срок, не более 3х лет и так же как колл. Соглашение должно быть зарегистрирована в соответствующем органе по труду.

Этапы ведения переговоров

1. Принимается постановление профсоюзного комитета о необходимости заключения коллективного договора (внесения изменений и дополнений) и о начале переговоров (Примерный образец см. Приложение № 1)
2. Направляется работодателю в письменной форме уведомление о начале переговоров по заключению коллективного договора (внесению изменений и дополнений) с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии (Примерный образец см. Приложение № 2)
3. Работодателем в течение семи календарных дней со дня получения предложения о начале переговоров, направляется в адрес профсоюзного комитета ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий
4. Создается постоянно действующая Комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и контролю выполнения коллективного договора. Утверждаются положение о Комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта, заключению и организации контроля за выполнением коллективного договора и положение о Порядке ведения переговоров и заключения коллективного договора (Примерные образцы см. Приложения № № 3,4,5)
5. Вырабатывается проект коллективного договора (изменений и дополнений)
6. Проект коллективного договора (изменений и дополнений) направляется для обсуждения в подразделения. Одновременно профсоюзный комитет направляет проект коллективного договора (изменений и дополнений) на экспертизу в отраслевой республиканский комитет профсоюза
7. Комиссия дорабатывает проект коллективного договора (изменений и дополнений) с учетом предложений, поступивших в ходе обсуждения в подразделениях и результатов экспертизы в отраслевом республиканском комитете профсоюза
8. Согласованный проект коллективного договора (изменений и дополнений) утверждается общим собранием или конференцией работников
9. Работодателем в семидневный срок коллективный договор направляется для предварительного согласования в вышестоящий профсоюзный орган, а затем в местный орган по труду для уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ, пункт 9.14.Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РБ на 2008-2010 г.г.)

32. Коллективный договор как основной нормативный правовой договор в организации (понятие, стороны, функции, содержание, сроки, регистрация).

В науке трудового права много ученых занималось проблемой коллективного договора. Анализ их точек зрения позволяет выделить 3 основные правовые позиции о правовой природе коллективного договора:

1) считают, что основное - коллективные обязательства

2)акцентируют внимание на их нормативных свойствах, т.е. способность содержать локальные нормы права.

3) могут содержать двойные нормы, как взаимные обязательства, так и локальные нормы права

Трудовой Кодекс в целом отразил третью позицию, поэтому трудовая природа носит смешанный характер.

1) в ст. 40 трудовой договор выступает правовым актом, хотя более правильным следует считать его правовым соглашением, сторонами которого являются работники и работодатели.

2) заключение коллективного договора опосредованно процедурой коллективных переговоров заключается в нескольких стадиях: переговоры, разработка проекта коллективного договора. Стадия обсуждения и утверждение проекта, подписание его сторонами, далее стадия действия коллективного договора и выполнение его условий, далее следует стадия изменения и дополнения коллективного договора, в некоторых случаях в качестве стадий заключения коллективного договора выделяют стадию контроля за соблюдением сторонами выполнения его условий, однако контроль может осуществляться как самими сторонами, так и другими субъектами.

3)Законодатель конструирует коллективные переговоры таким образом, что согласно ст. 22 TK РФ введение коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора является одновременно и правом и обязанностью работодателя. Такое положение появилось благодаря обязанности стороны получившей уведомление о начале коллективных переговоров вступить в них в течение 7 дней с момента его получения. В редакции ФЗ от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ ТК закрепил, что коллективные договоры в любом случае должны завершаться подписанием коллективного договора, даже при наличии разногласий сторон, которые должны оформляться в протоколе разногласий (ч2 ст.40 ТК РФ).

4) выполнение обязанностей работодателя по ведению коллективных договоров, выразившееся в уклонении от участия в них, нарушение установленного срока заключения ТД, не предоставление работодателем информации работникам, необоснованном отказе в заключении ТД, нарушении или невыполнении обязательств по нему влекут применении государственных мер административного принуждения ст. 5.28 – 5.31 КоАП РФ.

5) коллективный договор представляет собой форму представительной демократии ч2ст 29 ТК РФ. И формой прямой демократии, когда некоторые вопросы предоставляются решать самим работником (ч1.ст. 31 и ч.4. ст. 37)

6) содержание и структура коллективного договора определяется его сторонами, однако, в части 2 ст. 41 ТК РФ законодатель предусматривает примерный перечень взаимных обязанностей сторон, которые носят рекомендательный.

7) помимо взаимных обязательства сторон коллективного договора, коллективный договор может содержать локальные нормы права. В некоторых случаях коллективный договор или коллективно-договорный способ регулирования является единственным источником локальной нормы права (Ч3 СТ. 373, ч.3 ст. 377, ч4 ст. 377). Распространенной в литературе является позиция, согласно которой коллективный договор является локальным нормативным актом. Возможность коллективного договора содержать локальные нормы права не позволяет считать его локальным нормативным правом. Коллективный договор отличает от локального нормы права, следующие свойства:

А) различный порядок принятия коллективного договора и локальных нормативных актов: ЛНА принимается единолично работодателем, а в некоторых случаях, предусмотренным ТК с учетом мнения профсоюзного органа, т.е. ЛНА это односторонний акт, в то время как КД заключаются в социально-правовом статусе партнерами.

Б) КД является более широкими по своей правовой природе, в то время как ЛНА посвящены одной узкой сфере (график отпусков).

В) КД подлежит, в отличие от ЛНА уведомительной регистрацией в соответствующем органе по труду, им выступает местный орган занятости, что свидетельствует о более внимательном отношении государства к КД. В литературе общим выделяется, что юридическая сила коллективного договора выше юридической силы ЛНА.

КД может, является источником норм, содержащих дополнительные по отношению к законодательству гарантии прав и интересов работника. В КД могут включаться: перечень ЛНА, которые помимо указанных в кодексе могут приниматься работодателем (ст. 8 ТК РФ), дополнительный случай учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем ЛНА, дополнительные обязанности работодателя.

В некоторых случаях законодатель предусматривает закрепление тех или иных вопросов по выбору сторон, например порядок и условия предоставления ежегодных дополнительных отпусков работодателем с учетом его производственных и финансовых возможностей (ч2 ст. 116). М.б либо в КД, либо в ЛНА

Широко используется коллективный договор в качестве альтернативы иным регулятора в целях конкретизации положений действующего законодательства.

Является срочным нормативным соглашением, который заключается на не более 3х лет.

В целом нормативное коллективный договор имеет важное значение. Профессор КГУ А.К. Безина писала, что кд «как самый важный метод регулирования прав, обязанностей и интересов работников, содержание которого законодатель стремиться расширить».

Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения у данного работодателя.

Содержание и структура коллективного договора

1. Анализ правил ст. 41 ТК показывает, что:

1) они диспозитивны: дело в том, что стороны могут (по своему усмотрению):

а) включить в коллективный договор все сведения, перечисленные в ст. 41 ТК;

б) включить в коллективный договор лишь часть этих сведений;

в) включить в коллективный договор и иные сведения (т.е. прямо не перечисленные в ст. 41 ТК);

2) структура коллективного договора - также определяется сторонами самостоятельно.

2. В коллективном договоре стороны вправе также:

1) установить дополнительные (т.е. не предусмотренные в нормах действующего законодательства) льготы и преимущества для отдельных работников (групп работников, например работающих женщин, работающих в ночное время и т.п.). При этом закон ориентирует работников на то, чтобы они учитывали реальное финансово-экономическое положение работодателя (и не навязывать в ходе ведения коллективных переговоров, заранее невыполнимые условия коллективного договора о таких льготах и преимуществах);

2) предусмотреть любые иные условия, которые улучшают положение работника по сравнению с законодательством. Однако условия коллективного договора, ухудшающие положение работника по сравнению кзаконодательством - недействительны и подлежат отмене, они не подлежат применению (см. об этом комментарий к ст. 9 НК).

3. С другой стороны стороны обязаны (а не только наделены правом) включить в коллективный договор:

1) положения законов, иных нормативных правовых актов, включение которых в коллективный договор - обязательно в силу императивного их характера;

2) положения международных договоров, действующих для Российской Федерации и содержащих нормы трудового права.

В Трудовом кодексе содержится много статей где конкретные вопросы не урегулированы и указывается что они подлежат урегулированию в коллективном договоре.

Это такие вопросы как:

1) принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ст. 8);

2) установление дополнительных форм участия работников в управлении организацией (ст. 52, 53);

3) установление иного порядка обязательного участия профкома в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, чем установленный ч. 1-3 ст. 82 ТК (ч. 4 ст. 82);

4) установление ежедневной работы (смены) для работников кинематографии и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов (ч. 3 ст. 94);

5) установление списка работ, на которых продолжительность работы в ночное время уравнивается с дневной (ч. 3-4 ст. 96 ТК);

6) установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101);

7) установление графиков сменности (ч. 3 ст. 103);

8) установление второго выходного дня при пятидневной рабочей неделе (ч. 3 ст. 111);

9) установление порядка и условий предоставления дополнительных отпусков (ст. 116);

10) установление порядка индексации заработной платы (ст. 134);

11) установление системы заработной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного рода выплат (ст. 135);

12) установление порядка выплаты заработной платы (ст. 136);

13) установление иных периодов, чем предусмотрены ст. 139, для расчета средней зарплаты (ч. 6 ст. 139);

14) установление тарифной системы оплаты труда для работников небюджетных организаций (ст. 143);

15) установление конкретных размеров повышенной заработной платы работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 147);

16) установление конкретных размеров оплаты за сверхурочную работу (ст. 152);

17) установление конкретных размеров повышенной заработной платы за работу в ночное время (ст. 154);

18) установление порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168);

19) установление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173, 174, 175);

20) установление иных случаев выплаты выходного пособия, нежели предусмотренные законодательством (ст. 178);

21) установление дополнительных категорий работников, пользующихся преимущественным правом оставления на работе при сокращении численности или штата работников (ст. 179);

22) установление дополнительных отпусков работникам, осуществляющим уход за детьми (без сохранения заработной платы) (ст. 263);

23) установление особенностей трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет (ст. 272 ТК);

24) установление для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 36 часовой недели (ст. 320);

25) установление для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплаты стоимости проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения (ст. 323) и другие.

33. Коллективный договор (порядок заключения, изменения и дополнения, контроль за выполнением его условий, виды юридической ответственности за нарушения и невыполнение условий коллективного договора, уклонение от его заключения).

Ст 42, 43, 44

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом

34. Принципы трудового права в системе социальных и правовых принципов (понятие, классификация, конкретные принципы, их краткая характеристика).

под принципом понимается основополагающая, главная идей направления развития чего-либо. Помимо правовых принципов выделяют: экономические, политические, моральные и т.д. Их содержание, как правило, зависит от 2х условий:

1) от содержания реально развивающихся общественных отношений в обществе;

2) от представления субъектов, разрабатывающих, либо вырабатывающие данные принципы.

Т.к. процесс выработки и обоснования правовых принципов доступен лишь отдельным личностям.

Понятие и виды правовых принципов

Правовой принцип – это закрепленное в действующем законодательстве, основная идея, руководящее начало, выражающее сущность, направление развития и закономерности правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) в зависимости от уровня регулирования:

А) международные общепризнанные принципы ТП. В теории ТП нет определенности по вопросу о том, что понимать под общепризнанными принципами международного ТП.

Б) отечественные принципы, выражающие сущность российского права;

В) межотраслевые принципы – выражают сущность 2х или более отраслей Российского права;

Г) отраслевые;Д) принципы, выражающие отдельные институты;

Е) принципы отдельных законодательных актов;

2) В зависимости от сферы их практического применения:

А) применяемые в правоприменительной деятельности и в правотворчестве; необходимо отметить, что в процессе правотворчества широко используются правовые принципы. В правоприменительной деятельности, правовые принципы используются при наличии пробелов в праве, в процессе применения основных средств преодоления пробелов в праве, широко используются правовые принципы.

Б) при наличии оценочных понятий в праве: «добросовестное выполнение труда», «грубое нарушение трудовых обязанностей» и т.д.;

Г) в тех случаях правоприменения, когда законодатель предусматривает выбор варианта поведения для субъекта 3)Правовые принципы также классифицируются в зависимости от стадии развития трудового правоотношения:

А) стадия возникновения трудовых отношений, из принципа равенства человека и гражданина перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), вытекает принцип о запрещении необоснованных отказов в приеме на работу в связи с дискриминационными обстоятельствами. Из принципа свободы труда (ст.37 Конституции РФ) вытекает принцип деятельности работодателя Также отсюда вытекает принцип деятельности работников, которые вправе в любое время по собственному желанию расторгать трудовой договор. Также из ст. 37 Конституции РФ вытекает принцип деятельности работодателя и профсоюза о недопустимости увольнения работников, по основаниям, не указанным в законе.

Б) Стадия действия трудовых отношений. Из ст.20 Конституции РФ, закрепляющее право на жизнь вытекает принцип деятельности работодателя и профсоюза, которые обязаны обеспечит всемерную охрану жизни и здоровья работников в процессе труда. Из ст. 37 Конституции РФ, закрепляющее право на труд в условиях гигиены, выходит принцип обеспечения всех надлежащих условий. Еще из Конституции РФ выходит принцип, по которому работник может в любое время отказаться от выполнения работ, которые угрожают жизни и здоровью работника. Из ст. 37 конституции РФ вытекает принцип запрещения выполнения работ, не обозначенных в трудовом договоре, за исключением случаев прописанных в законе. Равенство прав, свобод и возможностей (ст.18 Конституции РФ) вытекает принцип деятельности руководителя и председателя профсоюза об оплате труда, как индивидуальных так и коллективных условий труда, не ниже установленного законом МРОТ.

В) стадия участия работников в управлении работников. Из общего права участвовать в управлении делами государства, ст. 32 Конституции, вытекает принцип деятельности трудового коллектива по обсуждению производственных и непосредственно связанных с производством вопросов поучастии работников в управлении организации. Из этого же права вытекает принцип деятельности работника и работодателя по созданию необходимых условий для участия работников в правлении государства. Из конституционного права на объединении (ст.30 Конституции РФ) вытекает принцип деятельности профсоюза как представителя деятельности работников, в том числе их обязанность добросовестно выполнять, возложенные на них обязанности законных представителей. Из ст. 31 Конституции РФ вытекает принцип деятельности трудового коллектива по возможности собираться в любое время, мирно проводить собрания и конференции трудового коллектива.

Г) стадия защиты трудовых прав. Из конституционного права на индивидуально-трудовые споры (ст. 37 Конституции) вытекает принцип деятельности суда и других юрисдикционных органах о недопустимости отказов в защите нарушенного трудового права.

4) в зависимости от видов правового регулирования:

А) нормативное регулирование – принцип создания правовых норм на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Принцип закрепления минимального уровня трудовых прав и льгот на централизованном уровне с предоставлением возможности их повышения на более низких уровнях (отраслевой, местный, локальный). Принцип сочетания императивного и индивидуально-договорного регулирования. Принцип сочетания единства и дифференциации при установлении норм права

Б) индивидуальное регулирование – принцип сочетания индивидуального регулирования и правоприменительной деятельности работодателя. Принцип регулирования индивидуальных прав работника и обговоренных сторонами функций работников.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.