Сравнение исследований факторов школьногоуровня — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сравнение исследований факторов школьногоуровня



Остановимся подробнее на основных моментах.

В качестве ведущего фактора школьного уровня выделена гарантированная и жизнеспособная учебная программа. Возможность учиться оказывает самое значительное влияние на достиженияучащихся,


однако исследования показали, что далеко не у всех учащихся есть одинаковые возможности изучить тот или инойпредмет.

Выделяются несколько видов учебных программ: программа намерений (содержание, которое штат, округ или школа предписывают изучать на определенном курсе и уровне), выполняемая программа (содержание, которое на самом деле передает учащимся учитель) и выполненная программа (содержание, усвоенноеучащимися).

Возможность расхождений между программой намерений и реально выполняемой программой может показаться неожиданной, учитывая существование стандартов штата, окружных и школьных программ для определенных предметов и уровней. Однако американские исследователи показали, что зачастую учителя принимают независимые индивидуальные решения относительно того, что из программы и в каком объеме изучать на уроке. Такого рода решения принимают все учителя. В результате становится невозможно установить, что именно учащиеся изучили в предыдущем классе и что было упущено. Именно в этом смысле необходимо «гарантировать » усвоение программы: исключить возможность изменять и сокращать программу учителями по своему усмотрению.

Эффективность будет достигнута в случае адекватного выделения и распределения времени для изучения содержания программы (количество учебных часов, длительность учебного дня, количество учебных дней в году). В эпоху, когда программа приводится в движение стандартами, жизнеспособность означает уверенность в том, что за имеющееся время освоен программный материал в каждом классе по каждому предмету.

Р. Марзано предлагает создать гарантированную и жизнеспособную учебную программу с помощью пяти обязательных шагов.

1. Определить и обсудить, какая часть программного материала является основной, а какая —дополнительной.

2. Убедиться, что основной программный материал может быть изучен за имеющееся урочноевремя.

3. Организовать основной программный материал таким образом, чтобы у студентов было достаточно возможностей изучить его (новые концепты организуются по категориям в реалистичной и логической последовательности, дается терминология, определения ит.п.).

4. Убедиться, что учителя охватывают основной программный материал (наличие поурочных и поэтапных планов, проведение конференций по результатам семестра ит.п.).



5. Защищать имеющееся урочное время (урочное время не должно без крайней необходимости затрачиваться на объявления или прерываться вторжением).

Постановка академических целей, разделяемых всей школой, является необходимым условием эффективной деятельности школы. При этом особенно важно, чтобы академическая цель стимулировала каждого ученика. Значение этого условия было выяснено при изучении уровня ожиданий. Рон Эдмондс, знаковая фигура «движения за эффективность» в американском


образовании 70-х, считал, что школа должна поощрять всех студентов, независимо от их социально-экономического статуса, к тому, чтобы действительно достигать высоких результатов. Учителям следует напрямую говорить со студентами, ставя перед ними ясные цели и сообщая о том, каких высоких достижений от них ожидают. Узнать же, достигнута ли поставленная цель, невозможно без эффективной обратнойсвязи.

Таким образом, исследования эффективности школы, проводившиеся в последние десятилетия в Европе и в США, показали необходимость учета целого ряда факторов разного уровня для улучшения качества школьного образования в современных условиях. Данный опыт представляется полезным и для отечественной школы, он применим для учреждений любой ступени образования, поскольку повышение эффективности, улучшение качества является на сегодняшний день одной из самых обсуждаемых задач современного образования.

Мы полагаем, что представленный материал может быть интересным с точки зрения практического использования в российской системе образования отдельных рекомендаций зарубежных коллег, а также для сопоставления ситуации в образовании и теоретических подходов российских и зарубежных ученых к повышению эффективностиобучения.



С позиций системного подхода высказанные зарубежными коллегами положения не представляются исчерпывающими для определения эффективности школы в целом. Методология, которой пользовались ученые для исследований, на наш взгляд, не вполне определена.

Для создания более точного определения эффективности школы требуются учет ряда положений аксиологии, гуманистической философии, теории систем, теории деятельности как методологии, обеспечивающей полноту понятий «образование» и «школа», а также интеграция всех компонентов методологии достижения качественных изменений социальной жизни. Тезаурус исследования эффективности школы должен, на наш взгляд, включать гносеологические понятия (система, принципы), психологические понятия (ценности, миссия), технологические понятия (условия, средства, коммуникативность, эффективность).

Важно начать с разведения понятий «эффективность образования » и

«эффективность школы», поскольку, с нашей точки зрения, они являются понятиями разных подуровней научного познания: первое находится однозначно на теоретическом подуровне, а второе скорее соотносимо с эмпирическим подуровнем. Позволим себе предположить, что зарубежные коллеги делают свои выводы из систематизации наблюдений, обобщения опыта, классификации и анализа данных. Представляется важным определить понятие «эффективность школы» в качестве отдельного компонента, сущностно образующего всю систему образования, так как из отдельных компонентов складывается вся система. Эффективность отдельных частей обеспечивает эффективностьцелого.

Российские исследователи этой тематики чаще применяют понятие

«качество образования» и более продвинулись в моделировании,построении


теорий, выдвижении и разработке гипотез эффективности образования в целом. В рамках данной статьи мы не ставим задачу сравнивать подходы. Оба уровня исследования взаимозависимы иважны.

Вместе с тем хотелось бы отметить привлекательные моменты в рассуждениях зарубежных коллег. Мы по понятным причинам отталкиваемся в своих устремлениях от особенностей российского образования.

Убедительным представляется выдвижение в качестве цели образования обеспечения того, «чтобы все ученики сохраняли жажду учиться». Вполне применима как принцип эффективности задача «увеличить достоинства и уменьшить недостатки» школы. Следует дополнить, что результаты (достоинства и недостатки) проецируются на ценности, заявленные школой в миссии. Автору достоверно известно, что государственные и особенно частные школы в американских штатах Калифорния и Мичиган серьезно работают над миссией. Разработка миссии как пропаганда отобранных школой ценностей с привлечением учеников, учителей и общественности еще не является распространенной практикой в российской системе образования, но лучшие школы России проделали этот путь. Учитывая условия демократизации жизни и допустимость разных видов и типов школ в Российской Федерации, школа посредством миссии могла бы обеспечить себе идентификацию, более ясное управление и объективную оценку эффективности, исходя из целей, которые она себе поставила. Как нам кажется, наличие миссии у учебного заведения является важным условием интеграции в деятельности школы факторов эффективности всех трех уровней — школы, учителя иученика.

Такие параметры, как коллегиальность, взаимосогласованность методов и программ, ясно выраженные ожидания от ученика, учителя и управленца, постановка академических целей и уточнение целей с каждым учеником, поддержка положительных изменений на всех уровнях, обеспечивают этос школы, положительное отношение учеников к своей будущей деятельности, продуцируют энтузиазм. Хотелось бы обратить внимание читателя на эти параметры, явно недооцененные как в российской практике, так и в теории в части«технологии».

Несмотря на то, что западные специалисты всегда отличались высокой технологической подготовкой, в данных материалах об этом говорится недостаточно. Так как технология нематериальных процессов основана исключительно на коммуникации, то, с нашей точки зрения, крайне важно было углубиться в познание факторов, ограничивающих эффективность на уровне технологии.

Еще один интегративный фактор эффективности, одновременно психологический, технологический и методологический, остался незамеченным авторами — это фактор коммуникативности (коммуникативного мышления). Этот объемный фактор может послужить предметом отдельной статьи.

Один из членов аккредитационной комиссии пояснил разницу между понятиями «effective» («действительный, эффективный») и «efficient» —


«эффективный» в значении «более умелый, более квалифицированный, дающий впечатляющие и устойчивые результаты при использовании меньших ресурсов (времени, денег, эмоций и т.п.)».

В условиях перехода России к рыночной экономике показатель эффективности (efficienсу) может быть вполне применим в практике оценки эффективности школы и более четко разграничит успех и неудачу школы, о чем было заявлено в начале статьи. Учет экономических показателей становится смыслообразующим только после учета антропоцентрической основы образования и жизнедеятельности (самая большая ценность — человек).

 

Запомни:Эффективность образования, инновации в образовательной сфере, экономическая эффективность образования, теория «человеческого капитала»

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что изучает экономикаобразования?

2. Кто может быть учредителем образовательногоучреждения?

3. Что является организационной основой государственной политики в областиобразования?

4. Какие вы знаете методы исследования экономикиобразования?

5. Приведите причины введения платности образовательныхуслуг.

6. Что относится к материально-технической базеобразования?

7. Какой документ определяет финансирование образовательных учреждений?

8. Объясните взаимосвязь образования с экономикойстраны.

9. Для чего установлены нормы затрат труда педагогических работников?

10. Какие виды смет вызнаете?

11. Назовите основной принцип дифференциации заработной платы педагогическихработников?

12. Объясните нормативный метод расчетов для установления размера текущих расходов.

13. Назовите основные критерии аттестации педагогических работников.

14. Назовите основной фактор повышения эффективноститруда.

15. Раскройте внутренний и внешний аспекты экономической эффективностиобразования.

16. Что представляет собой системаобразования?

17. Должна ли лицензироваться индивидуальная трудовая деятельность вобразовании?

18. Какие виды образовательной деятельности относятся к предпринимательской?

19. Назовите основные функции федеральных органов власти и управления в областиобразования.


20. Перечислите функции субъектов федерации в управлении образованием.

 

Задания и тесты

1. Экономика образования – это


 

2. Эффективность экономики образования –

это


 

3. Укажите два аспекта эффективностиобразования

и

4. Укажите характеристики эффективного предметногообучения

-

-

-

-

5. Перечислите факторы, ограничивающие эффективностьшколы:

-

-

-

-

6. Перечислите параметры для выведения школы из кризисного состояния, по П.Мортимору:

-

-

-

-

-

-

7. Какой экономист не занимался экономикой образования: а. УилбурБруковер

б. Роберт Марзано в. Майкл Руттер

г. Джозеф Стиглиц

8. Законодательные основы функционирования сферы образования России:

а. Конституцией Российской Федерации;

б. Законом Российской Федерации „Об образовании―; в. Гражданским кодексом Российской Федерации;

г. другими законодательными и нормативными актами; д. все верно


9. Объектами налогообложения в сфере образования,являются:

а. обороты (т.е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

б. выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

в. прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

г. объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

д. другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу например, на содержание жилищного фонда)

е. все верно


ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»53

Образование –процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Образовательное учреждение –некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая образовательный процесс.

Система образования –совокупность трех элементов: а) взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; б) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; в) органы управления образованием.

Предмет труда в сфере образования –человек, студенты, слушатели.

Объект педагогического воздействия -учащиеся, студенты, слушатели.

Интеллектуальная собственность –социально- экономические и правовые отношения по поводу владения, распространения и пользования продуктами интеллектуального труда.

Человеческий капитал –имеющийся у каждого человека запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют на рост производства и доходов.

Экономика образования (по Л. С. Костаняну) –наука, которая изучает характер проявления и специфику действия экономических законов в образовании.

Экономика образования –наука о специфике развития производительных сил и производственных отношений в отраслей, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества

Управление образованием –целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системыобразования.

Общественные блага –товары и услуги, которые удовлетворяют общественные потребности и необходимы для удовлетворения общественныхинтересов.

Образовательные услуги –одна из форм общественных благ, самобытные экономические блага, создаваемые педагогическими работниками.

Внешний фактор хозяйственного механизма в сфере образования –необходимость согласования развития образования с изменениями экономики страны вцелом.

 

 


53 Вифлеемский А.Е. Экономика образования / А.Е. Вифлеемский. – М., 2003. – 342 с.


Внутриотраслевой фактор – хозяйственного механизма в сфере образования –предполагает изменение финансирования внутри образования в положении каждого образовательного учреждения, педагога, обучающегося.

Рынок образовательных услуг –сфера обращения илисистема экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг.

Хозяйственный механизм –способ хозяйствования, совокупность форм, методов и инструментов управления экономикой.

Планирование –процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов их достижения.

Финансирование образования –обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление образовательного процесса.

Смета –документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы бюджетного учреждения.

Самофинансирование –финансирование организаций своих собственных работ за счет средств, находящихся в собственности этой организации.

Внебюджетное финансирование –расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением расходов, связанных с получением этих средств.

Педагогический труд –совместное планомерная педагогическая деятельность, направленная на оказание образовательных услуг в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, воспроизводства и развития кадрового потенциала общества.

Материально-техническая база учебных заведений –совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования т развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом.

Эффективность образования –во-первых, сводится к тому, чтобы на каждую единицу затрат на образование иметь существенное увеличение общественного продукта, во-вторых, эффективность связана с качественнымипараметрами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Официальные документы

 

1. Проект федерального закона «Об образовании». // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:http://www.rg.ru/2010/12/01/obrazovanie-dok.html

2. ИнформационноеписьмоПрезидиумаВАСРФот22.12.2005N

98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса РоссийскойФедерации".

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетноеучреждение".

4. Об утверждении порядка составления, утверждения смет доходов ирасходовпосредствам,полученнымотпредпринимательскойииной

,приносящей доход деятельности и внесения в них изменений на 2007 год // Официальные документы в образовании. 2007.- №4.- с.45-53.

5. Финансовое обеспечение программно-целевого подхода к решению проблем в области образования и воспитания (аналитическая записка).// Официальные документы в образовании. 2007.- №31.- с.47-71.

Учебники, учебные пособия

1. Актуальные проблемы экономики образования» Учебное пособие.http://guap.ru/guap/kaf84old63/meth/akt_pr_ec_obr.pdf

2. Бухарова Г.Д. Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старикова. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 208 с. ISBN978-5-7695-6680-6.

3. Визуальный словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // http://vslovar.org.ru/

4. Егоршин А. П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие / А. П. Егоршин, Н. Д. Никандоров. - Нижний Новгород: издательство Нижнегородского института менеджмента и бизнеса, 2012. - 525с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: с учетом нового плана счетов бюджетного учета: учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.П. Кондраков. – М.: "Проспект", 2012. – 376с.

6. Кузьмина E. E. Маркетинг образовательных услуг : учеб. пособие для магистров /Е. Е. Кузьмина. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 330 с. ISBN978-5-9916-1543-3.

7. Левицкий М. Л. Организация финансово – экономической деятельности в образовательных учреждениях: практическое пособие / М. Л. Левицкий, Т. Н. Шевченко. - М. : ВЛАДОС, 2011. – 416с.


8. Лекции по экономике социально-культурной сферыhttp://kultura- socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/126-ekonomika- obrazovaniya-kak-nauka.html

9. Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие /Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, Л. В. Чебыкина / Под ред. Н. А. Пашкус. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 112 с. ISBN 978-5-94777- 102-2.

10. Новые лекции по экономике образования Автор: С.А. Беляков Издательство: МАКС Пресс Год: 2007 Формат: pdf Размер: 5 // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181372459- novye-lekcii-po-ekonomike-obrazovaniya.html - 59k - In cache - Gelijkwaardigepagina's Министерство образования и науки РФ

http://cl.rushkolnik.ru/docs/5578/index-52486.html

11. Образование как ценность. Курс лекций. Тема 13. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:http://do.gendocs.ru/docs/index-98470.html?page=4

 

Монографии, статьи

1. Бреславцева Современный бюджетный учет: учебное пособие. – Изд-во Феникс, 2012. –187с.

2. Вифлеемский А. Особенности налогообложения // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, 2012,№12.

3. Завалько Н.А. Специфические особенности образовательных услуг в аспекте маркетинговых отношений // Креативная экономика. —2011.

— № 6 (54). — c. 80-84. —http://www.creativeconomy.ru/articles/4017/

4. Зборовский Г.Е.. Образование: от ХХ к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 300с.

5. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Новые правила ведения учета.- М.: Омега-Л, 2009.-335с.

6. Иванов А.В. Актуальные проблемы привлечения внебюджетных средств. //Университетское управление.- 2002.-№2

7. Кабисова А.Р. Экономический механизм рынка образовательных услуг. Автореф. Дис. На соис. Уч. степени канд эк наук. // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.dslib.net/econom-teoria/jekonomicheskij- mehanizm-rynka-obrazovatelnyh-uslug.html

8. Клочков В. В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985. 176с.

9. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал – что это такое и почему капитал? ЦИРЭ (Центр исследования региональной экономики) // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=20 Эффективность национального человеческого капитала: Методика измерения» // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=119

10. Козырьков Р.В. Особенности образовательных услуг // Экономический и социально-философский потенциалсовременного


общества: возможности, тенденции, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (29 июня 2009). – Ч.2. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2009. С.52-53 http://kozyrkov.ru/25-osobennosti-obrazovatelnyx-uslug.html

11. Кустов А. Вопросы финансового контроля в областиобразования

// Официальные документы в образовании.- 2007.-№ 26.-с.31-40.

12. Лукашенко М. А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения: монография / М. А. Лукошенко. - М.: Высшая школа, 2011. – 158с.

13. Новый план счетов бюджетного учета. Новая инструкция по бюджетному учету.- М.:КНОРУС,2009

14. Новиков А. Модернизация управления образованием. Современный подход.// Российское образование .- 2005. -№4 – с.30 –37.

15. Основные показатели образования. [Электронный ресурс] // Российский статистический ежегодник - 2011 г. /Федеральная служба государственной статистики. - М., 2011.-

URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm

16. Пясталов С.М., А.В. Балашев, С,А. Толмачева. Задачи проектирования образовательного сектора. Экономический вестник РГУ, 2009, т.2 С. 138-146. // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/834/732/1223/journal7.2-14.pdf

17. Ройтблат О.В.. Эффективные организационные структуры управления в основе включения неформального образования в систему повышения квалификации. Моно графия // «Вестник ТОГИРРО», №6(24), 2012. – Тюмекнь: АОУ ТОГИРРО, 2012. – 154с

18. Тенденции мирового образования. // [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:

http://eng.websoft.ru/db/wb/1E65F64F5AF9E1D4C3256C84005252A1/doc.html

19. Чапаев. Н.К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография /Н.К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. – Челябинск; Екатеринбург: ЧИРПО:ИРРО. 2007.408С.

20. Хабаев С.Г. Бюджетный учет по новому планусчетов






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.024 с.