Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Какие три из названных правителей пришли к власти в результате дворцового переворота?

2018-01-29 716
Какие три из названных правителей пришли к власти в результате дворцового переворота? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1) Пётр II

2) Анна Иоанновна

3) Елизавета Петровна

4) Екатерина II

5) Пётр III

6) Александр I

 

65. Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.

 

«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.

Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их — отданы в рабство, а земли — во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам...»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Приказ был издан в первой половине XVIII в.

2) Самозванцем, выдававшим себя за Петра III, был С. Т. Разин.

3) На подавление бунта, о котором идёт речь в отрывке, был отправлен А. В. Суворов.

4) Бунт, о котором идёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.

5) Одним из последствий подавления бунта, о котором идёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.

6) Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.

66. Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».

 

«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...

Святейший Синод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.

2) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.

3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.

4) Прошение адресовано Петру I.

5) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.

6) Прошение было написано в 1725 г.

67. Прочтите отрывок из исторического источника.

 

«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения — свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно — подчас весьма экзотично — одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся "Земля", Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный "Наказ" императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: "равенство всех граждан", "вольность", "под защитой законов", "права" и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.

И хотя сам "Наказ" был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из "Духа законов" Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) В состав комиссии входили представители государственных крестьян.

2) Созыв упоминаемой в отрывке комиссии показывал готовность власти к преобразованиям.

3) Заседания комиссии проходили только в Санкт-Петербурге.

4) Автором упоминаемого в тексте «Наказа» была императрица Елизавета Петровна.

5) Заседания комиссии были прерваны в связи с началом русско-турецкой войны.

6) Результатом работы комиссии стало принятие нового свода законов.

68. ассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Напишите имя монарха, в чьё прав­ле­ние шла война, со­бы­тия которой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

69. Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название географического района, в котором согласно карте отмечается наибольшая концентрация металлургических предприятий.

70. Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

71. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Назовите монарха (имя и порядковый номер словами, например ИванТретий), в чьё прав­ле­ние шла война, со­бы­тия которой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

72.

Напишите фа­ми­лию полководца, ко­то­рый ру­ко­во­дил рос­сий­ски­ми вой­ска­ми в сражениях, обо­зна­чен­ных на схеме.

73. 1

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме стрелками, произошли в тысяча семьсот _____ годах». Ответ запишите словом.

74. ассмотрите схему и выполните задания

Напишите фамилию русского полководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённая крепость, обозначенная на схеме цифрой «2».

75. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Напишите имя рос­сий­ско­го монарха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

76. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Назовите фа­ми­лию государственного деятеля, по­лу­чив­ше­го почётный титул за при­со­еди­не­ние и осво­е­ние территорий, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «2

77. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Напишите на­зва­ние реки, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «1>

78. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в период, когда произошли события, обозначенные на схеме.

79. Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

80. Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

81. Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

Напишите на­зва­ние государства, ко­то­рое было ос­нов­ным противником Рос­сии в войне, со­бы­тия которой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме.

82. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Укажите на­зва­ние крепости, ука­зан­ной на схеме циф­рой «2», взя­тие ко­то­рой рус­ски­ми вой­ска­ми стало важ­ным со­бы­ти­ем этой войны.

83. Напишите название реки, обозначенной буквой «А», в период событий, изображённых на схеме.

84. Рассмотрите схему и выполните задания

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

85. ассмотрите схему и вы­пол­ни­те задания

 

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к событиям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме территории.

2) На­ча­ло войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стало пред­ло­гом для пре­кра­ще­ния де­я­тель­но­сти Уло­жен­ной комиссии.

3) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала империей.

4) Мир­ный договор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в городе, от­ме­чен­ном циф­рой «1».

5) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стало по­лу­че­ние Рос­си­ей вы­хо­да к Чёрному морю.

6) Участ­ни­ка­ми со­бы­тий дан­ной войны были А. Орлов и П. Румянцев.

86. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суждения» от­но­ся­щи­е­ся к войне, ко­то­рой по­свя­ще­на схема, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) война ве­лась с Ту­рец­кой империей

2) правительницей Рос­сии в года войны была Ели­за­ве­та Петровна

3) закончивший войну мир был за­клю­чен в городе, обо­зна­чен­ном на карте под циф­рой «4»

4) в ходе войны рус­ские вой­ска про­сла­ви­лись штур­мом ту­рец­кой крепости, счи­тав­шей­ся в Ев­ро­пе неприступной

5) в ре­зуль­та­те этой войны Се­вер­ное При­чер­но­мо­рье окон­ча­тель­но вошло в со­став Рос­сий­ской империи

6) во время дан­ной войны про­изо­шло по­след­нее круп­ное сра­же­ние па­рус­но­го флота — Си­ноп­ский бой

87. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются

верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу

цифры, под которыми они указаны.

 

1) Белыми стрелками на схеме обозначены действия противников правительственных войск.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был Салават Юлаев.

3) Отряды, действовавшие в ходе обозначенных событий против правительственных войск, состояли только из казаков и государственных крестьян.

4) У города, обозначенного на схеме цифрой «1», отряды, действовавшие против правительственных войск, одержали крупную победу.

5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов, действовавших против правительственных войск.

6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.

88. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

 

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке архитектуры, изображённом на фотографии, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны

 

1) зда­ние собора вы­пол­не­но в стиле ран­не­го классицизма

2) па­мят­ник храмового зод­че­ства создан в пер­вой половине XVIII в.

3) ав­то­ром проекта храма яв­ля­ет­ся Доменико Тре­зи­ни

4) собор посвящён апо­сто­лу Петру

5) в со­бо­ре похоронены рус­ские цари от Алек­сея Михайловича до Ни­ко­лая II

89. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

 

 

Какие суждения, свя­зан­ные с картиной, ко­то­рую Вы видите, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) С де­я­тель­но­стью царя, изображённого на картине, свя­за­но превращение Рос­сии в мор­скую державу.

2) Царь, изображённый на картине, уста­но­вил порядок пре­сто­ло­на­сле­дия строго по нис­хо­дя­щей мужской линии.

3) Изображённые на кар­ти­не исторические пер­со­на­жи жили во вто­рой половине XVIII в.

4) Между ис­то­ри­че­ски­ми персонажами, изображёнными на картине, воз­ник конфликт, ко­то­рый стал при­чи­ной смерти од­но­го из них.

5) Художник, на­пи­сав­ший данную картину, вхо­дил в объ­еди­не­ние «Мир искусства».

90. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

Какие суждения, свя­зан­ные с картиной, ко­то­рую Вы видите, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Автор дан­ной картины вхо­дил в «Товарищество пе­ре­движ­ных выставок».

2) Про­тив­ни­ком русских войск в войне, со­бы­тия которой изоб­ра­же­ны на дан­ной картине, были ав­стрий­ские войска.

3) Полководец, изображённый на дан­ной картине, был участ­ни­ком Отечественной войны 1812 года.

4) События, изображённые на дан­ной картине, про­ис­хо­ди­ли в годы прав­ле­ния Екатерины II.

5) Полководец, изображённый на дан­ной картине, яв­ля­ет­ся автором книги «Наука побеждать»

91. ассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание.

 

 

Какие суж­де­ния о памятнике, ко­то­рый Вы видите, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Данный па­мят­ник является об­раз­цом реалистического на­прав­ле­ния в искусстве.

2) Данный па­мят­ник установлен по по­ве­ле­нию императрицы Ека­те­ри­ны II.

3) Император, ко­то­ро­му установлен дан­ный памятник, пра­вил во вто­рой четверти XVIII в.

4) Данный па­мят­ник известен под на­зва­ни­ем «Медный всадник».

5) Автором дан­но­го памятника яв­ля­ет­ся Ф. И. Шубин.

92. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данный почтовый блок выпущен в 1970-х гг.

2) В сражении, которому посвящён почтовый блок, с российской стороны участвовал галерный флот.

3) Монарх, изображённый на почтовом блоке, стал первым российским императором.

4) Сражение, которому посвящён данный почтовый блок, произошло в ходе Семилетней войны.

5) В период правления монарха, изображённого на почтовом блоке, был издан указ о трёхдневной барщине.

93. Какие из па­мят­ни­ков архитектуры, пред­став­лен­ных ниже, были по­стро­ены в том же веке, в ко­то­ром был со­здан собор? В ответе запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

94.

 

95. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание

 

 

Какие из пред­став­лен­ных ниже ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний стро­и­лись по по­ве­ле­нию царя, изображённого на картине? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

 

96. Рассмотрите изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те задание.

 

 

Какие из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры на­хо­дят­ся в городе, ос­но­ван­ном по по­ве­ле­нию императора, ко­то­ро­му по­свя­щен памятник? В от­ве­те запишите две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

97. Укажите памятники архитектуры, построенные в период правления монарха, изображённого на почтовом блоке. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти памятники архитектуры.

1) 2)
3) 4)

 

 

 

98. В XVIII веке в Рос­сии правили два ве­ли­ких императора — Петр I и Ека­те­ри­на II. Объясните, чем от­ли­ча­лось царствование Ека­те­ри­ны Великой (приведите три объяснения).

Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны следующие объяснения:

1) по­ли­ти­ка просвещенного абсолютизма, про­во­ди­мая Екатериной II, спо­соб­ство­ва­ла укреплению са­мо­дер­жа­вия за счет мо­дер­ни­за­ции и со­вер­шен­ство­ва­ния системы управления;

2) в стра­не оживилась об­ще­ствен­ная жизнь;

3) уси­ли­лось крепостничество, но впер­вые был по­став­лен вопрос о смяг­че­нии или даже от­ме­не крепостного права;

4) дво­рян­ство освободилось от обя­за­тель­ной службы и пре­вра­ти­лось в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное сословие;

5) эко­но­ми­че­ская политика была на­прав­ле­на на укреп­ле­ние помещичьего хо­зяй­ства и сво­бо­ду предпринимательства;

6) до­сти­же­ние выхода к Чер­но­му морю;

7) рас­ши­ре­ние прав сословий;

8) раз­ви­тие местного со­слов­но­го самоуправления.

 

99. Первая чет­верть XVIII в Рос­сии была озна­ме­но­ва­на проведением ши­ро­ко­мас­штаб­ных преобразований. Объясните, чем была вы­зва­на необходимость про­ве­де­ния петровских пре­об­ра­зо­ва­ний (приведите три объяснения).

Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны следующие объяснения:

1) эко­но­ми­че­ское и во­ен­ное отставание Рос­сии от ев­ро­пей­ских стран нарастало, что пред­став­ля­ло серьезную угро­зу национальному суверенитету;

2) слу­жи­лое сословие ни по сво­е­му социально-политическому, ни по куль­тур­но­му развитию не со­от­вет­ство­ва­ло требованиям об­ще­ствен­но­го развития страны;

3) бун­таш­ный характер XVII в. по­рож­дал необходимость укреп­ле­ния и со­вер­шен­ство­ва­ния государственного ап­па­ра­та управления и армии;

4) ду­хов­ный кризис общества, вы­зван­ный обмирщением со­зна­ния и уси­лен­ный расколом церкви, по­рож­дал потребность ка­че­ствен­ных преобразований в сфере культуры.

 

100. В XVIII в. в Рос­сии существовали гвар­дей­ские полки. Ука­жи­те название од­но­го из них. Объясните, в чём от­ли­чие гвардии XVIII в. от стрель­цов XVII в. (приведите не менее двух отличий).

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) название: Пре­об­ра­жен­ский (Семеновский, Измайловский) полк;

2) отличия, например:

— в гвар­дей­ских полках могли слу­жить иностранцы;

— во главе каж­до­го из гвар­дей­ских полков был пра­вя­щий монарх.

101. На про­тя­же­нии всего вре­ме­ни своего прав­ле­ния Пётр I про­во­дил активную внут­рен­нюю и внеш­нюю политику, со­зда­вая современное государство. Не­ма­ло усилий он при­ло­жил к тому, чтобы со­хра­нить созданное, желая обес­пе­чить преемственность и ста­биль­ность дальнейшего раз­ви­тия политической си­сте­мы и стра­ны в целом.

 

Чем можно объяснить, что после его смер­ти начинается про­ти­во­ре­чи­вая «эпоха двор­цо­вых переворотов», в рам­ках которой Рос­сии пришлось пе­ре­жить период по­ли­ти­че­ской нестабильности и уни­зи­тель­ное для на­ци­о­наль­но­го достоинства время «бироновщины»? При­ве­ди­те не менее трёх объяснений.

Пояснение.

Могут быть даны сле­ду­ю­щие объяснения:

- уни­что­же­ние старинной тра­ди­ции передачи вла­сти в го­су­дар­стве по стар­шин­ству от отца к сыну по­сред­ством введения но­во­го закона, уста­нав­ли­ва­ю­ще­го право им­пе­ра­то­ра назначать пре­ем­ни­ка по своей воле «Указ о престолонаследии» (1722)

- рас­сло­е­ние правящего слоя ари­сто­кра­тии по идео­ло­ги­че­ско­му принципу – сто­рон­ни­ков (представители «новой» пет­ров­ской аристократии) и про­тив­ни­ков петровских пре­об­ра­зо­ва­ний (представители ста­ро­мос­ков­ской аристократии)

- уси­ле­ние роли ино­стран­цев на рос­сий­ской службе в жизни го­су­дар­ства

- при­об­ре­те­ние офицерским кор­пу­сом гвардейских пол­ков значимой роли в пе­ри­о­ды смены пра­вя­щих монархов

102. Фельдмаршал Б.Х. Миних од­на­ж­ды пошутил. сказав, что он ни­ко­гда раньше не жил при трёх им­пе­ра­то­рах одновременно. Су­ще­ство­ва­ние трех живых им­пе­ра­то­ров (императриц), два из ко­то­рых были уже ли­ше­ны престола, было правдой. Ука­жи­те год. когда была про­из­не­се­на шутка. Кто из трех им­пе­ра­то­ров (императриц) на­хо­дил­ся на пре­сто­ле в этот момент? На­зо­ви­те одну любую при­чи­ну успешности борь­бы за пре­стол этого им­пе­ра­то­ра (императрицы).

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­но быть указано:

 

1) год - 1762 г.:

2) императрица - Ека­те­ри­на И:

3) недовольство им­пе­ра­то­ром со сто­ро­ны гвардии из-за

 

- за­клю­че­ния невыгодного для Рос­сии договора с Пруссией:

-объявления о се­к­ве­ст­ре имущества Рус­ской церкви, от­ме­не монастырского зем­ле­вла­де­е­ния и пла­нов реформы цер­ков­ных обрядов.

-личных ка­честв Петра III:

популярность Ека­те­ри­ны II в гвар­дей­ской среде.

103. Первая чет­верть XVIII в. в Рос­сии была озна­ме­но­ва­на проведением ши­ро­ко­мас­штаб­ных преобразований. Объясните, чем была вы­зва­на их не­об­хо­ди­мость (приведите три объяснения).

Пояснение.

Могут быть при­ве­де­ны следующие объяснения:

 

1) экономическое и во­ен­ное отставание Рос­сии от ев­ро­пей­ских стран нарастало, что пред­став­ля­ло серьёзную угро­зу национальному суверенитету;

 

2) служилое со­сло­вие ни по сво­е­му социально-политическому, ни по куль­тур­но­му развитию не со­от­вет­ство­ва­ло требованиям об­ще­ствен­но­го развития страны;

 

3) бунташный ха­рак­тер XVII в. по­рож­дал необходимость укреп­ле­ния и со­вер­шен­ство­ва­ния государственного ап­па­ра­та управления и армии;

 

4) духовный кри­зис общества, вы­зван­ный обмирщением со­зна­ния и уси­лен­ный расколом церкви, по­рож­дал потребность ка­че­ствен­ных преобразований в сфере культуры.

 

104. Экономическая по­ли­ти­ка Петра I была на­прав­ле­на на подъём оте­че­ствен­ной про­мыш­лен­но­сти и торговли.

 

Назовите за­ко­но­да­тель­ный акт, ко­то­рый ста­вил целью под­держ­ку оте­че­ствен­ных про­из­во­ди­те­лей и за­щи­ту их от кон­ку­рен­ции более силь­ных ино­стран­ных фирм на рос­сий­ском рынке. По­че­му в XVIII в. ввоз­ные по­шли­ны на ис­пан­ское или фран­цуз­ское вино были высокими, а на кра­си­те­ли (индиго, кар­мин и др.) из ко­ло­ний тех же стран — низкими?

Пояснение.

Таможенный тариф 1724 г. вво­дил 75% пошлину на те товары, ко­то­рые в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве про­из­во­ди­лись в России. Исходя из этого были вве­де­ны вы­со­кие по­шли­ны на вина, их могли про­из­во­дить и оте­че­ствен­ные производители, а так как кра­си­те­ли про­из­во­дить не могли то и по­шли­ны на них были низкими.

105. В пер­вой чет­вер­ти XVIII в. в Рос­сии вво­дит­ся новая си­сте­ма сбора налогов. Укажите, что яв­ля­лось еди­ни­цей на­ло­го­об­ло­же­ния со вре­ме­ни ре­форм Петра I до конца XIX в. По­че­му с точки зре­ния со­вре­мен­ных прин­ци­пов на­ло­го­об­ло­же­ния дан­ная си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния может счи­тать­ся несправедливой? Ука­жи­те любые две причины.

Пояснение.

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие аргументы:

- еди­ни­ца на­ло­го­об­ло­же­ния - душа муж­ско­го пола лю­бо­го возраста;

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны не­спра­вед­ли­во­сти дан­ной си­сте­мы налогообложения:

- упла­та на­ло­гов за детей ко­то­рые сами ни­че­го не производили;

- жен­щи­ны на­ло­гов не платили;

- налог не за­ви­сел от ве­ли­чи­ны до­хо­да крестьянина.

106. В XVIII в. в Рос­сии быст­ро раз­ви­ва­лась промышленность. Но на мно­гих пред­при­я­ти­ях ис­поль­зо­вал­ся не вольнонаёмный, а под­не­воль­ный труд; вла­дель­цы ма­ну­фак­тур из куп­цов или кре­стьян пред­по­чи­та­ли не нанимать, а по­ку­пать кре­стьян по указу 1721 г.

Укажите три причины, ко­то­рые за­став­ля­ли их так поступать, не­смот­ря на то, что про­из­во­ди­тель­ность под­не­воль­но­го труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а по­ку­пать при­хо­ди­лось целые деревни, не все жи­те­ли ко­то­рых были спо­соб­ны ра­бо­тать на предприятии.

Пояснение.

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие причины:

1) не­хват­ка сво­бод­ных ра­бо­чих рук в стра­не из-за на­ли­чия кре­пост­но­го права;

2) воз­мож­ность не тра­тить­ся в даль­ней­шем на опла­ту труда куп­лен­ных крестьян;

3) куп­лен­ны­ми кре­стья­на­ми было проще управлять. так как они ста­но­ви­лись соб­ствен­но­стью владельца.

107. В XVII—XVIII вв. дво­ря­не по­лу­чи­ли от го­су­дар­ства мно­го­чис­лен­ные зе­мель­ные вла­де­ния (которые стали их собственностью) с кре­пост­ны­ми крестьянами. Кре­пост­ные ра­бо­та­ли на по­ме­щи­ков на бар­щи­не и пла­ти­ли оброк: зем­ле­вла­де­лец по­лу­чал доход, но рас­хо­дов по хо­зяй­ству не нёс, по­сколь­ку труд кре­пост­ных был даровым. Од­на­ко в XIX в., не­смот­ря на под­держ­ку государства, дворяне-помещики стали разоряться. Ука­жи­те один факт, сви­де­тель­ству­ю­щий о ра­зо­ре­нии дво­рян­ства к се­ре­ди­не XIX в. На­зо­ви­те не менее двух причин, ко­то­рые при­ве­ли к кри­зи­су кре­пост­ни­че­ской системы, ко­то­рый в итоге за­ста­вил и государство, и по­ме­щи­ков пойти на от­ме­ну кре­пост­но­го права.

Пояснение.

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие аргументы:

- факт, сви­де­тель­ству­ю­щий о ра­зо­ре­нии дворянства. Во время от­ме­ны кре­пост­но­го права, мно­гие дво­ря­не не смог­ли по­лу­чить пол­ную сумму вы­ку­па от государства, так как их земли были за­ло­же­ны в бан­ках за долги;

- Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие при­чи­ны от­ме­ны кре­пост­но­го права:

- не­эф­фек­тив­ность труда крепостных;

- празд­ное ве­де­ние жизни дво­ря­на­ми при­ве­ли па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни и не­уме­нию на­ла­дить хозяйство, что вело к разорению.

108. В 1762 г., сверг­нув Петра III, на пре­стол вступила Ека­те­ри­на II. Но по­ли­ти­ка свергнутого мужа была во мно­гом продолжена новой императрицей. Про­ил­лю­стри­руй­те это по­ло­же­ние тремя примерами.

Пояснение.

1) Ека­те­ри­на II не разо­рва­ла союза с Фри­дри­хом II (хотя Рос­сия и не при­ня­ла участия в во­ен­ных действиях на его стороне), т. к. ожи­да­ла от Фри­дри­ха II бла­го­же­ла­тель­но­го отношения к по­зи­ции России в ре­ше­нии дел в Речи Поспо­ли­той и в Курляндии;

2) вельможи, за­ни­мав­шие важные посты при Петре III, со­хра­ни­ли их (канцлер М.И. Воронцов, генерал-прокурор А.И. Глебов, ге­не­рал П.А. Румянцев, Б.К. Миних и др.);

3) по­ли­ти­ка Петра III по от­но­ше­нию к дво­ря­нам (Пётр III издал ма­ни­фест о воль­но­сти дворянской) была про­дол­же­на Екатериной из­да­ни­ем указа 3 июля 1762 г., по­ве­ле­вав­ше­го крестьянам на­хо­дить­ся в таком же бес­пре­ко­слов­ном повиновении помещикам, как и прежде, а затем, в 1785 г., из­да­ни­ем жалованной гра­мо­ты дворянству;

4) Ека­те­ри­на II про­ве­ла секуляризацию цер­ков­ных земель, на­ча­тую Петром III;

5) Ека­те­ри­на II оста­ви­ла в силе указ Петра III о за­пре­ще­нии владельцам ма­ну­фак­тур покупать крестьян;

6) был остав­лен в силе указ Петра III об упразд­не­нии Тайной ро­зыск­ных дел канцелярии.

 

109. Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.

Пояснение.

1) император — Пётр III;

2) война — Семилетняя;

3) причина, например:

− неприязненные отношения между Павлом I и его матерью Екатериной II стали причиной особого почитания Павлом своего отца Петра III, свергнутого с престола Екатериной, и стремления «восстановить справедливость» в отношении отца, который не успел короноваться; это стало причиной решения о совершении обряда коронования праха Петра III;

− устроив коронацию праха Петра III, Павел продемонстрировал изменение политического курса, проводившегося Екатериной II, которая свергла Петра III;

− устроив коронацию праха Петра III, Павел стремился морально наказать живых виновников свержения и смерти отца.

 

110. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке,

на пе­ри­од дворцовых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в.

 

Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вали период дворцовых переворотов как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ви­тии государственности.

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

 

Аргументы в подтверждение

при вы­бо­ре первой точки зре­ния могут быть при­ве­де­ны следующие аргументы:

— по­ли­ти­че­ская нестабильность, воз­ник­шая в ре­зуль­та­те принятия Пет­ром I указа о на­сле­до­ва­нии престола;

— борь­ба за власть между раз­лич­ны­ми группировками дво­рян­ства и ро­до­ви­той знати;

— шесть цар­ству­ю­щих особ в этот пе­ри­од получили пре­стол в ре­зуль­та­те дворцовых ин­триг или переворотов;

— за­си­лье иностранцев — «бироновщина»;

— уси­ле­ние роли фаворитов-временщиков;

— от­сут­ствие серьёзных реформ;

 

Аргументы в опровержение:

— внеш­няя политика этого пе­ри­о­да отвечала на­ци­о­наль­ным интересам го­су­дар­ства и обес­пе­чи­ва­ла безопасность рос­сий­ских границ;

— укреп­ля­лось международное вли­я­ние России;

— даль­ней­шее развитие по­лу­чи­ли образование, наука, куль­ту­ра (был от­крыт Московский университет, со­зда­на Академия художеств);

— от­ме­не­ны внутренние та­мо­жен­ные пошлины;

— были до­стиг­ну­ты определённые успе­хи в раз­ви­тии экономики.

Могут при­ве­де­ны другие аргументы

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

 

«Типичные черты по­ли­ти­ки «просвещённого абсолютизма» за ко­рот­кое царствование Петра III об­на­ру­жи­лись особенно эффективно... Так на­зы­ва­е­мый Век Ека­те­ри­ны начался, по существу, ещё за не­сколь­ко лет до её вос­ше­ствия на престол».

(А. Б. Каменский, историк)

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

 

1)...

2)...

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

Аргументы в подтверждение, например:

— при­ня­тие Манифеста о воль­но­сти дворянской (1762 г.)» со­глас­но которому дво­ря­не освобождались от обя­за­тель­ной службы;

— Пётр III лик­ви­ди­ро­вал Тайную канцелярию;

— пре­кра­ще­но преследование старообрядцев;

— при­ня­то решение о се­ку­ля­ри­за­ции церковных земель.

Аргументы в опровержение, например:

при вы­бо­ре первой точки зре­ния может быть указано, что: — Пётр III вос­ста­но­вил против себя дво­рянств и гвар­дию пронемецкими симпатиями;

— гвар­дия была не­до­воль­на намерением им­пе­ра­то­ра вывести части из столицы;

— внеш­не­по­ли­ти­че­ские шаги Петра Ш не от­ве­ча­ли национальным ин­те­ре­сам России (выход из Се­ми­лет­ней войны, вывод войск из Прус­сии и др.);

— он не знал и не хотел узн


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.216 с.