Принципы оценок воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Принципы оценок воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

2018-01-29 902
Принципы оценок воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценка воздействия планируемой и проектируемой деятельности на окружающую среду, равно как и экологическое обоснование инве­стиционных проектов – важные звенья экологического проектирова­ния объектов. Различают оценку воздействия определенного вида хо­зяйственной деятельности как исследование изменений в окружаю­щей среде, анализ цепочки (воздействия–изменения–последствия), оценку воздействия планируемой и проектируемой деятельности на окружающую среду в предпроектах и проектах – как раздел экологи­ческого проектирования (ОВОС) и оценку воздействия на окружаю­щую среду реальных (действующих) производств, которая обознача­ется термином «экологический аудит».
Основной принцип общий для ОВОС и для экологической экс­пертизы, – презумпция потенциальной экологической опасности любо­го вида хозяйственной деятельности. Предполагается, что любая хо­зяйственная деятельность таит в себе ту или иную степень экологи­ческой опасности. Ее осуществление ведет к последствиям, которые необходимо оценивать, причем инициатор деятельности обязан пре­доставить веские доказательства экологической безопасности намеча­емой им деятельности (в соответствии с действующими экологичес­кими стандартами и нормативами).
Принцип превентивности означает, что оценка воздействия про­водится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработ­ке и принятии решений. Суть этого принципа – недопущение (пре­дупреждение) неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ним социальных и экономических последствий, вызван­ных реализацией проекта.
Характерно расширенное понимание превентивности, т.е. эколо­гические оценки должны проводиться не только до принятия реше­ния о возможности осуществления намечаемой деятельности (напри­мер, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важ­нейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки, предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию и проектированию.
Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтер­нативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая и нулевой вариант (отказ от деятельности). Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения цели намечаемой деятельности и альтернативных вариантов ее осу­ществления обеспечивают принятие верных решений, обусловленных результатами экологических оценок.
В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп пара­метрических альтернатив исходного проекта:


  • альтернативы потребностей;

  • виды деятельности;

  • местонахождение проекта;

  • производственные процессы;

  • время выполнения проекта;

  • ресурсы;

  • способы удаления отходов;

  • эстетическое воздействие.

На основе анализа альтернативных параметров формируются не­сколько (до пяти-шести) альтернативных проектов, а для окончатель­ного выбора наилучшего варианта применяется, например, метод балль­ного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств природной и социально-экономической среды, а также некоторые другие специализированные методы.
Принцип демократичности (гласности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, интересы которых затрагивает плани­руемая деятельность, прав на непосредственное участие в решениях по проекту.
Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются принципами комплексности:


  • интеграции — комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях процесса подготовки документов;

  • альтернативности — оценка воздействий не может проводить­ся лишь по одному взятому варианту проекта;

  • приоритетности — никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий ре­ализации проектов;

  • достоверности — степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической зна­чимостью воздействия на природу, население и хозяйство;

  • сохранения — планируемая деятельность надолжна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению био­продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также к ухудшению жизненно важных свойств природных комплек­сов биосферы;

  • совместимости — планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (эстети­ческая, культурная, религиозная) определяется воздействием на социально-психологические механизмы соответствия этни­ческому стереотипу, национальным ценностям, установкам;

  • гибкости — процесс ОВОС может варьироваться по масшта­бам, глубине и системе оценивания в зависимости от характе­ра планируемой деятельности.

Национальная процедура ОВОС

Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2000), «Об эко­логической экспертизе» (1995), в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в Инструкции по эколо­гическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

В Положении об ОВОС (2000) дано следующее определение: «Оцен­ка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее – оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реали­зации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки эко­логических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

В национальной процедуре ОВОС отчетливо прослеживается не­сколько стадий:

 

1.
Стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.

2.
Стадия исследований воздействия хозяйственной деятельнос­ти на окружающую среду с выявлением экологических, социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3.
Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Процедурные моменты ОВОС. В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятия решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздей­ствия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.

Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду де­ятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятель­ности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду – физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоста­вил право на проведение работ по оценке воздействия на окружаю­щую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздей­ствия – сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия – комплект документов, разработанных при проведении оценки воз­действия, представляемых на экспертизу.
Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соот­ветствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также пла­нирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологи­ческого мониторинга и контроля.
Результатом ТЗ на ОВОС является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замеча­ний общественности и результатов общественных слушаний испол­нитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздей­ствия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государствен­ную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.
Третий участник ОВОС – общественность региона. Он может вклю­чаться в процедурный процесс на этапе представления первоначаль­ной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Общественные обсуждения – слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.
Участие общественности в процессе оценки воздействия на окру­жающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспе­чивается заказчиком.
Порядок проведения общественных слушаний опреде­ляется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фик­сируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписыва­ется всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».
Исследования по оценке воздействия на окружающую среду наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности включают:

1.
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);

2.
анализ состояния территории в рамках географического охвата ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);

3.
выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения воздействий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

4.
оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

5.
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффек­тивности и возможности реализации;

6.
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обо­снование варианта, предлагаемого для реализации;

7.
разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;

8.
разработку рекомендаций по проведению послепроектного анали­за реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.


Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изло­жение для неспециалистов).

В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС. Основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию обще­ственного участия при этом несет заказчик, хотя определенные фун­кции возлагаются на местные органы власти.

Становлению национальной процедуры ОВОС способствует но­вое Положение об оценке воздействия, которое максимально сбли­жает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу. Оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:


  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий их значимости и воз­можности минимизации;

  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздей­ствия на окружающую среду.


Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечае­мой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестици­онном проектировании.
1. Общие сведения.


1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, теле­фон, факс.

2.
Название объекта инвестиционного проектирования и плани­руемое место его реализации.

3.
Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника – контактного лица.

4.
Характеристика типа обосновывающей инвестиции докумен­тации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснование инвестиций, Технико-экономическое обоснование (проект); Рабочий проект (утверждаемая часть).

2.
Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3.
Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4.
Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

5.
Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.

6.
Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7.
Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

8.
Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.

9.
Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

10.
Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.

11.
Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12.
Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности:

1.
Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

2.
Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также – адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.


12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы вы­ступлений, протоколы проведения общественных слушаний.

 

4.
Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между об­щественностью, органами местного самоуправления и заказ­чиком.

5.
Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

6.
Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.

7.
Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

13. Резюме нетехнического характера.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.