Ресурсный потенциал внешней политики России. Типология ресурсов и их характеристика. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ресурсный потенциал внешней политики России. Типология ресурсов и их характеристика.

2018-01-05 448
Ресурсный потенциал внешней политики России. Типология ресурсов и их характеристика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

1. ресурсы и интересы, определения

2. общая характеристика, структура

3. ресурсы России

4. коротко описать, ссылаясь на власти и их действия.

ВП-интересы (осознанная потребность) удовлетворяются с помощью соответствующих ресурсов.

Ресурс – всё то, что даёт субъекту возможность действовать и воздействовать на других. Цель = интерес +/- ресурсы. Воздействие может быть материальным и нематериальным (информационным), протекает во времени и пространстве, должно быть упорядоченным. Следовательно, есть 5 видов ресурсов (структура ресурсов):

× 1.временныефизическое и социальное (или политическое, т.е. определённая комбинация состояний субъектов взаимодействия) время;

× 2.пространственные (геопространство) – физическое (благоприятное - неблагоприятное, много - мало) и социальный климат (дружественное - враждебное);

× 3.материальныеприродные, людские (демографические), военная сила, экономическая мощь;

× 4.информационныесредства политического, идеологического, научного и культурного влияния;

× 5.организационные – способность госаппарата правильно формулировать госинтересы и рационально использовать имеющиеся ресурсы для их удовлетворения;

× политико-психологический климат – доверие, последовательность курса, поддержка населения (дополнительный ресурс, это не обязательно).

Материальные и информационные ресурсы – управляемые – субъект может их направленно применять, но материальные влияют самим фактом своего существования.

Реальные и потенциальные ресурсы – возможность использования зависит от ресурсов времени. Реальные – можно воспользоваться прямо сейчас, потенциальные – через некоторое время и с некоторой долей вероятности (в условиях дефицита времени меньше шансов воспользоваться).

По отношению к интересам ресурсы – дефицитные, достаточные и избыточные. Избыточным может быть только пространство и материальные ресурсы. Чаще речь идёт о дефицитности (энергетические ресурсы).

Важен баланс ресурсов – недостаток одних компенсируется другими. Но в России – «русский крест»: избыточность территориальная и дефицит (и постоянное сокращение) людских ресурсов.

Есть заменители ресурсов – Бог и История. Россия к ним не прибегает (СССР обращался к ресурсу истории – все дороги ведут к коммунизму).

Россия

3.Материальные ресурсы стихийно влияют, что создаёт альтернативу сознательному влиянию информационных ресурсов. Двояко: заявляем о миролюбии, но де факто гонка вооружений (см. проект стратегии нац. безопасности до 2020).

Природные – Газпром, Газ-ОПЕК и всё такое, но ресурсы сокращаются, разговоры на Западе о диверсификации источников поступления энергоресурсов и об альтернативных источниках энергии; нефть на настоящий момент дешевеет или просто дешёвая, в нашем бюджете заложены другие цены. С газом лучше – договоры долгосрочные, поэтому цены стабильные.

Экономика - Россия сильно завязана на энергоресурсах, стремится диверсифицировать экономику, а также расширить список стран, в которые она экспортирует ресурсы (в Китай, например). Пытается интегрироваться в мировую экономику на правах равноправного субъекта, даже свои правила выдвигает (рубль – региональная валюта, например). Стремится изменить свою специализацию в мировой экономике в сторону большей наукоёмкости.

Военные – продолжается гонка вооружений, и Россия в ней участвует (несмотря на все заверения), что негативно сказывается на развитии страны и др. ресурсах. С одной стороны, «Ночной охотник», крейсер Пётр Великий, Тополь-М; вышли на паритет с США; с другой, война августа 2008 года – др. выводы. Отсюда модернизация армии, увеличение военного бюджета.

Демографические – сокращаются ежегодно на 700 тысяч человек, хотя РФ до сих пор в десятке стран по населению.

5.Оргресурсы – исторически есть проблема – когда люди боятся (как было, например, в СССР), то зачастую не могут самостоятельно и свободно мыслить. Да и вообще нужны были фактически лишь хорошие исполнители, поэтому кадры были слабые. Мы унаследовали все слабости советского госаппарата. У нас в целом по жизни «хотели как лучше, а получилось как всегда» (сами признаём слабость оргресурсов). Недостаток оргресурсов не может быть компенсирован другими, т.к. они призваны регулировать и обеспечивать рациональное распоряжение остальными ресурсами – отсюда все наши беды. Нет механизмов санации, ротации и рекрутирования.

2.Пространство – его очень много (Россия – самая крупная страна в мире) и это количество территорий пугает, однако территория заселена неравномерно и климат тоже неравномерный. Отсюда следующие явления: северные народы России вымирают, а на юге – наркотические сети и сплошной криминал.

1Время – социальное - кризис открывает новые возможности перед Россией. Физическое – времени мало, людские и природные ресурсы быстро сокращаются, кризис застал нас, эффективные взвешенные решения принимать некогда.

4.Информационные – людей, которые могут производить новую информацию, в России не так уж и мало, неплохо работает разведка; наука помирает (Сергеев). Хотя научное производство и традиция пока существуют (в этом наше преимущество, т.к. стран с фундаментальной наукой, старой укрепившейся традицией очень мало).

Среда и внешнеполитический климат – тоже могут быть ресурсом – но в случае России, скорее наоборот, ограничители. Внешняя среда скорее неблагоприятная: цены на энергоресурсы падают, развитые страны не пускают Россию в качестве полноценного субъекта в мировую экономическую систему (ВТО, препятствуют созданию наукоёмкой экономки).

Хотя большинство стран тоже стремятся к многополярности (саммит двадцатки), и это можно использовать в свою пользу. Также в условиях кризиса можно выиграть время, выступать с новыми инициативами и т.д.

В СМО именно экономические и военные ресурсы оказываются критерием статуса государства. Мало что изменилось – эти ресурсы всегда имели первостепенное значение. Россия претендует на роль великой державы, хотя реально может рассчитывать лишь на позиции просто крупного гос-ва.

Богатуров на последней лекции:

× цель соотносить с ресурсами

× смотреть на динамику ресурсов (ресурсов становится меньше)

× если в целом мало ресурсов, то меньше и ВП-ресурсов

× но: может произойти перераспределение ресурсов (перенос, например, в военную сферу)

× может возникнуть стимул искать альтернативные источники ресурсов. (М.Хрусталева.)

В учебнике Торкунова: ВП-ресурсы подразделяются на:

Материальные: - географические – демографические – экономические - военные

Нематериальные: - политические – социальные – репутационные - идеологические и культурные – информационные - научные, научно-технические и образовательные.

Все ВП-ресурсы могут делиться на позитивные и негативные. Позитивные – это те, которые позволяют достигать собственных целей; они наиболее значимы. Негативные – способность создать проблемы оппоненту, помешать реализации его замыслов.

Статья А.Мальгина от 2001 г. «ВП-ресурсы России и пределы их реализации»:

Для планирования российской ВП 1990-х годов характерно полное пренебрежение такой категорией, как внешнеполитические ресурсы. Под внешнеполитическими ресурсами я понимаю совокупный потенциал страны, который в конечном счете может быть задействован во внешней политике в виде целенаправленных акций. Внешнеполитические ресурсы могут быть как материальными (территориальные, экономические, военные), так и нематериальными (морально-психологические, идеологические, информационные), а также включать в себя те элементы государственного устройства, политического режима, территориальной организации власти, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и осуществление внешней политики страны. Особое место во внешнеполитических ресурсах занимают институциональные ресурсы, то есть способы организации и функционирования внешнеполитического сообщества, способы его взаимодействия с подобными же сообществами на международной арене.

Фактически внешнеполитическое планирование в России происходит не по полной "классической" и оправдавшей себя схеме, которая предусматривает выявление и анализ цепочки взаимосвязанных категорий:

· внешнеполитические потребности - внешнеполитические ресурсы (для реализации этих потребностей) - пределы реализации ресурсов - внешнеполитические интересы (формулируемые на базе потребностей с учетом наличествующих ресурсов) - внешнеполитические цели (оперативный уровень конкретизации интересов) - внешнеполитические задачи (тактический уровень конкретизации интересов),

а по урезанной схеме:

· внешнеполитические интересы - внешнеполитические цели и задачи.

Вопрос 55. Основные характеристики международно-политической среды формирования внешней политики Российской Федерации.

1. Понятие «среда»

2. Черты межд. среды выделяемые Богатуровым («Конфликты децентрализации мировой системы»+лекции) + Шаклеина (Рос-ам отнош и конфл в СНГ)

3. Черты среды по офиц док.

 

 

  1. Среда – совокупность факторов, способствующих или препятствующих осуществлению внешней политики страны. Для формирования политики внутренние факторы играют бóльшую роль, но во взаимодействии с внешними. Чем меньше страна, тем больше она зависит от внешних факторов. Среда бывает: внешняя и внутренняя. Режим – совокупность приёмов, которыми реализуется власть.

2. Черты международной среды:

1) идеологизация; (концепц смены режимов, демократизации, превентивных действий)

2) Меняется характер лидерства (как способности влиять на формир межд порядка) Рост возможностей влиять и продвигать свои интересы(регион группировки).Хотя по-прежнему отрыв США от остальных членов м/н сообщества по совокупности своих возможностей;

3) существует высокая вероятность применения силы США на региональном уровне против ВС РФ;

4) клерикализация сознания – борьба за то, у кого больше демократии;

5) определяющая роль фигуры личности;

6) стратегия «перемалывания» - США «размягчают» постсоветское пространство; для них приоритетом являются: 1. страны, меньшие, чем РФ; 2. страны, граничащие с РФ. Впервые соседи России оказались источником м/н конфликта; Цель- демократизир, убрать РФ как регион гегемона и создать контрбаланс(Украина)

В военном плане:

1) ОМУ уже есть не только у 7 стран;

2) Проблема безопасности сместилась из старой Европы на Восток. Европа становится «вспомогательной»;

3) В нач. 90ых Россия претендовала на участие в принятии решений НАТО. В последние 2 года Россию «оттёрли» => напряжение отношений с НАТО;

4) Россия, по-видимому, не сможет достичь военного паритета с США.

3.В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ 2000 г., международная среда характеризуется следующим образом:

1)Тенденция к укреплению экономических и политических позиций ряда стран и интеграционных объединений.

2)Тенденция к совершенствованию механизмов многостороннего управления международными процессами. Россия – сторонник формирования идеологии многополярности.

3)Попытки некоторых стран создать структуры, основанные на доминировании в международном сообществе при лидерстве США.

4)Стремление ряда стран усилить свои позиции за счет создания ОМУ.

5)Активизируются попытки ряда стран, направленные на ослабление позиций России во всех областях. Попытки игнорировать интересы России могут подорвать международную безопасность.

В соответствии с Концепцией внешней политики РФ 2000 г., существуют как позитивные, так и негативные трансформации в МО с момента исчезновения биполярного противостояния. К позитивным изменениям относятся: исчезновение угрозы глобального ядерного конфликта, сложилась ориентация на рыночные механизмы взаимодействия, демократизация многих стран. К негативным: тенденции к построению однополярной структуры мира, политика односторонних действий, которая провоцирует напряженность и гонку вооружений.

 

Во Введении Обзора внешней политики России, подготовленном МИДом в 2007, констатируется, что началось усиление идеологической конкуренции - «конкуренции за ценностные ориентиры и модели развития». Негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня, односторонние действия США в попытках навязать однополярный мир, навязывание «гипертрофированного значения фактора силы». «Главное достижение последних лет – вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России».

Концепция ВП РФ 2008 то же что и 2000 года, но + новые факторы влияния на Мирпол наряду с воен – эк, научн-техн, эколог, демограф, информ. Запад теряет монополию на глобализации процессы, но до сих пор не понял этого и проводит «сдерживание» РФ. Угроза – односторонние действия, в обход ООН, межд права. ВП РФ сбалансирована и многовекторна и нацелена на многосторонность, новую архитектуру безопасности (неделимая безопасность в многоликом мире).

56. Значение и роль сырьевой составляющей российского экспорта
в формировании внешней политики России.

Мин экон развития и торговли РФ, 2008 г: экспорт - 352.5 млрд $, в страны дальнего зарубежья – 299.9 (85%), в страны СНГ – 52.6 (15%). ТЭК – 67.7% в общей структуре экспорта; экспорт металлов и изделий из них -14.3%, хим пром-ть -5,4%, лесоматериалы и целлюлозно-бумаж изделия -3,4%. Доля по развед запасам нефти-13-15%, ОПЕК-70. Доля в газе- 35%, «газовая тройка»- ок 60% (Катар и Иран) – сотруд-во при закл-ии эксп контрактов на газ). Гл импортеры росс нефти – ВБ, Фр, Ит, Герм и Исп, но не США. Эксп в США сдерж то, что издержки транспортировки росс нефти в эту страну значит выше, чем у ближневост производителей. Т к росс эк-ка так зависит от экспорта сырья, приорит напр-ие внеш политики - обеспеч без-ти поставок покупателям. В перв очередь – ЕС. Это касается нефти и газа (можем видеть, как развивается ситуация с Украиной по поводу транзита газа). 2006 г - ФЗ «Об экспорте газа», кот предоставл «Газпрому» исключит право на экспорт газа. «ГП» обеспеч ок 1/3 импорта в Зап Европу (ведущ покупатели - Герм, Ит, Турц, Фр). => те, кто покупают росс нефть и газ – те явл друзьями, партнерами. Сырье определяет х-р взаимоотнош. Нефть - «оружие», кот использ страны в дипломатии. Нефт рынок стал глоб (Симония). Знач: 1)решающее с т з экон ресурса для ВП РФ - в рез-те падения цен на нефть частично ослабнет, но т к контракты на газ до 2035 г, в целом, сохр-ся. 2)определяет выбор особой интенс-ти взаимод-ия с импортерами (н-р, Герм). 3)ресурс давл на страны-потребители. 4)проблемы со странами транзитерами - Укр и Белор. 4)проблемы взаимоотнош со странами СНГ, т е фактич их субсидирование. Отход от этого - начинают вопить и лезут США=>столкновение экон рацион-ти, полит выгод (сомнительны) и внешнеполит издержек.

Боровский, «Политизация мир энергетики». На нефтегаз рынке - новые потребители и поставщики (РФ, Кит, Инд)=>обеспок-ть традиц акторов, т к давоение и конкур-ция. Но из-за это с Россией стремятся сохр друж отнош. В ближ 20 лет углеводороды будут продолж определять внеш и внутр политику больш-ва стран (тем более РФ). И тересы РФ: 1)Китай: 2е место по потребл нефти; выгодно обеим, т к соседи; но: нет прямого трубопровода: РФ – строить пополам, Кит – все оплатит, но доступ к добыче, чб цены ниже. Яп: альтернат путепровод, ближе к морю, но опасно - сейсм. 2)Избавиться от транзитных гос-в. 80% газа в ЕС - через Укр (не соблюд догов-тей, перерастает в полит конфл), транзит – дорого, инстр-нт давления. Белор – пошлины на транзит в 2007 (перекрыли часть нефтепр «Дружба». 3)Диверсиф маршрутов – строит-во обходных путей (но: просто появл новых транз гос-в). Сейчас приоритет – «Сев поток» (Балт море), «Южн поток» разраб (Черн море до Болг), работает «Голуб поток» (газ в Турц). Ведутся разработки в Касп регионе, но: разница в подходах - ЕС и США: экспорт, минуя Россию (2006 - нефтепр Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум, планир-ся газопр «Nabucco», транскасп и трансафг газ магистрали. Россия: через свою территорию - магистрали «Транснефти» (нефтепр Баку – Новороссийск, Атырау – Самара), Касп трубопроводного консорциум, «Газпром» - новый газопр вдоль Каспия.

Милов, «Энергодиалог Россия – ЕС: заполнить вакуум». Энерг Хартия, РФ подписала в 1994 г, но не ратифиц (т к дискриминац х-р: регул отнош за пределами ЕС, не касаясь участниц; от этого сорвалось подписание Транз протокола 2003). Ключ моменты: регламентация газотранспортировки по трубопроводу «Дружба» и реэкспорт РФ туркм газа. Идея: 1)трубопроводы для своб трансп-ки среднеаз газа в ЕС, чтобы не переплач деньги РФ, 2)при отсутств своб доступа к сетям Европы для нас (выведены из д-ия энегр протокола). Для ЕС ДЭХ – панацея от рисков, связ с росс поставками, а мы не ратиф. Хоть РФ облад крупнш потенциалом, ф-ла «никуда не денутся» неэфф. Отказ соблюд правила евр, т к уверены в своих силах. Милов: самим стоит инициир закл-ие дог, т к: 1.нужна защита от транзитных рисков; 2.росс комп выходят на европ рынки не в кач-ве поставщиков, а как инвесторы, покупатели активов; 3.нужна доля наднац регул-ия, чтобы избежать одностор правил со стороны ЕС; 4.чтобы нас не выперли с осн рынков в Центр Азии и Европы. Оценка выгод ДЭХ проводилась не экспертами, решающую роль - ГП, впредь этого допускать нельзя. Наша цель - не выкач деньги из Европы, а иметь долгосроч стаб и справедл правила игры.

Вывод: эк-ка РФ завязана на экспорте сырья, это и хорошо, и плохо. Многие страны становятся все более завис от имп газа/нефти. Мы можем поставлять и то, и др, но интересы наши не совпад. Европа не хочет быть полностью завис от России. Укр не хочет покупать газ по рыноч цене. Кит хочет покупать нефть, но иметь прямой доступ к добыче, по сниж ценам. Россия должна опасаться, что ее эк-ка – сырьевая, что «Газпром» - монополист и нет конк-ции в секторе, но: может «играть» и с Зап, и с Вост. Трудность: у всех разн подходы и интересы. Все делают большие деньги, Европа хочет сниз затраты, Россия - сохр свою маржу и увелич контроль. Интересы почти ни у кого не совпад. А все это обслуж ВП РФ. Затраг самые сложные регионы и отнош с осн контрагентами- США и ЕС=>стержневая роль сырьевого ф-ра в ВП РФ.

Бочкарев, «РФ и межд без-ть в контексте вашингт и пекинской моделей глоб-ции»: «нередко внешнеполит шаги Кремля напрямую направл на поддержание межд позиций росс энерг сектора. За спорами по поводу делимитации дна Касп моря, арктич экспедициями и заявками на расширение росс эксклюзивной экон зоны в Арктике стоят долгосрочные стратег интересы отеч энерг сектора. Скрытая или очевидная поддержка гос-ва просматр-ся и за межд экспансией росс энерг компаний, вкл обмен активами и обретение активов, разведку и добычу полезных ископаемых, участие в инфрастр проектах и прямое проникновение на рынки сбыта в США, странах ЕС, Азии, Африки и Лат Америки». Росс модель энерг политики базируется на альтернат подходе к глобализации - «пекинском консенсусе», сторонники кот устанавл жесткий госуд контроль над стратег отраслями нац эк-ки (Кит, Инд, Венес, Браз; «Вашингт консенсус – США, ЕС – за либерализацию). Т е Россия стремится укрепить свои позиции на мировом рынке, превратив энерг потенциал в полит дивиденды. Бочкарев: «Россия заново обрела себя, но не как военная супердержава, а как энергетическая супердержава». Энергетика исп-ся для создания конкур преимущ-в для РФ за рубежом. Кампанер, «Европ энергобез-ть и уроки истории»: д-ть Прав-ва России в области энерг политики представл собой движение в сторону позиционирования страны как мирового энерг лидера, а высокий уровень добычи нефти и газа позволяет стране в целом проявлять амбиции сверхдержавы.

Гривач, Денисов, «Успехи и неудачи энерг сверхдержавы»: «делать большой упор на энерг рычаг Россию заставляет относит скудость внешнеполит арсенала (отставание от западных стран в том, что касается военно-полит влияния, информац возм-тей и «мягкой силы»). Эта политика оч нервирует партнеров и повыш уровень противодействия росс инициативам. Из «надежного поставщика» энергоресурсов в глазах Запада Россия превращ в «энерг жандарма», а «Газпром» – в «энерг оружие Кремля». Запад счит, что поставки газа и нефти окончательно преврат в элемент широкомасштабного стратег торга. =>конструктивные предложения, выдвигаемые Россией, оч часто вызывают неприятие элит ЕС и США=>все это способствует конфронтации из-за невозм-ти договориться. +отказ ратиф ДЭХ. Иваненко, «Роль энергорес во внеш политике России»: 1)отношения с ЕС практически полностью построены на энергетике (разногласия основные в энерг сфере – ДЭХ+обеспокоенность ЕС агрессивной энерг политикой РФ), 2)основная статья дохода, кот позволяет удовлетв нац интересы в др областях, 3)энергорес могут сыграть огромную роль в возрождении СНГ – могут подписать договор, аналогичный ЭХ, между собой, что может стать ступенью к созданию группировки, соизмеримой с ЕС (они тоже начинали всего лишь с угля и стали), 4)энергорес – основа нац спец-ции России МРТ.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.