Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Рыночный спрос и рыночное предложение. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Рыночный спрос и рыночное предложение.

2018-01-05 360
Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Рыночный спрос и рыночное предложение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Рыночный спрос и рыночное предложение.

 

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.

 

Как особая экономическая система рыночная экономика имеет ряд характерных особенностей. К ним относятся:

1) частная собственность на инвестиционные ресурсы;

2) свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора;

3) приоритет личного интереса над общественным;

4) рынок и цены как особый механизм саморегуляции;

5) социальное неравенство.

 

В рамках национальной экономики различают три основных экономических субъекта:

1) сектор домашних хозяйств;

2) предпринимательский сектор;

3) государственный сектор.

 

Каждый из этих секторов представляет собой совокупность реальных хозяйствующих субъектов.

 

Сектор домашних хозяйств включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

 

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны.

 

Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения.

 

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

 

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.


Значение финансового контроля как специализированного вида государственного

Контроля, его роль.

 

Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке.

 

Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.

1. Экономическое поведение производителя (продавца):

  • олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;
  • полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.

2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:

  • открытая;
  • закрытая конкуренция.

3. Степень дифференциации продукции:

  • без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;
  • с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.

4. Степень использующихся действий:

  • ценовая конкуренция;
  • неценовая конкуренция;
  • эффективная конкуренция.

Выделяют два вида конкуренции:

  • совершенную;
  • несовершенную.

 

Совершенная конкуренция осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее.

 

На рынке, на котором отсутствует соблюдение характерных черт совершенной конкуренции, возникает несовершенная конкуренция. Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т. е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар.

 

Российское антимонопольное законодательство

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.


Организационно-правовые формы предпринимательства.

Хозяйственные товарищества

Хозяйственные общества

Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) представляет собой такую форму, ко­торая учреждается одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли, определённые учредительными документами (устав и учредительный договор – при наличии участников и уставов, если один участник). Учредители этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов.

В России могут создаваться общества с дополнительной ответственно­стью. Эта новая форма имеет много сходного с обществом с ограниченной ответственно­стью.

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Участники акционерного общества (акцио­неры) не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций

Общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имущест­вом.

Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

В соответствии со статьёй 97 ГК РФ акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаётся открытым акционерным обществом (распространяют свои акции посредством открытой продажи). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законами и иными правовыми актами.

Число акционеров открытого общества не ограничено.

Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определённого круга лиц, признаётся закрытым акционерным обществом. Такое об­щество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

 

Унитарные предприятия

В ГК РФ содержится отдельный параграф, посвящённый статусу государственных и муници­пальных унитарных предприятий. К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации (предприятия), не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ве­дения, создается по решению уполномоченного на то государствен­ного органа или органа местного самоуправле­ния.

По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве опе­ративного управления (федеральное казенное предприятие).

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его иму­щества.

С чего начать?

  • Обладаю ли я необходимым, чтобы вести собственное дело?
  • Какой вид бизнеса мне следует выбрать?
  • Что такое хозяйственный план и почему он мне нужен?
  • Почему мне необходимо детально определить, в чем будет заключаться деятельность моего предприятия?
  • Что мне необходимо, чтобы успешно вести дело?
  • Поможет ли партнер успеху вашего предприятия?

Управление

  • Как я смогу найти квалифицированных сотрудников?
  • Как я буду устанавливать уровни заработной платы?
  • Следует ли мне брать на работу членов моей семьи?

Финансирование

  • Сколько мне нужно денег, чтобы начать собственное дело?
  • Каковы альтернативы в финансировании бизнеса?
  • Что мне нужно делать, чтобы получить заем?

Ведение учета

  • Что мне следует знать о бухгалтерском учете?
  • Какая финансовая отчетность мне будет нужна?

Маркетинг

  • Что включает в себя маркетинг?
  • Каков потенциал моего рынка?

Реклама

************

  • Как мне устанавливать цены на продукцию?

Размещение.

  • Как найти лучшее место для размещения предприятия?
  • Что лучше — арендовать или покупать производственное или другое оборудование? Могу я вести дело дома?

 

Для регистрации и деятельности фирмы создаются учредительные документы:

  • устав;
  • учредительный договор.

Классификации издержек

Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, маржинальные (их называют ещё предельными издержками) или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

 

Постоянные издержки- затраты, которые не зависят от величины объёма выпуска.

Переменные издержки -виды расходов, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов продукции.

 

Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Маржинальные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.

 

 

Средние совокупные издержки (АТС)

Средние переменные издержки (АVC)


Фазы

 

Виды циклов

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

столетние циклы, длящиеся сто и более лет;

  • «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет. Наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического; примерами могут служить кризис 1873 года, Великая Депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов);
  • классические циклы (первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми), которые длятся 10-12 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала, т.е. оборудования (в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов в современных условиях сократилась);
  • циклы Китчина продолжительностью 2-3 года.

Валовый национальный доход

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период в связи с их прямым или косвенным участием в производстве ВВП своей страны и ВВП других стран. К первичным доходам относятся оплата труда, прибыль, налоги на производство, доходы от собственности (проценты, дивиденды, рента и т. д.).

Конечное потребление

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

Валовое накопление

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т. д.), т. е. это вложения резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

 

 

Виды инфляции

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию.

• Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%).

• Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.

• Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

• Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год.

 

Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.

• Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.

• Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный

 

Типы финансовой политики

Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

Классическая.

Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. (А. Смит и Д. Рикард)

Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы).

Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу.

Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Финансовый механизм — составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений.


Государственные расходы.

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Факторы бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.

Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами.

Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Развития.

 

Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, основанных на международном разделении труда

В качестве основных признаков международных экономических отношений могут быть названы:

- разделение труда и обмен, предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой;

- товарно-денежный характер связей экономически обособленных участников МЭО;

- действие законов спроса, предложения и свободного ценообразования, являющихся краеугольными камнями любого рыночного механизма;

- конкуренция товаров и услуг, продавцов и покупателей, дополняющаяся перемещением факторов производства (капитала, труда) между странами;

- формирование мировых товарных рынков, на которых осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

Кроме того, МЭО:

1. Предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Международный валютный фонд, Всемирный банк), так и регионального значения (КЕС, ЕБРР и т.п.).

2. Подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).

3. Не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. При этом, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие МЭО.

 

К основным формам МЭО относят:

· мировая торговля

· международный рынок капиталов

· международная миграция рабочей силы

· мировая валютная система

 


Менеджмента.

Под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

Менеджмент (англ. Management – управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

-теорию руководства;

-практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Эффективности.

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

· всестороннюю обоснованность решения;

· своевременность;

· необходимую полноту содержания;

· полномочность;

· согласованность с принятыми ранее решениями.

 

Оперативный маркетинг.

Маркетинг - это система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение цен, распределение продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта с целью удовлетворения потребностей.

Цели маркетинга:

1. максимизация потребления

2. максимизация ассортимента (выбора)

3. максимизация удовлетворенности потребителя (уровень сервиса)

4. максимизация качества жизни

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

1) производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
2) полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
3) присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
4) постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
5) единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.

РАЗДЕЛ 2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроля, его роль.

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

 


Структура.

Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость для образования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих непрерывность процесса производства и своевременность осуществления расчетов.

Оборотные средства обеспечивают текущую деятельность предприятий, ее непрерывность. Они не покидают производственную сферу и не потребляются, а авансируются в различные виды текущих затрат предприятия. Целью авансирования является создание необходимых текущих запасов, заделов незавершенного производства, готовой продукции и условий ее реализации.

Деятельности.

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности доходы организации могут подразделяться на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Финансовый результат (прибыль или убыток) слагается от финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации[1]; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. то увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия, Не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц: • суммы налогов; • по договору комиссии и иным аналогичным договорам в пользу комитента и т.п.: • в порядке предварительной оплаты продукции, работ, услуг; • задатка, залога; • погашение займа.

Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности.

Доходы предприятий являются основными источниками финансовых ресурсов.[2]

Увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — базовое условие роста финансовых доходов коммерческих организаций. Объем выручки от реализации продукции в основном зависит от количества и качества и ассортимента произведенной продукции, а также от уровня цен и тарифов.[2]

За счет поступившей выручки возмещаются денежные средства, израсходованные на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., часть выручки направляется в амортизационный фонд для накопления средств.

Помимо выручки от основной деятельности организации могут иметь доходы от реализации продукции, не имеющей отношения к их основной деятельности.[3]

Внереализационные доходы полученные за нарушение условий хозяйственных договоров (штрафы, пени, неустойки; денежные средства, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных организации убытков и т. п.).

К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.д.


Менеджера.

Главная цель финансового менеджмента – обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия (пайщиков, акционеров) в текущем и перспективном периоде. Эта цель находит конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что и является реализацией конечных финансовых интересов ее владельцев.

Задачи:

1. Обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соот–ветствии с задачами развития предприятия в перспективе. При этом должно быть привле–чено достаточное количество собственных фи–нансовых ресурсов (50 % на 50 % в обороте), это делается прежде всего за счет повышения эф–фективности их использования. Привлечение заемных источников целесообразно при усло–вии их окупаемости, когда использование повы–сит рентабельность собственных средств.

2. Обеспечение наиболее эффективно–го использования сформированного объе–ма финансовых ресурсов по основным на–правлениям деятельности организации. Прежде всего требуется установление необходимой пропорциональности в использовании финансо–вых ресурсов на цели производственно-хозяй–ственного и социального развития организации, на выплаты необходимого уровня доходов, на инвестированный капитал собственникам орга–низации и т.п.

3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управле–ния денежными потоками организации в процес–се кругооборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных де–нежных активов.

4. Обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска. Это достигается прежде всего за счет эффективного управления активами, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направ–лений операционной и финансовой деятельности при осуществлении эффективной налоговой, амортизационной, дивидендной политики.

5. Обеспечение минимизации уровня фи–нансового риска при необходимом уровне при–были путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избега–ние отдельных финансовых рисков с помощью эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.

6. Обеспечение постоянного финансо–вого равновесия организации в процессе ее развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платеже–способности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.

Роль финансового менеджера

В условиях рынка финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако, если поставленная проблема имеет стратегическое значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала. Финансовый менеджер, обычно, является ответственным исполнителем принятого решения, он также осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание состоит в контроле за денежными потоками. Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.[2,c 15]

В общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом: общий финансовый анализ и планирование, обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов.

Выделенные направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие пред менеджером.

Финансовому менеджеру требуется высокий уровень профессиональных знаний и умение применить их на практике.

Профессиональные обязанности и права финансового менеджера можно сгруппировать следующим образом:

- Перманентный финансовый контроль эффективности деятельности фирмы, что конкретно выражается в постоянной заботе об увеличении денежных доходов и поступлений, оптимизации расходов и отчислений, росте суммы превышения первых над последними;

- Планирование, анализ, решения;

- Определение прав и обязанностей каждого сотрудника подведомственных служб;

- Выбор системы оплаты труда, стимулирующей рост эффективности всех подразделений;

- Подписание всех документов финансовой службы;

- Делегирование ответственности по отдельным участкам финансовой работы другим подразделениям фирмы или исполнителям внешним: аудит, трастовое управление и т.д.;

- Выработка финансовой стратегии в аналитической и распределительной политике.

Менеджер должен обладать организаторским талантом и владеть искусством общения.[6,c 65-67]

На нескольких предприятиях роль финансового директора обычно выполняет главный бухгалтер. Главное, что работа финансового менеджера либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений финансового характера. Вне зависимости от организационной структуры фирмы финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие решений или выработку рекомендаций высшему руководству.

После того, как определено место финансового менеджера в структуре управления фирмой, следует уточнить понятие «финансовый инструмент». Под финансовым инструментом будем понимать любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые активы включают: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

- Выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

- Обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях.

Функции финансового менеджмента
1) воспроизводственная, 2) распределительная; 3) контрольная.
Воспроизводственная функция финансового менеджмента обеспечивает сбалансированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала. Необходимость управления кругооборотом капитала в рамках отдельного предприятия обусловлена его экономической обособленностью.
Формами проявления воспроизводственной функции являются прибыльность и ликвидность предприятия. Состояние ликвидности позволяет обеспечить финансирование текущих обязательств. Получение прибыли необходимо предприятию как источник накопления капитала и решения его инвестиционных проблем. Прибыль связана с долгосрочной стратегией развития хозяйствующего субъекта.
Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных фондов, поддержании эффективной структуры капитала.
Распределение начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и погашение износа. От финансового менеджера требуется оперативное реагирование и умение управлять всеми статьями фонда возмещения. При этом он должен регулировать не только общую величину того или иного элемента затрат, но и размер конкретных статей затрат, входящих в них, способы выполнения работ и др.
Увеличивая или уменьшая расходы по элементам и статьям расходов, менеджер выходит на заданные пропорции ф


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.