Полиуретан (PU), денсолайт (densolite) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Полиуретан (PU), денсолайт (densolite)

2018-01-05 325
Полиуретан (PU), денсолайт (densolite) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Также пенополиуретан и другие легкие наполнители. Обеспечивают лыжам легкость и мягкость. Для высоких лыж используются материалы, схожие свойствами с деревом и даже превосходят его.

 

Металлические пластины

 

Применяются в сердечнике для придания лыже большей продольной и торсионной жесткости, большей прочности, для более точного управления на высоких скоростях. Чаще всего бывают из сплава алюминия с титаном (titanium).

Ребра жесткости

 

Бывают из дерева, метала, карбона и синтетических материалов. Их используют для увеличения торсионной жесткости лыж.

 

Пластины из стекловолокна и кевларовые нити

 

Пластины из стекловолокна (сверху и снизу) и кевларовые нити (сверху) добавляют к основной начинке для придания лыжам большей прочности.

 

Карбоновые волокна

 

Позволяет значительно снизить вес лыжи и при этом обеспечит ей высокую жесткость.

 

Верхняя крышка

Верхняя крышка (от англ. cap) – изготавливается из пластика или стекловолокна и служит для предохранения внутренностей лыжи от внешних воздействий.

.

 

А также в некоторых конструкциях либо придает лыже дополнительную жесткость либо является ее носителем.

 

Кант

Кант - металлическая, точнее стальная полоска, вмонтированная по краям лыжи от носка до пятка.

 

Его предназначение: как у колеса у машины – задавать направление движения.

 

Сразу объясним термины: «Ехать на канте», «Кантовать лыжу», «Закантовываться». Все это обозначает тот момент, когда лыжник наклоняет ботинок влево или вправо, а значит и лыжа наклоняется и фактически опирается на боковую стенку и кант. Это момент, когда весь вес лыжника приходиться на кант. Так как он стальной твердый и острый, то он врезается в снег или лед как нож и значит, лыжа не может соскальзывать по склону боком (кант удерживает ее), а может только скользить на канте вперед. То есть «закантовав» лыжу, вы задаете ей единственное направление, куда она может ехать. Вы управляете лыжей.

То есть вся техника катания на лыжах сводится к тому, что вы должны направить лыжи туда, куда собираетесь ехать и далее все управляющее усилие передать на кант.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРНЫХ ЛЫЖ

Основные характеристики горных лыж:

 

1. Геометрия лыжи

2. Жесткость лыжи

3. Тип сердечника

4. Виброгашение

5. Используемые технологии

Геометрия лыжи

Когда вы видите на самой лыже или в каталоге надпись типа «105-65-98», то это означает что: ширина носка лыжи 105 мм, ширина талии 65 мм, ширина пятки 98 мм.

Совокупность этих цифр называют «геометрией лыжи». Причем, чем больше разница между ними,тем более «радикальную геометрию» имеет лыжа. Иными словами она «более карвинговая».

Геометрия горной лыжи это:

 

· Длина лыжи

· Ширина лыжи (носка, талии, пятки в мм)

· Радиус бокового выреза (в м)

· Величина бокового выреза (в мм)

 

Длина лыжи

Более длинная лыжа:

· стабильнее на скорости (при плоском ведении лыжи)

· легче едут по глубокому снегу, по целине

· на них легче сбрасывать скорость (тормозить), так как большая длина канта

· у них больше момент инерции (позволят лучше стабилизировать положение корпуса)

· они больше подходят для «больших гор» и длинных, широких трасс

Более короткая лыжа:

· легче поворачивать на склоне (более верткие)

· лучше кататься на коротких склонах (успеешь сделать больше поворотов)

· легче кататься по жестким, леденистым склонам (большее удельное давление на кант – лучше «зарезаются» в лед)

· лучше кататься на неровной, бугристой трассе

· легче по весу

 

Ширина лыжи

Ширина носка. Широкий и высокий носок подходит для вне трассового катания. С высоко загнутым носком лыжи легче выплывают в глубоком снегу.

 

Ширина талии. Чем уже талия, тем быстрее и легче перекантовка. Чем шире талия, тем выше скорость и стабильность при вне трассовом катании.

 

Ширина пятки. Чем шире по отношению к ширине талии, тем глубже дуга в конце поворота, поворот заканчивается на канте. Скругленная пятка делает лыжу более управляемой.

 

Твин-тип (twin tip). Загнутый носок и пятка. Для катания и приземления задом-наперед. Это необходимо для акробатики и удобно для вне трассового катания.

Более широкая лыжа:

· лучше идет по глубокому снегу и целине (не «тонет»)

· выше стабильность на скорости (на ровном склоне)

· выше устойчивость

 

Более узкая лыжа:

· легче кататься на жестких, леденистых склонах

· более «живая» и поворотливая, так как скорость и необходимое усилие для перекантовки меньше

· белее легкие по весу

· легче ездить по неровной, бугристой трассе

Радиус бокового выреза

Фактически боковой вырез – это дуга. В принципе, если продолжить эту дугу в обе стороны, то она в конце концов замкнется и образует окружность.

 

Чем меньше радиус бокового выреза, тем короче и теснее могут быть карвинговые повороты.

Чем больше радиус бокового выреза, тем шире карвинговая дуга.

 

Величина бокового выреза

 

Если лыжу боком приставить к ровной поверхности, то расстояние до талии лыжи в мм и будет величиной бокового выреза.

 

Жесткость лыжи

Жесткость способность сопротивляться нагрузке без остаточной деформации.

 

В лыжах различают два вида жесткости:

 

· Продольная

·
 
 

Торсионная (на скручивании)

Продольная жесткость («жесткость на изгиб»)- показывает то, насколько легко или сложно прогнуть лыжу.

Она влияет на устойчивость лыжи на склоне, на ее стабильность на скорости или на неровностях рельефа. В принципе, чем большей скорости хотят достигнуть, тем жестче выбирают лыжу. При этом на мягких лыжах проще обучаться. Они более послушные в поворотах.

Эта жесткость не одинакова по всей длине. Она возрастает от носка к середине и от пятки к сердцевине.

 

Торсионная жесткость («жесткость на скручивание») - говорит о том, насколько четко будет лыжа выполнять команды лыжника.

Она в первую очередь влияет на качество выполнения поворотов. Именно она отвечает за то, чтобы лыжа не крутилась как тряпка, когда вы ее закантовываете. Чем торсионная жесткость выше, тем в принципе проще начать поворот (войти в поворот). Но при этом, если не хватит сил, умения и навыков, очень сложно его правильно закончить. При этом, чем жестче склон, вплоть до льда, тем выше требования к торсионной жесткости.

 

Часто используются термины «жесткие лыжи» или «мягкие лыжи». Что это такое? На что влияет? И от чего зависит?

 

Мягкие лыжи:

· начинает правильно «работать» (прогибаться) с меньших скоростей

· облегчает катание на малых скоростях (автоматическая раскантовка носка и пятки)

· лучше амортизирует неровный рельеф

· лучше идут по мягкому снегу, по целине

· прощает ошибки при катании

 

Обычно это лыжи начального уровня или лыжи для катания по целине, по мягкому снегу.

Жесткие лыжи:

· более импульсные (для поворота требуется больше приложить усилий, но и отдача- выход из поворота- получается более мощной). Как говорят «лыжа выстреливает»

· более четкое ведение дуги поворота. Лыжи идут «как по рельсам» от начала и до конца поворота.

· лучше держат на жестких леденистых трассах

 

Такие свойства чаще всего присущи лыжам для катания по ухоженным склонам. Особенно для моделей среднего и высокого уровня. А также всем спортивным моделям.

 

При выборе жесткости лыжи обращается максимальное внимание на вес лыжника, его уровень физической подготовки и агрессивность катания. Чем выше эти характеристики – тем более жесткими должны быть лыжи.

 

Тип сердечника

 

Существуют два основных типа сердечника:

 

· Сэндвич Sandwich

· Кап Cap

 

Сэндвич Sandwich

 

Изначально лыжи делались из одного цельного куска дерева. Так как оно однородно и лыжа была одной толщины от пятки и до носка, то продольная жесткость ее по всей длине была одинакова. А торсионная минимальна. Вспомните свои первые деревянные детские лыжи. Они упорно не хотели никуда поворачивать.

Потом кто-то предложил лыжу делать из многослойной фанеры. Так как ее волокна разнонаправлены, но слои между собой плотно склеены, то общая жесткость увеличилась. Затем была изобретена первая многослойная конструкция из разных материалов. Она напоминала слоеный пирог и была названа Sandwich(сэндвич).

Кап Cap

Однако конструкторы не переставали бороться с достаточно большим весом лыж и при этом за уменьшение их стоимости. Основной вехой на этом пути стало использование верхней крышки в качестве несущей конструкции. До этого она выполняла только защитные и декоративные функции.

Давайте представим себе пластиковый одноразовый стаканчик. Он очень легкий и дешевый в производстве. Его тонкие стенки очень просто смять, если просто сжать его в руке. Но, если его перевернуть вверх дном и поставить на стол, то на его донышко можно положить достаточно большой вес, до того момента, как он сомнется. Это определяется ребрами жесткости, которые образуются его стенками и дном. Давайте продолжим эксперимент. Плотно набьем стаканчик мятой бумагой и снова перевернем его вверх дном. Теперь его способность выдерживать нагрузку возросла многократно. Именно этот эффект используется в конструкции горных лыж, называемой CAP (от англ. «Чашка»).

Придание верхней крышке профилированной формы, когда ее края соединяются с кантом, позволило использовать ее в качестве дополнительной или основной жесткостной конструкции.

 

То есть лыжи, изготовленные по технологии CAP:

 

· существенно дешевле, так как можно убрать некоторые дорогостоящие материалы сердечника, без потери жесткости.

· существенно легче, так как можно убрать некоторые тяжелые материалы сердечника, без потери жесткости.

· при необходимости можно сделать еще жестче, по сравнению с конструкцией типа sandwich

 

Это была настоящая революция в лыжестроении. На текущий момент все производители модели начального и среднего ценового уровня изготавливают по технологии CAP (облегчение конструкции: перфорированный сердечник, композитные материалы, синтетические стрингеры).

 

Виброгашение

На любых склонах есть микронеровности: маленькие бугорки, жесткие комки снега, следы от «ратрака» (снегоуплотняющей машины). При катании лыжа испытывает микро-удары и, как следствие, начинает мелко вибрировать (высокочастотные колебания).

 

 

 

В момент таких вибраций носок и пятка не прилегают к склону. То есть теряется контакт. А значит, уменьшается управляемость и надежность.

 

Качество виброгашения лыжи определяет ее поведение на средних и высоких скоростях. Чем лучше поглощается вибрация, тем лучше точнее идет лыжа по дуге, тем лучше держит на жестком, леденистом склоне (кант по всей длине врезается в лед), тем лучше стабильнее ведет себя лыжа на больших скоростях.

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ГОРНЫХ ЛЫЖ

Конструкции лыж ATOMIC

Конструкция BETA PROFILE

Свое название профиль получил из-за сходства с греческой буквой "B". Конструкция BETA PROFILE гарантирует оптимальную торсионную жесткость лыж и непревзойденную стабильность на скорости. Эластомер, расположенный под профилем, не только позволяет сердцевине из материала DENSOLITE оставаться подвижной, но и снижает уровень вибрации лыж.

Сердечник POWER CHANNELS

Внутренние каналы POWER CHANNELS (силовые каналы) обеспечивают равномерную передачу силовых импульсов от внешней оболочки на канты. Они выполняются в зависимости от модели из титановых или карбоновых трубок. Каналы POWER CHANNELS расположены внутри, по всей длине лыжи, гарантируя равномерное распределение давления и точную передачу усилий.

 

Конструкции лыж FISCHER

Конструкция AIRCORE

Специальная облегченная конструкция AIRCORE была разработана для беговых лыж и теперь применяется в горных. Основой является сотовая структура, расположенная между деревянными стрингерами. Благодаря ей удалось достичь снижения веса на 20% без потерь в качестве поведения лыж

 

Материал AIRCARBON

 

Это композитный материал разработан и применяется в авиастроении. Он увеличивает торсионную жесткость при низком собственном весе – улучшает передачу энергии.

 

Торсионная коробка

Скорости на соревнованиях возрастали. Лыжники требовали все более и более жестких и конструкций. Торсионная коробка – это элемент конструкции лыжи, который отвечает за максимальное увеличение жесткости лыжи.Самой легкой и при этом самой жесткой на изгиб и скручивание является полая труба. Можно сказать что все профили, являются подвидом трубы. Так вот в лыжах эту трубу называют коробкой, так как она прямоугольной формы в сечении, и изготавливают либо из стекловолокна, либо из метала. (Пример: в лыжах Volkl титаналовая торсионная коробка).

 

Наиболее известные конструкции лыж:

 

· ATOMIC - Beta

· SALOMON - Monokoque

· ROSSIGNOL - Dualtec

· FISCHER – Aircore

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРНЫХ ЛЫЖ

«Классика» или «Карвинг»

У классической лыжи ширина носка, средней части и пятки – одинаковы (А=В=С). То есть боковые стенки лыжи параллельны. Если классическую лыжу положить на гладкий снег, то ее отпечаток будет иметь строго прямоугольную форму. Это так называемая контактная поверхность, или площадь, на которую опирается всем своим весом лыжник, когда стоит прямо. Такие лыжи, когда А=В=С, мы будем называть классическими и говорить, что они имеют «классическую геометрию».

 

 

Но это уже история. С такой геометрией лыжи делались начиная с 18..дремучего года и до 90-х гг. XX века. На текущий момент ни один производитель не делает классических лыж (только для прыгунов с трамплинов).

 

Конструкторы придумали карвинговые лыжи. Слово карвинг (carving) в переводе с английского означает – вырезать (to carve).

 

У карвинговой лыжи средняя часть гораздо уже, чем носок или пятка. То есть А>В и С>B. Среднюю часть лыжи стали называть «талией». При этом чаще всего носок это самая широкая часть лыжи, даже шире пятки. Принято измерять ширину лыжи в различных ее частях в миллиметрах.

Иногда говорят, что карвинговая лыжа имеет боковой вырез. Имеется ввиду, что по сравнению с классической геометрией, будто кто-то по бокам отпилил, «вырезал» по куску лыжи. Термины «глубокий боковой вырез» и «радикальная геометрия» обозначают одно и тоже А>>В (намного шире).

Вернемся чуть назад. Раньше человеку, чтобы заставить повернуть классическую лыжу, необходимо было ее одновременно прогнуть дугой, подав тело вперед, и закантовать. И тогда она начинала поворачивать по этой дуге. Вспомните, при закантовке лыжи едут на канте, а он прогнут в виде дуги.

Это очень сложное движение и выучить его удавалось не каждому. При этом обучение катанию занимало несколько недель!!! А если у человека не получалось это движение, то он либо просто катался по прямой, либо «соскальзывал» боком по склону на маленькой скорости. Либо просто отказывался от катания. Ну, представьте, что вместо лыжи у вас на ногах стальная балка. Абсолютно негнущаяся. Да вы никогда не сможете на ней повернуть.

С приходом карвинговой геометрии произошла настоящая революция. Так как у карвинговой лыжи уже изначально есть дуга, образованная боковым вырезом, то человеку достаточно просто наклонить колени влево или вправо (закантовать лыжу). И она сама поедет по этой дуге! Срок обучения катанию при этом сократился до нескольких дней. И при этом лыжами гораздо проще управлять и новичку и профессионалу.

 

Итак. У карвинговых лыж боковой вырез это дуга. А дуга есть часть окружности. А у окружности есть радиус. Поэтому просто закантовав лыжу, лыжник поедет по дуге с четко заданным радиусом. То есть, если на заводе изготовили лыжу с радиусом бокового выреза 18 м, то лыжник на склоне горы будет ездить дугами с радиусом близким или равным 18 м. Отсюда следует небольшое правило: чем меньше радиус бокового выреза, тем круче, резче лыжник сможет повернуть на склоне. И наоборот: чем больше радиус, тем более плавно будет поворачивать лыжник. Но его скорость в этом случае будет гораздо больше, так как при поворотах происходит торможение.Так же радиус дуги зависит от давления, оказываемого на лыжу лыжником, т.е чем больше давление тем меньше радиус дуги.

 

Например, у спортивных лыж для скоростного спуска R>=30 м и более. А у лыж для начинающих R от 13 м до 18 м. Также бывают лыжи с радиусом R=9-10м. Это лыжи для Fun Carvinga или для экстремального карвинга. На них можно, при определенном умении, конечно, кататься очень маленькими, очень резкими дугами. А если хорошо разогнаться, то можно даже сделать мертвую петлю на склоне.

 

Данные о радиусе лыже вы можете найти в каталогах производителей или на самой лыже.

 

Все люди катаются по-разному. Это зависит от опыта: новичок, хорошо катающийся или профессионал. От физического состояния: атлетично сложен, худощав, с избыточным весом, женщина, ребенок. Но всех объединяет одно – они катаются по определенным склонам. Поэтому для упрощения выбора инвентаря принята следующая классификация горных лыж.

 

Выделяют следующие основные группы горных лыж:

 

1. Спортивные лыжи

2. Фрирайдовые лыжи

3. Экспертные лыжи

4. Лыжи для отдыха

Универсальные

Детские

 

Спортивные лыжи (модели для слалома-гиганта, для специального слалома, для ски-кросса) - предназначены только для подготовленных склонов, для соревнований.

У спортивных лыж узкая талия служит скорости маневра - быстрого перехода с канта на кант. Меньший радиус бокового выреза, укороченная длина, широкий носок и пятка – отличительные черты лыж для специального слалома. Для слалома–гиганта радиус бокового выреза больше, лыжи длиннее, носок и пятка уже.

Стоит отметить, что спортивные лыжи в коллекции каждой фирмы предназначены для любительского спорта. Эти лыжи не используют профессиональные спортсмены. Для них изготавливают лыжи по спецзаказу в спортцехе.

 

Фрирайдовые лыжи предназначены для любых склонов. У фрирайдовых лыж увеличена ширина по всей длине, высоко загнут носок. Чем шире лыжа и больше радиус, тем лучше она подходит для вне трассового катания.

 

Экспертные лыжи для карвинга. Это альтернатива спортивным лыжам, предназначены для подготовленных склонов.

 

Лыжи для отдыха. Самая большая и важная для любителей карвинга часть коллекции. Огромное разнообразие радиусов бокового выреза и промеров. Небольшой твин-тип. Талия шире, чем у спортивных лыж, что дает большую устойчивость. Основной сегмент применения – карвинг на более или менее подготовленных склонах.

 

Универсальные - предназначены для подготовленных и неподготовленных склонов.

Лыжи «new school»: для фристайла и универсальные. Эти лыжи в основном предназначены для прыжков. Они имеют геометрию твин-тип для возможности ехать задом –наперед. Умеренный боковой вырез и увеличенная ширина талии служат большей стабильности приземления с трамплинов.

Добавим два слова о женских лыжах. Эти лыжи разрабатываются с учетом женской физиологии. Они на 20-25% легче, чем стандартные модели и на 20-25% мягче. Это достигается за счет использования облегченных материалов или утоньчения стандартных слоев. Стойка, в которой катается женщина, отличается от мужской тем, что центр тяжести у женщин смещен немного назад. Эта особенность также учтена конструкторами. В частности центр постановки ботинок на женских лыжах смещен чуть вперед. При разработке дизайна лыж, их раскраски, учитывается психология женщин. Дизайн чуть мягче. Обычно выдержан в более пастельных тонах. Однако, любая женщина может кататься на мужской модели лыж без каких бы то ни было проблем. И в принципе, атлетично сложенные женщины, катающиеся в агрессивной мужской манере, очень часто покупают более жесткие мужские модели.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.