Модель периодизации развития Ю.Н.Карандашева — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Модель периодизации развития Ю.Н.Карандашева

2018-01-04 366
Модель периодизации развития Ю.Н.Карандашева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возрастная периодизация, предложенная Ю. Н. Карандашевым:

1)представляет теоретическую модель психического развития

2)имеет графическую или табличную схему в качестве формального аппарата

3) проецируется на явления, события, факты развития в качестве эмпирического материала

4) определяет системное представление о природе психического развития.

В основе возрастной функционально-стадиальной периодизации как теоретической модели психического развития личности лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое (интериоризация). Благодаря контакту с социумом к каждой из существующих психических функций через «коммуникативный мостик» пристраивается внешнее, идущее от взрослого генетическое продолжение этой функции, которое превращается затем во внутреннее, психическое новообразование данной функции. И только потом, выступая в качестве общего сомножителя от каждой психической функции, оно приобретает статус самостоятельного существования, превращаясь таким образом в автономную психическую функцию. Она и является началом следующей возрастной стадии психического развития.

По мнению автора:

функционально-стадиальная модель является моделью, интегрирующей множество подходов к изучению развития человека и решающей множество проблем, не разрешимых ранее исходя из построения модели, можно спроектировать функциональный профиль развития на каждом этапе развития личности данная модель может быть использована как средство проектирования и создания интегральной системы психодиагностики и коррекции психического развития.

Весь онтогенез, в соответствии с данной моделью, может быть разделен на два периода:

1) эволюцию как процесс усложнения поведения индивида и механизм, обеспечивающий это поведение;

2) инволюцию как процесс упрощения поведения и его механизм. Ход эволюции не повторяет инволюцию. Они не имеют четких границ, в то время как одни функции продолжают совершенствоваться, другие функции уже начинают распадаться. Движения эволюции и инволюции взаимно переплетаются. В более раннем возрасте преобладают эволюционные процессы, в более позднем преобладают инволюционныепроцессы.

Эволюционное развитие индивида делится на два периода:

1)пренатальный возраст,

2)постнатальный возраст.

Модель Ю. Н. Карандашева рассматривает эволюционный постнаталь-ный период. Анализ возрастных периодов позволил автору выделить парные признаки (эмпирические критерии), которые выражают позицию, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым на определенной ступени развития. Иначе эти признаки называются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым.

Эволюционный постнатальный период разделяется подростковым кризисом 11–12 лет на две части: детство и взрослость. Детство характеризуется зависимостью от взрослого (неспособностью человека самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи взрослых), а взрослость – независимостью, самостоятельностью (притязания на самостоятельное принятие решений и бремя ответственности за них).

Первый критерий функционально-стадиальной модели онтогенетичес-кого развития, пара «зависимость – независимость», образует самый верхний цикл развития. При этом зависимость выступает как левый элемент цикла, независимость – как правый. Переход от зависимости к независимости есть эволюция, обратный переход – инволюция. Ввиду того, что в основе данного критерия лежит обретение социальной независимости, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социальным.

Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эрами развития. Таким образом, в эволюции индивида выделяем эру зависимости (детство) и эру независимости (взрослость). Будучи самым общим циклом развития, он повторяется один раз.

Второй критерий «моноцентризм – полицентризм». Детство (эра зависимости) делится на две части возрастным кризисом трех лет. До трех лет ребенок не способен представлять себя в познавательной позиции другого человека. Это явление автор называет моноцентризмом. После трех лет у ребенка появляется способность мысленно представить себя в позиции другого, и это явление – полицентризм. Движение развития в детском возрасте представляет собой переход от моноцентризма к полицентризму, обратный переход от полицентризма к моноцентризму – это инволюция.

Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эпохами. Каждая эра содержит по две эпохи. Таким образом, в модели рассматривается эпоха моноцентризма в эру зависимости и эпоха полицентризма в эру зависимости. Взрослость (эра независимости) делится на две части возрастным кризисом 28–30 лет. Период от 11–13 лет до 28–30 лет – это эпоха моноцентризма в эру независимости, а с 28–30 лет и до конца эволюционного периода – эпоха полицентризма в эру независимости. Здесь постановка себя на место другого предполагает не только воспроизведение познавательной, но и личностной позиции.

Ввиду того, что в основе данного критерия лежит способность к идентификации, являющаяся социально-психологическим явлением, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социально-психологическим. Данный цикл повторяется дважды.

Третий критерий «субъектная – объектная ориентация». Под субъект-ной ориентацией рассматривается взаимодействие в диаде «субъект – субъект» (общение). Под объектной – взаимодействие в триаде «субъект – субъект – объект» (предметную ориентацию).

Первая половина детства делится на две части кризисом 1-го года жизни: до 1 года наблюдается субъектная ориентация, с 1–3 лет – объектная. Вторая половина детства делится на две части кризисом 7 лет: от 3 до 7 лет – выделается субъектная ориентация, с 7 до 11–13 лет – объектная.

Первая половина взрослости делится на две части кризисом 28 лет. До 20 лет у личности наблюдается субъектная, с 20 до 28 лет – объектная ориентация. Вторая половина взрослости делится на две части кризисом 36 лет. До 36 лет – вновь субъектная, после 36 лет – объектная ориентация.

Этот цикл повторяется четыре раза и соответствует психологическому уровню функционально-стадиальной модели онтогенетического развития. При этом движение от субъектной к объектной ориентации рассматривается как эволюция, а возрастные периоды называются этапами.

На основании рассмотренных трех пар критериев автором производится обозначение возрастных периодов:

младенческий возраст (до 1 года);

ранний возраст (1–3 года);

дошкольный возраст (3–7 лет);

младший школьный возраст (7– 11/12 лет);

подростково-юношеский (11/12–20 лет);

возраст ранней зрелости (20–28 лет);

возраст средней зрелости (28–36 лет);

возраст поздней зрелости (более 36 лет).

При этом отмечается, что не возрастной период определяет изменения, а изменения определяют возрастной период.

Четвертый критерий «непосредственность – опосредованность». Непосредственность рассматривается как установка на прямую интериоризацию факта или явления, а опосредованность – как соотнесение факта или явления с ним подобным.

Данному критерию соответствует психофизический уровень, возрастные периоды называются стадиями, при этом каждый этап состоит из двух стадий. Этот цикл в модели повторяется восемь раз. Движение от непосредственности к опосредованности – эволюционный процесс.

Пятый критерий «когнитивность – активность». Когнитивность рассматривается как пассивное отображение связей окружающей среды, активность – как использование связей окружающей среды.

Данному критерию соответствует психофизиологический уровень, возрастные периоды называются фазами. Каждая стадия содержит по две фазы. Этот цикл в детстве повторяется восемь раз, а взрослый возраст этим уровнем не представлен. Движение от когнитивности к активности рассматривается как эволюционный процесс.

Переход от одного возрастного периода к следующему, по мнению автора, должен иметь толчок, которым является ведущая психическая функция. Процесс ее интериоризации представляется необходимым условием для перехода с предыдущего уровня развития на следующий. Таким образом, именно психическая функция является причиной каждого изменения.

В диаде «возрастной период – психическая функция» ведущая роль принадлежит функции. Для каждого уровня дифференциации имеют место свои функции (социальные, психические и т. д.). Каждая психическая функция имеет свое начало и открывает новую фазу (или стадию) развития.

Однажды появившаяся функция продолжает развиваться на протяжении всей жизни индивида, видоизменяясь в каждую фазу (или стадию) развития. Последовательный ряд изменений однажды возникшей психической функции называется функциональной линией развития. Возрастной ряд ведущих психических функций представляет собой последовательность ведущих функций, каждая из которых строится на основе предыдущих. Эта последовательность неизменна и постоянна.

Таблица 3.7

Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации Ю.Н.Карандашева

Возраст Стадия Фаза   Продолжительность   Ведущая функция  
  МЛАДЕНЧЕСТВО (-8 мес. — 8 мес.)     8 (пре) — 0,5мес. Отображение-построение образа объекта окружающей среды
  0,5 — 2 мес Передвижение-построение образа движения в пространстве окружающей среды
  3 — 5 мес Манипулирование-построение образа действия с объектами окружающей среды  
  6 — 8 мес имитирование- построение образа объекта, движения, действия по навязанному образцу
  РАННЕЕ ДЕТСТВО (0.8 — 3 года)     0,8 — 1,2 г соотнесение — понимание образа соотнесенных объектов
  1,3 — 1,8 г обозначение — построение образа соотнесенных между собой объектов
  1,9 — 2,2 г осмысление — понимание образа замещающего объекта
  2,3 — 2,8 г замещение — построение образа замещающего объекта
  ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3-7 лет)   3 — 4 г осознание — отражение действительности с несобственной точки зрения
  4 — 5 л. отношение — контроль и управление отражения действительности с несобственной точки зрения
  5 — 6 л. понимание — построение образа действительности с воображаемой точки зрения
  6 -7 л рефлексия — самостоятельное построение образа действительности с воображаемой точки зрения
4. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7 — 11/12 лет)     7 — 8 л. обобщение - разбиение множества объектов на подмножества по заданному конкретному признаку
  8 — 9 л. систематизация — выделение конкретного признака на заданном множестве объектов
  9 — 10 л абстрагирование — разбиение множества объектов на подмножество по заданному абстрактному признаку
  10 — 11/12 схематизация — выделение абстрактного признака на заданном множестве объектов
  ЮНОШЕСТВО (11/12 — 20 лет)     12 — 16 л автономизация — притязания на независимость своего поведения от поведения взрослых
  16 — 20 л. идеологизация — формирование норм, принципов морали
6. ВОЗРАСТ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ (20 — 28 лет)     20 — 24 г специализация — многократный выбор жизненного пути
  24 — 28 л профессионализация — окончательный выбор жизненного пути
  ВОЗРАСТ СРЕДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ (28 — 36 ЛЕТ)     28 — 30 функционализация — выбор социально-ролевой функции
  32 — 36 г социализация — ориентация на положение в обществе
8. ВОЗРАСТ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ (36 — 44 Г.)     36 — 40 л самореализация — притязания на реализацию жизненных целей
  40 — 44 самоактуализация — анализ жизненного пути, постановка новых задач

Таким образом, в основе возрастной фунционально-стадиальной периодизации психического развития лежит механизм интериоризации (превращения внешнего, развернутого, социального, во внутреннее, свернутое, психическое). Эмпирическая часть содержит материал по дифференциации поведения на возрастные ступени. Развитие форм поведения носит неоднородный характер: выделяются фазы (период постепенного количественного роста) и стадии (периоды скачкообразного, качественного развития). Фазы и стадии характеризуются признаками, которые называются эмпирическими критериями и выражают ту позицию, какую ребенок занимает во взаимодействии со взрослыми. Это интерсубъектные характеристики: когнитивность — активность; непосредственность — опопсредованность; субъектная — объектная ориентация; моно — полицентризм; зависимость — независимость.

В соответствии с этими критериями и учитывая требования к закону развития (цикличность, множественность, иерархичность, дихотомичность, направленность, специфичность) были обозначены следующие уровни дифференциации: психофизиологический, психофизический, психологический, социально-психологический, социальный.

Т.о. процесс психического развития выступает как последовательное развертывание цикла каждого уровня, где движение осуществляется от левого элемента к правому. Ведущими функциями на каждой ступени развития становятся те функции, которые олицетворяют решаемые ребенком задачи. Каждая функция открывает соответствующую ступень развития, видоизменяя ранее существовавшее.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.