Представители подводных лодок типа Редутабль (Redoutable) — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Представители подводных лодок типа Редутабль (Redoutable)

2018-01-04 176
Представители подводных лодок типа Редутабль (Redoutable) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обозначения и сокращения

МСЯС — Морские стратегические ядерные силы

СЯС —Стратегические ядерные силы

БРПЛ — Баллистические ракеты подводных лодок

ПЛАРБ — Подводная лодка атомная с баллистическими ракетами

ПЛРБ —Подводная лодка с баллистическими ракетами

РПКСН —Ракетный подводный крейсер стратегического назначения

ВМФ —Военно-морского флота

РПЛСН —Ракетная подводная лодка стратегического назначения

АПЛ, ПЛА —Атомная подводная лодка

ЯСУ —Ядерная силовая установка

НАТО — NorthAtlanticTreatyOrganization (Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс)

АЭУ —Атомнаяэнергетическаяустановка

DCN — Direction des Constructions Navales

ГАК, ГАС —Гидроакустический комплекс, Гидроакустическая станция

ППУ —Паро-производящая установка

ПТУ —Паротурбинная установка

ГЭД —Гребной электродвигатель

ИНС — Инерциальная навигационная система

ТА —Торпедныйаппарат

ГЭУ —Главнаяэнергетическаяустановка

АБ — Аккумуляторная батарея

ГТЗА —Главный турбозубчатый агрегат

ЦГБ —Цистернаглавного балласта

ГДУ —Главная двигательная установка

АТГУ — Автономная турбогенераторная установка

АТГ — Автономный турбогенератор

ВПУ — Выдвижное подруливающее устройство

КВЛ -Конструктивная ватерлиния

 


 

Введение

 

Развитие ядерных СЯС Франции отличалась от развития ядерных сил Великобритании или США. Ограниченная территория Франции практически исключала возможность скрытного размещения баллистических ракет наземного базирования. Именно поэтому Правительство Франции уделяло особое внимание развитию МСЯС. Постоянно патрулирующие подводные ракетоносцы являлись залогом безопасности и мощным фактором международной политики страны.

В 1955 году правительство Франции объявило о начале развития МСЯС. Планировалось параллельно разрабатывать БРПЛ и носитель для нее. Вся система получила название «Marisoult». Разрабатываемая Францией БРПЛ должна была быть близка по тактико-техническим характеристикам к американской ракете «Поларис А-2». Носителем перспективной БРПЛ должен был стать первый французский ПЛАРБ Q244.

Q244 должна была работать на ядерном реакторе французской разработки. Но проект постройки БРПЛ и ПЛАРБ был заморожен из-за срыва поставки из США во Францию партии обогащенного урана. Причиной срыва поставки стали разногласия США и Франции в политической сфере, приведших в 1966 году к выходу Франции из военной организации НАТО и переводе штаб-квартиры этой организации из Парижа в Брюссель.

Началась разработка реактора, работающего на природном уране, но вскоре выяснилось, что подобный реактор не приспособлен для работы на строящейся АПЛ Q244, так как имеет большие габариты и попросту не поместится в корпус будущей ПЛАРБ.

Из-за этого в июне1958 году строительство АПЛ Q244 было приостановлено, а вскоре окончательно отменено. Постройка БРПЛ «Marisoult» вслед Q244 также была отменена. Причиной такого радикального решения стали слишком большие массогабаритные характеристики БРПЛ.

В мае 1959 года США все же продали Франции партию обогащенного урана в размере 440 кг. Сразу же были начаты работы по созданию ядерного реактора приемлемых размеров, который можно будет использовать в ПЛАРБ. Параллельно с созданием атомного реактора началась разработка первого французского ядерного заряда, который в конечном итоге был испытан в пустыне Сахара в феврале 1960 года.

Перед Францией стояла сложнейшая задача. Французские ученые и конструкторы не имели опыта разработки ядерных технологий, были лишены поддержки США (в отличие от ученых Великобритании) и должны были в короткий срок решить сразу три главные задачи: разработка корабельной АЭУ; разработка БРПЛ; и, наконец, разработка самой ПЛАРБ.

Планирование и постройка ПЛАРБ

 

Осознавая сложность поставленной задачи, Правительство Франции в мае 1962 года создало специальную межотраслевую организацию COELACANTHE (действующую до сих пор), которая должна была координировать действия всех участвующих в разработке сторон.Исследовательские работывели семь групп. Средства наблюдения лодки разрабатывала группа GERDSM, акустическая скрытность корабля – группа CERDAN, системы вооружения и проведение испытательных пусков ракет – группа GETDL, средства связи – группа CERTEL, автоматическая система боевого управления и информационное обеспечение – группа САРСА, проблемами противовоздушной обороны и проектированием общекорабельных систем (включая систему регенерации воздуха и средства освоения океана) – группа CESDA. Следует отметить, что подобная организация работ была необходима из-за сложности задачи, поставленной перед проектировщиками.

Правительство Франции планировало строительство трех ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable), изначально получивших обозначения Q252, Q255, Q257, которые позже получили названия Редутабль (Le Redoutable), Террибль (Le Terrible), Фудройян (Le Foudroyant) соответственно.

В 1967 году было объявлено намерение построить четвертую ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable). Позже, в 1971 году началась постройка пятой подлодки, а в 1975 году – шестой.

Все французские стратегические подводные ракетоносцы типа «Редутабль» строились на верфи DCN в Шербуре. Головная ПЛАРБ в серии, Le Redoutable (S 611), была заложена в 1964 году.

Необходимо отметить, что все работы по созданию стратегических ядерных сил Франции проводились в режиме строжайшей секретности.

Шестая подлодка класса Редутабль (Redoutable) S615 Энфлексибль (Le Inflexible). К моменту её закладки в марте 1975 года начались работы над новой БРПЛ М4. Было принято решение вооружить этой ракетой последнюю лодку типа «Редутабль». Так как работы над новой ракетой только начинались, то строительство корабля было решено приостановить, а имевшиеся корпусные конструкции и механизмы использовать для строительства первой французской АПЛ типа «Рюби». Во второй раз Le Inflexible была заложена 27 марта 1980 года и введена в строй 1 апреля 1985 года.

В целом Le Inflexible почти полностью повторяла предыдущие лодки серии, но были и серьёзные отличия. Она несла на себе новые БРПЛ М4 и корпус подлодки был изготовлен из новой стали, что позволило ПЛАРБ увеличить рабочую глубину на сто метров из 200 на 300 м. Также были установлены и обновлены системы управления АПЛ, ГАК, система контроля вооружением подлодки и т.д. Кроме того, ППУ, ПТУи ГЭД на линии вала были смонтированы на новой, более совершенной системе амортизаторов. Срок работы активной зоны ядерного реактора S615 L’Inflexibleбыл увеличен из 6 до 25 лет- то есть до всего жизненного цикла корабля.

Была установлена новая ГАСDSUX-21 и новая ИНС. Двигаясь на небольшой глубине или под перископом, лодка получила возможность уточнять данные о местоположении при помощи радионавигационной или спутниковой навигационной систем. Точность данных, полученных новой ИНС была такова, что не требовала периодических всплытий лодки к поверхности. Более того, эти данные могли быть использованы для ракетной стрельбы. Это значительно повысило скрытность новой лодки.

ИНС L’Inflexibleстала прототипом системы, установленной позже на новых французских ПЛАРБ типа «Триумфан», заменивших ПЛАРБ типа «Редутабль». Благодаря этим нововведениям последняя лодка серии «Редутабль» - L’Inflexible- относится некоторыми специалистами к переходному типу между поколениями французских ПЛАРБ.

Конструкция

 

Корпус

У французских инженеров не возникло больших трудностей при конструировании корпуса и общекорабельных систем ПЛАРБ типа «Редутабль» см. приложение 1. По общей компоновке и архитектуре лодка была похожа на американскую ПЛАРБ типа «Лафайет». Однако различия в энергетической установке и в массогабаритных характеристиках ракетного и радиотехнического вооружения привели к ряду конструктивных особенностей. Кроме того, необходимо учесть, что лодки типа «Редутабль», в отличие от американских лодок, создавались без прототипа. Наоборот, эти ПЛАРБ были первыми французскими АПЛ и в дальнейшем сами стали проектом, на базе которого создавались многоцелевые АПЛ типа «Рюби».

Подлодки типа Редутабль (Redoutable) имеют скругленные нижние и верхние части носовой оконечности, которая имеет штевневую форму. Такое конструкторское решение позволило подлодке достичь впечатляющих ходовых качеств, отлично подходящих для пусков ракет с надводного положения. Форма носовой части подлодки позволила разместить 4 ТА калибром 533 мм и ГАС.

Несмотря на то, что на первых трех лодках были установлены ракеты М1 и М2, однако при проектировании корпуса корабля, ученые ориентировались на массогабаритные характеристики ракеты М20. Это и предопределило размеры шахт системы хранения и пуска. Они гораздо больше, чем на ПЛАРБ типа «Лафайет», возвышались над прочным корпусом. Это повлекло за собой увеличение высоты ракетного банкета и изменило силуэт корабля.

Корабль являлся лодкой смешанного архитектурно-конструктивного типа с двухкорпусными конструкциями в районе носового и шестого отсеков. Прочный корпус на большей части длины был выполнен в форме цилиндров разного диаметра, а в оконечностях - в форме эллиптических усеченных конусов. Переход от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров был выполнен при помощи конических обечаек. Оконечности завершались торосферическими прочными переборками. Прочный корпус корабля был разделен плоскими переборками не на шесть отсеков, как на ракетоносцах типа «Лафайет», а на семь, так как посты и системы управления ГЭУ были выведены в отдельный отсек.

Первый отсек содержал торпедные аппараты, запас торпед и часть жилых помещений; второй отсек занимали центральный пост, посты управления кораблем и оружием, каюты офицеров, АБ; в третьем отсеке размещались пусковые шахты и системы обслуживания и старта ракет; четвёртый отсек - отсек постов и систем управления ГЭУ; пятый отсек - реакторный; в шестом отсеке располагались вспомогательные механизмы (дизель-генераторы), в седьмом - ГТЗА, турбогенераторы и гребной электродвигатель. Корабль имел две группы ЦГБ - носовую и кормовую. Носовая - в проницаемой носовой оконечности. Кормовая - в двухкорпусной конструкции в районе шестого отсека - отсека вспомогательных механизмов.

Ракетный банкет ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable) обладал обтекаемой формой и плавно сопрягался с кормовой и носовой оконечностями подлодки. На ограждении выдвижных устройств располагались носовые горизонтальные рули; кормовые горизонтальные и вертикальные рули были расположены за крестообразными вертикальными и горизонтальными стабилизаторами. Внешняя сторона корпуса подлодки была покрыта специальным материалом для снижения гидролокационной заметности ПЛАРБ.


 

Силовая установка

Разработка ППУ и особенно реактора продвигались во Франции с трудом. Понадобилось 9 лет (с 1955 по 1964) чтобы вывести в критическое состояние прототип реактора PAT1. Одновременно в Пьеррлатте была построена фабрика по обогащению урана. Это решило проблему обеспечения французских АПЛ ядерным топливом. Благодаря этим усилиям закладка первой лодки типа «Редутабль» состоялась в Шербуре уже в марте 1964 года.

ГДУ является реактор GEC Alsthom PWR K15 водо-водяного типа с принудительной циркуляцией теплоносителя, спроектированный и изготовленный во Франции.

Отсутствие ГТЗА на ПЛАРБ Редутабль (Redoutable), позволило повысить тихоходность АПЛ, благодаря АТГУ, состоящей из двух АТГ и низкооборотного ГЭД, размещенного на линии вала. Подобная схема, в последствии, стала применяться на всех АПЛ Франции.

Все основные системы АПЛ и ее механизмы получают электричество от АТГ, а в случае аварии – от четырех дизель-генераторов, каждый из которых имеет мощность 850 kW, и АБ. Аварийная установка обеспечивает ход ПЛАРБ на расстояние до 5000 морских миль.

Для улучшения маневренности, АПЛ Редутабль (Redoutable) оснастили ВПУнемецкой фирмы Pleuger, находящимся в носу ПЛАРБ. ВПУ представляло из себя электромотор, внутренние полости которого были заполнены морской водой, которая использовалась, как смазка для подшипников и охлаждала обмотку стартера. Вал ВПУ проходил роторный вал и был закреплен на своих подшипниках. Такая конструкция позволила вибрации от винта не создавать резонансные явления, так как вибрации не передавались ротору.

Вооружение

Ракетное вооружение

 

Вооружение ПЛАРБ типа «Редутабль» на различных этапах эксплуатации состояло из баллистических ракет морского базирования M1, М2, М20, М4 и М45 на последней лодке серии - L'Inflexible.

Первые две подлодки данного класса Редутабль (Le Redoutable) и Террибль (Le Terrible) были вооружены ракетами М1. Ракета разрабатывалась с 1963 года по 1969 год, имела дальность стрельбы 2600 км и вес 18 тонн.

Ракетами М2 была вооружена АПЛ Фудройян (Le Foudroyant), которая вступила в строй ВМФ Франции в 1974 году. В том же году была и была принята БРПЛ М2, которая имела дальность стрельбы 3200 км и вес 19,5 тонн.

Ракетами М20 были оснащены подлодки Индомптабль (Le Indomptable) и Тоннан (Le Tonnant). Ракета М20 являлась модификацией БРПЛ М2 и имела дальность стрельбы 3200 км и вес 19,9 тонн. М20 была принята на вооружение в 1976 году.

АПЛ Энфлексибль (Le Inflexible) несла на себе ракеты М4. БРПЛ М4 была принята на вооружение ВМФ Франции в 1985 года. Она имела дальность стрельбы 4000 км и вес 35 тонн. Позже Энфлексибль (L'Inflexible) сменила ядерное вооружение на ракеты М45, принятые на вооружение в марте 1997 года. М45 имели вес 35 тонн и дальность стрельбы 6000 км.см. Приложение 2.

Торпедное вооружение

 

Комплекс торпедного вооружения, размещенный на лодках типа «Редутабль» значительно отличался от комплексов, установленных на британских и американских лодках. В частности, при выстреле оружия, забортная вода одновременно закачивается в кормовую часть трубы торпедного аппарата, для того, чтобы не было разрыва рабочей среды (вакуума). Достоинством такого комплекса торпедной стрельбы являются: простота конструкции; наличие только одного отверстия в прочном корпусе лодки, так как не требуется дополнительный трубопровод для закачки забортной воды, компенсирующий массу выпущенного оружия; возможность стрельбы из ТА даже при маневрировании корабля на больших ходах. Кроме того, такой подход к системе стрельбы позволяет избавляться от находящегося на стеллажах дефектного оружия. При помощи системы перезаряжания к одному из двух ТА, оснащенному пневматическим поршнем с телескопическим штоком, перемещается дефектный образец, затем вводится в ТА и выбрасывается за борт. Этот комплекс был применен на всех последующих французских АПЛ.

ПЛАРБ типа «Редутабль» были вооружены четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, стрельба из которых могла вестись противокорабельными ракетами SM-39 Exocet, установленными в начале 80-х годов, либо управляемыми по проводам торпедами ECAN F17 mod 2, или самонаводящимися торпедами ECAN L5 mod 3. см. Приложение 3.

Базирование

 

Все шесть ПЛАРБ типа «Редутабль» базировались в Иль-Лонге, недалеко от Бреста, в пункте постоянного базирования возводившимся специально под эти лодки. Здесь же проводились все регламентные работы по обслуживанию и ремонту лодок. Также недалеко находятся арсенал со складами хранения ракет, цеха по их сборке и подготовке к боевому использованию.

Эксплуатация

 

После ввода в строй шестой лодки типа «Редутабль» на долю ПЛАРБ стало приходиться 74 % ядерных боеприпасов французской ядерной триады. Французские атомные стратегические подводные лодки типа «Редутабль» несли боевое патрулирование с января 1972 года, когда в Норвежском море начала нести первая лодка — Le Redoutable (S611), по октябрь 2007 года, когда закончила последняя — L’Inflexible (S615). Патрулирование велось обычно в Норвежском или Баренцевом морях, либо в Северной Атлантике. С 1983 года боевое патрулирование вели как правило три лодки одновременно, ещё одна находилась в Иль-Лонге, а две на различных стадиях капитального ремонта в верфях Бреста или Шербура. Более того, с вводом в строй шестой лодки — L’Inflexible, количество патрулирующих лодок могло достичь четырёх, однако фактически их число не превышало трех. Средняя продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждая из лодок совершала по три патрулирования в год. Предположительно, каждая из лодок совершила около 60 патрулирований за весь срок службы. Для поддержания столь высокой интенсивности эксплуатации кораблей было создано (также, как и в ВМС США) по два экипажа на каждую лодку — «синий» и «красный», которые поочередно сменяли друг друга.

Заключение

 

Была проведена работа по поиску информации о развитииМСЯС Франции, ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable), процессе их создания, принципах работы, особенностях строения.

В ходе работы над рефератом были изучены: строения ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable), история развитииМСЯС Франции, предпосылки к созданию АПЛ, оснащение вооружения, места базирования ПЛАРБ и их эксплуатация, а также представители ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable) и их сегодняшнее положение; были получены навыки по преобразованию информации в краткий, сжатый, текст.

Приложение

Приложение 1

Рисунок 1- Силуэт ПЛ Triomphant

Приложение 2

Рисунок 2 - Размещение ракеты М4 (слева), ракеты М45 (центр) и проектируемой М51

Приложение 3

Рисунок 3 – Строение Французской ПЛАРБ типа «Редутабль»

Приложение 4

Рисунок4 - S611 LeRedoutable (музей)

Обозначения и сокращения

МСЯС — Морские стратегические ядерные силы

СЯС —Стратегические ядерные силы

БРПЛ — Баллистические ракеты подводных лодок

ПЛАРБ — Подводная лодка атомная с баллистическими ракетами

ПЛРБ —Подводная лодка с баллистическими ракетами

РПКСН —Ракетный подводный крейсер стратегического назначения

ВМФ —Военно-морского флота

РПЛСН —Ракетная подводная лодка стратегического назначения

АПЛ, ПЛА —Атомная подводная лодка

ЯСУ —Ядерная силовая установка

НАТО — NorthAtlanticTreatyOrganization (Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс)

АЭУ —Атомнаяэнергетическаяустановка

DCN — Direction des Constructions Navales

ГАК, ГАС —Гидроакустический комплекс, Гидроакустическая станция

ППУ —Паро-производящая установка

ПТУ —Паротурбинная установка

ГЭД —Гребной электродвигатель

ИНС — Инерциальная навигационная система

ТА —Торпедныйаппарат

ГЭУ —Главнаяэнергетическаяустановка

АБ — Аккумуляторная батарея

ГТЗА —Главный турбозубчатый агрегат

ЦГБ —Цистернаглавного балласта

ГДУ —Главная двигательная установка

АТГУ — Автономная турбогенераторная установка

АТГ — Автономный турбогенератор

ВПУ — Выдвижное подруливающее устройство

КВЛ -Конструктивная ватерлиния

 


 

Введение

 

Развитие ядерных СЯС Франции отличалась от развития ядерных сил Великобритании или США. Ограниченная территория Франции практически исключала возможность скрытного размещения баллистических ракет наземного базирования. Именно поэтому Правительство Франции уделяло особое внимание развитию МСЯС. Постоянно патрулирующие подводные ракетоносцы являлись залогом безопасности и мощным фактором международной политики страны.

В 1955 году правительство Франции объявило о начале развития МСЯС. Планировалось параллельно разрабатывать БРПЛ и носитель для нее. Вся система получила название «Marisoult». Разрабатываемая Францией БРПЛ должна была быть близка по тактико-техническим характеристикам к американской ракете «Поларис А-2». Носителем перспективной БРПЛ должен был стать первый французский ПЛАРБ Q244.

Q244 должна была работать на ядерном реакторе французской разработки. Но проект постройки БРПЛ и ПЛАРБ был заморожен из-за срыва поставки из США во Францию партии обогащенного урана. Причиной срыва поставки стали разногласия США и Франции в политической сфере, приведших в 1966 году к выходу Франции из военной организации НАТО и переводе штаб-квартиры этой организации из Парижа в Брюссель.

Началась разработка реактора, работающего на природном уране, но вскоре выяснилось, что подобный реактор не приспособлен для работы на строящейся АПЛ Q244, так как имеет большие габариты и попросту не поместится в корпус будущей ПЛАРБ.

Из-за этого в июне1958 году строительство АПЛ Q244 было приостановлено, а вскоре окончательно отменено. Постройка БРПЛ «Marisoult» вслед Q244 также была отменена. Причиной такого радикального решения стали слишком большие массогабаритные характеристики БРПЛ.

В мае 1959 года США все же продали Франции партию обогащенного урана в размере 440 кг. Сразу же были начаты работы по созданию ядерного реактора приемлемых размеров, который можно будет использовать в ПЛАРБ. Параллельно с созданием атомного реактора началась разработка первого французского ядерного заряда, который в конечном итоге был испытан в пустыне Сахара в феврале 1960 года.

Перед Францией стояла сложнейшая задача. Французские ученые и конструкторы не имели опыта разработки ядерных технологий, были лишены поддержки США (в отличие от ученых Великобритании) и должны были в короткий срок решить сразу три главные задачи: разработка корабельной АЭУ; разработка БРПЛ; и, наконец, разработка самой ПЛАРБ.

Планирование и постройка ПЛАРБ

 

Осознавая сложность поставленной задачи, Правительство Франции в мае 1962 года создало специальную межотраслевую организацию COELACANTHE (действующую до сих пор), которая должна была координировать действия всех участвующих в разработке сторон.Исследовательские работывели семь групп. Средства наблюдения лодки разрабатывала группа GERDSM, акустическая скрытность корабля – группа CERDAN, системы вооружения и проведение испытательных пусков ракет – группа GETDL, средства связи – группа CERTEL, автоматическая система боевого управления и информационное обеспечение – группа САРСА, проблемами противовоздушной обороны и проектированием общекорабельных систем (включая систему регенерации воздуха и средства освоения океана) – группа CESDA. Следует отметить, что подобная организация работ была необходима из-за сложности задачи, поставленной перед проектировщиками.

Правительство Франции планировало строительство трех ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable), изначально получивших обозначения Q252, Q255, Q257, которые позже получили названия Редутабль (Le Redoutable), Террибль (Le Terrible), Фудройян (Le Foudroyant) соответственно.

В 1967 году было объявлено намерение построить четвертую ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable). Позже, в 1971 году началась постройка пятой подлодки, а в 1975 году – шестой.

Все французские стратегические подводные ракетоносцы типа «Редутабль» строились на верфи DCN в Шербуре. Головная ПЛАРБ в серии, Le Redoutable (S 611), была заложена в 1964 году.

Необходимо отметить, что все работы по созданию стратегических ядерных сил Франции проводились в режиме строжайшей секретности.

Шестая подлодка класса Редутабль (Redoutable) S615 Энфлексибль (Le Inflexible). К моменту её закладки в марте 1975 года начались работы над новой БРПЛ М4. Было принято решение вооружить этой ракетой последнюю лодку типа «Редутабль». Так как работы над новой ракетой только начинались, то строительство корабля было решено приостановить, а имевшиеся корпусные конструкции и механизмы использовать для строительства первой французской АПЛ типа «Рюби». Во второй раз Le Inflexible была заложена 27 марта 1980 года и введена в строй 1 апреля 1985 года.

В целом Le Inflexible почти полностью повторяла предыдущие лодки серии, но были и серьёзные отличия. Она несла на себе новые БРПЛ М4 и корпус подлодки был изготовлен из новой стали, что позволило ПЛАРБ увеличить рабочую глубину на сто метров из 200 на 300 м. Также были установлены и обновлены системы управления АПЛ, ГАК, система контроля вооружением подлодки и т.д. Кроме того, ППУ, ПТУи ГЭД на линии вала были смонтированы на новой, более совершенной системе амортизаторов. Срок работы активной зоны ядерного реактора S615 L’Inflexibleбыл увеличен из 6 до 25 лет- то есть до всего жизненного цикла корабля.

Была установлена новая ГАСDSUX-21 и новая ИНС. Двигаясь на небольшой глубине или под перископом, лодка получила возможность уточнять данные о местоположении при помощи радионавигационной или спутниковой навигационной систем. Точность данных, полученных новой ИНС была такова, что не требовала периодических всплытий лодки к поверхности. Более того, эти данные могли быть использованы для ракетной стрельбы. Это значительно повысило скрытность новой лодки.

ИНС L’Inflexibleстала прототипом системы, установленной позже на новых французских ПЛАРБ типа «Триумфан», заменивших ПЛАРБ типа «Редутабль». Благодаря этим нововведениям последняя лодка серии «Редутабль» - L’Inflexible- относится некоторыми специалистами к переходному типу между поколениями французских ПЛАРБ.

Конструкция

 

Корпус

У французских инженеров не возникло больших трудностей при конструировании корпуса и общекорабельных систем ПЛАРБ типа «Редутабль» см. приложение 1. По общей компоновке и архитектуре лодка была похожа на американскую ПЛАРБ типа «Лафайет». Однако различия в энергетической установке и в массогабаритных характеристиках ракетного и радиотехнического вооружения привели к ряду конструктивных особенностей. Кроме того, необходимо учесть, что лодки типа «Редутабль», в отличие от американских лодок, создавались без прототипа. Наоборот, эти ПЛАРБ были первыми французскими АПЛ и в дальнейшем сами стали проектом, на базе которого создавались многоцелевые АПЛ типа «Рюби».

Подлодки типа Редутабль (Redoutable) имеют скругленные нижние и верхние части носовой оконечности, которая имеет штевневую форму. Такое конструкторское решение позволило подлодке достичь впечатляющих ходовых качеств, отлично подходящих для пусков ракет с надводного положения. Форма носовой части подлодки позволила разместить 4 ТА калибром 533 мм и ГАС.

Несмотря на то, что на первых трех лодках были установлены ракеты М1 и М2, однако при проектировании корпуса корабля, ученые ориентировались на массогабаритные характеристики ракеты М20. Это и предопределило размеры шахт системы хранения и пуска. Они гораздо больше, чем на ПЛАРБ типа «Лафайет», возвышались над прочным корпусом. Это повлекло за собой увеличение высоты ракетного банкета и изменило силуэт корабля.

Корабль являлся лодкой смешанного архитектурно-конструктивного типа с двухкорпусными конструкциями в районе носового и шестого отсеков. Прочный корпус на большей части длины был выполнен в форме цилиндров разного диаметра, а в оконечностях - в форме эллиптических усеченных конусов. Переход от одной формы корпуса к другой, а также к разным диаметрам цилиндров был выполнен при помощи конических обечаек. Оконечности завершались торосферическими прочными переборками. Прочный корпус корабля был разделен плоскими переборками не на шесть отсеков, как на ракетоносцах типа «Лафайет», а на семь, так как посты и системы управления ГЭУ были выведены в отдельный отсек.

Первый отсек содержал торпедные аппараты, запас торпед и часть жилых помещений; второй отсек занимали центральный пост, посты управления кораблем и оружием, каюты офицеров, АБ; в третьем отсеке размещались пусковые шахты и системы обслуживания и старта ракет; четвёртый отсек - отсек постов и систем управления ГЭУ; пятый отсек - реакторный; в шестом отсеке располагались вспомогательные механизмы (дизель-генераторы), в седьмом - ГТЗА, турбогенераторы и гребной электродвигатель. Корабль имел две группы ЦГБ - носовую и кормовую. Носовая - в проницаемой носовой оконечности. Кормовая - в двухкорпусной конструкции в районе шестого отсека - отсека вспомогательных механизмов.

Ракетный банкет ПЛАРБ класса Редутабль (Redoutable) обладал обтекаемой формой и плавно сопрягался с кормовой и носовой оконечностями подлодки. На ограждении выдвижных устройств располагались носовые горизонтальные рули; кормовые горизонтальные и вертикальные рули были расположены за крестообразными вертикальными и горизонтальными стабилизаторами. Внешняя сторона корпуса подлодки была покрыта специальным материалом для снижения гидролокационной заметности ПЛАРБ.


 

Силовая установка

Разработка ППУ и особенно реактора продвигались во Франции с трудом. Понадобилось 9 лет (с 1955 по 1964) чтобы вывести в критическое состояние прототип реактора PAT1. Одновременно в Пьеррлатте была построена фабрика по обогащению урана. Это решило проблему обеспечения французских АПЛ ядерным топливом. Благодаря этим усилиям закладка первой лодки типа «Редутабль» состоялась в Шербуре уже в марте 1964 года.

ГДУ является реактор GEC Alsthom PWR K15 водо-водяного типа с принудительной циркуляцией теплоносителя, спроектированный и изготовленный во Франции.

Отсутствие ГТЗА на ПЛАРБ Редутабль (Redoutable), позволило повысить тихоходность АПЛ, благодаря АТГУ, состоящей из двух АТГ и низкооборотного ГЭД, размещенного на линии вала. Подобная схема, в последствии, стала применяться на всех АПЛ Франции.

Все основные системы АПЛ и ее механизмы получают электричество от АТГ, а в случае аварии – от четырех дизель-генераторов, каждый из которых имеет мощность 850 kW, и АБ. Аварийная установка обеспечивает ход ПЛАРБ на расстояние до 5000 морских миль.

Для улучшения маневренности, АПЛ Редутабль (Redoutable) оснастили ВПУнемецкой фирмы Pleuger, находящимся в носу ПЛАРБ. ВПУ представляло из себя электромотор, внутренние полости которого были заполнены морской водой, которая использовалась, как смазка для подшипников и охлаждала обмотку стартера. Вал ВПУ проходил роторный вал и был закреплен на своих подшипниках. Такая конструкция позволила вибрации от винта не создавать резонансные явления, так как вибрации не передавались ротору.

Вооружение

Ракетное вооружение

 

Вооружение ПЛАРБ типа «Редутабль» на различных этапах эксплуатации состояло из баллистических ракет морского базирования M1, М2, М20, М4 и М45 на последней лодке серии - L'Inflexible.

Первые две подлодки данного класса Редутабль (Le Redoutable) и Террибль (Le Terrible) были вооружены ракетами М1. Ракета разрабатывалась с 1963 года по 1969 год, имела дальность стрельбы 2600 км и вес 18 тонн.

Ракетами М2 была вооружена АПЛ Фудройян (Le Foudroyant), которая вступила в строй ВМФ Франции в 1974 году. В том же году была и была принята БРПЛ М2, которая имела дальность стрельбы 3200 км и вес 19,5 тонн.

Ракетами М20 были оснащены подлодки Индомптабль (Le Indomptable) и Тоннан (Le Tonnant). Ракета М20 являлась модификацией БРПЛ М2 и имела дальность стрельбы 3200 км и вес 19,9 тонн. М20 была принята на вооружение в 1976 году.

АПЛ Энфлексибль (Le Inflexible) несла на себе ракеты М4. БРПЛ М4 была принята на вооружение ВМФ Франции в 1985 года. Она имела дальность стрельбы 4000 км и вес 35 тонн. Позже Энфлексибль (L'Inflexible) сменила ядерное вооружение на ракеты М45, принятые на вооружение в марте 1997 года. М45 имели вес 35 тонн и дальность стрельбы 6000 км.см. Приложение 2.

Торпедное вооружение

 

Комплекс торпедного вооружения, размещенный на лодках типа «Редутабль» значительно отличался от комплексов, установленных на британских и американских лодках. В частности, при выстреле оружия, забортная вода одновременно закачивается в кормовую часть трубы торпедного аппарата, для того, чтобы не было разрыва рабочей среды (вакуума). Достоинством такого комплекса торпедной стрельбы являются: простота конструкции; наличие только одного отверстия в прочном корпусе лодки, так как не требуется дополнительный трубопровод для закачки забортной воды, компенсирующий массу выпущенного оружия; возможность стрельбы из ТА даже при маневрировании корабля на больших ходах. Кроме того, такой подход к системе стрельбы позволяет избавляться от находящегося на стеллажах дефектного оружия. При помощи системы перезаряжания к одному из двух ТА, оснащенному пневматическим поршнем с телескопическим штоком, перемещается дефектный образец, затем вводится в ТА и выбрасывается за борт. Этот комплекс был применен на всех последующих французских АПЛ.

ПЛАРБ типа «Редутабль» были вооружены четырьмя 533-мм торпедными аппаратами, стрельба из которых могла вестись противокорабельными ракетами SM-39 Exocet, установленными в начале 80-х годов, либо управляемыми по проводам торпедами ECAN F17 mod 2, или самонаводящимися торпедами ECAN L5 mod 3. см. Приложение 3.

Базирование

 

Все шесть ПЛАРБ типа «Редутабль» базировались в Иль-Лонге, недалеко от Бреста, в пункте постоянного базирования возводившимся специально под эти лодки. Здесь же проводились все регламентные работы по обслуживанию и ремонту лодок. Также недалеко находятся арсенал со складами хранения ракет, цеха по их сборке и подготовке к боевому использованию.

Эксплуатация

 

После ввода в строй шестой лодки типа «Редутабль» на долю ПЛАРБ стало приходиться 74 % ядерных боеприпасов французской ядерной триады. Французские атомные стратегические подводные лодки типа «Редутабль» несли боевое патрулирование с января 1972 года, когда в Норвежском море начала нести первая лодка — Le Redoutable (S611), по октябрь 2007 года, когда закончила последняя — L’Inflexible (S615). Патрулирование велось обычно в Норвежском или Баренцевом морях, либо в Северной Атлантике. С 1983 года боевое патрулирование вели как правило три лодки одновременно, ещё одна находилась в Иль-Лонге, а две на различных стадиях капитального ремонта в верфях Бреста или Шербура. Более того, с вводом в строй шестой лодки — L’Inflexible, количество патрулирующих лодок могло достичь четырёх, однако фактически их число не превышало трех. Средняя продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждая из лодок совершала по три патрулирования в год. Предположительно, каждая из лодок совершила около 60 патрулирований за весь срок службы. Для поддержания столь высокой интенсивности эксплуатации кораблей было создано (также, как и в ВМС США) по два экипажа на каждую лодку — «синий» и «красный», которые поочередно сменяли друг друга.

Представители подводных лодок типа Редутабль (Redoutable)

 

1. Редутабль (Le Redoutable), бортовой номер S611, порядковый номер Q252 - заложена 30 марта 1964 года в Шербуре, спущена на воду 29 марта 1967 года, введена в строй 1 декабря 1971 года, выведена 13 декабря 1991 года;

 

2. Террибль (Le Terrible), бортовой номер S612, порядковый номер Q255 - заложена 24 июня 1967 года в Шербуре, спущена на воду 12 декабря 1969 года, введена в строй 1 января 1973 года, выведена 1 июля 1996 года;

 

3. Фудройян (Le Foudroyant), бортовой номер S610, порядковый номер Q257 - заложена 12 декабря 1969 года в Шербуре, спущена на воду 4 декабря 1971 года, введена в строй 6 июня 1974 года, выведена 30 апреля 1998 года;

 

4. Индомптабль (Le Indomptable), бортовой номер S613, порядковый номер Q258 - заложена 4 декабря 1971 года в Шербуре, спущена на воду 17 сентября 1974 года, введена в строй 23 декабря 1976 года, выведена 6 апреля 2005 года;

 

5. Тоннан (Le Tonnant), бортовой номер S614, порядковый номер Q263 - заложена 19 октября 1974 года в Шербуре, спущена на воду 17 сентября 1977 года, введена в строй 3 апреля 1980 года, выведена 16 декабря 1999 года;

 

6. Энфлексибль (Le Inflexible), бор


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.