Иван Александрович Гончаров (1812-1891) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Иван Александрович Гончаров (1812-1891)

2018-01-04 549
Иван Александрович Гончаров (1812-1891) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А Работая над представленными в разделе материалами, подготовьтесь к итоговой письменной работе – развёрнутому ответу на вопрос: «Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи „мёртвых душ“?» или «Каков жизненный идеал Гончарова?» (по вашему выбору).

 

Не забывайте:

1. Ваша главная деятельность при изучении литературы – чтение и анализ художественного произведения.

2. Теоретический материал учебника подскажет направление анализа, а также позволит сопоставить вашу позицию с трактовкой, предложенной авторами учебника. Вы можете вступить с авторами в диалог, аргументированно выражая своё согласие, несогласие или частичное согласие с их точкой зрения.

3. Обязательно привлекайте дополнительный материал – постижение литературного произведения требует от читателя обширных знаний, которые нужно уметь пополнять из разных источников.

4. Обязательно выполняйте задания, направленные на развитие вашей коммуникативной компетенции. Умение общаться поможет вам не только в учёбе, но и в жизни.

((Портрет))

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров – русский писатель, литературный критик, публицист. Самое значительное место в творческом наследии Гончарова занимают три романа: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1857), «Обрыв» (1869). Среди критических работ Гончарова выделяется эссе «Мильон терзаний» (о комедии «Горе от ума») – работа, ставшая незаменимой при толковании великого произведения А.С. Грибоедова. Большое значение для русского общества, расширения его кругозора, углубления взгляда на окружающий мир и дальнейшего формирования собственного национального самосознания, имела книга очерков «Фрегат “Паллада”», ставшая своего рода итогом участия Гончарова в кругосветном путешествии в качестве секретаря командира военно-морской эскадры, адмирала русского флота Е.В. Путятина.

И.А. Гончаров родился в городе Симбирске в купеческой семье. Детство будущего писателя прошло в доме, напоминавшем больше деревенскую усадьбу, чем городской особняк. До десятилетнего возраста мальчик учился дома и в частном пансионе; в семь лет он потерял отца, и заботу о нём взял на себя крёстный отец Н.Н. Трегубов, помогавший матери Гончарова растить и воспитывать всех четырёх детей Гончаровых.

Следующие восемь лет (с 1822 по 1830 год) Гончаров продолжает образование в Московском коммерческом училище, однако уже в юности ему были ближе словесные науки и литература, и поэтому в 1831 году молодой человек поступает на словесное отделение Московского университета, которое оканчивает в 1834 году.

Благодаря учёбе в Московском университете Гончаров смог познакомиться с богатой культурной жизнью, воочию увидеть выдающихся писателей, учёных, общественных деятелей того времени. Среди студентов университета тех лет были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, М.Ю. Лермонтов, К.С. Аксаков и другие известные в будущем литераторы. По воспоминаниям Гончарова, однажды он слушал лекцию по словесности, когда в аудиторию вошёл А.С. Пушкин в сопровождении князя С.С. Уварова, будущего министра. После лекции состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве» двух профессоров университета И.И. Давыдова и М.Т. Каченовского, в котором великий поэт принял живейшее участие.

В 1840-е годы в русской литературе совершались коренные перемены: утверждался реалистический стиль, литература начала охватывать жизнь всех основных социальных слоёв русского общества, активно шёл процесс демократизации литературы, изменялся герой литературного произведения, возрастала роль женщины-героини. В те годы Гончаров жил и работал в Петербурге, где познакомился с писателями, объединившимися вокруг В.Г. Белинского: Д.В. Григоровичем, В.И. Далем, Ф.М. Достоевским, Н.А. Некрасовым, И.С. Тургеневым и другими. В этом кругу весной 1846 году Гончаров прочитал свой первый роман «Обыкновенная история», который Белинский со свойственным ему критическим чутьём сразу же высоко оценил и рекомендовал в печать. Произведение было опубликовано в следующем, 1847 году в журнале, ставшем центром новой русской литературы: в издававшемся Некрасовым «Современнике».

В романе «Обыкновенная история» основным конфликтом является острое противоречие между старым, поместным укладом жизни и новой, городской цивилизацией. Молодой барин Александр Адуев, романтик и мечтатель, способный и чувствительный человек, приезжает в Петербург, намереваясь достичь славы, успехов в литературе, счастья в любви и дружбе. Однако за несколько лет жизни в столице он терпит одно поражение за другим, столкнувшись с приземлённой, деляческой реальностью. В конце романа Александр сдаётся, оставляет свои юношеские идеалы и начинает жить по правилам жизни петербуржского общества.

 

Ж З 1. Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.А. Гончарове на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст – основа вашей статьи. Её необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками на другие статьи энциклопедии). Гиперссылки (см. подчёркивание в прочитанном тексте) указывают на источник материала, который поможет глубже погрузить вашу биографию Гончарова в атмосферу его эпохи.

Найдите необходимый материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

- События истории России, современником которых был Гончаров;

- Российское купечество середины XIX века;

- Кругосветное путешествие Е.В. Путятина на фрегате «Паллада»;

- В.Г. Белинский;

- А.И. Герцен;

- Н.П. Огарев;

- К.С. Аксаков;

- Д.В. Григорович;

- В.И. Даль;

- Журнал «Современник».

Задание можно выполнить в паре или в группе.

 

 

З 2. «У меня есть (или была) своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний, – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало» (И.А. Гончаров «Лучше поздно, чем никогда»). Объясните, какое влияние, по вашему мнению, на формирование личности Гончарова и особенности его творчества оказало детство, прошедшее «в патриархально-крепостнической обстановке богатой полупомещичьей, полукупеческой усадьбы». На какие противоречия личности писателя и конфликты его героев может указывать данный биографический факт?

 

З 3. «...Самая наружность родного города не представляла ничего другого, кроме картины сна и застоя. Те же, большею частью деревянные, посеревшие от времени дома и домишки с мезонинами, с садиками, иногда с колоннами, окружённые канавками, густо заросшими полынью и крапивой, бесконечные заборы; те же деревянные тротуары с недостающими досками; та же пустота и безмолвие на улицах, покрытых густыми узорами пыли. Вся улица слышит, когда за версту едет телега или стучит сапогами по мостовой прохожий. Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам или на попадающиеся на улице лица. „Нам нечего делать! — зевая, думает, кажется, всякое из этих лиц, глядя лениво на вас. — Мы не торопимся, живём — хлеб жуём да небо коптим!“ <…> Домашние мешают пожелать чего-нибудь: всё давно готово, предусмотрено».

О каких эпизодах романа «Обломов» напоминают эти автобиографические эскизы Гончарова? Раскройте вашу мысль.

 

З 4. Прочитайте приведённые ниже фрагменты критических статей и воспоминаний современников Гончарова. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развёрнутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

«Отличительной чертой характера И.А. Гончарова является скромность, кроющаяся, разумеется, в сознании своих сил… Боязнь всего, что может походить на рекламу, доходит в нём до крайности… И.А. Гончаров живёт уединённой, замкнутой жизнью, никогда не появляясь ни на каких литературных вечерах, обедах или юбилеях, и в Литературном обществе, почётным членом которого И.А. Гончаров состоит со дня его основания, мне удалось видеть Ивана Александровича всего один раз»(В.И. Бибиков).

«Это была осторожная, флегматичная и консервативная натура. Созерцатель по преимуществу, Гончаров и дорожил особенно обстановкой созерцания: к новой жизни он не спешил, не ввязывался в мир непривычных ощущений, но зато держался цепко за любимые впечатления; он бережно выбирал их из наплывающей отовсюду жизни, созидал из них приятную для себя обстановку и углублял свой поэтический запас новыми наслоениями… Не оттого ли и писал он сравнительно редко и писать начал поздно, что не всегда была под рукой правильная обстановка. Не одна служба да развлечения мешали; молодость мешала, избыток сил мешал созерцанию, а значит, и творчеству» (И.Ф. Анненский).

«…Гончаровская апатия… сводилась преимущественно к внешним проявлениям, к внешнему виду или, вернее, к тому впечатлению, которое производил Гончаров на людей своей неподвижной, по виду вялой, по разговору равнодушной фигурой. В голове и в сердце творилась невидимая глазу сложная работа, из которой слагалось творчество образов и картин; на эту работу и уходила значительная доля энергии и органической самостоятельности художника» (Е.Л. Ляцкий).

«Между тем он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее похожим на Обломова. Его постоянно занимала мысль о создании чего-нибудь нового»(М.М. Стасюлевич).

«К условиям творчества Гончарова надо отнести отсутствие полной свободы для литературных занятий. Он не был обеспечен материально, как Толстой и Тургенев, а этого обеспечения литературный труд, даже в самом разгаре писательства Гончарова, давать не мог даже для скромной жизни… К своим служебным обязанностям он относился, как человек строгого долга, глубоко добросовестно в смысле труда и с благородной самостоятельностью мнений, всегда направленных на защиту мысли, дарований и правды» (А.Ф. Кони).

«Думу и душу тянуло к писательству. Он сам говорит о своих первых впечатлениях на этом поприще: „Чтение и писание (лично для себя) выработало во мне перо и сообщило, бессознательно, писательские приёмы и практику. Чтение было моей школой, литературные кружки того времени сообщали мне практику, то есть я присматривался ко взглядам, направлениям и т. д. Тут я только, а не в одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел — не без грусти, — какое беспредельное и глубокое море литература, и со страхом понял, что литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьёзное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и на всю жизнь» (А.Ф. Кони).

 

 

((2ур))


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.