Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-07 | 529 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Еще до встречи с оркестровым коллективом дирижер должен хорошо знать произведение. Первоначальное знакомство с ним включает в себя довольно широкий круг вопросов – это знание эпохи, в которой жил композитор, его творчества, философских взглядов и истории создания произведения. Эти сведения помогут дирижеру глубже разобраться и понять замысел композитора.
Изучают партитуру дирижеры по–разному: исполняют на фортепиано, делают слуховой или зрительный анализ, прослушивают произведение в записи. Такая разница в методах изучения объясняется несколькими причинами: профессиональным уровнем и опытом дирижера, сложностью музыки и степенью предварительного знакомства с ней, временем, отпущенным на подготовку произведения.
Если дирижер располагает временем, рекомендуется начинать изучение музыки с чтения партитуры на фортепиано. Дирижеру, владеющему инструментом, это позволит довольно быстро и основательно познакомиться с произведением. Если же фортепианная подготовка не позволяет ему играть партитуру полностью, то лучше приступать к чтению по группам или партиям, и лишь позже прочитать все произведение целиком.
Исполнение на фортепиано даёт представление об основных музыкальных образах, к тому же, игра на инструменте активизирует внимание дирижёра. Можно играть произведение и на баяне, но этот инструмент, в силу своей конструкции, не может воспроизвести полного звучания партитуры.
После первоначального ознакомления с произведением дирижер приступает к подробному изучению партитуры. Здесь выясняются особенности состава оркестра, определяются средства выразительности: форма, темп, динамика, ритмика, гармония, особенности изложения музыкального материала и тому подобное. Такой анализ даёт возможность понять драматургию произведения.
|
Форма произведения. Ещё при первом знакомстве с сочинением дирижёр должен в общих чертах охватить его форму, а в дальнейшем сделать тщательный анализ, выяснив, из каких частей оно состоит, и в чём заключаются особенности каждой части. При таком делении произведения на части и подробном анализе каждой из них, не следует упускать из виду логической связи между ними.
Мелодия. Основная идея и образная характеристика каждого эпизода наиболее ярко выражена в мелодии, поэтому подробный анализ её может помочь дирижёру точнее понять замысел композитора. Вначале дирижёр определяет общий характер мелодической линии, её ритмическое и мелодическое своеобразие, кульминацию. Затем продумывает и, если надо фиксирует в партитуре дальнейшую, уточняющую нюансировку, словесные обозначения, помогающие полнее выразить характер мелодии, обращает внимание на её инструментовку, стремится понять, какую образно-смысловую нагрузку несёт тот или иной тембр.
Полифония. Часто мелодия сопровождается движением других голосов, которые активизируют развитие и помогают главному голосу ярче выразить основную мысль. Применение полифонических средств развития (имитационная и подголосочная полифония) заметно обогащает звучание, придаёт музыке большую напевность, пластичность, широту дыхания.
Встретившись с подобным приёмом изложения материала, дирижёр должен внимательно проанализировать характер движения каждого голоса и соотнести его с мелодией. Это даст возможность наметить дифференцированную.нюансировку и впоследствии помочь добиться выразительного исполнения.
Гармония. Анализируя партитуру, дирижер должен обратить внимание на такое важное средство выразительности, как гармония. Изучая ладо - тональные соотношения, гармонический план, дирижёр лучше постигает форму произведения. Иногда, из всех средств выразительности, гармонии отводится доминирующее положение. Это происходит в тех случаях, когда композитор использует её колористические возможности. Дирижёру следует обратить внимание на оркестровые инструменты, занятые в исполнении гармонии, и добиться от них качественного исполнения, связанного чаще всего с динамической и тембровой ровностью звучания.
|
Однако бывают случаи, когда надо нарушить это равновесие и выделить какой-либо из голосов (чаще это происходит в модуляциях). Иногда выделяют бас, иногда вводный тон. Точный ответ на эти вопросы может дать только анализ партитуры.
Динамика. Одним из главных выразительных элементов в музыке является динамика. Она также, как и гармония, тесно связана с формой произведения и помогает ярче раскрыть его содержание.
Анализируя разные сочинения, дирижёр видит, что композиторы по-разному относятся к возможности обозначения в нотах динамических оттенков. Одни выставляют их очень подробно, другие ограничиваются только основными нюансами, предоставляя возможность дирижёрам проявить свою творческую индивидуальность в составлении более подробной динамической партитуры.
Прежде всего дирижёр должен определить местоположение главной и частных кульминаций, их характер и смысловое значение, точно рассчитать оркестровые средства, необходимые для реализации главной кульминации, которая должна быть итогом динамического развития всего произведения.
Конечно, больше всего трудностей в работе выпадает на долю руководителя начинающего оркестра. Как правило, динамика звучания в таком коллективе элементарна: всё играется в маловыразительной «средней» звучности, динамические оттенки неопределённы, в исполнении нет разницы между пиано и пианиссимо, форте и фортиссимо.
Особо следует обратить внимание на длительные крещендо и диминуэндо. Качественное исполнение этих оркестровых приёмов – камень преткновения для многих коллективов. При выполнении крещендо или диминуэндо нельзя начинать их слишком рано, так как в оркестре может не хватить динамических ресурсов и волна нарастания или спада окажется короткой.
Выполняя крещендо, следует помнить, что начинать его должен мелодический голос, а остальные голоса добавляются позже. При исполнении диминуэндо наблюдается обратная картина. Первыми начинают уходить побочные голоса, и только потом мелодия. На практике можно часто наблюдать такую картину, когда диминуэндо первой начинает мелодия, оставляя звучать на «поле боя» большую группу второстепенных голосов.
|
Следует сказать, что эти два приёма исполнительски довольно сложны и требуют от дирижера и оркестра постоянного внимания. Для того, чтобы добиться качественного исполнения этих приёмов, дирижер и оркестр должны всегда отчетливо слышать мелодический голос.
Темп. Одной из самых сложных и противоречивых исполнительских проблем является проблема темпа. Многие музыканты прошлого и настоящего затрагивают её в своих работах. Существует ли «правильный» темп, если да, то как его найти, как относиться к метрономическим обозначениям, к словесным темповым указаниям? Вот лишь несколько вопросов, наиболее часто встающихся перед дирижёром.
Шарль Мюнш пишет: «Х. Глюк как-то заметил: «Стоит сыграть лишь чуть-чуть быстрее или же чуть-чуть медленнее, и всё пропало…» и сам добавляет: «Если исполнитель не знает, какой нужно взять темп, то пусть лучше не берёт никакого».
Что же, короче и яснее не скажешь. Здесь знаменитый дирижер имел в виду тот случай, когда в процессе поисков нужный темп так и не был найден. Но как искать этот «правильный» темп? Ответить на этот вопрос может только анализ партитуры, который должен касаться всех её сторон, и, прежде всего – драматургии, формы и мелодического языка.
В результате такого изучения, постижения замысла композитора, понимание целого и отдельных эпизодов и будет постепенно складываться представление о нужном темпе.
В своей работе дирижер встречается с двумя видами партитур: в одних есть метрономические обозначения темпа, в других нет. Если рассматривать первый вид партитур, то, казалось бы, чего проще – поставил метроном на заданное обозначение и получил рекомендованный композитором темп. Однако, такое простое решение не всегда приносит удовлетворительный результат.
Дело в том, что темп – величина не постоянная, особенно если имеешь дело со сложным по содержанию произведением. Каждый новый музыкальный образ, связанный с изменением характера музыки, имеет и свой темповый оттенок. Поэтому «верным темпом всегда будет тот, который путем еле заметных изменений приспособится к изменчивому содержанию музыки». Это значит, что метрономические обозначения весьма условны и показания метронома нужно принимать как рекомендацию к постижению основного темпа.
|
На выбор темпа влияет также эмоциональное состояние и индивидуальность дирижёра, который вносит в исполнение даже известного, хрестоматийного произведения свежие темповые нюансы.
Итак, мы видели различные ступени предварительной работы дирижёра по определению нужного темпа: это постижение идейно-эмоционального содержания произведения, анализ формы, движения мелодических контрапунктических голосов, анализ метроритмических и словарных авторских ремарок, учет эмоционального состояния и творческой индивидуальности дирижёра. Сумма этих слагаемых и даст в результате нужный «правильный» темп.
Кроме основного темпа, в произведении встречаются эпизоды, связанные с ускорением или замедлением скорости движения. Техническая сложность исполнения агогических оттенков связана с плавностью перехода от одного темпа к другому. Эту ситуацию дирижер должен контролировать очень внимательно.
Штрихи и аппликатура. Сделав подробный мелодический, динамический и темповый анализ произведения, дирижёр завершает эту работу выставлением штрихов и аппликатуры. Следует иметь в виду, что неправильный штрих может изменить характер, динамику, а значит и содержание музыки. Выбор аппликатуры должен диктоваться не только соображениями удобства исполнения на инструменте, но и стремлением к музыкальной выразительности и естественности фразировки.
Реализовать свои художественные замыслы дирижер может только при условии выразительного звучания оркестра.
Все оркестровые штрихи и приёмы должны быть направлены на достижение наилучшего художественного результата.
Завершение работы над партитурой. После проведённого анализа, во время которого дирижёр скрупулёзно изучил все детали партитуры, он переходит к последнему этапу работы – осмыслению, охвату произведения целиком. Направление движения в работе над партитурой выглядит следующим образом: от общего к частному, с возвращением на более качественный уровень, к общему. Вполне естественно, что в процессе углублённой, детальной работы над произведением, у дирижёра возникают новые идеи, мысли, которые в чём-то меняют первоначальный исполнительский план. В этом процессе неизбежно рождаются различные ассоциации, аналогии, которые развивая творческую фантазию и художественное воображение, помогают лучше почувствовать и понять произведение.
|
Прослушивание произведения в записи. Когда основная, самая трудоёмкая работа над партитурой завершена, произведение выучено, и сложился исполнительский план, желательно обратиться к прослушиванию музыки в аудиозаписи. Это принесёт дирижёру огромную пользу. Он может неоднократно, в качественном оркестровом исполнении послушать своё произведение, познакомиться, сравнить и критически оценить трактовки (свою и дирижёра в записи). Однако, пользоваться услугами кассеты в ранний, подготовительный период, это может принести дирижёру вред, прививая пассивность исполнительского мышления.
Знание партитуры наизусть. Итогом всей подготовительной работы дирижёра должно быть выучивание партитуры наизусть. Собственно говоря, в процессе анализа произведения многое уже само хорошо отложится в памяти и останется довести до конца.
Зная произведение наизусть необходимо по нескольким причинам. Чтобы хорошо руководить коллективом, дирижёр должен правильно и активно мыслить, его внимание должно быть сконцентрировано на главных вопросах оркестрового управления, а это возможно лишь при хорошем знании музыкального материала. К тому же дирижёр, не знающий произведения и постоянно прикованный глазами к партитуре, лишен живого контакта с исполнителями, в результате чего сила воздействия на них заметно снижается.
Процесс работы над партитурой даёт возможность дирижёру понять характер, стиль и образный строй произведения. Всё это вместе позволит ему составить правильный план работы и продуктивно провести репетицию с оркестром.
ТЕМА 6.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!