Статья «Проблема воспитания патриотизма в педагогике» . — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Статья «Проблема воспитания патриотизма в педагогике» .

2018-01-07 337
Статья «Проблема воспитания патриотизма в педагогике» . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского самосознания, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Понимание патриотизма, патриотического воспитания имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Слово «патриотизм» восходит к греческому «патрис» («родина», «отечество»), «патриотес» («соотечественник») и означает «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [63]. Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью. Так, В.С.Нерсесянц отмечает, что для Сократа «законы и Отечество – выше и дороже отца и матери» [55].

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Для более полного исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Следует отметить, что практически во всех словарях дается пояснение либо к слову «патриот» либо «патриотизм». Из этого можно заключить, что данные слова лингвистами трактуются как синонимичные понятия. Мы также придерживаемся этой точки зрения.

Термин «патриот» в период Французской революции 1789-1793гг. обозначает борцов за народное дело, защитников республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В.И. Даля можно найти следующее определение: «патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [18]. В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [57]. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. Патриотизм (греч. Patris – отечество), – говорится в нем, – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины [с. 293]. К.Д. Ушинский, великий педагог, писал о глубоком воспитательном потенциале патриотизма: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [70].

Проблема патриотизма занимает центральное место в литературе Древней Руси Х1-ХУП вв. В летописях, воинских повестях, героико-воинских былинах идея патриотизма связана с идеалом воина-князя, где последний - «добрый страдалець за Русскую землю» [43].

Патриотическая идея глубоко пронизывает такие произведения, как «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли русской», «Слово о Законе и Благодати» и др. Патриотизм понимается как стремление к единению Руси, ее самостоятельности и равноправии с другими странами, как служение общенациональным интересам, как осознание личной ответственности человека за свои деяния. Тема жертвы «за други своя» получает особое звучание в произведениях «Куликовского цикла»: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Житие великого князя Дмитрия Донского».

В книге «Великий путь: становление русской литературы Х1-ХУП веков» Д.С.Лихачев пишет, что в этот период «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма».

С ceредины Х1У века Россия перcoнифицируется как cвятая. М.М. Крoм в работе «К вопрocу о времени зарождения идеи патриотизма в России» отмечает: «Патриотичecкие мотивы словно раcceяны, растворены в духовной атмосфере древнерусского общества, они не обобщены, не собраны в понятие. Древнерусская литература говорила о любви к Родине на языке чувств и образов» [36].

Ко второй половине ХУ1 в. патриотическая идеология приобретает конкретные политические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем - царю. Особенно ярко последняя тенденция проявляется при Иване Грозном, когда измена царю расценивается как измена Отечеству: «Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать»[43].

Начало ХVШ века становится для России периодом оформления патриотических идей и убеждений. Патриотическая идея разрабатывается как целый комплекс идей. Утверждается, что любовь к Родине – это черта, присущая всякому настоящему гражданину. Идея патриотизма получает свое теоретическое обоснование в принципе «общего блага» как цели, условия соединения людей в общество. В соответствии с этим идеалом новая патриотическая идеологии включает в себя требование службы правителя и его поданных во имя общего блага Отечества. Идеалом политического деятеля является человек, заботящийся об общем благе России. Принцип «общего блага» требует от всякого члена общества согласования блага личного с благом общественным. Окончательную формулировку получает требование заботиться о благе Отечества: «надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам пред очами кладет внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ».

О.Г.Агeeва в своей работе «К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти ХVШ века отмечает, что термин «патриотизм» вoшел в руccкий язык во второй половине ХVШ века, благодаря сочинениям русских просветителей П.А.Левашова, А.Т.Болтова, Н.М.Дмитриева». Мoтивы eдинства, сплоченнocти народов находят свое отражение в трудах, В.Н.Татищева, И. Посошкова и др. Идея патриотизма становится одной из важнейших coциокультурных идей русских просветителей ХVШ - Х1Х вв. Н.М.Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной гордости» определяет патриотизм «как любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях» [30]. Различая три вида любви к Отечеству, ученый называет любовь к месту своего рождения и воспитания физической любовью к Отечеству; любовь к согражданам, с которыми человек растет и воспитывается – моральной; любовь к славе Отечества и гордости за него - политической любовью к Отечеству. По мнению Н.А. Добролюбова, «…патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше. И потому-то никто не может упрекать замечательных деятелей, если они переносят свою деятельность из одной страны в другую, находя, что они могут быть там полезнее, нежели на своей родине» [22]. Настоящий патриотизм, по мысли Н.А.Добролюбова, стоит «выше всех личных отношений и интересов, находится в теснейшей связи с любовью к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям, исключает всякую международную вражду» [там же]. Настоящий патриот «готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен» [там же].

В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [4.]. В «Письме к Гоголю» Белинский пишет: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было; только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием совершенствования» [там же ].

https://infourok.ru/problemi-vospitaniya-patriotizma-v-pedagogike-530542.html

12. Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возра­сте ни одно нравственное качество не может быть сформиро­вано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного досто­инства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родно­му дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспи­тываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, при­роду, т.е. воспитываем качество личности - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, при­общаем к красоте окружающей природы. Таким образом, базой для формирования любви к Роди­не является глубокая и основательная работа по нравствен­ному воспитанию дошкольников. Эта задача остается ак­туальной всегда.
На следующем этапе можно уже сообщать ребенку оп­ределенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собствен­ном доме, об улице, на которой он живет, о районе и горо­де, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают пред­ставления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики пат­риотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочета­нии с практикой поведения детей.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к тра­дициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети дол­жны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в ко­тором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической рабо­ты ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пре­делах, доступных дошкольному возрасту.
В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны - более доступными для ознакомления. Эти соци­ально-политические изменения повлекли за собой и изме­нения в подходах к интернациональному воспитанию, к со­отношению национального, интернационального и расо­вого. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к лю­дям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреп­лять в детях представление о равенстве всех народов, жи­вущих на Земле.

Такой подход не исключает задачу приобщения ребен­ка к своей национальной культуре, но предусматривает вос­питание уважения ко всем народам. В этом сущность граж­данского воспитания.http://nashaucheba.ru/v60205/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B5?page=14

4. Задачи и содержание патриотического воспитания дошкольников

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками [9; c.23, 54, 128]..

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

[5; c.73-80]

Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

В базисной программе «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении»отмечается, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад [9; c. 54] (см. Приложение 1).

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется -- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу.

Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети вместе со взрослыми ездят по городу. Иногда экскурсии организуются детским садом. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах.

Воспитатель может провести беседы о памятниках, театрах и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Необходимо чтобы дети принимали участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети должны отразить в рисовании, конструировании. Можно изготовить подарки к праздникам.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами [5; c.75-80].

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город -- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: -повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); -везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; -повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; -люди берегут и охраняют природу; -есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду [5; 73-80]. Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Следует подчеркнуть еще раз, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины -- Минск"). В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами Беларуси, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. В настоящее время актуальна и особенно труднаработа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого -- обязательное требование и условие данной работы. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование".Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д [1; c.140-150].

5. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике от близкого к далекому — от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране. Следует задуматься, действительно ли этот территориальный подход эффективен в воспитании столь сложного и многогранного социального чувства, как чувство любви к Родине. Вероятно, дело не в расширении территории, а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, ты нужен.

У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, вместе встречать Новый год, готовить друг другу сюрпризы, подарки, вместе отдыхать в туристических походах и др.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. Подобные воспоминания могут складываться из многих мелких деталей: как мама по утрам целовала, чтобы побыстрее просыпался; как бабушка кормила из ложечки даже тогда, когда мог есть сам, но это была своеобразная милая игра в баловство; как дедушка собирал всю семью и рассказывал интересные истории и многое другое. У каждого воспоминания свои, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям. Выпишите из методических пособий наиболее интересные методические приемы воспитания отношения детей к своей семье.

Вспомните наиболее яркие впечатления своего детства, связанные с родительским домом. Что из его традиций вы бы перенесли в свою семью?

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных теплых воспоминаний было у ребенка побольше. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, — это способствует укреплению чувства семьи.

Названное выше требование касается и дошкольного учреждения. Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им эмоциональный комфорт. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребенка с родным домом. А вот дошкольное учреждение должно стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Как показывает практика, это происходит далеко не всегда.

Многие дети, к сожалению, не любят детский сад, а значит, мы не можем рассматривать такое дошкольное учреждение звеном в цепи институтов воспитания любви к Родине. Более того, у ребенка культивируются отрицательные чувства и отношения. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т. п. В дошкольном учреждении, в группе, на участке у каждого ребенка, как правило, есть любимое место для игры, для уединения. Воспитателю следует бережно относиться к этому, и даже поддерживать право ребенка на свою территорию (так же следует уважать право ребенка на собственность). Если воспитателям удается сделать дошкольное учреждение вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Предложите детям нарисовать дорогу из дома в детский сад и из детского сада домой, придумать название этим дорогам. Характер выполнения задания — выбор цвета, продолжительность дороги, ее название — все это явится свидетельством отношения детей к дошкольному учреждению. Привязанность к детскому саду связана и с тем, как много знают дети о своем дошкольном учреждении, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками, в последующей беседе предлагает ребенку рассказать воображаемому (реальному) гостю о том, какое помещение (музыкальный зал, бассейн, кабинет психолога, врача или просто вестибюль) больше всего ему нравится, какие люди, какие занятия и др.

Кроме того, дети должны знать, на какой улице находится их детский сад, как и почему она так называется, что находится рядом с детским садом. Знания обогащают чувства детей, придают им основательность и смысл.

Чувства и отношения становятся прочнее, если дети вкладывают свой труд (участвуют в озеленении участка, в убранстве здания к праздникам и др.).

Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения собственности (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе. Если родители гуляют с детьми во дворе, на своей улице, показывают детям, что им нравятся и двор, и улица, если у ребенка есть свои любимые места во дворе и на улице, то можно рассчитывать на то, что малыш будет привязан к ним.

Составьте конспект экскурсии по детскому саду. Но и здесь встает вопрос о необходимости сообщения детям информации об их улице: ее название, что расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, — можно ли пройти пешком или надо ехать. Хорошо, если родители или воспитатели сделают фотографии детей на улице или снимут на видеопленку прогулку, а затем в группе просмотрят фильм и расскажут об этой улице.

Следующий этап — воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большей когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память. Для ребенка город конкретизируется улицей, т. е. он осознает себя прежде всего жителем своей улицы. Чтобы дети почувствовали свой город, им нужно о нем рассказать и показать его. Вместе с родителями дети ездят по городу (в магазин, в театр, в парк и др.). Иногда экскурсию удается организовать и детскому саду. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музеи, какие-либо театры и др.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности: какой-то части родного города по отношению ^дошкольникам трудновыполнима. Однако воспитатель рассказывает детям о своих любимых местах в городе, старается через иллюстрации, фотографии и другие наглядные средства показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе За что я люблю свой город дети вспомнят то, что о нем узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья.

Конечно, сложнее, чем на первых двух этапах, решается вопрос об организации деятельности детей на пользу города. Однако это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовление подарков ветеранам, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы просто на улице, в парке, и т. п.

Познакомьтесь с методикой ознакомления детей с городом по книге Родной край (под ред. С. А. Козловой. — М., 1990) и по программе Москвичок Л. В. Куцаковой и С. И. Мерзляковой (М., 1996).

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоцио-генны и побуждать ребенка к практической деятельности

Еще при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали ее название. Теперь воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучении родной страны. Название страны закрепляется в играх (Кто больше стран назовет), в упражнениях типа Из разных названий стран определи нашу страну, Как написать адрес на конверте и др.

Дети должны знать название столицы нашей Родины, ее достопримечательности. Рассматривание иллюстраций, диапозитивов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-пу-тешествия — все это помогает решать поставленную задачу.

Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На современном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях. Дети должны получить представления о том, какие животные обитают в наших лесах, какие растут деревья, по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах.

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка, художественные произведения, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П. Чайковского. С. Прокофьева. Необходимо, чтобы произведения искусства были высокохудожественными.

Повторите материал главы, посвященной роли знаний о социальном мире в социализации личности ребенка. Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину — художников, композиторов, писателей, изобретателей, ученых, путешественников, врачей (выбор зависит от воспитателя). Надо также на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Воспитатель старается познакомить дошкольников с людьми, которые обладают какими-то привлекательными качествами или умениями, приобщить детей к их деятельности.

Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется, встать на ее защиту. На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие от человека встать на защиту Родины. Рассказать об этом дошкольникам необходимо. И хотя мы не ждем от детей подобной готовности, но примеры из жизни взрослых явятся существенным вкладом в копилку высших социальных чувств ребенка. Можно познакомить детей с самим понятием защитник Отечества и конкретизировать его с помощью русских былин о богатырях, рассказах о героях разных войн, полководцах — А. Суворове, М. Кутузове, Г. Жукове, рядовых воинах, смело защищавших Отечество, гражданских людях, вставших в лихую годину на защиту Родины. Подбор материала воепитатель должен осуществить сам, используя художественную литературу, изобразительное искусство, фильмы, а также краеведческую информацию (названия улицы, района; памятник герою и др.).

Познакомьтесь с работой Е. И. Корнеевой Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников.

Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к народному творчеству.

В народном творчестве, — писала А. П. Усова, — исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания.

Повторите тему Деятельность как условие познания социальной действительности.

Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни." Праздник — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры (А. И. Мазаев).

Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом одни из них приходят и уходят, а другие существуют веками, но в зависимости от политики государства могут отмечаться или не отмечаться всенародно. Так, в течение 70 лет в нашей стране отмечались такие праздники, как 7 ноября, 1 Мая, 22 апреля, т. е. политические праздники, призванные прославлять государственный строй. В этот период народные и тем более религиозные праздники повсеместно не отмечались, хотя в народе они жили.

В последнее десятилетие политические праздники отмечаются меньше, чем бывшие ранее в тени народные и религиозные праздники: масленица, Рождество, Пасха. Как бы там ни было, в праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Деятельность может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению помещения к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна. Главное условие — чтобы дети видели необходимость, небесполезность своих усилий. Поэтому при обсуждении, например, деталей оформления воспитатель должен делать это серьезно, взвешенно, в процессе работы следить, чтобы дети выполняли ее тщательно, если нужно, переделывали, а одобрив сделанное ребенком, обязательно включать в оформление. Иначе от ощущения труда понарошку у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое и полезное.

Составьте перечень общественно полезных дел, в которых могут принимать участие дети.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь слово может разрушить многое. Поэтому воспитателю стоит задуматься над своим чувством любви к Родине.

Проведите в классе вечер поэзии, посвятите его произведениям о нашей Родине. Вам помогут в этом стихи М. Цветаевой, С. Есенина, А. Бл


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.