Г. марта 2. — «Программа, составленная Кузовин-ским Волостным сходом Новоторжского уезда, Тверской губернии» в Государственную думу — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Г. марта 2. — «Программа, составленная Кузовин-ским Волостным сходом Новоторжского уезда, Тверской губернии» в Государственную думу

2018-01-07 395
Г. марта 2. — «Программа, составленная Кузовин-ским Волостным сходом Новоторжского уезда, Тверской губернии» в Государственную думу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПРОГРАММА

составленная Кузовинским Волостным сходом Новоторжского уезда,

Тверской губернии о деятельности представителей

в Государственной Думе.

 

1906 года, марта 2 дня. Мы, нижеподписавшиеся, Тверской губернии, Новоторжского уезда, Кузовинской волости: волостные судьи, сельские старосты и выборные от каждых 10 дворов по одному человеку крестьяне каждого селения, по распоряжению нашего старшины Николая Смирно­ва, с разрешения г. Земского начальника 5 участка Новоторжского уезда, быв сего числа собраны на волостной сход в числе 136 лиц из общего числа 202 домохозяев, имеющих право голоса на волостном сходе, где обсудив об общих нуждах нашей волости, мы пришли к следующему заключению:

Что наши селения, за исключением Никулиной горы, Старорусской, Соломоново, Вышнего и друг, получили: помещичьи крестьяне при вы­ходе на волю приблизительно надел от 4 1/2 до 5-6 десят. на каждую ревизскую душу, а удельные и государственные крестьяне имели в то время от 4 1/2 до 9 десят. И тогда наделы эти можно было считать до­статочными, но наделы вышеперечисленных селений и тогда считались совершенно не достаточными. В настоящее же время, если рассмотреть каждое селение в отдельности, то мы получим такие печальные данные, что не только 4 1/2 десят. наделы, а даже 9 десят. наделы разбились во дворе на мелкие, мелкие части, так что во всех селениях волости имеется много таких домов, которые имеют земли не более 2—3 десятин на 5-7 едаков, И в тех селениях, которые перечислены выше — сведения получатся еще печальнее, а именно: многие в них дома остаются прямо почти без земли и сегодня обнаруживается все более и более безземельных крестьян, отчего и за неимением никакого ремесла и промысла в'волости беднота и нищета все растет и растет. Чтобы устранить все это, следует немедленно наделить всех землей с таким расчетом, чтобы на каждую душу обоего пола приходилось до 9 десятин. Затем надо восстановить пра­вильное обучение детей грамоте, ремеслу и ведению сельского хозяйства, надо открывать для неимущих богадельни, а потому, по всестороннем об­суждении, мы на сход вынесли программу деятельности представителям в Государственной Думе в следующем виде, а именно:

1. Увеличить во всех селениях волости наделы земли до 9 десят. на наличную душу мужского пола и 4 1/2 десят. — женского пола, для чего отчуждить по справедливой цене посредством выкупа чрез Крестьянский поземельный банк от помещиков и крупных землевладельцев те земли, которые находятся смежно с наделами крестьянских земель и последним

 

эти земли крайне мешают; казенные, удельные, церковные и монастыр­ские земли окончательно изъять из их владения и наделить также крестья­нам беднякам. Узаконить свободный выход из общинного владения; при / общинном владении установить, чтобы общество вправе было без всяких переделов отобрать от своего многоземельного и передать малоземельному крестьянину излишек земли. Тем крестьянам и целым селениям, которые пожелают расселиться на новых местах, то свободно разрешать и даже оказывать помощь от казны. Выгон и пастьба скота во всех случаях должен быть свободный. Так как леса уничтожились и в волости не имеется их, то установить обязательно такой порядок, чтобы каждое селение отвело соразмерно по селению число десятин к одному месту и, загородив его, посеяло лесными семенами, каковые должны быть выдаваемы от казны, площадь казенных, удельных, церковных и монастырских земель, которые если получатся в наделе с лесами, то лесов зря не уничтожать, а лишь в установленном размере под наблюдением местного начальства.

2. Ввести повсеместно обязательное обучение детей обоего пола, начиная от 8-летнего возраста грамоте на казенный счет, расширив программу в первоначальных школах и затем дать свободный доступ всем ученикам, пожелавшим продолжить учение, в средние и высшие учебные заведения, которые открывать не только в городах, а даже и в селениях тоже на казенный счет и, кроме сего, открывать почаще на казенный счет школы: сельскохозяйственные и ремесленные.

3. Открыть в волости мелкий кредит посредством Государственного Банка.

4. Составить из 2-х или 3-х, но не более, волостей мелкую земскую единицу, в которую передать все земские дела, за исключением только содержания школ.

5. Установить для населения налоги способом более справедливым,
введя между прочим и подоходные налоги не только от земли, а от всех источников, не исключая жалованья и заработков, приносящих довольно значительные доходы.

6. От всех церквей и молитвенных домов все платежи, вносимые последними в Духовные консистории и другие учреждения, окончательно изъять, а весь причт содержать на казенный счет.

7. Крестьяне должны быть уравнены с одинаковыми правами со всем остальным населением страны: волостное и сельское управление, а даже и волостной суд, должно быть всесословное, но в настоящем виде, как сейчас существует с тою лишь разницей, что суд должен быть для всех равный, скорый и правдивый, установить в суде судебные пошлины по гражданским делам в доход волости. Опеку от крестьян снять и институт Земских начальников упразднить.

8. Держаться за сохранение целости России. Крепко держаться, чтобы Верховная Власть Самодержавного Государя как была, так и осталась всегда незыблемой в деле издания законов и убедительно просим Государя, чтобы возвещенные Манифестом 17 октября 1905 года новые —>начала были проведены в жизнь, точно так же были определены и да­рованные тем же Манифестом права свободы, совести, личности, слова,

 

неприкосновенность жилищ и проч., узаконив лишь границы между свободой и свВеволием.

9. Установить, чтобы население имело всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право при выборах как в законодательное со­брание, так и во все местные учреждения самоуправления граждан, достигших 22 л. возраста и вообще все без различия учреждения, от низ­шего до высшего, кроме Государя, должны быть замещаемы посредством

выборов от народа.

10. Так как в волости развилось сильное казнокрадство, то с целью уничтожить его ввести и во всякое время при продаже лошадей должны хозяева их предъявлять удостоверения местного волостного или сельского начальства о принадлежности продавцу лошади с указанием примет, а без предъявления подобного удостоверения лиц, продающих лошадь, задерживать для расследования, а также задерживать и их лошадей, которые окажутся и купленными без взятия от продавца упомянутого удостоверения. Косвенные налоги от съестных припасов, как например, от чая, сахара и проч., изъять, а на роскошь обложить.

(Избранные нами лица поведения хорошего, под судом и следствием

не были и не состоят.)

В заключение всего вышеизложенного мы просим избирательный съезд одного из наших уполномоченных избрать и допустить в чле­ны в Государственную Думу для осуществления сей программы; в чем и подписуемся...

Следуют подписи крестьян и 23 печати сельских старост.

РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 288. ЛЛ. 7-10об. Рукописный подлинник.

 

 

№103

1906 г. марта 5. — Приговор крестьян Николаевской воло­сти Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Государ­ственную думу

 

1906 г. марта 5 дня мы, нижеподписавшиеся, Нижегородской губ. Ардатовского уезда Николаевской вол. выборные волостного схода, долж­ностные лица волостного и сельского управления от 24 лиц в числе 20 чел., быв сего числа на волостном сходе, в присутствие нашего волост­ного старосты Федора Маркова Жиганова, на котором обсуждали вопрос о предстоящих выборах в Государственную думу представителей «дове­рием народа облеченных», как сказано в манифесте 6 августа прошлого 1905 г. А что это за Дума? Мы узнали, что государю угодно собрать народ от всех сословий в эту Думу, на совещание нашей России, от нашей губернии 90 выборщиков, а из них попадут в Думу только 6, а нас-то, крестьян, будет меньше, и то людей богатых. Вот и будут они обсуждать, как устроить так, чтобы лучше жилось бедному и рабочему люду и нам, мужичкам. Вот и стали мы думать: принесет ли нам пользу такая Ду­ма, куда попадут только люди с большим карманом: торговцы, крупные

 

землевладельцы, священники, дворяне, но не мы же, бедные люди? Что же нам ждать от этих людей? Ничего! Взглянем назад, что принесли нам люди богатые, какое добро сделали?

Купцы стараются как бы поскорее набить себе карманы, наложить пошлины на товар: на сахар, чай, спички, керосин, а он возьмет да втрое товар начнет дороже продавать, вот и выходит, что пошлины-то мы, бедняки, и платим и от этого еще пуще беднеем.

Помещики в нашей волости вскружили нас совсем: куда ни повер­нись — везде все их земля и лес, а нам и скотину выгнать некуда без наемного выгона, а у кого нанимать? У того же помещика и заплатишь за него, сколько ему вздумается взять, а если не наймешь, то хоть и ско­тину в хозяйстве не води: зашла корова на землю помещика — штраф, проехал нечаянно его дорогой — штраф, пойдешь к нему землю в аренде брать — норовит взять как можно дороже, так как ему хорошо известно, что мы без наемной земля, своей надельной никак не обойдемся, а если не возьмешь — сиди совсем без хлеба. Вырубим прут из его леса — в суд, и сдерут в три раза дороже, а еще и отсидишь.

Чиновники разные нам тоже добра не принесут. Приедет какой-либо чиновник низшего класса в деревню и пойдет кричать, подавай ему обы­вательских лошадей, хоть умри. Зачем же требуются с нас обывательские подводы, так как ямщик, привезший чиновника, должен же везти его на своих лошадях обратно? Нет, он требует за это прогоны. Все равно же земством нанимаются за наши деньги, а еще, кроме этого, и прогоны плати — выходят, что мы земский сбор платим два раза.

Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, а деньгами: умер — деньги, родился — деньги, исповедовался — деньги, женился — деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случается год го­лодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли, и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счет, за последние крохи, добываемые нами не потом, а кровью. Если не построишь и служить, пожалуй, не ста­нет, это хорошо бы, а то, пожалуй, и так, что хотя священник, подгоняя в какой-либо высоко торжественный праздник, хотя «пасхи», в церкви просит прихожан построить ему дом, а в случае отказа просьбы священ­ника, тогда он за этот отказ и в такой праздник не пойдет с молебнами и, пожалуй, в гневе своем по отходе литургии молящих не отпустит св. крестом, а если хотя и пййдет с молебнами, но только по выбору, кто ему даст на постройку дома 10-15 коп. с дома, а кто этого не даст, то к тому совсем не пойдет, что это и случалось в одном нашем приходе.

Выходит, что все эти люди живут за наш счет и на нашей же шее, а нам от них толку никакого. Бились до 1861 года, когда еще крепостные были, кормили бар, работали на них, отдавали им своих жен и детей, проигрывали нас в карты, драли до полусмерти розгами, а теперь, как размножилось нас, жизнь наша не лучше стала, обливаем потом и кровью свою родимую землю, а досыта не доедаем и не досыпаем, а живем в непролазной грязи и в беспросветном невежестве.

 

Разве скажут государю про нашу нужду и горе люди богатые да сытые? Нет, не скажут, мы знаем, что батюшка-царь хочет нам добра, да где же ему одному за всем доглядеть, а чиновники-то его обманывают и не говорят правды. Вот мы и не ждем от царской Думы ничего хорошего, если. в ней будут управлять не народ с царем, то опять будем мы такими же невеждами и бедняками. Видим, что опутали его, батюшку-царя, кругом разные чиновники и министры, не доводят до его ушей правды. Только и надежда на батюшку-царя и верим его слову, что он на этом не остановится, а утрет уже давно-давно переполненною нами чашу слез и обрадует наше сердце, как обрадовал 17 октября прошлого 1905 года. Ведь он сам сказал, что «печаль народа — моя печаль». Вот мы и избрали из среды своего народа наших односельчан-выборщиков, какие нам покажутся почестнее, и просим их представить и прочитать перед всеми о том, что у нас наболело, и высказываем письменно наши нужды, так как на словах много можно забыть, а нужды наши большие:

1. Нужно, чтобы права наши со всеми были равные.

2. Нужно, чтобы не было ни дворян, ни купцов, ни духовных, а все люди и верные слуги царя.

3. Нужно, чтобы суд был один для всех равный.

4. Нужно, чтобы наши дети обучались на казенный счет, а не только начальному образованию, но и дальше.

5. Нужно нам, чтобы теперешние полицейские — стражники и урядники — заменились нашей выборной полицией.

6. Тяжелым камнем на нас лежат всякие поборы: выкупные плате­жи, акцизы и другие косвенные налоги, ведь мы не торгуем и крупными промыслами не занимаемся, а только обрабатываем землю, и чтобы эти налоги ложились на богатых, все равно они денег очень много тратят на свои удовольствия без толку.

7. Нужно, чтобы акциз на чай, сахар, керосин, спички, табак и другие необходимые в хозяйстве продукты уменьшился, и наложить на сласти, которые не нужны в крестьянском быту.

8. А самая необходимая наша нужда — земли у нас очень мало; на 377 ревизских душ не более 1 020 десятин удобной и неудобной, а рядом с нами — помещичья земля около 14 000 десятин, которую они обрабатывают не своим трудом, а наемными батраками. Есть земли государевы, удельные, казенные и частновладельческие, одни можно бы и так прирезать, а другие купить с помощью банка. Мы могли бы указать на помещичью землю г. М. А. Королькова и графини Клейнмихель.

9. Нужно нам еще, чтобы нашим солдатикам жилось на царской службе получше и жалованья платили побольше.

10. Нужно, чтоб в царскую Думу были выборы для всех, богатых и бедных, одинаковыми и прямо бы выбирали с места в Думу, и чтобы никто из чиновников не мешал бы нам обсуждать свои нужды.

11. Нужно, чтобы наши священники были на жалованьи от казны, тогда нам от них не будет притеснения и обиды, а также чтобы весь приходский причт выбирался нами, прихожанами, а не как сейчас, назначается епархиальным начальством.

 

12. Нужно нам, чтобы с частновладельческой земли с каждой деся­тины взимались сборы на волостные потребности, так как с них не взи­мается, а волостное начальство заставляет ездить по ихним отдаленным хуторам, которых у нас около 12 хуторов.

Если все это будет, то и мы постараемся всегда, как и прежде, служить верой и правдой Родине и царю-батюшке.

Обсудив сей приговор и высказав свои насущные нужды и необходи­мые, просим наших уполномоченных ради господа бога и благоденствия России не покривить перед богом и своей совестью, приговор этот пере­дать его другим выборщикам в уезд, а те пусть передадут его в губернию, а оттуда — в Государственную думу. Просим гг. членов Государственной думы нашей губернии не брать на свою душу греха и не продавать ее ни за какие миллионы. Посылая вас в Думу, как представителей от нашей Нижегородской губ., отстаивайте крепко и мужественно наши совместно крестьянские нужды, за что вы никем не будете осрамлены и обруганы, и господь бог не оставит вас за такой великий подвиг какой вы сделаете и просят для пользы Родины.

Копию этого приговора решили напечатать в газетах, чтобы видели все, что мы не скрываемся от добрых людей. Представляем право выска­зать уполномоченным и от себя — что мы забыли, но только — что будет на общую пользу матери-России и батюшке-царю. В чем и подписуемся.

Следует 20 подписей.

Революция 1905—1907 гг. в России. Документы и материалы. Второй период революции. Ч. 1. Кн. 1. С. 450-452.

 

 

№104

1906 г. марта 12. — Приговор крестьян д. Бексарева Суз­дальского уезда Владимирской губернии в Государственную ДУМУ

 

Приговор

1906 года марта 12 дня, мы, нижеподписавшиеся крестьяне дерев­ни Бексаревой, Гавриловской волости, Суздальского уезда, Владимирской губернии, состоящие из 61 ревизских, 96-ти наличных душ мужского пола и 27 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, по распоряжению наше­го сельского старосты Никиты Алешева, собрались сего числа на сход в ко­личестве 24 наличных крестьян домохозяев, на сходе этом с единогласного совета всех порешили: Ходатайствовать через кого следует пред собрани­ем Государственной думы 1) предоставить нам право в виду малоземелья и крайнего притеснения в пастьбе скота воспользоваться казенной землей в количестве 11 десятин 500 саж., находящейся в нашем наделе, 2) До­пустить нам пользоваться находящейся вокруг нашего надела казенной землей под названием «Чистухлиская дача», если возможно бесплатно, в противном же случае дозволить нам эту дачу приобрести в собственность

 

через посредство Крестьянского поземельного банка, так как земля этой дачи окружает наши наделы и неизбежно при увеличении надела должна находиться в нашем пользовании, иначе мы должны быть поставлены в земельном отношении и пастьбе скота в безвыходное положение, а уве­личение нашего надела безусловно необходимо, ибо народонаселение с каждым годом все увеличивается и увеличивается, в настоящее время наш надел заключает в себе 250 десятин на 206 душ обоего пола. Место, где отведен нам надел, болотистое, 3) разрешить всем нам крестьянам бесплатное и доступное везде обучение детей обоего пола, 4) увеличить нам предметы первой необходимости, как-то: чай, сахар, спички, табак и хорошие покупки по заготовительным ценам без налогов от правитель­ства и 5) ввести твердую охрану нашего имущества, врагов же нашего отечества ЗДекоренть, в том подписуемся крестьяне деревни Бексарева... Следуют подписи крестьян и сельского старосты, печать сельского старосты. РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 288. ЛЛ. 92-93. Рукописный подлинник.

 

 

№105

1906 г. апреля 16. — Приговор крестьян с. Сельца и д. Бо-риковской Ростовского уезда Ярославской губернии в I Го­сударственную думу

 

1906 года апреля 16 дня мы, нижеподписавшиеся Ярославской гу­бернии Ростовского уезда Угодической волости Селецкого общества кре­стьяне села Сельца и деревни Борцовской, собрались сего числа на наш сход в числе «» человек из 191 домохозяина в присутствии сельского старосты Дмитрия Савогина, имели суждение о нижеследующем. Так как в Государственную думу избрали членом нашей волости крестьянина Ан­дрея Михайловича Кострова, то мы находим необходимым: просить его ходатайствовать перед Государственной думой в наших нуждах. А нужды наши таковы:

1. Имея крайне малый земельный надел, необходимо прирезать всю нашу церковную землю, так как оную священноцерковные служители не обрабатывают и сдают нам в аренду. Аренда земли настолько велика, что трудно даже себе представить, например, около 80 руб. за десятину, что годами не оправдывает уплаты аренды, не считая нашего труда, работы.

2. Около себя имеем большие покосные владения и леса, как частных владельцев, так и монастырские и казенные, но свой покос, хотя и есть, но очень недостаточен, накашивается всякого сена около 25 пудов на душу, но и не трудно себе представить, что этого покоса крайне недостаточно и мы принуждены арендовать покосы у других лиц, лесов же сейчас не имеем, дрова же покупаем у лесовладельцев и у казны. А потому желательно наделение нас.как покосом, так и лесами, первые можно получить от Белоготского монастыря, а лес — из козловской казенной дачи Велико-Ростовского лесничества. Да и не грешно отдать

 

нам монастырские покосы, так как монахи живут без нужды, ходят ] с иконами по селениям и собирают у нас товар — лук и картофель.

Удовлетворя эти нужды, благосостояние наше увеличится, и мы вечно будем благодарны Царю Батюшке.

В общем же мы просим члена Государственной думы Андрея Михай­ловича Кострова ходатайствовать:

1. Об увеличении числа членов от крестьян пока будет существовать это сословие. При выборах должно быть допущено всеобщее, прямое, тайное и равное голосование43.

2. Государственная дума должна быть законодательное учреждение.

3. Волость должна быть бессословная с участием в ней проживаю­щих и имеющих собственность.

4. Земство должно быть преобразовано по закону 1864 года, и упол­номоченные крестьяне от волостей могли бы ревизовать оные.

5. Волостные суда должны быть уничтожены, и должен быть оди­наков суд для всех лиц, проживающих в известной местности, само собой должны быть и уничтожены сословия, и так, чтобы судьями назначались и выбирались люди самим населением, облеченные известным доверием.

6. Полиция должна быть преобразована согласно духу времени с подчинением ее преобразованному земству. Теперь же упразднить вновь введенных урядников и стражников.

7. Отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости и замена их прогрессивно-подоходными налогами.

8. Начальное образование обязательно для всех, дальнейшее — по желанию, но все на государственный счет.

9. Для поддержания религии и привлечении лучших священников необходимо назначить им жалованье на счет казны, а все требы чтобы совершали они бесплатно.

10. Все министры и равные им должностные лица были ответственны перед Государственной думой. В чем и подписуемся... Следуют подписи.

РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 290. ЛЛ. 35-37. Рукописный подлинник.

 

 

№106

1906 г. апреля 27. — Телеграмма крестьян Фоминской во­лости Гороховецкого уезда Владимирской губернии в I Го-—=- сударственную думу

 

Крестьяне Фоминской волости Владимирской губернии, отслужив торжественно-благодарственный молебен, поздравляют депутатов с от­крытием Думы. Горячо желают успеха в делах в пользу всего русского народа. Требуйте прав, свободы и земли.

Выборные Чекунов, Козлов.

РГИА. Ф. 1278(1). On. 1. 1906. Д. 2. Л. 166. Заверенная копия.

 

 

№107


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.