Тема 7. Советское государство в 1917-1941 гг. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 7. Советское государство в 1917-1941 гг.

2018-01-03 200
Тема 7. Советское государство в 1917-1941 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Страны Европы и США в 1920-30-е годы.

2. Формирование новых структур власти. Социальная и экономическая политика в 1917-1920 гг. «Военный коммунизм».

3. Новая экономическая политика (1921-1929 гг.): цели, особенности реализации, итоги.

4. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг.

4.1. Социалистическая реконструкция: индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Итоги первых пятилеток.

4.2. Политическая эволюция советского режима в 1920-1930-е гг. Режим личной власти И.В. Сталина.

Самостоятельная работа: 1. Гражданская война и интервенция: причины, основные этапы, итоги и последствия. 2. Образование СССР: союзный договор 1922 г., национально-территориальное размежевание и присоединение новых территорий, состав СССР к 1941 г. 3. Эволюция советской внешней политики в 1917–1941 гг.

Объясните понятия и термины: Совет народных комиссаров (СНК), диктатура пролетариата, рабочий контроль, национализация, «продовольственная диктатура», продотряд, комбеды, продразверстка, Брестский мир, интервенция, гражданская война, «военный коммунизм», трудовая повинность, однопартийная система, новая экономическая политика (нэп), концессия, СССР, автономия, федерация, унитарное государство, социалистическая индустриализация, пятилетка, коллективизация, колхоз, раскулачивание, «культурная революция», режим личной власти, репрессии, Коминтерн, Лига Наций, советско-германский пакт 1939 г.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения на карте Европы и мира произошли в результате Первой мировой войны? Почему систему международных отношений в 1920-1930-е годы называют «Версальско-Вашингтонская система», в чем ее противоречивость? Какие политические последствия имел мировой экономический кризис 1929-33 гг.?

2. Какие новые органы власти и управления были созданы после Октябрьской революции 1917 г.? Как теоретики большевистской партии представляли себе строительство социализма? Назовите основные составляющие политики «военного коммунизма». Почему «диктатура пролетариата» на деле оказалась диктатурой партии (объективные и субъективные причины)?

3. В чем причина существования разных точек зрения о времени начала и завершения гражданской войны в России? Почему победили «красные»? Как повлияла гражданская война на дальнейшее развитие Советского государства?

4. В каких условиях осуществлялся переход от «военного коммунизма» к нэпу? Почему большевистское руководство считало нэп отступлением? В чем состояли главные противоречия нэповской политики?

5. Назовите причины объединения Советских республик в союзное государство? Сколько республик подписали документ об образовании СССР в 1922 г.? Когда и в результате каких событий в составе Советского Союза образовалось 15 союзных республик?

6. Укажите причины свертывания нэпа? Чем можно объяснить форсированные темпы и приоритетное развитие тяжелой промышленности в годы первых пятилеток? Назовите задачи коллективизации сельского хозяйства, ее итоги и последствия.

7. Какую роль в формировании режима личной власти сыграла внутрипартийная борьба? Почему борьба за лидерство в ВКП(б) в конце 1920-х гг. завершилась победой И.В. Сталина?

8. Сравните главные цели советской внешней политики в 1920-е и 1930-е годы. Почему накануне второй мировой войны не удалось создать единый антифашистский блок?

Тема 8. СССР в 1941-1991 гг.

План.

1. Вторая мировая война: ее причины, этапы и итоги. Важнейший тенденции мирового развития во второй половине XXв.

2. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

2.1. Международное положение СССР накануне Великой Отечественной войны. Начальный период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.).

2.2. Коренной перелом в Великой Отечественной и второй мировой войнах (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.).

2.3. Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 г. – 9 мая 1945 г.). Кампания СССР на Дальнем Востоке. Итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.

3. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

4. Советский Союз в 1985-1991 гг. «Перестройка» и распад СССР.

Самостоятельная работа: 1. Послевоенное восстановление и развитие СССР в 1945-1953 гг. 2. СССР в 1964-1985 гг. Замедление темпов социально-экономического роста, «застой» в политике. 3. Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1991 гг.

Объясните понятия и термины: мобилизация, «план Барбаросса», «блицкриг», оккупация, Ставка Верховного главнокомандования, Государственный комитет обороны (ГКО), коренной перелом, движение Сопротивления, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, второй фронт, «холодная война», Североатлантический договор (НАТО), Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организация Варшавского договора (ОВД), «оттепель», «культ личности», десталинизация, реабилитация, мирное сосуществование, целина, НТР, хозрасчет, «застой», стагнация, продовольственная программа, «теневая экономика», диссидент, разрядка международной напряженности, ОСВ, стратегия «ускорения», «перестройка», демократизация и «гласность», «Демократическая Россия», «народный фронт», Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), «парад суверенитетов», Беловежское соглашение, Содружество Независимых Государств (СНГ), «новое мышление» во внешней политике, «бархатная революция».

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины второй мировой войны? Почему во второй половине 1930-х-гг. не удалось сформировать антифашистскую коалицию и предотвратить войну? Охарактеризуйте основные этапы Второй мировой войны, ее итоги и уроки.

2. Что было сделано для укрепления обороноспособности СССР накануне войны? Почему нападение Германии на Советский Союз оказалось внезапным для советского народа? Какие объективные и субъективные факторы определили неудачи советской армии на первом этапе Великой Отечественной войны? Какие события 1941 г. свидетельствовали о провале «плана Барбаросса»?

3. Что такое коренной перелом? Какие операции советских войск позволили переломить ход Великой Отечественной и второй мировой войны? Как была организована работа советского тыла? Какой вклад в победу в Великой Отечественной войне внесла борьба партизан и антифашистского подполья?

4. Когда были подписаны первые документы о создании антигитлеровской коалиции? Какого рода помощь получал Советский Союз по ленд-лизу? Назовите наиболее важные решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференции? Почему вопрос об открытии второго фронта в Западной Европе оказался предметом долгих споров между СССР, США и Великобританией?

5. Какие страны были освобождены советскими войсками на завершающем этапе войны с фашистской Германией? Укажите территориальные приобретения СССР после окончания войны с Германией на основании международных соглашений, закрепивших новые границы в Европе. Какие обязательства взяло советское руководство в связи с военными действиями союзников протии Японии? Почему до сих пор не заключен мирный договор между Россией (правопреемницей СССР) и Японией?

6. Почему сразу после окончания второй мировой войны резко ухудшились отношения между недавними союзниками, и началась «холодная война»? С какой целью был создан военно-политический союз НАТО? Какие страны входили в «мировую систему социализма»? Итоги и цена гонки вооружений.

7. Почему после смерти Сталина советское руководство приступило к реформам? Назовите те перемены в политической, общественной и культурной жизни СССР, которые получили название «оттепель». В чем сказалась противоречивость личности и политического курса Н.С. Хрущева?

8. Какие явления в экономическом, социальном и политическом развитии страны 1970-х – начала 1980-х гг. свидетельствовали о системном кризисе «реального социализма»? Можно ли считать политический курс Л.И. Брежнева и Ю.В. Андропова «неосталинизмом»?

9. Какие основные задачи должны были решить реформы, начатые КПСС под руководством М.С. Горбачева? В чем выразилась противоречивость и непоследовательность политики «перестройки»? Какими причинами (экономическими, социальными, политическими, культурными) можно объяснить обострение национального вопроса в СССР и «парад суверенитетов» в 1990-1991 гг.? Назовите конкретные результаты внешней политики М.С. Горбачева.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.