Анализ теории символического интеракционизма — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Анализ теории символического интеракционизма

2018-01-03 520
Анализ теории символического интеракционизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ теории символического интеракционизма

Иванова Светлана, гр. А.Ж

Символический интеракционизм— это теоретико-методологический подход в американской социологии, который предполагает, что символы и смысловые значения есть отражение общества. М. Редмонд (университет штата Айова) определяет символы, как «вещи, которые используются для представления другихвещей. Нам нужны символы для координации и создания идей.Символический интеракционизм в основном занимается поиском связи между наличием символов и существованием обществ, между нашей самооценкой и разумом. В некотором смысле, теория символического взаимодействия не является даже теорией и может быть более точно названа отраслью социологии или социальной психологии» [1].

В теории реализуется попытка объяснить возникновение и поведение общества посредством изучения символических систем. Эти символы чаще всего проявляются во взаимодействии людей, их социальных ролей, а также в результате лингвистического влияния. В рамках этого направления социальные взаимодействия между людьми рассматриваются в связи с тем символическим значением, которое они придают своим действиям. «Люди действуют по отношению к людям, вещам и событиям на основе значения, которое они им приписывают. Когда люди определяют ситуацию как реальную, то ее последствия будут видны в реальности. Без языка не было бы ни мысли, ни чувства самости, ни общества»[2, с. 74]. Чтобы увидеть схему устройства любого общества, мотивы деятельности конкретной личности и социальное поведение в целом, необходимо исследовать символы, формы их проявления и средства использования, а также разобраться в спектре значений, которые индивиды придают предметам в процессе их взаимодействия. В интеракционизме считается, что люди могут существовать только по отношению друг к другу; реальность — непрерываемый разговор людей, который ведется на базе символов; люди — создатели и «зеркало» общества, поэтому они должны иметь дело с последствиями не только своих поступков, но и намерений.

Внутри социологии символического интеракционизма существует множество различных научных школ и ответвлений, но есть четыре объединяющих аспекта. В первом пункте принимается положение о том, что мир человеческого существования не только материален, объективен, но и в нем также есть множество незримых семиотических и символических связей. Интеракционисты считают, что человека по сравнению с животными «усложняет» семиотика – способность создавать символы, которые лежат в основе истории, культуры и общения. Ключевая проблема здесь связана с тем, как люди создают значения.Например, как мы видим себя, свои тела и эмоции, поведения и поступки? Как наши установленные значения трансформируются и модифицируются во время встречи с другими людьми и явлениями?

Современный исследователь интеракционизма К. Пламмер считает, что «мы живем в семиотическом мире дискурса, окружены знаками, интерпретаторами и объектами. В этом мире значение не бывает постоянным и неизменным»[3]. Эта мысль перетекает во второй пункт — постоянное изменение жизни, ситуации и общества. Интеракционисты разделяют активный взгляд на социальный мир, в котором люди постоянно занимаются своим делом, адаптируются к быстроизменяющимся условиям, находят себя, объединяются в группы и создают общности с помощью этих взаимодействий. И это третья черта — взаимодействие. Интеракционизм исследует, прежде всего, «коллективное поведение». Идея «другого» — ключевая в этом подходе. Самость человека составляет другой человек, который всегда присутствует в жизни, мы никогда не сможем остаться наедине с «Я».Четвертый аспект касается взаимодействия личности с эмпирическим миром. «В отличие от многих других социальных теорий, которые в ходе обобщения могут взлететь до теоретических небес, символические интеракционисты остаются на земле»[3].

Теория взаимодействий может служить руководством для изучения как конкретного человека, так и всего социального: хотя то, что будет обнаружено, всегда является вопросом эмпирического исследования. Но в принципе, с помощью метода интеракционизма можно изучить любой аспект социального мира. Интеракционист берет научные проблемы в естественном мире и проводит в нем же свои опыты. «Если он хочет изучать поведение религиозных фанатиков, то он пойдет на настоящие религиозные собрания и будет внимательно следить за ними, поскольку они проживают там свою жизнь. Если он хочет изучить употребление наркотиков среди подростков, он пойдет к реальной жизни таких подростков, чтобы наблюдать и анализировать такое использование» [2, с. 98]. Соответственно, методологическая позиция интеракциониста предполагает в прямоеизучение эмпирического мира.

Выводы

Теория символического интеракционизма в эпоху активных исследований в области медиа обретает «второе рождение». Основные положения, рассмотренные в данной работе, могут стать теоретической базой в изучении функционирования современных СМИ. Экстраполяция принципов символического взаимодействия на актуальную действительность порождает множество направлений для дальнейших исследований. Например, можно изучать образ и роль политиков в медиа; изменение символических значений определенных словосочетаний посредством средств коммуникаций, и т.д. Символический интеракционизм уже послужил основой для многих зарубежных исследований и области медиа и социологии. Стоит отметить, что теория интеракционизма не совсем подходит под понятие «теории». Это, скорее всего, метод, который можно использовать для построения более крупных обобщений. Например, структурно-функциональной теории Т. Парсонса.

Список литературы

1. MarkV. Redmond. SymbolicInteractionism. EnglishTechnicalReportsandWhitePapers. [Электронныйресурс:http://lib.dr.iastate.edu/engl_reports/4].

2. Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.— 162 с.

3. Ken Plummer. A World in the Making: Symbolic Interactionism in the Twentieth

Century [Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/publication/265191424].

4. Рорти, Р. Прагматизм без метода / Пер. Р. Хестанова // Логос. — 1996. — № 8. — 155 с.

5. Томас, У. Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века. ИНИОН РАН., 2010, — 322 с.

6. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. — 335 с.

7. Ralph Herbert Turner. Role-taking, role standpoint and reference-group behavior//American Journal of Sociology. 1956, — 61 c.

8. Sheldon Stryker. Symbolic Interactionism: A Social Structural Version. BlackburnPress, 2002. — 188 с.

9. David L. Altheide. Identity and the Definition of the Situation In a Mass-Mediated Contex. Symbolic Interaction, ISSN 01 95-6086, Volume 23, Number 1, 2000, с 27.

10. ДжорджГербертМид. Философия настоящего. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 272 с.

11. Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть. – М.: Добросвет, КДУ, 2011. – 392 с.

12. Горбунова М.Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. 2011.

13. Формальная социология Г. Зиммеля // Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семёнов В. А. Западная теоретическая социология. — М.,1996. — 286 с.

14. Кармадонов О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С.2.

15. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: «Наука», 2000. — 526 с.

16. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб., 2002. – С. 238.

17. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. — 287 с.

18. Житкевич В.В. Символический интеракционизм Д. Мида // Вестник Бурятского государственного университета. – 2007. – № 9.

19. Осипов Г.В. Джордж Мид и символический интеракционизм // История западной социологии. М.: НОРМА, — 2001. — 576 с.


 

Отчет антиплагиатов

 

Анализ теории символического интеракционизма

Иванова Светлана, гр. А.Ж

Символический интеракционизм— это теоретико-методологический подход в американской социологии, который предполагает, что символы и смысловые значения есть отражение общества. М. Редмонд (университет штата Айова) определяет символы, как «вещи, которые используются для представления другихвещей. Нам нужны символы для координации и создания идей.Символический интеракционизм в основном занимается поиском связи между наличием символов и существованием обществ, между нашей самооценкой и разумом. В некотором смысле, теория символического взаимодействия не является даже теорией и может быть более точно названа отраслью социологии или социальной психологии» [1].

В теории реализуется попытка объяснить возникновение и поведение общества посредством изучения символических систем. Эти символы чаще всего проявляются во взаимодействии людей, их социальных ролей, а также в результате лингвистического влияния. В рамках этого направления социальные взаимодействия между людьми рассматриваются в связи с тем символическим значением, которое они придают своим действиям. «Люди действуют по отношению к людям, вещам и событиям на основе значения, которое они им приписывают. Когда люди определяют ситуацию как реальную, то ее последствия будут видны в реальности. Без языка не было бы ни мысли, ни чувства самости, ни общества»[2, с. 74]. Чтобы увидеть схему устройства любого общества, мотивы деятельности конкретной личности и социальное поведение в целом, необходимо исследовать символы, формы их проявления и средства использования, а также разобраться в спектре значений, которые индивиды придают предметам в процессе их взаимодействия. В интеракционизме считается, что люди могут существовать только по отношению друг к другу; реальность — непрерываемый разговор людей, который ведется на базе символов; люди — создатели и «зеркало» общества, поэтому они должны иметь дело с последствиями не только своих поступков, но и намерений.

Внутри социологии символического интеракционизма существует множество различных научных школ и ответвлений, но есть четыре объединяющих аспекта. В первом пункте принимается положение о том, что мир человеческого существования не только материален, объективен, но и в нем также есть множество незримых семиотических и символических связей. Интеракционисты считают, что человека по сравнению с животными «усложняет» семиотика – способность создавать символы, которые лежат в основе истории, культуры и общения. Ключевая проблема здесь связана с тем, как люди создают значения.Например, как мы видим себя, свои тела и эмоции, поведения и поступки? Как наши установленные значения трансформируются и модифицируются во время встречи с другими людьми и явлениями?

Современный исследователь интеракционизма К. Пламмер считает, что «мы живем в семиотическом мире дискурса, окружены знаками, интерпретаторами и объектами. В этом мире значение не бывает постоянным и неизменным»[3]. Эта мысль перетекает во второй пункт — постоянное изменение жизни, ситуации и общества. Интеракционисты разделяют активный взгляд на социальный мир, в котором люди постоянно занимаются своим делом, адаптируются к быстроизменяющимся условиям, находят себя, объединяются в группы и создают общности с помощью этих взаимодействий. И это третья черта — взаимодействие. Интеракционизм исследует, прежде всего, «коллективное поведение». Идея «другого» — ключевая в этом подходе. Самость человека составляет другой человек, который всегда присутствует в жизни, мы никогда не сможем остаться наедине с «Я».Четвертый аспект касается взаимодействия личности с эмпирическим миром. «В отличие от многих других социальных теорий, которые в ходе обобщения могут взлететь до теоретических небес, символические интеракционисты остаются на земле»[3].

Теория взаимодействий может служить руководством для изучения как конкретного человека, так и всего социального: хотя то, что будет обнаружено, всегда является вопросом эмпирического исследования. Но в принципе, с помощью метода интеракционизма можно изучить любой аспект социального мира. Интеракционист берет научные проблемы в естественном мире и проводит в нем же свои опыты. «Если он хочет изучать поведение религиозных фанатиков, то он пойдет на настоящие религиозные собрания и будет внимательно следить за ними, поскольку они проживают там свою жизнь. Если он хочет изучить употребление наркотиков среди подростков, он пойдет к реальной жизни таких подростков, чтобы наблюдать и анализировать такое использование» [2, с. 98]. Соответственно, методологическая позиция интеракциониста предполагает в прямоеизучение эмпирического мира.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.