Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок 2 половины 15 века. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок 2 половины 15 века.

2018-01-03 409
Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок 2 половины 15 века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Церковные и противоцерковные направления, оформившиеся во второй половине XV в. своим идейный и культурным характером воздействовали на характер развития литературы. Начиная с XIV в. на Руси получают усиленное развитие монастыри. Они были крупными землевладельческими центрами, представляли внушительную силу. Эта сила во многих случаях ставилась в противоречие с интересами феодального государства в целом, духовенство выступало конкурентом светского землевладения.

Государство двояко относилось к экономическим притязаниям церкви: с одной стороны, церковь стояла во многих случаях на пути государства, представляя самостоятельную организацию. С другой стороны, колонизаторская деятельность монастырей была на руку государству.

Иосифлянское монашество. Названо по имени главного вождя этого движения Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря. Отстаивало право монастырей владеть землей и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф отстаивал законность крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются значительной политической и религиозной силой. Его центральное произведение – «Просветитель».

Нил Сорский. Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими старцами» во главе с Нилом Сорским (принадлежал роду Майковых, центральное произведение – «Устав»), т.е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях. Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об обогащении. Обязанности монаха – подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных забот, которые брало на себя иосифлянское духовенство. Монах должен обнаруживать критическое отношение к «писанию». В основу учения Нила Сорского легло мистико-созерцательное мировоззрение, получившее свое распространение на Афоне. Нил был выразителем интересов боярства, которое наиболее страдало от церковных притязаний. Недаром ряд заволжских старцев были выходцами из боярской среды. Он отрицал политическую роль монашества и на первый план выдвигал его нравственное, духовное значение.

Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой. В 10503 году был церковный собор, на котором Иван 3 поставил вопрос о монастырском землевладении. Точка зрения Иосифа Волоцкого была поддержана митрополитом Симоном и большинством участников собора. Именно собор 1503 года способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений в русской церкви – стяжателей и нестяжателей. В итоге победа – на стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью (компромисс: монастыри не могли без санкций великого князя расширять свои земельные владения, а прежние владельцы всегда могли выкупить у монастырей принадлевшие им когда-то земли. На протяжение всего XVI в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере.

Еретики. Первым таким крупным религиозным движением, зародившимся ещё в середине XIV в. в Новгороде и перекинувшемся затем на Псков, было так называемое «стригольничество», получившее своё название от обряда посвящения в ересь, сопровождавшегося стрижкой волос.

В основе ереси «стригольников» лежало прежде всего отрица­ние церковной иерархии на том основании, что эта иерархия су­ществует «на мзде», т. е. церковники добывают себе места за плату.

Другой существенной особенностью стригольнической ереси было отрицание необходимости молитв за умерших. Такие молитвы обычно сопровождались «вкладами по душе», часто разорявшими вкладчиков и потому, естественно, вызывавшими их сопротив­ление.

Но стригольничество не было так влиятельно и так чревато вся­кими событиями в церковной истории, как другая ересь, которая зародилась столетие спустя, в 70-х годах XV в., также в Новго­роде. Это ересь жидовствующих, прозванная так яростным ее проитвником Иосифом Волоцким, в ее опровержение написавшим обширное сочинение, озаглавленное «Просветитель».

Однако связь этой ереси с еврейством не подтверждается источ­никами. Последователями ереси оказались на первых порах представи­тели белого духовенства, два новгородских священника; очень хорошо известно, что ересь расположила к себе и других предста­вителей белого новгородского духовенства, проникла в Москву, пользовалась если не гласным, то, во всяком случае, тайным сочувствием со стороны великого князя Ивана III. Покровителями еретиков были невестка Ивана, глава посольского приказа Фёдор Курицын и даже сам митрополит Зосима.

Ересь получила название «жидовствующей», видимо, потому, что еретики отрицали прежде всего божественность Христа. Они утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей; затем они отрицали существование святых, почитание храмов и икон и, так же как и «стригольники», не признавали церковной иерархии.

Очевидно, ересь эта была своего рода преварением протестантизма. В этой ереси мы имеем отзвуки идей, зародившихся в эпоху ренессанса.

Поскольку последователями ереси были низшее и среднее духо­венство, затем примкнувшие к нему горожане, совершенно ясно, что пропаганда «жидовствующих» и самое существо их учения отра­жали борьбу, которую вело низшее и среднее духовенство в союзе с посадскими людьми с экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.

С одной стороны, ересь, отвергая церковную иерархию и ее экономические притязания, была на руку Гос-ву, которое само стремилось умерить притязания иосифлянской церкви. Но гос-ву было невыгодно радикальное расхождение с официальной церковью, укрпелявшей авторитет московского князя. В конце концов иосифлянское духовенство, пойдя на ряд уступок государственной власти, окон­чательно склонило её на свою сторону, и к началу XVI в. ересь была ликвидирована. Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.

Из всего сказанного становится ясным, что ереси и «стриголь­ников» и «жидовствующих» в основе своей имели социальную и политическую подкладку.

Ересь «жидовствующих» сильно всколыхнула умы русского общества. Памятники свидетельствуют о том, что религиозная смута, возбуждённая ересью, была очень значительна: повсюду «и на торжищах, и в домех о вере любопрение творяху и сомнение имяху». В ереси «жидовствующих» обнаружился тот критический элемент, которого не хватало иосифлянам и который присутствовал в практике заволжских старцев. Возглавлявшие еретическое движе­ние были люди по тому времени образованные, имевшие свою ли­тературу. У заволжских старцев была терпимость к жидовствубщим. И те и другие были против монастырского землевладения и выступали за критическое отношение к божественному писанию.

Существенным результатом борьбы официальной церкви с ересью «жидовствующих» было появление полного свода библей­ских книг, отсутствовавшего до тех пор на Руси. Так как «жидов­ствующие» в своей пропаганде опирались в значительной мере на библейские тексты, то для противодействия еретикам их противни­кам необходимо было самим обладать достаточно исправным тек­стом Библии во всём её объёме. Это предприятие было осуществле­но активным борцом с ересью новгородским архиепископом Генна­дием в период с 1498 до 1499 г.

Две основные церковные группирповки определили собой в 15-16 вв характерные особенности идейного содержания житийной литературы. В зависимости от принадлежности той или иной группировке автора житийной повести, внутренне содержание ее было различно. В одних житиях святой выступал как приверженец чисто внешнего, обрядового благочестия (иосифлянские), в других на первый план выдвигалось стремление к самосовершенстовванию и критическое отношение к писанию.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.