Краеведение как наука и вид деятельности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Краеведение как наука и вид деятельности

2017-12-21 361
Краеведение как наука и вид деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дисциплина «КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

ИСТОЧНИКИ КРАЕВЕДЕНИЯ

 

67. Краеведческая библиография, произведения печати,

статистические данные, картографические источники, архивные материалы,

устное народное творчество, объекты и процессы природы, памятники

истории и культуры выполняют роль

а) регионоведения

б) источников изучения края

в) историко-культурного наследия региона

г) характеристики туристских ресурсов региона

68. Научно-практическая деятельность по подготовке и

распространению библиографической литературы, в задачи которой входит

выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы

а) эксперимент

б) методика краеведения

в) краеведческая библиография

г) библиотековедение

69. Библиографический указатель, изданный книгой или брошюрой;

каталог местной библиотеки; библиографический список в книге: перечень

использованной литературы или литературы по теме книги (прикнижная

библиография), подстрочные ссылки; внутрижурнальная и пристатейная

библиография в журналах, сборниках трудов, записках научных обществ и

пр.; список литературы к статьям, обзорам и рецензиям

а) регионоведение

б) архитектурно-строительные памятники

в) историко-культурное наследие региона

г) виды библиографических изданий

70. Текущая и ретроспективная библиография

а) виды краеведческой библиографии

б) список литературы

в) библиографические издания

г) источники краеведения

71. Графические, фотографические, цифровые и текстовые данные

содержатся в

а) ретроспективной картографии

б) картографических источниках

в) географических материалах

г) текущей картографии

72. Внешние черты природных условий – береговые линии морей и

океанов, рек и озер, рельеф, населенные пункты, границы регионов, пути

сообщения изображаются

а) на социально-географических картах

б) на контурных картах

в) на общегеографических картах региона

г) на демографических картах

73. Обобщенную характеристику географической среды (карты

природных зон и ландшафтов и др.), сведения о компонентах природы

(геологические карты: тектонические, полезных ископаемых и пр.) дают

а) исторические карты региона

б) социально-географические карты

в) комплексные карты региона

г) физико-географические карты региона

74. Демографические, экономические, политико-административные,

культурологические, исторические карты

а) виды социально-географических карт

б) источники краеведения

в) общенаучные карты

г) специальные карты

75. Характеристика явлений, относящихся не к одному, а к

нескольким природным или социально-географическим элементам, связи

между различными явлениями региона содержатся в

а) демографических картах региона

б) комплексных картах региона

в) политических картах региона

г) экономических картах региона

76. Определять территориальную дифференциацию различных

отраслей хозяйства, выявлять условия их развития, уяснять

пространственную структуру сложившихся территориально-

производственных образований позволяют

а) политических картах региона

б) демографических картах региона

в) экономические карты региона

г) контурных картах

77. Хранитель фондов центральных учреждений России до XIX в. и

местных – до н.XVIIIв.; монастырские и личные фонды

а) Исторический музей

б) Библиотека им.В.И.Ленина

в) Фондохранилище

г) Центральный государственный архив древних актов

78. Хранитель кино-, фото-, фонодокументов

а) Центральный государственный архив кино-, фото-,

фонодокументов

б) Центральный архив документальных фондов

в) Центральный документальный архив

г) Центральный специализированный архив

79. Записи местных говоров, диалектов

а) устное народное творчество

б) лингвистические материалы краеведения

в) топонимика

г) этнографическая экспедиция

80. Сказки, предания, былины, песни, пословицы, поговорки

а) народное лингвоведение

б) мифология

в) устное народное творчество

г) народный эпос

 

ТУРИСТСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

 

81. Знание основных библиографических работ; владение методикой

поиска необходимых источников в общем потоке книжной продукции;

использование в работе информации, содержащей современные сведения;

грамотное использование материалов из художественной литературы;

правильная и объективная оценка событий; опора на справочные и

библиографические издания в экскурсионной деятельности

а) методика экскурсионной работы

б) экскурсионные технологии

в) требования краеведения

г) правила работы экскурсовода с краеведческими материалами

82. Изоматериалы, фрагменты из старых газет, архивные документы,

фотографии несохранившихся архитектурных сооружений, портреты

деятелей того периода, когда они жили в этих местах и другие краеведческие

материалы

а) краеведческий материал «портфеля» экскурсовода

б) краеведческие источники экскурсовода

в) виды информационных материалов экскурсовода

г) иллюстративный материал экскурсовода

83. Экскурсии (циклы экскурсий), знакомящие с памятниками

архитектуры определенной эпохи или периода; экскурсии, знакомящие с

творчеством выдающихся зодчих; экскурсии, знакомящие с генеральными

планами реконструкции и развития городов, планировкой и застройкой

новых районов, лучшими образцами современной архитектуры и др

а) экскурсии по памятникам гражданской архитектуры

б) виды архитектурно-градостроительных экскурсий

в) экскурсии по памятникам промышленной архитектуры

г) экскурсии по памятникам архитектуры туристского региона

84. Исторические города; архитектурные ансамбли и комплексы;

городские и сельские жилые дома, дворцы, особняки, административные и

общественные здания и пр.; панорамы городов, микрорайоны и др.

а) экскурсионные объекты

б) объекты архитектурных экскурсий

в) объекты показа архитектурно-градостроительных экскурсий на

основе краеведческого материала

г) памятники истории и культуры

85. Понятия градостроительного значения и архитектурного стиля,

связь внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и

строительного материала, соответствие здания его назначению,

выразительное объяснение новаторства и профессионального мастерства

зодчего и строителя

а) содержание архитектурных экскурсий

б) паспорт архитектурных объектов

в) историко-культурная характеристика объекта

г) характеристика архитектурного ансамбля

86. Функциональность (театр, храм, дворец, жилой дом);

конструктивность (инженерное решение, особенности использования

строительного материала, новаторские приемы); эстетичность

а) аспекты архитектурной привлекательности зданий

б) характеристика архитектурных объектов

в) содержание архитектурных экскурсий

г) критерии рхитектурных объектов

87. Театральные и музыкальные; экскурсии по народным

промыслам; по местам жизни и творчества деятелей культуры; экскурсии,

связанные с изобразительным искусством (живопись, скульптура,

декоративно-прикладное искусство)

а) виды искусствоведческих экскурсий

б) тематика искусствоведческих экскурсий в регионе

в) специализация искусствоведческих экскурсий

г) тематика познавательных экскурсий

88. Жизнь и творчество театральных и музыкальных деятелей –

уроженцев края или связанных с ним, влияние идей, волновавших передовые

умы того времени, на жизнь и деятельность творческой личности,

формирование взглядов и их эволюцию

а) содержание познавательных экскурсий

б) содержание искусствоведческих экскурсий

в) содержание театрально-музыкальных экскурсий

г) виды театрально-музыкальных экскурсий

89. Театры и музеи, дворцы и усадьбы, студии, консерватории,

концертные залы, жилые и общественные здания, парки, скверы, улицы,

площади и т. п., связанные с жизнью и творчеством музыкальных и

театральных деятелей, характеризующие эпоху, творческую среду и образы

главных действующих лиц

а) сооружения театрально-музыкальных экскурсий

б) содержание театрально-музыкальных экскурсий

в) предмет экскурсионного проектирования

г) объекты показа театральных и музыкальных экскурсий

90. Художественно-биографические (по местам, где жили и творили

известные художники региона); историко-художественные (раскрывающие

определенные периоды развития искусства региона); места, связанные с

историческими событиями, явлениями общественной и культурной жизни

края

а) экскурсии о жизни и творчестве художников региона

б) искусствововедческие экскурсии

в) познавательные экскурсии

г) тематические экскурсии

91. Краеведческий материал, отражающий самобытность, нравы и

обычаи края используентсяв

а) познавательных экскурсиях

б) этнических экскурсиях

в) искусствоведческих экскурсиях

г) исторических экскурсиях

92. Предметы функционального назначения (одежда, мебель, оружие

и пр.) и предметы декоративно-прикладного искусства (чугунное литье,

чеканка по стали, резьба по дереву и др.)

а) экспонаты краеведческих экскурсий

б) объекты показа в искусствоведческих экскурсиях

в) объекты показа в этнических экскурсиях

г) объекты показа в исторических экскурсиях

93. Выражение трудолюбия народных мастеров, высокий

художественный вкус, самобытный национальный характер содержится

а) в познавательных краеведческих экскурсиях

б) в архитектурно-градостроительных экскурсиях

в) в произведениях художественной культуры

г) в предметах декоративно-прикладного искусства региона

94. Деревни, села и города, сохранившие свою национальную

культуру, музеи-заповедники под открытым небом

а) субъекты этнических экскурсий

б) экскурсионные объекты

в) историко-культурные центры

г) объекты познавательных экскурсий

95. Посещение музеев и мастерских народных промыслов,

предоставляющих возможность познакомиться и приобрести навыки

изготовления предметов декоративно-прикладного искусства

а) объекты этнографических экскурсий

б) предмет экскурсий по народным промыслам региона

в) субъекты экскурсионно-краеведческой деятельности

г) технологии искусствоведческих экскурсий

96. Эффективная форма популяризации творчества выдающихся

писателей, поэтов, драматургов, обладающие большой познавательной

ценностью, способностью глубокого эмоционального воздействия на

экскурсантов

а) искусствоведческие экскурсии в регионе

б) познавательные экскурсии в регионе

в) литературные экскурсии в регионе

г) биографические экскурсии

97. Экскурсии по местам жизни и творчества выдающихся деятелей

литературы региона

а) искусствоведческие экскурсии в регионе

б) познавательные экскурсии в регионе

в) биографические экскурсии

г) литературно-биографические экскурсии

98. Экскурсии, раскрывающие определенные периоды развития

литературы в крае

а) историко-литературные

б) литературно-краеведческие экскурсии

в) познавательные экскурсии

г) литературные экскурсии

99. Экскурсии, организуемые в местах, которые нашли отражение в

произведениях того или иного писателя региона

а) биографические экскурсии

б) литературно-художественные

в) тематические экскурсии

г) литературные экскурсии

100. Самостоятельная разновидность литературно-художественных

экскурсий

а) литературные экскурсии

б) тематические экскурсии

в) поэтико-текстовые

г) биографические экскурсии

101. Историко-литературные, литературно-художественные, поэтико-

текстовые, литературно-биографические экскурсии

а) региональные экскурсии

б) стилизованные экскурсии

в) методические экскурсии

г) виды литературных экскурсий

102. Объектами осмотра в литературных экскурсиях по краю

являются

а) памятники литературным деятелям, места продивания и

творчества

б) библиотеки

в) исторические центры

г) мемториальные улицы

103. Растительность края, памятники природы, природоохранные

мероприятия

а) природоведение

б) объекты природоведческих экскурсий

в) экологические экскурсии

г) тематические экскурсии

104. Исторические, экономические и технические экскурсии на

заводах, фабриках, стройках, в научно-исследовательских институтах, на

различных международных и отечественных специализированных выставках

и ярмарках

а) тематические экскурсии

б) познавательные экскурсии

в) производственные экскурсии

г) специализированные экскурсии

105. С именем Петра 1, его личной коллекцией различного рода

исторических реликвий, предметов археологии и этнографии – Кунсткамерой

связано

а) регионоведение

б) краеведение

в) историко-культурное наследие региона

г) развитие музейного дела в России

106. Первое специальное музейное здание в России, построенное в 20-

е годы XVIII в.

а) Кунсткамера

б) исторический музей

в) Эрмитаж

г) Русский музей

107. Год создания Географического общества

а) 1825 г.

б) 1845 г.

в) 1872 г.

г) 1917 г.

46108. Год создания Российского Исторического музея (ныне

Государственный Исторический музей)

а) 1825 г.

б) 1845 г.

в) 1872 г.

г) 1917 г.

109. Научно-документационная, охранная, исследовательская,

образовательно-воспитательная функции

а) задачи краеведения

б) виды краеведения

в) характерны для каждого музея

г) основные функции краеведческих музеев

110. Музеи, сочетающие в себе два или более профилей, в основном

исторический и естественнонаучный, что отражается на составе фондов и

содержании его деятельности

а) комплексные музеи

б) профилированные музеи

в) специализированные музеи

г) комплексные музеи

111. Музеи, включающие один профиль

а) краеведческие музеи

б) специализированные музеи

в) тематические музеи

г) школьные музеи

112. Просветительные музеи, преобладающие в музейной сети,

предназначены для использования массовым посетителем

а) академические музеи

б) учебные музеи

в) научно____________-исследовательские музеи

г) школьные музеи

113. Музеи, предназначенные для исследовательских целей,

функционирующие, как правило, при научных институтах, академиях наук

а) академические музеи

б) учебные музеи

в) научно-исследовательские музеи

г) исследовательские, академические музеи

114. Музеи, выступающие как элемент организации учебного

процесса с использованием предметных средств – подлинных источников

а) учебные музеи

б) академические музеи

в) научно-исследовательские музеи

г) школьные музеи

115. Распространенная форма краеведческого музея, содействующая

воспитанию учащихся, расширению их кругозора, формированию

практических навыков поисково-исследовательской работы

а) академические музеи

б) школьные музеи

в) научно-исследовательские музеи

г) учебные музеи

116. Вещественные памятники: орудия труда, промышленное

оборудование, образцы полезных ископаемых, монолиты почв, монеты,

печати, медали, оружие, предметы быта и домашняя утварь, украшения,

личные вещи отдельных людей и пр.; письменные материалы, печатные и

рукописные документы, листовки, прокламации, книги, газеты, журналы и

др.; подлинные фотографии и кинодокументы; произведения искусства:

картины, рисунки, скульптура; плакаты, открытки, марки; подлинные

наглядно-изобразительные материалы: планы, карты, схемы, чертежи,

графики; фономатериалы

а) архивы музея

б) методические материалы музея

в) экспонаты музея

г) основные фонды музея

117. Материалы, которые специально создаются для пояснения

подлинных экспонатов: диорамы, панорамы, карты, цветные таблицы,

графики и пр.

а) вспомогаельные фонды музея

б) основные фонды музея

в) дополнительные фонды музея

г) архивы музея

118. Экспедиции, походы, переписка с организациями и отдельными

лицами, встречи и беседы, работа в архивах, с периодической печатью и

литературой (особенно краеведческой), знакомство с экспозициями и

архивами музеев и т. д.

а) пропагандистскиемеропрития музея

б) основные способы сбора краеведческих материалов

в) формы музейной работы

г) направления музейной работы

119. Важная часть исторической географии, изучающая

происхождение географических названий, выясняет местонахождение

несуществующих селений, изменения и смену одних терминов другими,

наиболее древними из которых являются названия рек, городов, гор и т.п.

а) мифология

б) регионоведение

в) топонимика

г) устное народное творчество

120. Наука о собственных именах людей, помогающая краеведу

выявить родословную человека (династии), его «корни»

а) топонимика

б) нумизматика

в) андрогогика

г) антропонимика

 

ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ УРАЛА

 

121. Греческий историк, который на основании рассказов торговцев

записал полулегендарные сведения об обитавших в Приуралье народах и их

обычаях, которые позволяют идентифицировать это население с предками

позднейших финно-угорских и тюркских племен

а) Геродот

б) Птолемей

в) Страбон

г) Микеланджело

122. Самое первое свидетельство об Урале – знаменитый рассказ

новгородца ГюрятыРоговича о путешествии его отрока в 1092 в Печору и

Югорскую землю содержится

а) Уральских сказах Бажова

б) в «Повести временных лет»

в) в произведениях В.Н.Татищева

г) в произведениях П.С.Палласа

123. Сведения о христианизации народов Приуралья, миссионерской

деятельности русской церкви на осваиваемых территориях нашли отражение

в агиографических сочинениях, жизнеописаниях

а) Сергия Радонежского

б) Симеона Верхотурского

в) Стефана Пермского и Трифона Вятского

г) В.Н.Татищева

124. У истоков научных исследований стояли выдающиеся

государственные деятели первых десятилетий XVIII в., много сделавшие для

развития уральской промышленности

а) М.В.Ломоносов

б) Петр I

в) Николай II

г) В. де Геннин и В.Н. Татищев

125. Автор специального труда о металлургической промышленности

«Описания уральских и сибирских заводов» (1735) – своеобразной

энциклопедии горнозаводского дела в России, основное внимание в котором

отводилось технико-технологической организации промышленного

производства

а) В. де Геннин

б) П.С.Паллас

в) А.Демидов

г) В.Н.Татищев

126. Автор общей схемы развития уральского региона: 1)

завершившееся неудачей создание металлургических заводов в XVII в.; 2)

успешное строительство крупной промышленности и органов горного

управления в эпоху Петра I; 3) критический период 1730-х, связанный с

отступлением от принципов петровской политики; 4) новый этап, связанный

с надеждами на восстановление Елизаветой Петровной законов и

учреждений петровского времени

а) П.С.Паллас

б) В.Н.Татищев

в) И.Г.Гмелин

г) П.И.Рычков

127. И.К. Кириллов, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И.И.

Лепехин, ИЛ. Фальк, И. Георги, П.И. Рычков и Н.П. Рычков

а) исследователи Урала

б) Географы-путешественники

в) ученые и путешественники, участники академических

экспедиций XVIII в, внесшие вклад в изучение образа жизни и истории

народов, населявших Урал

г) перовооткрыватели Урала

128. Капитальные труды о кустарных промыслах (Е.И. Красноперов,

П.Н. Зверев, Н.Л. Скалозубов, В. Заварин) были созданы в 1887г. в связи с

подготовкой и проведением

а) Ирбитской ярмарки

б) Троицкой ярмарки

в) Нижегородской ярмарки

г) Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в

Екатеринбурге

129. В исследованиях С.М.Соловьева, В.О. Ключевского,

П.Н. Милюкова, В.И. Семевского нашли отражения

а) проблемы крестьянского и горнозаводского населения Урала в

XVIII в

б) история Урала

в) история горной промышленности Урала

г) история науки и техники региона

130. Изучению проблем аграрного развития региона от реформ 60-х

гг. до первой мировой войны посвящены исследования

а) Е.И.Пугачева

б) П.И. Лященко

в) В.Н.Татищева

г) В.деГеннина

131. Проблемы восстания под руководством Е.И. Пугачева нашли

отражение в работах

а) В.Н.Татищева

б) В.деГеннина

в) Н.Ф. Дубровина

г) Г.Н.Чагина

132. История губернских земств отражена в работах

а) В.Н.Татищева

б) В.деГеннина

в) Г.Н.Чагина

г) Б.Б. Веселовского

133. Итогом деятельности уральских историков явились первые

обобщающие работы 1963 г., 1977 г.

а) учебное пособие «История Урала» в двух томах

б) Уральская историческая энциклопекдия

в) Уральская родословная книга

г) Книга рекордов

134. Крупные академические труды по истории Урала: «История

Урала с древнейших времен до 1861 г.» (1989 г.), «История Урала в период

капитализма» (1990 г.), «История народного хозяйства Урала» в 2-х ч. (1988

г., 1990 г.), «История профсоюзов Урала» (1984 г.) подготовлены и изданы

а) исследователями Урала

б) в Уральском научном центре АН СССР (УНЦ АН СССР)

в) издательством «Сократ»

г) издательством «Каменный пояс»

135. Работы Г.Ф. Миллера, А.А. Дмитриева, В.Н. Трапезникова, А.А.

Преображенского, А.А. Введенского, В.А.Оборина, Ю.М.Тарасова,

посвящены

а) истории уральских ярмарок

б) краеведению

в) различным аспектам колонизации Урала

г) истории региона

 

АРХИВНОЕ ДЕЛО НА УРАЛЕ

 

1 К какому веку относится начало формирования архивного дела на Урале?

а) XVIII век;

б) XX век;

в) XVII век;

г) XIX век.

2 Где появились первые собрания документов?

а) училищах;

б) приходских школах;

в) монастырях;

г) библиотеках.

3 С какой целью с 1880 годов осуществлялась попытка проведения архивной

реформы?

а) систематизация исторических событий;

б) запись всех жителей города;

в) систематизация данных о горожанах;

г) централизация, сохранение и научное описание архивных собраний.

4 На кого было возложено проведение архивной реформы 1880 года?

а) церковнослужителей;

б) губернские ученые архивные комиссии;

в) почтовые архивные комиссии;

г) царские архивные комитеты.

5 Под чьим руководством проведена работа по спасению уральских

исторических архивов, обеспечению их сохранности, классификации и

описанию?

а) первых начальников губернских архивов;

б) сотрудников горнозаводских архивов;

в) церковнослужителей;

г) работников архивного дела в Екатеринбурге.

6 Какая архивная организация была создана в 1960 году?

а) Государственный архивный комитет СМ СССР;

б) Государственное архивное управление при СМ СССР;

в) Главное управление архивов при СМ СССР;

г) Главная архивная комиссия при СМ СССР.

7 Какой архив в 1991-1992 годах включен в состав Государственной архивной

службы?

а) Государственный архив Челябинской области;

б) Государственный архив Тюменской области;

в) Государственный архив по делам политических репрессий Пермской

области;

г) Государственный архив участков гражданской войны Свердловской

области.

8 Какой совет был образован при Архивном отделе в 1970 году?

а) Зональный научно-методический совет архивных учреждений Урала;

б) Региональный совет архивных учреждений Урала;

в) Областной совет архивных учреждений Урала;

г) Региональный совет архивных учреждений Урала.

9 Каким вопросам уделяет внимание Зональный научно-методический совет?

а) исследовательской деятельности в области архивного дела;

б) систематизации данных в соответствии с законодательством;

9 Что являлось существенным вкладом в дело дальнейшего

совершенствования деятельности государственных архивов зоны Урала?

а) создание в 1968 году «Схемы классификации архивных документов»;

б) создание в 1971 году «Схемы единой классификации документальных

материалов»;

в) создание в 1956 году «Систематического каталога архивных документов»

г) создание в 1978 году «Систематического каталога архивных документов».

10 Какой документ был подготовлен сотрудниками Государствнного архива

Пермской области?

а) «Типовое положение о Зональном научно-методическом совете архивных

учреждений»;

б) «Типовое положение о Региональном совете архивных учреждений

Урала»;

в) «Основные направления комплексной экспертизы ценности

документальных материалов государственных архивов по группе фондов

сельского хозяйства»;

г) «О плане подготовки документальных публикаций и научно-справочных

пособий архивных учреждений РСФСР на 1981 год и плане выпуска изданий

на 1982 год».

11 Какое Решение Коллегии Главного архивного управления было принято в

1980 году?

а) «Типовое положение о Зональном научно-методическом совете архивных

учреждений»;

б) «Типовое положение о Региональном совете архивных учреждений

Урала»;

в) «Основные направления комплексной экспертизы ценности

документальных материалов государственных архивов по группе фондов

сельского хозяйства»;

г) «О плане подготовки документальных публикаций и научно-

справочных пособий архивных учреждений РСФСР на 1981 год и плане

выпуска изданий на 1982 год».

12 Какой отдел становится базовым органом Зонального научно-

методического совета архивных учреждений Урала с 1981 года?

а) Архивный отдел Свердловского облисполкома;

б) Архивный отдел Челябинского облисполкома;

в) Архивный отдел Пермского облисполкома;

г) Архивный отдел Оренбургского облисполкома;

13 В каком городе 14 октября 1982 года состоялся научно-методический

семинар, посвященный перспективному и текущему планированию и

организации контроля за выполнением плана научно-исследовательской и

методической работы?

а) Москве;

б) Перми;

в) Челябинске;

г) Ижевске.

14 Сколько этапов включает в себя ведение научно-исследовательской

работы, согласно научно-методическому семинару 1982 года?

а) 5;

б) 3;

в) 6;

г) 4.

15 Какой архивный документ положил начало ведения архивного дела в

нашей стране?

а) «Типовое положение о Региональном совете архивных учреждений

Урала»;

б) «Типовое положение о Зональном научно-методическом совете архивных

учреждений»;

в) «О реорганизации и централизации архивного дела»;

г) «Схема классификации архивных документов».

16 К какому году относятся первые мероприяти, касающиеся упорядочения

архивного дела в пределах Челябинской области?

а) 1918;

б) 1920;

в) 1925;

г) 1919.

17 Кто был первым заведующим Челябинского государственного архива?

а) И. П. Малютина;

б) Э. С. Блажевич;

в) В. П. Бирюкова;

г) Н. М. Чернявский.

18 Какие документы являются самыми ранними Челябинского

государственного архива, относящимися к 1730-1761 годам?

а) материалы Миасской крепости Исетской провинции;

б) материалы Чебаркульской крепости Исетской провинции;

в) материалы Златоустовской крепости Исетской провинции;

г) материалы Челябинской крепости Исетской провинции.

19 В какой радиопередачи используются данные архива?

а) «Жители Челябинска»;

б) «Горожане»;

в) «Люди, события, факты»;

г) «Памятные даты Челябинска».

20 В каких из перечисленных книг использованы архивные документы?

а) «Краткий очерк истории Челябинской области»

б) «Современный Челябинск»;

в) «Будущее Челябинска»;

г) «Современность мегаполиса».

 

СТАТИСТИКА УРАЛА

 

1 В каком году в Челябинской губернии было создано губернское

статистическое бюро?

а) 1915;

б) 1918;

в) 1919;

г) 1916.

2 Как называлась статистика в 1919 году?

а) «собрание данных»;

б) «политическая математика»;

в) «социальная математика»;

г) «вычислительный институт».

3 Кто являлся первым заведующим Челябинского статистического бюро7

а) В. С. Немчинов;

б) Н. Е. Маркелова;

в) Г. Я. Рожков;

г) М. В. Опарина.

4 Как было переименовано Центральное статистическое управление в 1948

году?

а) Центральный статистический комитет при Совете Министров СССР;

б) Союз статистов при Совете Министров СССР;

в) Центральное статистическое управление при Совете Министров

СССР;

г)Центральное статистическое объединение при Совете Министров СССР.

5 Как называлось Статистическое управление Челябинской области от 5

января 1995 года?

а) Челябинский областной комитет государственной статистики;

б) Центральный статистический комитет;

в) Союз статистов Челябинской области;

г) Челябинский областной статистический комитет.

6 Кто в XIX века занимался сбором статистических данных?

а) церковнослужители;

б) губернские ведомства;

в) полицейские ведомства;

г) библиотеки.

7 Кто первым организовал перепись населения 1897 года в Российской

империи?

а) Петр I;

б) П. П. Семенов Тян-Шанский;

в) Николай II$

г) П. С. Паласс.

8 Какой цари в 1718 году издал указ «взять сказки у всех, чтобы правдивые

принесли сколько у кого в которой деревне душ мужского пола...»?

а) Николай II;

б) Александр II;

в) Петр I;

г) Иван Грозный.

9 Какой русский писатель принял участие в переписи населения 1882 года?

а) Ф. М. Достоевский;

б) А. С. Пушкин;

в) Н. В. Гоголь;

г) Л. Н. Толстой.

10 Какой русский писатель взял за основу сюжета ревизии по подсчету числа

жителей?

а) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»;

б) А. С. Пушкин «Капитанская дочка»;

в) Н. В. Гоголь «Мертвые души»;

г) Л. Н. Толстой «Война и мир».

 

ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИЮЖНОГО УРАЛА

 

23.В какое время года башкиры празднуют «каргатуй»?

1. летом

2. весной

3. зимой

24.Какой русский царь подписал указ о присоединении башкир?

1. Петр I

2. Александр II

3. Иван Грозный

25.Любимый музыкальный инструмент башкир?

1. курай

2. домра

3. гармонь

26.Какой праздник отмечают башкиры ранней весной?

1. джиин

2. сабантуй

3. каргатуй

27.Любимый напиток башкир?

1. чай

2. квас

3. кумыс

28.Сэсэны – кого так называли башкиры?

1. богатыри

2. музыканты

3. певцы

29.На каком празднике у башкир собираются только женщины?

1. каргатуй

2. джиин

3. сабантуй

30.Самый великий батыр у башкирского народа?

1. Мустай Карим

2. СалаватЮлаев

3. Муса Гали

31.Как называется место на карте Челябинской области, где встретились Е.

Пугачев и СалаватЮлаев?

1. Салаватова пещера

2. озеро Тургояк

3. Пьяная гора

32.Главное занятие у древних башкир?

1. земледелие

2. скотоводство

3. рыбная ловля

 

Дисциплина «КРАЕВЕДЕНИЕ»

 

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Каким термином обозначается часть территории, отличающаяся

от других совокупностью устойчивых естественно-географических,

социоэкономических, исторических и иcторико-кyльтypныx особенностей

а) регион

б) край

в) область

г) местность

2. В какой области знаний преобладает интерес к историко-

культурному и природному наследию

а) регионоведение

б) краеведение

в) историко-культурное наследие региона

г) история региона

3. Какая область знания в качестве обязательного компонента

включает познание современного состояния региона, освоение данных и

политологии, и экономической географии

а) регионоведение

б) краеведение

в) историко-культурное наследие региона

г) история региона

4. Какой раздел знаний включает изучение сферы научной,

культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности

определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края»

а) регионоведение

б) краеведение

в) историко-культурное наследие региона

г) история региона

5. В 1737 г. Петербургской академией наук по российским губерниям был разослан

вопросник о физико-географических условиях местностей, составленный государственным

деятелем и историком

а) М.В.Ломоносовым

б) В.Н.Татищевым

в) С.И.Ремезовым

г) П.С.Палласом

6. Научные труды – «Иоакимовскую летопись» и «Русскую правду», а также

пятитомную «Историю Российскую с древнейших времен» принадлежат

а) М.В.Ломоносову

б) В.Н.Татищеву

в) С.И.Ремезову

г) П.С.Палласу

7. Идея привлечения местных жителей к изучению своего края принадлежала

великому русскому ученому

а) М.В.Ломоносову

б) В.Н.Татищеву

в) С.И.Ремезову

г) П.С.Палласу

8. Новый атлас Российской империи, послуживший основой «Топографических

известий, служащих для полного географического описания Российской империи» вышел в

а) 1759 г.

б) 1737 г.

в) 1765 г.

г) 1827 г.

9. Автором нового атласа Российской империи, послужившим основой

«Топографических известий, служащих для полного географического описания Российской

империи» является

а) М.В.Ломоносов

б) В.Н.Татищев

в) С.И.Ремезов

г) П.С.Паллас

10. Очерки М.В.Ломоносова, содержащие экономические, географические,

исторические и культурные сведения о регионах России легли в основу

а) краеведческих сборников

б) «Топографических известий, служащих для полного географического описания

Российской империи»

в) журнала «Московский краевед»

г) Большой Российской энциклопедии

11. Организации и развитию краеведческих музеев в Якутске, Архангельске,

Минусинске, Семипалатинске, на Урале и в Зауралье способствовали краеведческие исследования

а) декабристов

б) политических ссыльных

в) репрессированых

г) вольнопоселенцев

12. «Общество любителей истории и древностей российских» создано в

а) 1825 г.

б) 1804г.

в) 1859 г.

г) 1864 г.

13. Общество любителей естествознания, астрономии и этнографии создано в

а) 1825 г.

б) 1804г.

в) 1859 г.

г) 1864 г.

14. Московское археологическое общество создано в

а) 1825 г.

б) 1804г.

в) 1859 г.

г) 1864 г.

15. В 1947 г. создана организация, положившая начало системному краеведению

а) комитет культурно-просветительных учреждений

б) Московское областное общество краеведения

в) журнал «Московский краевед».

г) школьные музеи

16. Начало историческому краеведению положило созданное в 1765 г.

а) Вольное экономическое общество

б) объединение краеведов

в) Московское областное общество краеведения

г) Московское археологическое общество

17. Санкт-Петербургское императорское русское географическое общество

организовано в

а) 1845 г.

б) 1804 г

в) 1825 г.

г) 1859 г.

18. Русский просветитель, рекомендовавший использование краеведения в школьном

обучении

а) К.Д.Ушинский

б) Н.И.Новиков

в) Я.А.Коменский

г) П.С.Паллас

19. Основоположник научной педагогики в России, теоретически обосновавший

«родиноведческий принцип» в обучении

а) К.Д.Ушинский

б) Н.И.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.542 с.