Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 2. Русь – Россия в середине XIII-XVI в.

2017-12-21 392
Тема 2. Русь – Россия в середине XIII-XVI в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

С.Г.Ярыгина

Сборник заданий

По выполнению самостоятельной работы

и рекомендаций по их выполнению

по дисциплине «История»

 

Тюмень 2014

ББК 63.3(2)

Я 71

Рецензенты: Пащенко Татьяна Степановна, зам. директора по научно-методической работе ГАОУ СПО ТО «ТЛТ»; Петрова Алена Ивановна, преподаватель высшей категории ГАОУ СПО ТО «ТКВТ»

Ярыгина С.Г. Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине «История». – Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТЛТ», 2014.

Сборник заданий по дисциплине «История» предназначен для самостоятельной работы студентов 1 курса образовательного учреждения среднего профессионального образования.

В сборнике предложены различные типы заданий: тесты, проблемные вопросы. Задания имеют различный уровень сложности. Студенты, изучающие самостоятельно данный курс, могут проверить степень усвоения изученного материала. Контрольно-измерительные материалы, вошедшие в сборник, соответствуют рабочей программе. Сборник заданий одобрен Методическим советом ГАОУ СПО ТО «ТЛТ» (протокол №.3 от 23.01.14.).

 

БКК 63.3(2)

С.Г. Ярыгина, 2014

ГАОУ СПО ТО ТЛТ, 2014

Введение

Сборник заданий для самостоятельной работы студентов составлен на основе рабочей программы по дисциплине «История» в объеме 120 часов, рассчитанных на самостоятельное изучение.

В сборнике заданий представлены различные виды заданий, которые необходимо выполнить в специальной тетради ли в формате А4.

Первый вид- тестовые задания, к каждому из них дается 4 варианта ответа, из которых только один верный. Данные задания служат для проверки знания дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Второй вид- это задания, требующие краткого ответа (в виде одного-двух слов). Эти задания позволяют классифицировать и систематизировать факты.

Следующие задания предполагают развернутый ответ, выявляющий освоение студентами различных комплексных умений. Среди них 1)- комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника. 2 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. 3- задания связанные с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. 4- анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса. 5- сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. 6 – альтернативное задание: студент имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

Данный сборник заданий позволяет повысить уровень усвоения знаний по дисциплине, расширяют кругозор, повышают самостоятельность студентов в получении новых знаний.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема Древняя Русь 5 стр.

2. Тема Русь – Россия в середине XIII-XVI в. 7 стр.

3. Тема Россия в конце XVI-XVII в. 10 стр.

4. Тема 4. Российская империя в 1801-1894гг. 12 стр.

5. Тема 5. Российская империя в 1894- 1916гг. 15 стр.

6. Тема 6. Россия, СССР в 1917-1945гг. 16 стр.

7. Тема 7. Советский Союз, Российская

Федерация в 1945-2013гг. 19 стр.

8. Список литературы. 24 стр.

Тема 1. Древняя Русь

 

1.В каком году началось правление князя Олега в Киеве?

А) в 840г. Б) в 862г. В) в 882г. Г) в 1000г.

 

2. Что явилось следствием принятия Русской Правды?

А) ликвидация зависимости положения крестьян-общинников от вотчинников

Б) отмена кровной мести

В) введение полюдья

Г) появление вотчин

 

3. Прочтите отрывок из летописи и укажите событие, о котором в нем идет речь.

«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе,- чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чужды дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».

 

А) крещение Руси князем Владимиром I

Б) захват Киева князем Олегом

В) восстание древлян

Г) захват Киева князем Андреем Боголюбским.

 

4. Что являлось следствием государственной деятельности княгини Ольги?

А) перенос столицы государства в Новгород

Б) начало чеканки древнерусских монет

В) открытие церковных школ

Г) проведение налоговой реформы.

 

5. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором говорится в тексте.

«Он сказал матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

 

А) Владимир Маномах Б) Святослав

В) Ярополк Г) Ярослав.

 

6. Какой принцип наследования княжеского престола установился в соответствии с распоряжением Ярослава Мудрого?

А) от отца к старшему сыну Б) от отца к младшему сыну

В) наследника определяло вече Г) старшему в княжеском роду.

 

7. Каковы были причины раздробленности русских земель?

А) восстания крестьян и горожан, разграбление Киева половцами, раздел земель между сыновьями Всеволода Большое Гнездо

Б) княжеские усобицы после смерти Юрия Долгорукова, раскол в Православной церкви, превращение торговли по Великому Волжскому пути

В) разгром русских земель печенегами, экономический упадок городов, разорение Киевской земли войсками Андрея Боголюбского

Г) слабые экономические связи между отдельными частями страны, господство натурального хозяйства, рост крупного вотчинного землевладения.

 

8. Что относилось к функциям посадника в Новгороде в XII-XIII вв.?

А) назначение и смещение должностных лиц, руководство административным аппаратом

Б) заведование государственной казной

В) командование ополчением

Г) руководство церковью.

 

9. Какие три атрибута внутреннего убранства были характерны для храмов Древней Руси?

А) фрески Б) мозаики В) витражи

Г) иконы Д) каменные статуи Е) идолы

 

10) Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства

БОГИСФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

А) Мокошь 1) гром

Б) Перун 2) скот

В) Велес 3) ветер

Г) Стрибог 4) морская стихия

5) плодородие

 

11. Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правление:

А) Владимир Б) Олег

В) Святослав Г) Ярополк Д) Рюрик.

 

12. Напишите пропущенное слово.

«На _________________ сходились все свободные люди. Это орган власти ведал вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждал законодательство. Он активно вторгался в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, он мог пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному князю «от ворот поворот». Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей этого органа власти. Так как в его распоряжении находилось народное ополчение – основа военной организации Древнерусского государства».

Ответ:___________________________________________

 

13. Правление княгини Ольги было отмечено важными событиями в жизни Древнерусского государства. Какие факты, связанные с государственной деятельностью Ольги, вам известны? Укажите не менее трех фактов.

 

14. Ниже приведены две точки зрения на деятельность князя Святослава.

 

1. Политика князя Святослава, величайшего полководца Древней Руси, была направлена на решение крупных и важных государственных задач.

 

2. Князь Святослав больше заботился о воинской славе, чем о благе государства. Его походы носили авантюрный характер.

 

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

 

14. Ниже названы три исторические деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

А) Владимир I; Б) Ярослав Мудрый; В) Владимир Мономах.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

 

С.Г.Ярыгина

Сборник заданий

По выполнению самостоятельной работы

и рекомендаций по их выполнению

по дисциплине «История»

 

Тюмень 2014

ББК 63.3(2)

Я 71

Рецензенты: Пащенко Татьяна Степановна, зам. директора по научно-методической работе ГАОУ СПО ТО «ТЛТ»; Петрова Алена Ивановна, преподаватель высшей категории ГАОУ СПО ТО «ТКВТ»

Ярыгина С.Г. Сборник заданий для самостоятельной работы по дисциплине «История». – Тюмень: ГАОУ СПО ТО «ТЛТ», 2014.

Сборник заданий по дисциплине «История» предназначен для самостоятельной работы студентов 1 курса образовательного учреждения среднего профессионального образования.

В сборнике предложены различные типы заданий: тесты, проблемные вопросы. Задания имеют различный уровень сложности. Студенты, изучающие самостоятельно данный курс, могут проверить степень усвоения изученного материала. Контрольно-измерительные материалы, вошедшие в сборник, соответствуют рабочей программе. Сборник заданий одобрен Методическим советом ГАОУ СПО ТО «ТЛТ» (протокол №.3 от 23.01.14.).

 

БКК 63.3(2)

С.Г. Ярыгина, 2014

ГАОУ СПО ТО ТЛТ, 2014

Введение

Сборник заданий для самостоятельной работы студентов составлен на основе рабочей программы по дисциплине «История» в объеме 120 часов, рассчитанных на самостоятельное изучение.

В сборнике заданий представлены различные виды заданий, которые необходимо выполнить в специальной тетради ли в формате А4.

Первый вид- тестовые задания, к каждому из них дается 4 варианта ответа, из которых только один верный. Данные задания служат для проверки знания дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий.

Второй вид- это задания, требующие краткого ответа (в виде одного-двух слов). Эти задания позволяют классифицировать и систематизировать факты.

Следующие задания предполагают развернутый ответ, выявляющий освоение студентами различных комплексных умений. Среди них 1)- комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника. 2 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. 3- задания связанные с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. 4- анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса. 5- сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности. 6 – альтернативное задание: студент имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.

Данный сборник заданий позволяет повысить уровень усвоения знаний по дисциплине, расширяют кругозор, повышают самостоятельность студентов в получении новых знаний.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема Древняя Русь 5 стр.

2. Тема Русь – Россия в середине XIII-XVI в. 7 стр.

3. Тема Россия в конце XVI-XVII в. 10 стр.

4. Тема 4. Российская империя в 1801-1894гг. 12 стр.

5. Тема 5. Российская империя в 1894- 1916гг. 15 стр.

6. Тема 6. Россия, СССР в 1917-1945гг. 16 стр.

7. Тема 7. Советский Союз, Российская

Федерация в 1945-2013гг. 19 стр.

8. Список литературы. 24 стр.

Тема 1. Древняя Русь

 

1.В каком году началось правление князя Олега в Киеве?

А) в 840г. Б) в 862г. В) в 882г. Г) в 1000г.

 

2. Что явилось следствием принятия Русской Правды?

А) ликвидация зависимости положения крестьян-общинников от вотчинников

Б) отмена кровной мести

В) введение полюдья

Г) появление вотчин

 

3. Прочтите отрывок из летописи и укажите событие, о котором в нем идет речь.

«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе,- чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чужды дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».

 

А) крещение Руси князем Владимиром I

Б) захват Киева князем Олегом

В) восстание древлян

Г) захват Киева князем Андреем Боголюбским.

 

4. Что являлось следствием государственной деятельности княгини Ольги?

А) перенос столицы государства в Новгород

Б) начало чеканки древнерусских монет

В) открытие церковных школ

Г) проведение налоговой реформы.

 

5. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором говорится в тексте.

«Он сказал матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

 

А) Владимир Маномах Б) Святослав

В) Ярополк Г) Ярослав.

 

6. Какой принцип наследования княжеского престола установился в соответствии с распоряжением Ярослава Мудрого?

А) от отца к старшему сыну Б) от отца к младшему сыну

В) наследника определяло вече Г) старшему в княжеском роду.

 

7. Каковы были причины раздробленности русских земель?

А) восстания крестьян и горожан, разграбление Киева половцами, раздел земель между сыновьями Всеволода Большое Гнездо

Б) княжеские усобицы после смерти Юрия Долгорукова, раскол в Православной церкви, превращение торговли по Великому Волжскому пути

В) разгром русских земель печенегами, экономический упадок городов, разорение Киевской земли войсками Андрея Боголюбского

Г) слабые экономические связи между отдельными частями страны, господство натурального хозяйства, рост крупного вотчинного землевладения.

 

8. Что относилось к функциям посадника в Новгороде в XII-XIII вв.?

А) назначение и смещение должностных лиц, руководство административным аппаратом

Б) заведование государственной казной

В) командование ополчением

Г) руководство церковью.

 

9. Какие три атрибута внутреннего убранства были характерны для храмов Древней Руси?

А) фрески Б) мозаики В) витражи

Г) иконы Д) каменные статуи Е) идолы

 

10) Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства

БОГИСФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

А) Мокошь 1) гром

Б) Перун 2) скот

В) Велес 3) ветер

Г) Стрибог 4) морская стихия

5) плодородие

 

11. Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правление:

А) Владимир Б) Олег

В) Святослав Г) Ярополк Д) Рюрик.

 

12. Напишите пропущенное слово.

«На _________________ сходились все свободные люди. Это орган власти ведал вопросами войны и мира, финансовыми и земельными ресурсами, обсуждал законодательство. Он активно вторгался в вопросы княжения. Невзирая на установившийся порядок, он мог пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному князю «от ворот поворот». Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей этого органа власти. Так как в его распоряжении находилось народное ополчение – основа военной организации Древнерусского государства».

Ответ:___________________________________________

 

13. Правление княгини Ольги было отмечено важными событиями в жизни Древнерусского государства. Какие факты, связанные с государственной деятельностью Ольги, вам известны? Укажите не менее трех фактов.

 

14. Ниже приведены две точки зрения на деятельность князя Святослава.

 

1. Политика князя Святослава, величайшего полководца Древней Руси, была направлена на решение крупных и важных государственных задач.

 

2. Князь Святослав больше заботился о воинской славе, чем о благе государства. Его походы носили авантюрный характер.

 

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

 

14. Ниже названы три исторические деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

А) Владимир I; Б) Ярослав Мудрый; В) Владимир Мономах.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

 

Тема 2. Русь – Россия в середине XIII-XVI в.

 

1.Что означает термин «баскаки»?

А) ордынские военачальники Б) ордынские сборщики дани

В) участники Земских соборов Г) предводители казачьих отрядов.

 

2. Прочтите отрывок из летописи и определите имя князя, пропущенное в тексте.

«В 1242 году пришел великий князь ….. в Новгород и тотчас пошел с новгородцами, ладожанами, с корелою и с ижерянами на город Копорье, и разрушили крепость до основания, а самих немцев перебили, а иных с собою привели в Новгород, а остальных помиловал и отпустил, потому что чрезвычайно милостлив, а изменников вожан и чудцев повесил и пошел в Переяславль. Немцы же собрались с другой стороны и пришли на Псков и победили псковские полки и наместников своих посадили в Пскове».

 

А) Александр Ярославич Невский Б) Александр Михайлович Тверской

В) Иван Данилович Калита Г) Даниил Романович Галицкий.

 

3. Какое событие относится ко времени правления Ивана Калиты?

А) присоединение к Москве Можайска

Б) первое получение московским князем ярлыка на великое княжение

В) переезд митрополита в Москву

Г) присоединение Ярославля к Московскому княжеству.

 

4. Одним из последствий установления на Руси ордынского владычества было:

А) активное проникновение ислама на русские земли

Б) сохранение раздробленности русских земель

В) участие дружин русских князей в походах ордынцев в Западную Европу

Г) установление тесных торговых связей с Ближним Востоком и Средиземноморьем.

 

5. Прочтите отрывок из древнерусской летописи и отметьте название города, пропущенное в тексте.

«…Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Беззаконный же Шевкал пошел на Русь со многими татарами, и пришел в …, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе. И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, не имея возможности их оборонять, велел им терпеть. Но они не терпели, а ждали удобного времени… И возник мятеж, и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала».

А) Новгород Б) Москва В) Тверь Г) Суздаль

 

6. Когда произошло Ледовое побоище?

А) 30 января 1240г. Б) 5 апреля 1242г.

В) 5 декабря 1242г. Г) 20 февраля 1243г.

 

7. Что явилось следствием деятельности Стоглавого собора?

А) была распущена Избранная рада

Б) были введены единые церковные законы

В) были открыты церковные школы во всех городах России

Г) был издан новый «Судебник».

 

8. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя государственного деятеля, пропущенное в тексте.

«Князь…, собрав множество воинов, двинулся на Москву, на великого князя Дмитрия Ивановича. Он по своему обычаю тайно выступил и скрытно вел свое войско… Когда же до великого князя (московского) дошли вести, что …. Идет войной, он приказал без промедления рассылать грамоты по городам и начал собирать воинов…но было уже поздно, ниоткуда из дальних мест военные отряды уже не могли подойти…Великий князь (московский)… затворился в крепости с князьями, с боярами и со всем народом. И … стоял под стенами три дня и три ночи, сжег все в посаде, и церкви многие и монастыри и отступил от Москвы, не взяв Кремля».

А) Тохтамыш Б) Ольгерд В) Едигей Г) Мамай

 

9. Как называлось сословие, наделявшееся землей при условии несения военной службы?

А) бояре Б) дворяне В) стрельцы Г) казаки.

 

10. Расположите в хронологической последовательности исторические события:

А) взятие русскими войсками Казани

Б) учреждение опричнины

В) начало Ливонской войны

Г) денежная реформа Елены Глинской

Д) венчание Ивана IV на царство.

 

11. Какие три положения относятся к предпосылкам объединения русских земель вокруг Москвы?

А) поддержка московских князей со стороны Русской православной церкви

Б) выгодное географическое положение Москвы

В) поддержка московского князя со стороны дворянства и казаков

Г) подъем экономики, рост ремесла и торговли

Д) строительство в Москве Кремля из красного кирпича

Е) получение московским князем ярлыка на Киевское княжение.

 

12. Расположите имена исторических деятелей в хронологическом порядке:

А) Малюта Скуратов

Б) Даниил Московский

В) Елена Глинская

Г) Василий III

Д) хан Узбек.

 

13. Установите соответствие между событиями и датами:

СОБЫТИЯДаты

А) сражение на реке Калке 1) 1239г.

Б) взятие войсками Батыя Киева 2) 1223г.

В) разорение монголами Переяславской и 3) 1237г.

Черниговской земли 4) 1225г.

Г) вторжение войск Батыя в земли 5) 1240г.

Северо-Восточной Руси.

 

14. Ниже приведены три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

А) Иван Калита; Б) Дмитрий Донской; В) Иван III.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

2.898 с.