Развитие городов в XIV—V вв. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие городов в XIV—V вв.

2017-12-11 196
Развитие городов в XIV—V вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В середине XIV в. в Англии насчитывалось около 400 городов, большинство из которых были весьма невелики (до 1 тыс. человек). В результате «черной смерти» городское население резко сократилось. Только нескольким крупнейшим городам (таким как Лондон, Йорк, Бристоль, Ковентри) удалось довольно быстро восстановить и даже увеличить число жителей главным образом за счет растущей миграции из сельских областей. В конце XIV. в. население Лондона достигло 50 тыс. человек, Йорка и Бристоля —150 тыс.

Уже в раннее Средневековье высокого уровня в английских городах достигли сукноделие, обработка металла и камня, дерева, кожи и меха. Эти отрасли продолжали развиваться и в XIV—V вв.

Ювелирное дело процветало во всех больших городах, особенно в Лондоне (в 1403 г. цех ювелиров насчитывал 186 членов). В XIV в. рост и углубление специализации городских ремесленников способствовали возникновению и распространению новых ремесленных гильдий. Перчаточники, сумочники, кошелечники, булавочники, лучники и другие мастеровые выделялись в отдельные цехи. В 1328 г. в Лондоне было 25 гильдий, а к 1422 г. — уже 111.

Вместе с тем развитие такой важнейшей отрасли английской экономики, как сукноделие, приводит к его перемещению из городов в сельскую округу. Это было связано с освоением новой техники обработки шерстяных тканей (на сукновальных мельницах при помощи силы воды), близостью к источникам сырья, а главное — усилением цеховой монополии в городах.

В середине XIV в. на смену ярмаркам, игравшим в предыдущий период важную роль во внутренней и внешней торговле, приходят постоянно функционирующие рынки. Система дорог связывала отдаленные города, порты и внутренние рынки Англии, обеспечивая регулярное сообщение между ними. Существенную роль в торговле играло речное и морское судоходство. Городские рынки становятся центрами не только мелкой розничной, но и широкой оптовой внутренней и внешней торговли. В XIV-ХV вв. главным предметом экспорта по-прежнему оставалась шерсть, но постепенно намечается тенденция к росту вывоза уже готовой продукции — сукна. В этот период значительно возрастает доля английских купцов в экспортной торговле, которая раньше была сосредоточена в руках иностранцев.

В XIV в. большинство английских городов уже обеспечило себе довольно широкие экономические, юридические и административные свободы, регулярно получая и подтверждая у короны соответствующие привилегии и хартии. Однако города продолжали выполнять в рамках королевства различные фискальные, военные и прочие повинности; кроме того, король мог влиять на внутренние дела городов, пользуясь своим правом выступать арбитром в конфликтах, смещать с должностей неугодных ему лиц и требовать избрания новых.

Рост политической активности городского сословия приводит к его включению в систему государственного управления через участие выборных представителей от городов в заседаниях парламента. В середине XIV в. в Англии насчитывалось примерно 200 «парламентских» городов, т.е. городов, которые когда-либо были представлены в парламенте. Как правило, короли высылали на каждую сессию парламента приглашение 700 городам. Регулярность приглашения зависела прежде всего от экономического и административного значения города. Мелкие города нередко сами игнорировали королевские приглашения и не высылали своих представителей. На протяжении XIV-XV вв. количество таких отказов неизменно уменьшалось. С одной стороны, это свидетельствовало о росте политической значимости городского сословия; с другой — означало, что жители городов стали доверять парламенту как институту, способному представлять интересы избирателей и общества в целом.

Движение за реформу церкви.

Во второй половине XIV в. в Англии разворачивается широкое движение за реформу церкви. По разным причинам его поддерживали самые различные силы и группы английского населения. Прежде всего, в ослаблении политического влияния церкви, и в особенности папства, были заинтересованы английские короли, которые уже с конца XIII в. тяготились признанной Иоанном Безземельным вассальной зависимостью от Святого Престола. Недовольство двора постоянным вмешательством пап во внутреннюю и внешнюю политику Англии усилилось в период Авиньонского пленения, во время которого папы активно поддерживали французских королей. Антипапские настроения в английском обществе подпитывались многочисленными налогами и отчислениями в папскую курию, а также тем, что папским ставленникам и их приверженцам предоставлялись лучшие кафедры и приходы. Король, двор и парламент были единодушны в своем стремлении освободить английскую церковь из-под влияния пап. Уже на первом этапе Столетней войны на фоне растущего национального самосознания английские теологи и правоведы начинают обсуждать идею суверенной, единоличной власти английского короля, над которым нет иного господина, кроме Бога. В широких слоях общества циркулировали слухи о шпионаже папских сборщиков налогов в пользу французов, а также о том, что полученные из Англии деньги папы передают королям Франции. В 1353 г. Эдуард III издал закон о запрете переносить судебные разбирательства в папскую курию, а в 1366 г. с согласия парламента отказался выплачивать папе ренту, объявив Англию суверенным королевством. Начавшаяся в 1378 г. Великая Схизма еще больше подорвала авторитет папства.

К антипапским настроениям примешивались общее недовольство народа обмирщением духовенства, роскошью церкви, расцветом симонии, продажей индульгенций и другими свидетельствами отхода от апостольских идеалов.

В середине 70-х годов XIV в. выразителем общего настроения стал профессор Оксфордского университета, теолог и философ Джон Уиклиф (1320-1384). Свои выступления Уиклиф начал с протеста против папских притязаний на английские бенефиции и поборы с Англии. Его высказывания о том, что папы не только не имеют права вмешиваться в дела светской власти, но и, напротив, сами во всех гражданских делах должны подчиняться светским государям, вызывали симпатии при дворе. Главными защитниками Уиклифа стали дядя малолетнего Ричарда II (1377-1399) фактический правитель Англии Джон Гонт и мать короля Джоанна.

На стороне Уиклифа также были магистры и студенты Оксфорда, парламент и горожане Лондона. Уиклиф стал одним из самых популярных людей в Англии. Осознавая силу своего влияния, Уиклиф обратился к более серьезным вопросам, затрагивающим основные догматы католицизма. Он усомнился в фундаменте, который обеспечивал привилегированное положение клира по отношению к мирянам: доктрине о пресуществлении Святых Даров и учении о благодати, которая наделяет священников исключительным правом отпускать грехи и спасать души верующих. Развивая эту мысль, Уиклиф пришел к выводу о том, что все миряне сами могут, и даже должны, толковать Библию — главное средство спасения души. Для того чтобы Священное Писание стало доступным мирянам, Уиклиф с группой своих оксфордских учеников перевел его на английский язык.

Другой важнейшей составляющей учения Уиклифа стало развитие августинской концепции об абсолютном Божественном Предопределении. Согласно этой доктрине, Богу заранее известны помыслы и поступки всех людей, поэтому он предопределяет предназначенных к спасению людей быть благочестивыми и совершать добрые дела. Обреченные на погибель изначально оставлены без Божьей поддержки. Постичь Божественную волю не дано никому, в том числе и папе. От предопределения зависят тяжесть совершаемых людьми грехов и величина добродетелей: грехи осужденных на погибель людей тяжелее аналогичных грехов, совершаемых достойными спасения.

Много внимания Уиклиф уделял критике пороков священников, осуждая их жажду власти и богатства; он также отрицал торговлю индульгенциями и использование отлучения и интердикта по политическим и финансовым мотивам. Порицая богатство церкви, Уиклиф ставил под сомнение традицию поклонения мощам и изображениям святых.

В 1377 г. папа Григорий XI осудил учение Уиклифа как еретическое. Собор английских епископов вынес аналогичный приговор только в 1382 г. после продолжительных диспутов и ученых дискуссий. Заступничество двора не позволило епископам привлечь Уиклифа к церковному суду. Отстраненный от преподавания, он провел остаток жизни в своем приходе, занимаясь переводом Евангелия.

Учение Уиклифа нашло широкий отклик в разных общественных кругах. Среди наиболее ревностных его сторонников были приверженцы секты лоллардов. В начале XIV в. прозвище лолларды (в нижненемецком Lullen, lollen —петь, напевать) получили члены благотворительного общества св. Алексея в Антверпене, которые ухаживали за больными и погребали умерших от чумы.

В Англии в секту входили рыцари, горожане, купцы и даже представители низшего духовенства. В трудах лоллардов все основные положения учения Уиклифа получили дальнейшее развитие.

В своих проповедях и трактатах лолларды активно обличали пороки духовенства, обрядовую сторону культа и иконопочитание, оспаривали необходимость церковной иерархии, право священников исповедывать и отпускать грехи. Центральное место среди конкретных предложений по преобразованию церкви занимало требование лишить клир богатств: по их мнению, пополнив королевскую казну, секуляризированное имущество церкви избавит короля от необходимости собирать налоги с подданных. В начале XV в. лолларды все чаще стали критиковать институт монашества и целибат. Предвосхищая протестантские учения, лолларды осуждали паразитизм нищих (в том числе и нищенствующих монахов) и провозглашали обязанность каждого человека обеспечивать себя собственным трудом.

До начала XV в. лолларды стремились достичь своих целей исключительно мирным путем, главным образом через петиции. Со вступлением на престол Генриха IV (1399-1413) начались гонения на еретиков, к числу которых причисляли и лоллардов. В 1401 г. был издан статут о возможности сожжения еретиков.

Часть трудов Уиклифа была подвергнута торжественному сожжению. В 1414 г. осужденный как еретик Джон Олдкасл, могущественный лорд Кобхем, бежал из заключения и поднял вооруженное восстание. Для проведения церковной реформы Олдкасл и его сторонники планировали захватить власть и расправиться с королем и его братьями. Только в 1417 г. Генриху V (1413-1422) удалось разбить восставших и казнить Олдкасла. После этого движение ушло в подполье. В начале XVI в. движение лоллардов возродилось, некоторые из них со временем примкнули к протестантам.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.