Улучшение биологического вида Homo sapiens. Евгеника. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Улучшение биологического вида Homo sapiens. Евгеника.

2017-12-10 304
Улучшение биологического вида Homo sapiens. Евгеника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эволюция человека.

Одной из основных задач естествознания является вопрос о происхождении и эволюции Homo sapiens (антропогенез), определение его места в животном мире и перспектив развития. В настоящее время на эти вопросы пытаются дать ответ пять основных концепций происхождения человека:

Креационизм – человек сотворен Богом;

Эволюционная концепция – человек произошел от общих с обезьянами предков путем биологической эволюции;

Трудовая концепция – в появлении человека решающую роль сыграл труд;

Мутационная концепция – приматы превратились в людей вследствие мутаций или природных аномалий;

Космическая концепция – человек как потомок инопланетян, в силу каких-либо причин попавших на Землю.

С биологической точки зрения эволюции появление вида Homo sapiens -«человека разумного» - является лишь одной из ступеней макроэволюции. Эта ступень является высшей, поскольку этот вид обладает принципиально новым признаком – разумным поведением.

Человека принято считать биосоциальным объектом, т.е. различать в человеке его биологические и социальные компоненты.

До XIX века общепринятой была религиозная точка зрения на происхождение человека. Научные исследование проблемы связано со становлением эволюционной концепции в биологии. В труде «Происхождение человека и половой отбор», опубликованном в 1871 г., на громадном фактическом материале по сравнительной анатомии, зоогеографии, палеонтологии Чарльз Дарвин впервые выдвинул научную гипотезу об эволюционном происхождении человека от обезьяноподобного предка. Дарвин обосновал два положения: о животном происхождении человека и о том, что современные человекообразные обезьяны представляют собой боковые ветви эволюции, а человек ведет свое происхождение от каких-то более ранних вымерших форм.

В гипотезе Дарвина не учитывались особенности разумного поведения человека и социальный аспект антропогенеза. Ф.Энгельс развил трудовую теорию антропогенеза, согласно которой принципиальной являлась роль труда, связанного с использованием орудий труда, а затем и разделение труда, что стало основой первичных форм социального опыта. Формирование социального отношений и биологическая эволюция являлись параллельными и взаимосвязанными процессами у предков человека.

В настоящее время большинство ученых склоняются к тому, что прародиной человека была Восточная Африка, палеогеографическая обстановка которой характеризовалась разломами земной коры, вулканическими извержениями, выходами радиоактивных пород и повышенным радиационным фоном, что могло привести к ускорению темпов эволюции. Теплый, устойчивый влажный климат благоприятствовал развитию животных и растительных видов.

Приведенная картинка дает общее представление о времени существования ископаемых предков человека и их предполагаемых родственных связях. Очень важно иметь в виду, что, скорее всего, известные нам ископаемые гоминиды - лишь малая часть их подлинного разнообразия! Палеонтологическая летопись гоминид крайне неполна. Реально существовало гораздо больше разных гоминид, чем это показано на картинке. Собственно, даже эта относительно "свежая" картинка уже успела заметно устареть. В последние годы открытия новых родов и видов гоминид резко участились.

 

Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современномe человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Временные интервалы существования многих видов сильно перекрываются. Иногда несколько разных видов гоминид, находящихся на разных "уровнях" близости к человеку, сосуществовали в одном и том же биотопе. Ситуация, когда семейство гоминид представлено одним-единственным видом (как сейчас) - в принципе нетипична. Например, еще в сравнительно недавнем прошлом - всего-навсего 50 тысяч лет назад - на Земле существовало как минимум целых 4 вида гоминид: Homo sapiens, H.neandertalensis, H.erectus и H.floresiensis.

Эволюционные линии, ведущие к человеку и шимпанзе, разделились (по молекулярным данным) примерно 5,5 - 6,5 млн. лет назад (или, возможно, несколько раньше - до 8 млн. лет). "Человеческая" линия, или семейство Hominidae, характеризуется важнейшим общим признаком - бипедализмом (хождением на двух ногах). Понятно, что переход к двуногому хождению был связан с существенными изменениями образа жизни. Поэтому возникновение нового семейства Hominidae - это одновременно и формирование новой адаптивной зоны.

В последние годы в Африке обнаружен целый ряд древних (миоценовых) гоминид, которые жили примерно в то самое время, когда произошло разделение эволюционных линий, ведущих к шимпанзе и человеку. Все эти древнейшие гоминиды уже ходили на двух ногах, однако многие из них обитали не в саванне, а в лесу. Это ставит под вопрос старую теорию о том, что переход к двуногости был связан с выходом наших предков из леса в саванну.

 

Australopithecus afarensis Вост. Африка, 4-3 млн. лет назад. Этот вид существовал долго и, возможно, дал начало нескольким эволюционным линиям. Найдены остатки более 300 особей (в том числе известная "Люси"). Маленькая мозговая коробка (430 куб. см., ненамного больше, чем у шимпанзе). Но есть и много отличий от обезьян, главное из которых - хождение на двух ногах.

 

Homo habilis 2.4 - 1.5 млн. лет назад, Вост. Африка. Объем черепа около 670 куб. см. Этот древнейший представитель рода Homo уже изготавливал примитивные каменные орудия (отсюда и название - " человек умелый"). Орудия эти представляют собой грубо обработанную гальку. Habilis имел 1,5 метра в высоту и предположительно весил около 45 килограммов.

Homo ergaster Ранее этих африканских древних людей (живших 1.9 - 1.6 млн. лет назад) объединяли в один вид с азиатскими Homo erectus, но позже большинство ученых стали относить их к особому виду. Объем мозга 880 куб. см.

Переход от древнейших людей (H.habilis/H.rudolfensis) к H.ergaster был важнейшим качественным скачком в эволюции гоминид. Дело тут не только в несколько большем объеме мозга. Возможно, именно H.ergaster является "автором" двух важнейших изобретений: обоюдоострого рубила, по форме напоминающего клык хищного зверя (H.habilis пользовались только оббитой галькой с единственным режущим краем) и использования огня (древнейшие кострища, обнаруженные в Африке, имеют возраст более 1 млн. лет). Впрочем, не исключено, что эти изобретения были сделаны не эргастерами, а их прямыми потомками - ранними представителями H.erectus (см. ниже). Несомненно, впрочем, что при переходе от H.habilis/H.rudolfensis произошло два важных изменения:

1) Резко увеличились размеры тела. Это связывают непосредственно со вторым изменением, а именно:

2) Возросла доля животной пищи в рационе. Традиционно это объясняли тем, что H.ergaster научился более эффективно охотиться на крупную и среднюю дичь. В последнее время, однако, приводятся аргументы в пользу того, что H.ergaster был все-таки падальщиком, и просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками.

Homo erectus Первая находка этого вида - черепная крышка, обнаруженная на Яве Эженом Дюбуа. Это был первый ископаемый человек, обнаруженный за пределами Европы. Находка была описана под именем Pithecanthropus erectus. Позже на Яве найдено еще около 40 экземпляров этого вида. Похожие остатки (до 300 индивидуумов) были обнаружены в пещере Чжоукоудянь под Пекином. Они были описаны как Sinanthropus pekinensis. В 50-е гг. XX в. Майер предположил, что все эти находки, а также некоторые другие, сделанные в Азии и Европе, относятся к одному и тому же широко распространенному виду (Homo erectus).

У представителей erectus, живших 1,5 миллиона лет назад, объем головного мозга составлял около 900 кубических сантиметров. Более поздние erectus, жившие 700-500 тыс. лет назад, были обладателями головного мозга объемом приблизительно 1100 кубических сантиметров. Предполагают, что H.erectus произошел от африканского H.ergaster примерно 1.6 млн. лет назад и заселил юг Азии, включая острова Индонезии. Раньше считали, что H.erectus вымер ок. 300 000 лет назад, уступив место более прогрессивным популяциям Homo. Однако недавно показано, что отдельные популяции H.erectus просуществовали очень долго и даже были современниками человека разумного (H.sapiens).

H.erectus безусловно уже умел пользоваться огнем (многометровый слой золы в кострище в пещере Чжоукоудянь; кострища возрастом более 1 млн. лет обнаружены в Африке) и пожирал себе подобных (человеческие кости, расщепленные вдоль, чтобы извлечь мозг, и т.п.). Характернейший каменный инструмент H.erectus - обоюдоострое, похожее на зуб рубило, было универсальным орудием, но в первую очередь, вероятно, служило для разделки туш ("ашельская культура").

Homo heidelbergensis К этому виду обычно относят формы, переходные между H.erectus и H.sapiens, жившие примерно от 800 000 до 200 000 лет назад. Нижняя челюсть очень похожа на человеческую, но без подбородочного выступа (обычно это связывают с неразвитостью - или слабой развитостью - речи). После того, как генетический анализ показал, что линии неандертальцев и современных людей разошлись 500-600 тыс. лет назад, "гейдельбергского человека " уже нельзя считать просто "общим предком" тех и других (как это показано на вышеприведенном эволюционном древе). Либо он - предок только неандертальцев, либо в пределах этого вида нужно искать две параллельные, но не скрещивающиеся линии, ведущие к неандертальцам и совр. людям соответственно. Кстати, в том, что гейдельбержец был непосредственным предком неандертальца, сейчас сомнений практически нет. Гейдельбержцы, по-видимому, уже владели метательным оружием. В Германии найдены метательные копья (из стволов молодых елей с заточенным комлем, без наконечников) возрастом около 400 тыс. лет. Центр тяжести у них расположен так же, как у современных метательных копий.

Homo neanderthalensis Неандертальцы населяли Европу и Зап. Азию (от Испании до Узбекистана) в конце плейстоцена (200 000 - 28 000 лет назад). Климат тогда был холоднее, и за время существования неандертальцев несколько раз наступали ледниковые эпохи. Неандертальцы, по всей видимости, НЕ являются прямыми предками совр. людей, они независимо произошли от питекантропов. Сравнение митохондриальных ДНК показало, что линии, ведущие к неандертальцу и современному человеку, разошлись 500-600 тыс. лет назад. Неандертальцы отличаются от совр. человека более низким лбом, выступающим затылком, надбровными дугами. Объем мозга - как у совр. людей или даже больше. Уже умели разводить огонь. Питались почти исключительно мясом (охота), каннибализм был очень распространен. Появились первые мистические/религиозные верования: они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы цветами.

Культура неандертальцев (т.н. "мустьерская", или, что то же самое, среднепалеолитическая культура) - это, прежде всего, обоюдоострые рубила, заточенные более качественно, чем аналогичные орудия H.erectus; а также разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У неандертальцев имелись также деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время, уже во время контактов с сапиенсами (см. ниже) у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде "флейт" - кости с просверленными дырочками, которые, впрочем, могли служить для разведения огня, а не для музыкальных упражнений; см. также внизу - сообщение о недавно найденной неандертальской "скульптуре".

Homo sapiens Объем мозга в среднем 1300 куб. см. Древнейшие находки в Африке - 195 000 лет назад; в Зап. Азии - более 90 000 лет назад. Примерно 60-80 тыс. лет назад началась великая экспансия H.sapiens. Вначале, по-видимому, они двинулись в южную и юго-восточную Азию, где не было неандертальцев, и единственными конкурентами могли быть реликтовые популяции H.erectus (например, на Яве - см. выше) и экзотические эндемичные формы, подобные H.floresiensis. Представители этой "волны" расселения проникли в Австралию (ок. 50 тыс. лет назад), где, по-видимому, вызвали чрезвычайно быстрое опустынивание континента и массовое вымирание крупных животных. Несколько позже (45-40 тыс. лет назад) произошло вторжение сапиенсов в "исконные земли" неандертальцев - Европу. Довольно долго (40-28 тыс. лет назад) сапиенсы и неандертальцы жили на одной территории. Вероятно, неандертальцы были постепенно вытеснены сапиенсами, хотя подробности этой борьбы до сих пор не известны (были ли прямые столкновения или только конкурентное вытеснение за счет более эффективных методов охоты?). У сапиенсов, хлынувших в Европу, в самом начале этой экспансии произошел качественный скачок в культурном развитии. В археологии этот момент соответствует переходу от среднего палеолита (т.н. мустьерская культура, носителями которой были преимущественно неандертальцы) к позднему палеолиту. Европейских сапиенсов возрастом 40 тыс. лет и менее традиционно называют кроманьонцами. У них впервые появилось настоящее искусство (наскальная живопись, см. здесь); резко ускорился технический прогресс; усовершенствовались приемы охоты. Последнее, впрочем, имело и негативный эффект (возможна роль первобытных охотников в массовом вымирании крупных животных в конце плейстоцена - примерно 10 тыс. лет назад).

 

Согласно одной из гипотез, расовые различия совр. людей унаследованы от H.erectus; человек современного типа независимо развился в нескольких районах из местных популяций H.erectus. Согласно другой гипотезе, совр. человек появился лишь однажды в каком-то небольшом районе (в Африке), оттуда он расселился по всему Старому Свету, вытеснив (истребив) всех архаичных людей - питекантропов и неандертальцев (см. статью в National Geographic (англ.). Молекулярные данные свидетельствуют в пользу второй гипотезы - единого происхождения H.sapiens примерно 150-200 тысяч лет назад. Все современные люди весьма мало отличаются друг от друга генетически (генетические различия между расами людей в целом меньше, чем между разными особями шимпанзе в одном стаде).

Вопрос о продолжении биологической эволюции человека в настоящее время остается открытом, т.к. время наблюдения за видом Homo sapiens продолжается несколько веков, что несравнимо с общей длительностью биологической эволюции (порядка миллиона лет). Тем не менее, есть основания полагать, что по мере развития человеческой цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, т.к. ослабевали важнейшие факторы биологической эволюции (естественный отбор). Мощными факторами, сглаживающими действие естественного отбора, стали социальные институты и развитая медицинская помощь. В эволюционном процессе генетическая информация потеряла главенствующую роль, ее функцию стала выполнять социальная информация.

Эволюционный парадокс 1940-е годы, генетик С.Н.Давиденков): если бы человек и дальше эволюционировал как обычный биологический вид, то все решения были бы найдены, но в ходе биологической эволюции человек вышел из-под влияния естественного отбора и остался незавершенным.

• Выживать стали не те, кто крепче физически, а те, кто лучше пользуются приобретенными и все возрастающими знаниями, как добыть пищу, защититься от болезней и т.д.

• Остались неразрешенные противоречия (между размерами головы ребенка и размерами малого таза женщины, что сильно осложняет роды).

• Противоречия между инстинктами и различными типами поведения (человеку может быть плохо и если он ведет себя в соответствии с инстинктами, и если он действует им наперекор.

Необходимо отметить, что эволюция каждого биологического вида имеет финал. Из всех когда-либо существовавших видов 99,999% исчезло. Среднее время существование рода плотоядных – около 10 млн лет, а среднее время существование вида гораздо короче. Существует и космогонический аспект проблемы будущего человечества, связанная с переходам Солнца в стадию красного гиганта примерно в течение 4 млрд лет. В принципе существует и конечная вероятность глобальных катастроф, связанных с космическим окружением Земли и Солнечной системы. Наконец, социальный аспект дальнейшегосуществования человека как вида связан со способностью человеческой цивилизации противостоять саморазрушительным тенденциям. Социальные факторы способны привести к финалу историю человечества задолго до обострения биологических проблем эволюции, а тем более – до космогонического финала планеты Земля.

Сущность человека.

Великий немецкий философ Иммануил Кант еще в XVIII веке сформулировал четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

• Что я могу знать?

• Что я должен знать?

• На что я смею надеяться?

• Что такое человек?

Кант считал, что на первый вопрос должна ответить философия, на второй – мораль, на третий – религия, а на четвертый – антропология.

Однако надо помнить, что понять специфику даже телесной организации человека, исходя из его физических характеристик невозможно. К чему приводит такой редукционный подход, видно из полушутливого определения с точки зрения химии:

«Человек есть не что иное, как:

• жир, в достаточном количестве для семи кусков мыла;

• известь, в достаточном количестве, чтобы побелить курятник;

• фосфор, в достаточном количестве, чтобы сделать 2200 спичек;

• железо, в достаточном количестве для одного гвоздя среднего размера;

• магний, в достаточном количестве для одной фотовспышки;

• сахар, в достаточном количестве, чтобы избавить одного пса от блох».

Сознание

Становление технологических отношений связано с разделением производственного цикла на ряд операций. Этапы производства даже простого орудия труда разделены во времени, а это выдвигает особые требования к организации производства, к психике, к развитию памяти. Особенно важно, что в процессе производства орудий труда нужно заранее учитывать его специфическое назначение, организовать и координировать с другими свои действия, направленные на достижение цели. В сфере сознания происходит разграничение целеполагания и целереализации. Если однозвенному процессу производства орудий труда соответствует предметное сознание, то многозвенному процессу – образное сознание.

Согласно учению академика Ивана Петровича Павлова (Нобелевская премия 1904 г.) поведение животных и человека связано с двумя типами рефлексов – бесусловных (генетически закрепленных) и условных (приобретенных). Но человеку свойственно еще и сознание – высшая форма отражения мозгом окружающей действительности, связанная со способностью передачи информации другим индивидам в абстрактном обобщенном виде, которая реализуется прежде всего посредством речи. Речь – видовой признак человека, обусловлена особенностями строения его головного мозга.

При рассмотрении процесса возникновения сознания важную роль играет увеличение объема мозга в процессе эволюции. Этот процесс называется «цефализация», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовой деятельности. Развивалась и обогащалась новыми связями прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток– нейронов. Простейшей структурной единицей мозга является не индивидуальный нейрон, а их ансамбль, наделенный сложными взаимосвязями. Один ансамбль управляет одной функцией организма. Эволюция мозга шла не только за счет увеличения числа нейронов, но и за счет определенной их упорядоченности и образования мозговых центров, контролирующих сложные поведенческие реакции. Особенности строение мозга передаются генетически, большая часть генов человека отвечает за формирование мозга и поддержание его активности. Кроме того, для человеческого мозга характерна асимметрия полушарий, их функциональная специализация. Левое полушарие обеспечивает такие функции, как двигательное поведение, речь, абстрактное познание мира, а правое – непосредственное восприятие и эмоционально-чувственное познание мира.

Информация, необходимая деятельности мозга, обеспечивается нервной системой, передающей ее от органов чувств к мозгу. У многоклеточных организмов вся внешняя информация воспринимается нервными клетками – рецепторами разных видов (механическими, термическими и др.). Степень чувствительности рецепторов ограничены эволюционным приспособлением к конкретным условиям. Так чувствительность рецепторов зрительного восприятия человека ограничена оптическим диапазоном, органы слуха воспринимают упругие колебания среды в звуковом диапазоне, тепловые рецепторы кожи позволяю различать температуры в диапазоне нескольких десятком градусов. Узость «рабочих» диапазонов рецепторов существенно ограничивает восприятие разнообразия окружающего мира, но достаточна для биологического существования вида. Мощным инструментом в преодолении ограничений – абстрактное мышление.

Высшим продуктом мозга является мышление. Мышлению свойственны такие процессы как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез и идей. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Мышление расширяет возможности человека, позволяя с помощью анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно органам чувств. Благодаря этой способности Галилей закрутил Землю, Коперник выселил человека из центра Вселенной, Дарвин подорвал веру в божественное происхождение человека.

Коллективность человеческих объединений обусловлена характером передачи опыта. Если в биологическом мире опыт передается через естественный отбор, то накопленный в процессе труда социальный опыт надо передавать каждый раз заново от одной особи к другой, от поколения к поколению. Трудовые навыки не закрепляются генетически, и каждое новое поколение должно усваивать опыт предыдущих поколений, чтобы трудиться эффективно.

Огромную роль в этом процессе сыграло развитие языка, как специфически человеческого канала общения. Биосоциальное общение у антропоидов поддерживалось некоторыми средствами коммуникации – язык жестов, звуковые сигналы, выражающие радость, злобу, возбуждение и т.д. Развитее речи привело к возникновению названий предметов и явлений, что легло в основу успешной предметно-практической деятельности, развития производства и общения. Язык объединял первобытных людей и разделял на «своих» и «чужих». В языковой форме были реализованы первые примитивные формы верований: фетишизм, тотемизм, магия. Язык не только отражал мир, но и творил его.

С точки зрения палеопсихологии качественный перелом, превративший животных в человека, произошел совсем недавно - на уровне ранних кроманьонцев - и был связан именно с появлением речи - второй сигнальной системы. Действительно, с этого времени (~30 тыс. лет назад) наблюдается резкое ускорение технического прогресса, каменные орудия начинают совершенствоваться быстрее, чем строение тела (и мозга), что свидетельствует о появлении какого-то принципиально нового фактора (речь и общество). Формируется коллективное мышление, основанное на речи.

Важнейшей функцией речи (и мышления) является торможение инстинктов. Возможно, именно эта способность сознательного логического мышления тормозить инстинктивные импульсы и стала одним из важнейших приобретений неоантропа, обеспечивших его победу и выход на путь цивилизации. Не возможно построить эффективный социум без подчинение своей воли внешним инструкциям (приказам вождя и т.п.) "Внушаемость", способность подчиняться нуждам коллектива – против "необузданности", невнушаемости – сейчас почти общепризнано, что именно эта разница была ключевой в противостоянии кроманьонцев и неандертальцев. Огромную роль в развитии общества играет механизм проникновения социального в индивидуальную психику через речь. Именно через речь социальная система действует на поведение человека.

Становление социальных отношений способствовало замене зоологического индивидуализма на отношения социальной коллективности. Стаи и стада могут существовать и без коллективистских инстинктов, однако преимущество в ходе эволюции получают сообщества с инстинктами, направленными не только на личную защиту, но и на защиту потомства, на защиту стаи в целом. Естественный отбор повел человечество по пути создания эмоционального комплекса совести.

Если поведение животных жестко связано с окружающим миром и направляется инстинктами, то поведение человека определяется средой менее жестко и является менее зависимым от инстинктов. Эта независимость, с одной стороны, привела к ослаблению физических функций (притупление слуха, обоняния и остроты зрения, уменьшение скорости и физической силы), а с другой стороны создает возможность для появления самостоятельного мышления, чувствования, воли и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии. Необходимо отметить, что комплекс этических норм, эмоций и инстинктов человека оказался необычайно широким и сложным. Многие противоестественные с точки зрения вульгарного дарвинизма нормы и виды поведения оказались совершенно естественными и наследственно закреплены. Однако нельзя забывать, что все это грозит человеку отдаленной опасностью потери инстинкта и опасностями противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов.

Существенную роль в процессе социализации сыграл переход от эндогамной организации животного стада к брачно-семейным отношениям. Стадо человекообразных обезьян основано на «гаремной организации» и соперничестве самцов за право обладания гарема. Все половые связи ограничиваются стадом, связи с особями других стад практически исключены. В человеческом обществе одним из самых древних запретов, принявших затем форму абсолютного морального запрета (табу) было кровосмешение. Это имело значение для дальнейшей эволюции человека, т.к. потомство близкородственных браков наиболее восприимчиво к мутагенным факторам. Кроме того, зкзогамия (поиск брачного партнера в других общинах) способствовала внутристадному миру, без чего невозможна успешная производственная деятельность.

Одной из наиболее отличительных черт первобытной общины была забота о старых и больных сородичах, что необъяснимо с точки зрения биологической целесообразности. Человеческий род взял на себя и несет все более и более тяжкий груз нетрудоспособных людей. Но, как показывает история, там, где общество становится на путь селекции людей по принципу выживания сильнейшего, рано или поздно наступает деградация. Немалое число великих в раннем детстве были крайне слабыми, болезненными и явно нежизнеспособными. В их числе Ньютон и Кеплер, Руссо и Шиллер, Гюго и Диккенс, Лермонтов и Гоголь, Достоевский и Чехов, Гейне и Шопен. В суровой Спарте тщедушных младенцев сбрасывали со скалы, а в Афинах им сохраняли жизнь. Спарта не дала миру ни одного гения, только полководцев, а Афины прославились именами Сократа и Платона, Гиппократа и Аристотеля. В этом парадокс развития человечества, согласно которому выживают не самые сильные, а самые умные и гуманные.

Особо надо остановиться на отношении первобытного человека к убийству. В антропологии существует представление о человеке как о «сверхубийце», который является единственным представителем животного мира, убивающем себе подобных. В первобытных общинах существовал строжайший запрет на убийство сородича, что вовсе не исключало убийство чужака. Достаточно распространено было людоедство и членовредительство, жестокость и насилие. С другой стороны, во многих культурах Востока был очень рано освящен индуистский принцип «ахинса», т.е. непричинения зла всему живому и абсолютный отказ от убийства. Подобная двойственность в отношении человека к убийству сохранилась и в настоящее время – убийство карается законом и осуждается обществом, но смертная казнь существует во многих странах и поддерживается общественным мнением, а убийство врага во время военных действий считается доблестью.

Биоэтика

Успехи современной биологии и медицины дали специалистам настоящую власть над жизнью и смертью. Новый опят биомедицинских технологий – уничтожение жизни на эмбриональном уровне, трансплантология, эвтаназия – не может быть однозначно оценено как правильное или неправильное на основе традиционных моральных норм. В этих условиях формируется биоэтика – система новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в области медицины, а также при практическом применении результатов данных исследований.

Сегодня заново решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы, в частности вопрос об информировании больного о его болезни и ходе ее лечения. Множество проблем порождает современная реанимационная практика. Возникает принципиально новый морально-этический вопрос: кто должен принимать решение о смерти – сам умирающий, его родственники или врач. В тесной связи с возможностью продления жизни с помощью специальных аппаратов находится эвтаназия – добровольная безболезненная смерть безнадежно больного пациента. Еще одной областью биоэтики является трансплантология. Ведь основным источником человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются умирающие пациенты. Таким образом, у современной медицины появилась новая функция – смертообеспечерие, которая у традиционной медицины отсутствовала.

Существует еще одна сложная этическая проблема – определение, кому должен быть пересажен тот или иной орган, при том что законы большинства стран запрещают покупку донорских органов.

По-прежнему обсуждается право женщины на аборт, на ее свободный выбор – сохранять или нет жизнь своего ребенка. С точки зрения традиционной морали – это вытеснение нормы «не убий». Также встает проблема оценки суррогатного материнства – как оценить вынашивание и рождение чужого ребенка за вознаграждение.

В последнее время успехи генной инженерии создали возможность генной модификации и клонирования не только низших, но и высших организмов, включая человека. Это сразу вызвало самое широкое обсуждение не столько технических, сколько моральных проблем этих открытий.

Таким образом новая этика – биоэтика – оперирует понятиями моральности убийства, моральности отключения жизнеподдерживающей аппаратуры, необходимости достойной смерти для смертельно больных людей, возможности использования человеческого биоматериала как для опытов, так и для трансплантологии. Новая этика выходит из подчинения естественным законам природы, что было характерно для традиционной морали, расширяя права человека вопреки природе. Это неизбежно приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являлись регулятором человеческих взаимоотношений. Поэтому важнейшей задачей биоэтики является не оценка конкретных биомедицинских технологий, а формулирование новых правил и норм, охраняющих природу (в том числе и человеческую) от натиска человеческой культуры. Биоэтика должна сформировать новое мировоззрение, основанное на интересах не человека с его крайнем антропоцентризмом, но природы в целом. Для этого человечеству придется решать не только вопросы моральности новых биотехнологий, но и серьезнейшие экологические проблемы, ставящие под угрозу само его существование.

Человек отличается от прочих биологических существ тем, что с одной стороны, биологической, выступает как индивид – представитель вида Homo sapiens, а с другой стороны, социальной, - как личность. Личность – категория духовная, культурная, зависящая от многих факторов. Двуединая природа человека, принципиально выделяющая его из мира животных, позволяет рассматривать человека как особый уровень организации живой материи. Степень проявления той или иной стороны двойственной человеческой природы зависит от жизненных обстоятельств. Главной задачей современного общества является создание таких условий, в которых биологический аспект перестает быть определяющим, а социальный аспект получает наилучшее возможное развитие.

Социальная сущность стала итогом длительного коллективного развития человека, что вызвало развитие определенных способностей, отсутствующих у животных:

• способность к целенаправленным, планомерным действиям;

• способность к творческому отражению действительности (сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний);

• способность к речи и письму;

• способность к совместному труду, в том числе при его разделении;

• создание новых социальных форм общения и моральных норм;

• создание искусственной среды на основе расширяющегося познания природы.

 

 

В данной модели стволовые структуры показаны серым цветом, мозжечок отмечен желтым, а кора полушарий большого мозга разделена на доли, которые окрашены в разные цвета. Оранжевым цветом отмечены лобные доли (lobus frontalis), которые отделены центральной бороздой от теменных долей (lobus parietalis, показаны зеленым). Лобные и теменные доли каждого полушария граничат с височными долями (lobus temporalis, отмечены красным), которые отделены от них латеральной бороздой. Синим цветом показаны затылочные доли (lobus occipitalis), которые частично отделяются от теменных долей теменно-затылочной бороздой.

 

Головной мозг является высшим органом нервной системы. Он управляет функциями организма и регулирует его взаимоотношения с окружающей средой. Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – ок. 1,5 кг. Анатомически головной мозг подразделяют на ствол головного мозга, мозжечок и передний мозг. В переднем мозгу выделяют большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз (одну из важнейших нейроэндокринных желез). От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником. Кровоснабжение головного мозга обеспечивают в первую очередь сонные артерии; у основания мозга они разделяются на крупные ветви, идущие к различным его отделам. Хотя вес мозга составляет всего 2,5% веса тела, к нему постоянно, днем и ночью, поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно кислорода. Существуют защитные механизмы, способные поддержать мозговой кровоток в случае кровотечения или травмы.

Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга, а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам. Клетки ЦНС называются нейронами; их функция – обработка информации. В мо


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.