Глава 2. Сбор статистической информации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава 2. Сбор статистической информации

2017-12-09 1305
Глава 2. Сбор статистической информации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ)

Методические указания

 

Статистическое наблюдение. В теме рассматриваются ос­новные вопросы, касающиеся сбора первичных данных, которые в дальнейшем будут систематизироваться и обобщаться.

Изучая данную тему, необходимо уяснить основные принци­пы организации и проведения наблюдения, а также научиться решать практические задачи, встающие перед наблюдателем.

Всякая новая работа начинается со статистического наблю­дения, представляющего собой массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и эконо­мической жизни, заключающееся в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Необходимо четко уяснить, что статистическое наблюдение является целенаправленным, научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, за­ранее установленной целью, организуется по плану, в котором предусматривается решение всех вопросов, связанных с подго­товкой наблюдения, его проведением, разработкой собранных материалов. В основе сбора информации, как и последующих стадий статистического исследования, лежит всестороннее тео­ретико-методологическое обоснование исследования в целом, выступающее в качестве его начального этапа.

Подготовка наблюдения включает в себя большой круг раз­ного вида работ. Сначала необходимо решить программно-мето­дологические вопросы его проведения. Это определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистра­ции; разработка документов для сбора данных, выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение. Затем необходимо решить проблемы организацион­ного характера, например определить состав органов, проводя­щих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведе­ния наблюдения; составить календарный план работ по подго­товке, проведению и обработке материалов наблюдения; прове­сти тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных заключается в выполне­нии работ, связанных непосредственно с заполнением статисти­ческих формуляров.

Прилагаемая ниже система занятий по данной теме направ­лена на то, чтобы помочь изучающему курс теории статистки лучше усвоить основные вопросы темы и путем выполнения упражнений (решения задач) выработать некоторые практичес­кие навыки их решения.

Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения. В этой части изучающему тему необходимо уяснить принципы классификации форм, видов и способов статистического наблюдения, а затем сущность каж­дой из форм наблюдения, каждого из видов и способов наблю­дения. Лишь после этого можно с успехом выполнить предлага­емые ниже упражнения и задачи.

Формы статистического наблюдения выделяются на осно­ве их наиболее общих организационных особенностей. В отече­ственной статистике по этому признаку выделяют три основные формы наблюдения: отчетность, специальное (специально орга­низованное) наблюдение и регистры.

Виды статистического наблюдения классифицируются чаще всего по следующим трем признакам:

а) охват наблюдением единиц совокупности, подлежащей статистическому исследова­нию;

б) систематичность наблюдения;

в) источник сведений, на основании которого устанавливаются факты, подлежащие реги­страции в процессе наблюдения. При этом нужно помнить, что признаки рассматриваемых классификаций различны, а это при­водит к разнообразию в сочетании отдельных видов наблюдения (например, обследование может быть единовременным, сплош­ным, проводимым путем опроса, либо периодическим, выбороч­ным, основанным на документальном способе регистрации фак­торов и т.п.).

По первому признаку выделяют сплошное наблюдение, когда наблюдению подвергаются все без исключения единицы совокупности, и несплошное, при котором сведения собирают не обо всех единицах совокупности, а только некоторой части их, отобранной определенным образом. Несплошное наблюдение, в свою очередь, подразделяют на выборочное, основного масси­ва, монографическое. Различие между этими видами заключа­ется в способе отбора тех единиц, которые должны быть подвер­гнуты наблюдению.

По признаку систематичности наблюдения различают не­прерывное, или текущее, и прерывное наблюдение. Последнее подразделяют на периодическое и единовременное. Текущее – это наблюдение, которое проводится постоянно; факты, подле­жащие регистрации, фиксируются по мере их возникновения (например, регистрация браков и разводов). Прерывное прово­дится с перерывами, время от времени. Если оно проводится строго регулярно, т.е. через равные промежутки времени, оно называется периодическим, если же такой регулярности нет, то оно называется единовременным.

По источнику сведений различают наблюдение непосред­ственное, когда факты, подлежащие регистрации, устанавлива­ются лицами, проводящими наблюдение (путем замера, подсче­та числа каких-либо предметов и т.п.), документированное, при котором необходимые сведения берутся из соответствующих документов, и опрос, особенность которого состоит в том, что сведения фиксируются со слов опрашиваемого.

В статистике применяются следующие виды опросов:

а) экспедиционный (устный);

б) саморегистрации;

в) явочный способ;

г) корреспондентский способ;

д) анкетный.

Программно-методологические вопросы наблюдения. Очень важно хорошо усвоить основные понятия и определения темы, в частности объект и единица наблюдения, программа наблюдения, статистические формуляр, его виды и инструкция к нему. Эти вопросы составляют основное содержание про­граммно-методологического раздела плана статистического на­блюдения.

При выполнении упражнений следует обратить внимание на необходимость точного определения объекта наблюдения, кото­рое достигается указанием существенных отличительных его черт (признаков). Каждый объект состоит, как правило, из многих элементов или единиц, его составляющих. Тот элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистра­ции, называется единицей наблюдения. Определяя единицу конкретного статистического наблюдения, нужно как можно точ­нее ее охарактеризовать, указав специфические черты, которые позволили бы легче отличить ее от близких к ней по виду еди­ниц других объектов, например при демографических обследо­ваниях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетном обследовании – семья или домашнее хозяйство.

Программа наблюдения получает свое воплощение в перечне вопросов, ответы на которые нужно получить в процессе наблю­дения. Вопросы программы наблюдения фиксируются в форму­ляре (бланке) наблюдения. Очень важно, чтобы вопросы были сформулированы ясно и по возможности наиболее кратко. Для этого при выполнении упражнения нужно привести различные возможные формулировки вопроса. Целесообразно ознакомить­ся с формулировками вопросов в формулярах, в которых собира­ют сведения наши статистические учреждения (бланки форм отчетности, переписей и т.п.).

Конструируя формуляр наблюдения по условиям нижеприво­димых задач, следует обосновать выбор той или иной его фор­мы. При этом надо учитывать объем программы наблюдения, способ проведения наблюдения и способ обработки данных, записанных в формулярах в процессе наблюдения. Формуляры могут предназначаться для записи данных об одной единице наблюдения (индивидуальная форма, иначе бланк-карточка) или нескольких (списочная форма, бланк-список). Надо помнить, что применение списочной формы бланка возможно лишь при отно­сительно небольшой программе и только при экспедиционном способе наблюдения.

При разработке инструкции к проектируемому наблюде­нию необходимо стремиться возможно точнее выполнить требования, предъявляемые к ней как по ее содержанию, так и по форме. Основное назначение инструкции – разъяснение про­граммно-методологических вопросов наблюдения. В ней долж­ны быть указаны: цель проведения наблюдения, что подлежит наблюдению, т.е. объект и единица наблюдения, время наблюдения, кто проводит наблюдение Особое место в инструкции отводится разъяснению вопросов, содержащихся в формуляре наблюдения, а также как следует записать в нем ответ на тот или иной вопрос и на основании чего (источник сведений) Форму­лировка положений инструкции должна быть ясной и краткой. Инструкция может быть оформлена в виде отдельного доку­мента или записана на самом бланке наблюдения, что зависит от ее объема и типа бланка (носителя информации), связанного со способами технической обработки данных наблюдения. Совокуп­ность документов, применяемых при наблюдении, называется инструментарием наблюдения.

На разработку формуляра и инструкции следует обратить большое внимание, так как они являются основными документа­ми наблюдения. Проектируя статистическое наблюдение, нужно решить ряд вопросов о времени его проведения. Прежде всего необходимо выбрать наиболее подходящее время года для про­ведения наблюдения. Обратите внимание на то, что этот выбор зависит как от особенностей объекта наблюдения, так и от цели и программы наблюдения. Кроме этого времени нужно опреде­лить еще и время, в течение которого следует осуществить на­блюдение, иначе говоря, определить продолжительность наблю­дения. Продолжительность наблюдения зависит от размеров объекта наблюдения, программы, наличия кадров, которые мож­но привлечь для решения этой работы, и т.п. Затем необходимо точно установить срок наблюдения, указав дату начала и его окончания.

Наконец, при некоторых наблюдениях, в частности при пере­писях, необходимо установить критический момент наблюде­ния. Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который регистрируются сведения, собираемые в процессе наблюдения (например, критическим моментом микро­переписи населения Российской Федерации 1994 г. было 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г.).

В некоторых случаях необходимо решить вопрос и о месте наблюдения, т.е. о том, где нужно производить регистрацию данных (заполнение формуляров наблюдения), особенно в тех случаях, когда наблюдению подвергается объект с перемещаю­щимися в пространстве единицами наблюдения, например при переписях населения.

Организационные вопросы наблюдения. Выполняя упраж­нения по проектированию статистического наблюдения, поста­райтесь составить подробный организационный план наблюдения, так как успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов. Оргплан наблюдения – это доку­мент, в котором зафиксированы все важнейшие организацион­ные мероприятия, проведение которых необходимо для успеш­ного осуществления наблюдения.

Обычно в оргплане наблюдения указываются цель, объект, единицы, место, время (срок), орган наблюдения, иногда указы­вается и программа наблюдения. Далее перечисляются подгото­вительные мероприятия к наблюдению. Это обычно делается при проведении специально организованного наблюдения. Среди этих мероприятий могут быть: подбор и обучение кадров, привлека­емых к проведению наблюдения; составление списков единиц наблюдения; подготовка картографического материала; разбивка территории на части, в которых проведение наблюдения поруча­ется различным лицам; определение местонахождения (размеще­ние) работников разных рангов, проводящих наблюдение. В орг­плане должны быть указаны порядок и сроки обеспечения лиц, участвующих в проведении наблюдения, статистическим инст­рументарием и необходимыми материалами, а также транспортными средствами.

В ряде случаев, например при переписи населения, должна быть проведена работа по разъяснению населения целей, задач, значения и порядка проведения переписи.

Вопросы точности наблюдения. Важнейшая задача наблю­дения – получение доброкачественных, достоверных данных. Ее решение зависит от успешного выполнения требований, предъяв­ляемых к наблюдению.

Однако надо иметь в виду, что в ходе наблюдения могут возникнуть погрешности. Погрешности, появляющиеся в процес­се наблюдения, называются ошибками наблюдения. Все погрешности, возникающие при сплошном наблюдении, называются ошибками регистрации. Кроме мероприятий, о которых говорилось выше, для пре­дупреждения или уменьшения размеров этих погрешностей в оргпланах наблюдения следует предусматривать специальные контрольные мероприятия (например, проведение повторного наблюдения единиц наблюдения, отобранных в порядке выборки; требования документального подтверждения регистрируемых факторов и т.п.). В программе наблюдения могут быть поставлены контрольные вопросы, ответы на которые разрабатываться не будут. В процессе регистрации такие вопросы помогают уточ­нить ответы на другие вопросы, а в последующем с их помощью произвести проверку данных наблюдения.

При несплошном наблюдении, в частности выборочном, могут возникать специфические ошибки, называемые ошибками репрезентативности. Они появляются в силу того, что наблюдение является несплошным.

После получения статистических формуляров следует прове­сти проверку полноты и качеств собранных данных. Контроль полноты – это проверка того, насколько полно охвачен объект наблюдением, иначе говоря, обо всех ли единицах наблюдения собраны сведения. Контроль качества материала осуществля­ется с помощью логического и арифметического контроля.

Задачи и упражнения

 

2.1. Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979, 1989, 1994 и будущей переписи 1999 гг.

Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:

а) к какому виду относится каждый из них?

б) дайте определение объекта каждой из переписей;

в) в чем заключаются различия в программах этих переписей?

г) в чем заключаются различия в формулировках вопросов о воз­расте?

д) укажите различия в постановке вопросов о семейном положении;

е) в чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?

ж) чем еще между собой различаются формуляры переписей?

з) имеются ли в переписном листе переписи населения 1999 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные).

2.2. Заполните формуляр переписи населения 1999 г. данны­ми о себе и о других членах своей семьи по состоянию на кри­тический момент (см. приложение 1). Критический момент уста­навливается по указанию преподавателя.

2.3. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 1999 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в виде следующей таблицы:

 

№ п/п   Форма ответа Номер вопроса переписного листа, на который даются ответы в соответствующей форме
  Словесная  
  Альтернативная  
  Численная  

 

2.4. Перечислите вопросы переписного листа переписи насе­ления 1999 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел.

2.5. Сформулируйте определение объекта наблюдения:

а) пе­реписи почтовых отделений связи;

б) переписи торговых пред­приятий;

в) переписи научных учреждений;

г) переписи коммер­ческих банков;

д) переписи больниц, поликлиник и других уч­реждений здравоохранения;

е) переписи школ;

ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?

2.6. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:

а) фермерских хозяйств;

б) жилого дома (для жилищной переписи);

в) вуза;

г) библиотеки;

д) театра;

е) совместного предприятия.

2.7. Какие бы вы наметили признаки, которые следовало регистрировать при проведении:

а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;

б) обследова­ния работы городского транспорта с целью изучения роли раз­личных его видов в перевозках пассажиров;

в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени?

2.8. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу:

а) обследования детских садов;

б) об­следования фирм, выпускающих детское питание;

в) обследова­ния автозаправочных станций.

2.9. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:

а) количество работников на фирме;

б) численный состав семьи;

в) родственные связи членов семьи;

г) пол и возраст человека?

2.10. Сформулируйте вопросы программы наблюдения и со­ставьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успева­емости от пола, возраста, семейного положения, жилищных ус­ловий и общественной активности студентов вуза при проведе­нии специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 1998 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных

2.11. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контин­гента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по време­ни, охвату и способу получения данных.

2.12. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, вкотором вы учитесь, необходимо прове­сти специальное обследование. Требуется определить:

а) объект и единицу наблюдения;

б) признаки, подлежащие регистрации;

в) вид и способ наблюдения;

г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;

д) составить организаци­онный план обследования;

е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.

2.13. Определите объект и единицу наблюдения единовремен­ного обследования читателей публичных библиотек. Разработай­те программу и формуляр данного обследования.

2.14. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.98 г., а также организационный план это­го наблюдения.

2.15. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.

2.16. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?

2.17. В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои орга­ны) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

2.18. На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследо­вание партии товара?

2.19. Производится статистическое наблюдение. Ответы навопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

2.20. Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?

2.21. При проведении в 1994 г. микропереписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основа­нии ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, произво­дящего опрос населения и заполнение переписных листов?

2.22. Во время Всесоюзной переписи населения 1989 г. счет­чики посетили каждую семью и записывали в переписные лис­ты каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

2.23. Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику све­дений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

2.24. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Ка­ким из известных вам способов следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.

2.25. С помощью логического контроля подвергните провер­ке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

д) национальность – русская;

е) родной язык – русский;

ж) образование – среднее специальное;

з) место работы – детский сад;

и) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

2.26. В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 фев­раля 1994 г., были произведены следующие записи:

а) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;

б) пол – мужской;

в) возраст – 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;

д) национальность – русский;

е) образование – среднее;

ж) место работы – ателье верхней одежды;

з) занятие по этому месту работы – бухгалтер;

и) общественная группа – рабочий. |

Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

2.27. Проверьте с помощью счетного (арифметического) кон­троля следующие данные, полученные от детского сада:

а) всего детей в детском саду – 133;

б) в том числе: в старших группах – 37, в средних груп­пах – 43, в младших группах – 58;

в) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66.

Если вы установили несоответствие между некоторыми чис­лами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

2.28. Проверьте следующие данные о выручке от обслужива­ния населения предприятиями связи района города и дайте наи­более вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):

Всего выручка – 255

в том числе выручка от:

продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров – 150

подписки на периодические издания – 200

продажи газет и журналов – 45.

2.29. Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15 января.

Счетчик пришел:

1) в семью № 1 – 17 января. В этой семье 16 января умер человек. Как должен поступить счетчик: а) не вносить сведения об умершем в переписной лист; б) внести с отметкой о смерти; в) внести без отметки о смерти;

2) в семью № 2 – 20 января и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов – состоит или не состоит?

3) в семью № 3 – 22 января. В семье 14 января родился ребе­нок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка: а) внести в переписной лист; б) не вносить в переписной лист;

4) в семью № 4 – также 22 января. Один из членов семьи на вопрос «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 15 января. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

2.30. В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за 11 квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем име­ются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Рекомендации преподавателям

 

1. Практические занятия. Их целесообразно строить так.

а) избирается какой-либо реальный объект наблюдения;

б) про­ектируется весь процесс его наблюдения: формулируется цель наблюдения, разрабатываются программа, формуляр, инструкция, решаются организационные вопросы и т.п., т.е. решается весь комплекс вопросов наблюдения, о которых говорилось в п. 2.1;

в) проводится само наблюдение, т.е. сбор сведений об этом объекте и, наконец,

г) контроль материалов наблюдения. (В ка­честве объекта можно взять студентов курса, факультета, препо­давателей факультета, вуза и т.п.)

Материалы, полученные в процессе наблюдения, могут быть положены в основу практических занятий по последующим те­мам курса (сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины и т.п.).

Можно, конечно, ограничиться выполнением лишь пунктов а) и б). Если время позволяет, целесообразно провести семинар, взяв для этого основные вопросы темы из п. 2.1.

2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Эти задания могут состоять из:

а) проектирования какого-либо наблюдения (формулировка цели наблюдения, раз­работка программы, инструментария и основ оргплана);

б) про­ектирования и проведения наблюдения (например, опрос студен­тов об итогах, сессии; о работе в течение учебного семестра; о бюджете времени и т.д.);

в) подготовки реферата о каком-либо статистическом наблюдении, проведенном органами статистики или его программе, организационных принципах, инструкции и т.п.;

г) реферата о своей практической работе по статистике (например, об участии в переписи населения);

д) написания небольшой научной работы по какому-либо вопросу теории (ме­тодологии) статистического наблюдения;

е) рецензии на какую-либо статью по вопросам статистического наблюдения;

ж) крат­кого обзора материалов журнала «Вопросы статистики» по вопросам статистического наблюдения (за два-три года).

Выполненные задания должны сдаваться преподавателю, ко­торый их проверяет и оценивает.

3. Аудиторная контрольная работа. Она может состоять из двух-трех вопросов по теме, на которые студенты должны дать более или менее обстоятельные ответы (например, что такое критический момент наблюдения, в каких случаях и для чего он устанавливается) или представлять собой сочинение по статис­тическому наблюдению на заданную тему (например, «Как бы я организовал перепись населения крупных городов»).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.