О боевых возможностях истребителей в воздушном бою — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

О боевых возможностях истребителей в воздушном бою

2017-11-27 144
О боевых возможностях истребителей в воздушном бою 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Свои боевые задачи истребители решают главным образом в воздушных боях.

Бой истребителей организуется и ведется с задачей решительными действиями наступательного характера при правильном учете и использовании своих боевых возможностей разгромить и уничтожить воздушного противника. Боевые возможности складываются из ряда качественных и количественных элементов, непосредственно влияющих на ход воздушного боя и его результат. Одни из этих элементов, как например, соотношение сил, создаются при организации воздушного боя и в ходе его, другие же, проявляясь в мастерстве летного состава и качестве боевой техники, создаются заблаговременно, главным образом в процессе учебно-боевой подготовки и боевых действий.

К основным элементам боевых возможностей истребителей в воздушном бою относятся морально-политические и физические качества летного состава, его летная, техническая и тактическая подготовка, а также качество боевой техники. При этом учитывается соотношение сил сторон.

Морально-политические качества летчика сказываются на его стойкости в воздушном бою, стремлении выполнить поставленную боевую задачу, несмотря на все трудности и опасности. Они вырабатываются в процессе воспитания и во многом зависят от тех социально-экономических условий, в которых формируется политическое сознание летчика.

Горячая любовь к своей социалистической Родине, Коммунистической партии, высокая идейность и требовательность к себе, чувство личной ответственности за точное и инициативное выполнение приказа командира характеризуют моральный облик советского летчика.

Наши воздушные воины показали высокие морально-боевые качества в суровые годы Великой Отечественной войны, богатой примерами героизма. Советские летчики, защищавшие свою Отчизну, применяли и такой героический способ уничтожения врага, как таран.

Появление новых средств борьбы — атомного и ракетного оружия, еще выше поднимает роль морального фактора в воздушном бою, а это в свою очередь предъявляет более высокие требования к политическому воспитанию летного состава. Воспитание высоких морально-боевых качеств у летчика — первейшая обязанность командиров и партийно-политического аппарата.

Вся боевая деятельность летчика-истребителя, особенно в воздушном бою, в значительной степени зависит от его физических качеств.

Известно, что летчик во время дежурства на земле и главным образом в боевом полете испытывает исключительно большую физическую нагрузку и нервное напряжение.

Большое количество вылетов в течение суток, бой на больших высотах и скоростях, полеты в сложных метеорологических условиях, перегрузка при маневрах — все это требует хорошего физического развития летчика.

В воздушных боях истребители, стремясь занять наиболее выгодное положение для атаки противника или уйти из-под огня вражеского самолета, почти всегда применяют энергичные вертикальные и горизонтальные маневры, характеризующиеся значительными перегрузками. Такие перегрузки не только утомляют летчика, но и при слабом физическом развитии не позволяют ему полностью использовать летно-тактические данные своего самолета и выполнять энергичные маневры.

Физически подготовленный летчик легче переносит большое моральное напряжение, выдерживает более значительные перегрузки и меньше утомляется во время боевых действий. Опыт показывает, что те летчики, которые занимаются спортом и хорошо физически закалены, как правило, являются и отличными воздушными бойцами. Поэтому каждый командир должен постоянно заботиться о высокой физической подготовке летного состава.

Недооценка некоторыми командирами физической закалки летного состава наносит большой ущерб качеству боевой подготовки.

Организация и сама система физического воспитания в авиационных школах и строевых частях должны быть направлены на воспитание у летного состава любви к спорту, как к одному из видов учебно-боевой подготовки. Занимаясь спортом, выполняя специальные гимнастические упражнения, летчик укрепляет свой организм, вырабатывает способность легче переносить перегрузки, полеты на больших высотах и в стратосфере, тренирует свой вестибулярный аппарат.

Летному составу следует избегать излишеств в быту, так как они ведут к быстрому изнашиванию организма, расслаблению нервной системы, появлению запаздывания реакции в полете и воздушном бою. Боевой опыт, анализ летных происшествий и ошибок летчиков в полетах убедительно доказывают это.

Значение физического воспитания летного состава особенно возрастает теперь, когда авиационная техника шагнула далеко вперед, увеличились высота и скорость полета.

Важным составным элементом боевых возможностей является качество боевой авиационной техники.

Наступательный характер боевых действий истребителей определяет и главные требования к боевым качествам самолета-истребителя. Наиболее важным из них является требование, чтобы истребитель обладал превосходством над самолетом противника в скорости, скороподъемности и высотности, а также в мощности вооружения. Превосходство наших самолетов-истребителей в скорости и скороподъемности над самолетами противника создает благоприятные условия для своевременного перехвата, а при необходимости и для быстрого догона вражеских самолетов.

Уже сейчас перехват и догон бомбардировщиков и беспилотных средств поражения, имеющих скорости полета, близкие к скорости звука, представляют значительную сложность. Задача перехвата и догона особенно усложняется во фронтовых условиях, где размеры зоны тактической внезапности существенно сказываются на выполнении задач истребителями.

Если поршневые бомбардировщики противника с момента обнаружения их радиолокаторами проходили расстояние до линии фронта за такое время, в течение которого можно было поднять для перехвата истребители с аэродромов, вывести их в положение, выгодное для атаки самолетов противника, и нанести ему решающее поражение еще до под-

хода к линии фронта, то современные реактивные бомбардировщики и самолеты-снаряды проходят расстояние от рубежа обнаружения до линии фронта в несколько раз быстрее. В таких условиях перехват и уничтожение воздушного противника возможны лишь при значительном превосходстве наших истребителей в скорости и скороподъемности. Чем выше скороподъемность истребителей, тем быстрее они выйдут на высоту предстоящего воздушного боя и раньше перехватят вражеские самолеты.

Скорость полета оказывает такое же влияние на удаление рубежа перехвата, как и скороподъемность, кроме того, превосходство в скорости полета позволяет истребителям сократить время и путь при догоне противника. Если, например, скорость полета самолетов противника 720 км/час, а догоняющих истребителей, находящихся от них на расстоянии 12 км, — 900 км/час, то время догона будет равно 4 минутам; за это время самолеты противника пролетят 48 км. При скорости же истребителей 1080 км/час они нагонят самолеты противника уже через 2 минуты, в течение которых последние пройдут путь только в 24 км.

Превосходство же над противником в мощности вооружения сказывается не только на относительных потерях в воздушном бою, но и на его продолжительности. Если при атаках самолетов-снарядов или истребителей противника атакующий истребитель не встречает оборонительного огня, то в бою с бомбардировщиками противника истребитель во время атаки сам подвергается воздействию их оборонительного огня. В этом случае вероятность поражения того или другого в некоторой степени зависит от мощности огня, поражаемой площади и уязвимости самолетов от огня противника. Бесспорно, что истребитель, превосходя бомбардировщика в мощности огня и обладая меньшей поражаемой площадью, имеет больше возможностей выиграть бой.

Вооружение современного истребителя характеризуется мощностью огня, его высокими поражающими свойствами, а также точностью прицельной аппаратуры. В настоящее время распространено как артиллерийское, так и ракетное вооружение самолетов-истребителей. Применение управляемых и самонаводящихся ракет не только повышает мощность огня, но и позволяет атаковать и поражать сверхзвуковые самолеты и беспилотные средства на встречных курсах. Рассматривая перспективы развития авиации, можно прийти к выводу, что атака на встречных курсах в дальнейшем будет занимать большое место в воздушном бою.

Высокие качества самолета-истребителя — это одна сторона, влияющая на боевые возможности. Она решается конструкторами. Другая, не менее важная, — овладение боевой техникой летным составом. Без этого невозможно достичь высоких результатов в воздушном бою. Только при условии отличного знания своего самолета, правильного и полного использования его летно-тактических качеств, отличной техники пилотирования летчик сумеет выиграть воздушный бол добиться победы.

Чрезвычайно важная составная часть боевых возможностей истребителей — подготовленность летного состава в тактике ведения воздушного боя. Умение вести бой всегда сказывалось на его результатах. Многочисленные примеры из опыта Великой Отечественной войны подтверждают это положение и показывают, что при тактически грамотном ведении воздушного боя, творческом использовании разнообразных тактических приемов наши истребители добивались победы в воздушных боях с численно превосходящим противником.

Одно из требований тактической подготовки летчиков заключается в том, что летчик должен хорошо знать основы тактики действий всех родов авиации противника и тактико-технические данные его самолетов. Для этого требуется всестороннее изучение воздушного противника, постоянное наблюдение за всеми изменениями как в тактике действий, так и в качестве его авиационной техники, тщательный анализ боевой практики.

Без знания основ тактики родов авиации противника истребители не смогут быстро и правильно оценивать обстановку и организовать воздушный бой с применением наиболее целесообразных способов действий.

Если летчикам известна тактика вражеской авиации, это Дает им возможность использовать более эффективные и неожиданные для противника тактические приемы и способы действий. Чтобы добиться успеха, летчики-истребители должны стремиться правильно использовать в воздушном бою не только свои сильные стороны, но и слабые стороны противника. А это возможно лишь тогда, когда они хорошо знают тактико-технические качества его самолетов и степень подготовленности летного состава в тактическом отношении, а также в технике пилотирования.

Летчики, изучившие противника, гарантированы от многих неожиданностей. Они ведут бой более целеустремленно

и ближе к разработанным перед вылетом вариантам плана, не затрачивая излишнего времени на оценку обстановки и принятие решения. Знание противостоящего воздушного противника позволит руководящему составу при организации выполнения боевой задачи правильнее определить потребные силы и возможные варианты действий своих истребителей.

Однако для достижения победы в воздушном бою одного хорошего знания противника еще далеко не достаточно.

Главное летному составу нужно в совершенстве знать тактику ведения наступательного воздушного боя. Как известно, она складывается из приемов поиска противника, построения соответствующих боевых порядков и маневров в воздушном бою, а также способов атаки и ведения прицельного огня.

Авиационная техника быстро развивается. В связи с этим летчики-истребители обязаны постоянно совершенствовать тактику действий и разрабатывать новые приемы воздушного боя. Новые, нешаблонные приемы обычно неожиданны для противника и, несомненно, приводят к успеху.

Одним из основных элементов боевых возможностей, существенно влияющих на результат воздушного боя, является и тактическое соотношение сил. Под тактическим соотношением сил понимается соотношение в количестве самолетов, участвующих в воздушном бою с обеих сторон, или в мощности огня в момент атаки.

Превосходство в силах не только вселяет в летчиков уверенность в победе и дает возможность нанести мощный удар, но и морально подавляет противника, создавая благоприятные условия для его разгрома в короткое время. Оно может быть достигнуто одновременным вводом в бой такого количества истребителей, которое превысит численность воздушного противника. При этом в зависимости от боевого порядка противника вводить силы можно одновременно на одном или на разных рубежах. Все это позволит добиться быстрого разгрома всех групп его боевого порядка.

Другим способом создания превосходства сил в воздушном бою будет сосредоточение большего числа истребителей против части сил противника с разгромом его последовательно по частям. Указанный способ распределения усилий применяется главным образом в тех случаях, когда группа противника имеет общее превосходство в силах.

Но было бы ошибкой, особенно в бою с бомбардировщи-

ками, брать в расчет только одно количественное соотношение самолетов, забывая качественное соотношение сил.

В воздушном бою с группой бомбардировщиков противника истребители могут добиться превосходства в мощности огня лишь в том случае, если они одновременно атакуют и ведут огонь соответствующим количеством самолетов. Однако это достигается при применении сомкнутых боевых порядков, требующих высокой выучки летного состава.

Краткое рассмотрение боевых возможностей истребителей в воздушном бою показывает, что постоянное совершенствование летного состава в боевой и политической подготовке — непреложное условие высокой боевой готовности истребителей и должно быть постоянной заботой всех командиров. Повышение летно-тактических данных самолетов, совершенствование тактических приемов воздушного боя, воспитание высоких морально-боевых качеств у летного состава — все это, вместе взятое, обеспечит надлежащую боевую готовность наших подразделений и частей, стоящих на страже воздушных рубежей Советской Родины.

«Вестник воздушного флота» № 12, 1956 г.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.