Вопрос 56. Метод свободного припоминания. Позиционные эффекты и их объяснение. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вопрос 56. Метод свободного припоминания. Позиционные эффекты и их объяснение.

2017-11-27 871
Вопрос 56. Метод свободного припоминания. Позиционные эффекты и их объяснение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От кратковременной к долговременной памяти

Представьте себе, что вам сообщают номер телефона или представляют кого-то. В течение нескольких секунд вы знаете номер или имя, но затем след их полностью стирается. Материал прекрасно укладывается в кратковременной памяти, но, по-видимому, так и не переходит в долговременную память. Различие между точным запоминанием материала, еще находящегося в кратковременной памяти, и скудной, обедненной памятью об остальном материале можно легко показать.

Вас просят заучить список слов, не связанных между собой. Каждое подлежащее заучиванию слово предъявляют по отдельности: оно либо вспыхивает на экране, либо четко и ясно произносится. На восприятие дается ровно 1 секунда, а затем предъявляется следующее слово. Наконец, после того как предъявлено 20 слов, испытуемого просят припомнить все, что он может. Проделайте этот эксперимент с 20 словами из таблицы. Если вы попробуете выполнить его сами, это поможет вам почувствовать, что значит участвовать в подобном эксперименте, и вам будет легче разобраться в последующем анализе.

Большинство испытуемых, выполняющих это задание, считают выгодным как можно скорее воспроизвести последние из предъявленных слов, прежде чем пытаться вспомнить что-нибудь еще. Последние слова как бы находятся в своего рода "резонаторе", во временной памяти, из которой легко извлечь слова только при отсутствии помех. Если при этом идет разговор или если испытуемый пытается сначала припомнить другие слова, то содержимое "резонатора" исчезает. Этот "резонатор", конечно, не что иное, как кратковременная память. Большинство испытуемых быстро приобретают навык немедленно опустошать кратковременную память, прежде чем перейти к другим словам.

Один из способов анализа результатов заключается в том, чтобы перенумеровать слова в порядке их предъявления и обозначить вероятность их воспроизведения в зависимости от их положения в списке. В результате подобного анализа мы получим кривую "место в списке — припоминание" (рис. 8). В этом случае предъявлялся список из 30 слов; указан процент случаев припоминания каждого из них с учетом положения слова в списке. Приведенная кривая построена по данным эксперимента, который провел Б. Мэрдок в 1962 г. Девятнадцати испытуемым читали список из 30 не связанных между собой слов со скоростью одно слово в секунду. По окончании каждого списка им давали 1,5 мин для записи в любом желаемом порядке тех слов, которые они запомнили. Через 5—10 с, после того как они кончали запись, им читали новый список. Эту процедуру повторяли 80 раз (в течение четырех дней, так что за один раз давали только 20 списков).

Кривая "место в списке — припоминание" представляет большой интерес для психологов. На самом деле это не единая кривая, и ее следует разделить на две части, как показано на рис. 10. Слова в конце списка запоминаются лучше, чем остальные. Последняя единица запоминается в 97% случаев. Поэтому правый конец кривой показывает припоминание из кратковременной памяти, а остальная ее часть отражает иной процесс — извлечение информации из долговременной памяти.

Каким образом мы узнаем это? Прежде всего некоторые процедуры оказывают влияние только на один из видов памяти. Например, если предъявление слов замедлить и давать на каждое слово 2 с вместо одной, то получаются результаты, сходные с показанными на рис. 9. В части кривой, относящейся к кратковременной памяти, изменений нет. В результатах же, относящихся к долговременной памяти, наблюдается улучшение. (Эти данные также получены Мэрдоком; единственное отличие состояло в том, что испытуемым предъявлялись списки из 20 слов и на каждую единицу отводилось по 2 секунды.) Очевидно, дополнительное время дает испытуемым возможность дольше работать над материалом и повторять его, выводя таким образом большее количество информации в долговременную память; на кратковременную же память дополнительное время не влияет. Изменяя число предъявляемых единиц и скорость их предъявления, можно получить семейство кривых (рис. 11), которое вновь подтверждает, что компонент кратковременной памяти одинаков для всех кривых, тогда как части, относящиеся к долговременной памяти, различны.

Можно продемонстрировать и обратное явление — факторы, влияющие не на долговременную, а на кратковременную память. Очевидно, для этого необходимо предотвратить немедленное припоминание испытуемыми слов из кратковременной памяти в конце эксперимента. Для этого, после того как испытуемым предъявлен весь список, им дают трехзначное число и просят вести "обратные счет тройками"... Припоминание из кратковременной памяти исчезает. Проще всего убедиться в этом, проделав такой эксперимент. Возьмите 20 слов из таблицы и прочитайте их со скоростью одно слово в секунду. Дойдя до конца списка, начните "обратный счет", вычитая из какого-нибудь произвольно выбранного числа, скажем из 978, тройки. Ведите счет как можно быстрее примерно в течение 20 с. За это время ваша кратковременная память полностью сотрется. Результаты подобного эксперимента показаны на рис. 12. Обратите внимание на то, что последняя часть кривой совершенно выравнивается — кратковременная память отсутствует. В таких экспериментах перед испытуемыми ставится трудная задача. Предполагается, что они должны очень внимательно относиться к каждому предъявляемому слову, повторять его и сознательно стремиться заучить как можно больше слов. При отсутствии такого сознательного стремления лишь очень небольшая часть предъявленной информации будет передана в долговременную память. Что произойдет, если испытуемые не будут стараться запомнить предъявленный им материал, если они будут уделять ему недостаточно внимания? Учитывая все сказанное, можно предположить, что при этом в постоянную память ничего не попадает — заучивание не осуществится. Совершенно очевидно, что в интерпретации введенного материала важнейшую роль играют процессы внимания. Мы расскажем сейчас о нескольких экспериментах, связанных с анализом процесса повторения.

Исследование, о котором пойдет речь, связано с методикой изучения памяти, известной под названием "свободное воспроизведение" — соответствующая задача знакома каждому, кому приходилось, например, по чьей-либо просьбе перечислять присутствовавших на последнем собрании. Типичная экспериментальная процедура предполагает составление списка случайно подбираемых элементов, обычно это общеупотребительные английские слова, которые затем поочередно предъявляются испытуемому. Спустя некоторое время испытуемый пытается вспомнить в любом порядке как можно больше элементов. С этим методом работали многие психологи; основные исследования были выполнены Беннетом Мэрдоком из Торонтского университета, Энделем Тулвингом из Йельского университета и Марри Глэнцером из Нью-Йоркского университета. Результат, представляющий для нас принципиальный интерес, состоит в том, что вероятность припоминания данного элемента списка является функцией его места в списке, или его "позиции в серии предъявлений". На графике эта зависимость имеет форму так называемой U-образной кривой (см. рис.3а). Более высокую вероятность припоминания для первых нескольких слов списка называют эффектом первичности; существенное увеличение вероятности для последних 8—12 слов называют эффектом недавности. Имеются основательные данные, указывающие на то, что эффект недавности связан с извлечением информации из кратковременного хранилища, а начальные участки приведенной кривой отражают извлечение информации только из долговременного хранилища. В одном из экспериментов от испытуемого требовали выполнять трудную арифметическую задачу в течение 30 сек сразу же после предъявления списка, затем он должен был вспомнить список. Можно предположить, что арифметическая задача вызывает утрату всех слов из кратковременного хранилища и поэтому припоминание отражает извлечение информации только из долговременного хранилища. В этом эксперименте эффект недавности снимается, а начальные участки кривой остаются неизменными (см. рис.3б). При манипулировании переменными, влияющими только на долговременное хранилище (но не на кратковременное), участки кривой, связанные с недавностью, должны оставаться относительно неизменными, в то время как на начальных участках кривой должны быть изменения. Одной из таких переменных является число слов в предъявляемом списке. Чем длиннее список, тем меньше вероятность припоминания слова; эффект недавности, однако, совершенно независим от длины списка (рис. Зв). Аналогичным образом увеличение скорости предъявления снижает вероятность припоминания слов, предшествующих зоне проявления эффекта недавности; сам этот эффект остается в основном неизменным (рис. 3г).

В экспериментах на свободное воспроизведение обычно за один экспериментальный сеанс предъявляется много списков. Если попросить испытуемого в конце эксперимента вспомнить все предъявлявшиеся слова, то мы вправе ожидать, что он будет вспоминать, извлекая слова только из долговременного хранилища. Вероятность припоминания слов (каждого списка) в конце экспериментального сеанса в зависимости от их места в серии может быть представлена в виде графика и сопоставлена с "позиционной" кривой припоминания сразу же после предъявления списка (см. рис.4). На кривой отсроченного припоминания эффект первичности сохраняется, а эффект недавности, как мы и предсказали, отсутствует. Таким образом, зона эффекта недавности на кривой соответствует, видимо, извлечению информации как из кратковременного, так и из долговременного хранилища, в то время как участок позиционной кривой, предшествующий зоне недавности, соответствует извлечению информации только из долговременного хранилища.

Из лекции: позиционный эффект. Эксперименты мердока Постмана и др. эффект края впервые был замечен Эббингаусом, но подробно был изучен только в когнитивной психологии. В экспериментах использовалась методика свободного воспроизведения. Составили ряд слов, зачитали челу,потом попросили воспроизвести в свободном порядке. В итоге оказалось, что испытуемый воспроизводит первые и последние элементы в списке. Этот эффект в когнитивной психологии делится на два: эффект первичности- высокая вероятность припоминания первых элементов в списке; эффект недавности- высокое воспроизведение последних элементов списка. Позиционный эффект является очень устойчивым и не зависит от длины списка, а также от скорости подачи задачи, которая следует за заданием на свободное воспроизведение. Объяснение позиционного эффекта в когнитивной психологии: зона эффекта первичности соответствует извлечению информации из долговременной памяти. Зона эффекта недавности соответствует извлечению информации из кп (кратковременная память).


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.