Психические процессы и их индивидуальные различия — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психические процессы и их индивидуальные различия

2017-11-27 278
Психические процессы и их индивидуальные различия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВНИМАНИЕ – это направленность психики на определенный объект, имеющий для личности устойчивую и ситуативную значимость и сосредоточение на этом объекте. Чтобы быть в состоянии целесообразно организовать свою деятельность, человек должен сосредоточиться на тех раздражителях, которые составляют предмет его деятельности, он должен углубиться в этот предмет. Но на человека в каждый данный момент действует множество раздражителей, и он не может сосредоточиться на каждом из них одновременно. Поэтому он должен проявить избирательность, углубившись лишь в один предмет и отвлекшись от всего остального. Направленность психики и означает избирательность ее по отношению к тому, что является существенным в данный момент. Сосредоточенность же означает углубление в избранную область, предмет и т. д. Внимание представляет собой своеобразный психический процесс. Оно не является самостоятельным процессом, рядополагаемым с другими, это «рабочее состояние психики», на фоне которого функционируют другие процессы.

У каждого человека внимание бывает произвольным (когда человек преднамеренно, сознательно сосредоточивается на чем-то), непроизвольным (непреднамеренное, невольное сосредоточение на ч.-л. – на запахе, звуке, вкусе и т. д.), послепроизвольным (сосредоточение на объектах, не воздействующих на органы чувств в настоящее время, но привлекающих к себе внимание в силу значимости, важности, яркости, эмоциональной окрашенности и т. д.).

Внимание характеризуется - и у каждого индивидуума в различной степени выраженности - следующими особенностями:

объемом – т. е. количеством объектов, которые могут находиться в поле зрения одновременно;

устойчивостью – т. е. длительностью (во времени) сосредоточения на одном объекте деятельности;

распределением – одновременным сосредоточением на нескольких, возможно разнородных объектах;

переключаемостью – быстротой перехода от одного объекта к другому.

Антиподом вниманию является рассеянность. Она имеет место, когда у человека слабо проявляется избирательность по отношению к предмету деятельности, наблюдается слабое углубление в предмет, перескакивание с одного предмета на другой и т. д.

ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, а также внутренних состояний организма (цвета, формы, запаха, температуры, боли и т. д.).

Физиологической основой ощущений является работа анализаторов – органов чувств. Ощущения делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные (тактильные), вкусовые, температурные, вибрационные, статико-динамические (равновесия и ускорения), органические.

Индивидуальные различия между людьми в области ощущений наблюдаются прежде всего в уровне чувствительности различных анализаторов. Дело в том, что не все раздражители, воздействующие на человека, ощущаются им субъективно. Слишком малые и слишком сильные раздражители не ощущаются.

Ощущения характеризуются так называемыми порогами чувствительности – абсолютными и разностными:

нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения;

верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная сила раздражителя, при которой еще возникают адекватные ощущения интенсивности раздражителя. Например, для слуха это будут соответственно 16-20 кол. в сек. и 16000-20000 кол. в сек. Звуки, лежащие по своей интенсивности ниже 16 кол. в сек., называются инфразвуками, а выше 20000 кол. в сек. – ультразвуками. Это уже – запороговые раздражители. Но почему все-таки 16 -20 и 16000-20000? Потому что пороги индивидуумов неодинаковы, у каждого свой порог, своя чувствительность – у одних большая, у других меньшая.

разностный порог, или порог различения, -минимальное различие в изменении интенсивности раздражителя, уже вызывающее ощущение этого различия. Например, если к грузу 10 кг добавить груз 10 г, мы не заметим разницы. Если же добавить груз в 3 кг – заметим. Разностным порогом будет именно та минимальная величина добавочного груза, который мы ощутим. Здесь имеет место закономерность: чем выше интенсивность исходного раздражителя, тем выше разностный порог.

Однако здесь, как и в области абсолютных порогов, имеются индивидуальные различия чувствительности.

Следует учитывать, что чувствительность высокотренируема. Поэтому уровень чувствительности в каждом конкретном случае зависит не только от задатков, но и от степени натренированности (а последняя особенно различна у разных индивидуумов). Известно, например, сколь высока обонятельная и вкусовая чувствительность у дегустаторов. Ткачихи, например, различают до 40 оттенков черного цвета. Упаковщица папирос (когда они упаковывались не автоматами, а вручную) определяла на ощупь, когда в руке 25 штук – не считая. И т. д. Экспериментально установлено, что чувствительность зрения (по узнаванию несложных фигур) может быть развита до 1000-1250% по отношению к исходному уровню.

Ощущения характеризуются также адаптацией, которая заключается в изменении чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Имеются 3 разновидности адаптации:

А) адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (легкий груз на руке вскоре перестает ощущаться);

Б) адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается);

В) адаптация как повышение чувствительности к действию слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяют как позитивную адаптацию (например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте).

ВОСПРИЯТИЕ – целостное отражение предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Оно постоянно включено в процессы практической деятельности, общения и изучения окружающего мира. Суть его заключается в опознании предметов, событий, явлений и причислении их к какой-либо категории, классу. Процесс восприятия нового протекает следующим образом: первоначально формируется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным представлением. Затем происходит обобщение и фиксирование систем признаков предмета, формируются так называемые опорные точки его опознания и осуществляется «свертывание» воспринимаемого пространства, что обеспечивает быстрое опознание предмета при повторном его восприятии.

Индивидуальные различия в восприятии имеют место прежде всего в его типологии. Оно бывает трех основных типов: аналитический тип восприятия (характеризуется расчлененным отражением предметов и явлений с выделением каждой из основных частей, например – какой нос, брови, глаза, головной убор и т. д.), синтетический тип (воспринимает объект в целом – без осознания деталей, без выделения особенностей частей) и смешанный аналитико-синтетический тип восприятия.

Кроме того, восприятие характеризуется (и у каждого индивидуума по-разному) объемом, скоростью и точностью. Объем восприятия – это количество объектов, которые человек может воспринять за единицу времени. Скорость – определяется временем, протекающим с момента начала воздействия объекта на органы чувств до момента осознания отраженного объекта. Точность – соответствие образа объекта самому объекту, предмету реальной действительности.

Объем, скорость и точность восприятия тренируемы и у людей с высокоразвитой наблюдательностью могут быть очень ярко выражены. Более того, можно встретить исключительные по своим характеристикам феномены – вспомним, к примеру, психологические эксперименты Михаила Куни, Вольфа Мессинга и других, демонстрирующие сверхвозможную продуктивность и скорость восприятия.

Восприятие может быть произвольным, послепроизвольным и непроизвольным. В первом случае человек целенаправленно воспринимает интересующие его процессы и явления, во втором – этот процесс протекает на фоне ранее существовавшего, угасающего интереса, а в третьем – практически независимо от внимания, осознанного интереса и волевого усилия человека (при появлении ярких или неожиданных объектов).

Существенной чертой восприятия как формы отражения действительности является преимущественное осознание отражаемого, что неминуемо связано с привлечением прошлого опыта, прежних впечатлений от действительности. Обратим внимание на какой-либо находящийся перед нами предмет, например, – на подоконник. В перцепции (т. е. в непосредственном чувственном отображении) нам даны только его форма и цвет (цвет краски, которым он покрыт). Сама же фактура его нами непосредственно не отражается, и тем не менее, мы воспринимаем его, благодаря прежнему опыту, как деревянный, а не каменный, чугунный, хрустальный и т. д. (и в большинстве случаев воспринимаем правильно). Влияние прежнего опыта на восприятие называется апперцепцией (дословно – «к восприятию»: «ап» по лат. «к»).

Апперцепция связана со спецификой функционирования образа окружающей действительности (и себя самого), который формируется у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Дело в том, что вся поступающая через анализаторы информация преломляется в сознании с учетом предшествующего опыта личности, актуальной ее направленности, психического состояния и индивидуальных особенностей. Апперцепция накладывает индивидуальный отпечаток на восприятие, особенно при отражении сложных, малознакомых или совсем незнакомых предметов и явлений. Более того, она может приводить и к неадекватному отражению окружающего мира (в случаях чрезмерного привнесения собственного одностороннего, узкого и т. д. опыта). Апперцепция может способствовать возникновению иллюзий восприятия, тем более, что на возникновение иллюзий значительное влияние оказывают состояние мотивационной сферы человека, различного рода эмоциогенные факторы, установки на ожидание чего-либо и т. д.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Ощущения и восприятие не исчезают бесследно. В результате их функционирования формируются представления. Так, например, мы можем представить шум моря, лица близких или знакомых нам людей и т. д. Представление есть процесс наглядно-образного отражения предметов и явлений, ранее воздействовавших на наши органы чувств.

Представления бывают: зрительные (о величине, форме, цвете и т. д.), слуховые (речеслуховые, музыкальные и пр.), осязательные и обонятельные (менее развитый вид представлений, но тренируемый), вкусовые, двигательные (о движениях, положении тела, пространственные и временные (особенно сложные виды представлений по психологической структуре).

Представления часто возникают не изолированно друг от друга, а в связи с другими представлениями. Связь между представлениями называется ассоциацией. Ассоциации подразделяются на три основных вида: ассоциации по смежности (например, представление о громе вызывает представление о молнии, представление о вокзале пробуждает представление о вокзальной сутолоке, поездах и т. д.), ассоциации по сходству (так, например, человека неуклюжего, увальня мы прозываем медведем), ассоциации по контрасту (в жизни нередко можно наблюдать факты, когда один из собеседников начал рассказывать о ком-то, отличающемся, например, чрезмерной худобой, другой собеседник тут же откликнется воспоминанием о ком-то чрезмерно толстом).

Представления одного человека от представлений другого отличаются по яркости, полноте, устойчивости, степени обобщенности, богатству ассоциаций, по преобладанию одного какого-либо вида представлений над другими видами. Например, зрительные представления могут преобладать над вкусовыми. В таком случае, если заходит разговор о чем-то, скажем, съедобном, то возникают прежде всего представления о внешнем виде предмета, а не о его вкусовых качествах.

Индивидуальные различия в представлениях зависят от особенностей психики данной личности и от характера трудовой деятельности (у художников преобладают зрительные представления, у музыкантов – слуховые, у спортсменов, артистов балета – двигательные и т. д.). Глубина и четкость представлений в значительной степени зависят от уровня интеллектуального развития, от глубины проникновения в содержание представляемого предмета и от особенностей личностного восприятия и памяти.

ВООБРАЖЕНИЕ – это процесс создания чувственных или мысленных образов в сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Воображение (или фантазия) есть процесс создания новых представлений на основе уже имеющихся представлений, знаний вообще. Воображение классифицируется по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное воображение), по степени обобщенности образов (конкретное и абстрактное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.).

Воображение бывает двух видов – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение есть процесс создания представлений о таких предметах и явлениях, которые нами не воспринимались, но существуют в действительности. Очень многие существующие предметы, явления мы никогда не видели, но имеем о них достаточно определенное представление, которое составили по описаниям, рассказам, основываясь на представлениях о предметах и явлениях, виденных, слышанных и т. д. нами ранее. Например, при чтении художественной литературы воссоздающее воображение очень активно, благодаря чему в нашем сознании складываются достаточно яркие образы героев, предметов, пейзажей.

Творческое воображение есть процесс самостоятельного создания новых образов, т. е. представлений о явлениях и предметах если и существующих, то ранее неизвестных, а также о несуществующих (или пока несуществующих) предметах и явлениях. Оно играет весьма активную роль в процессе продуцирования представлений о ранее неизвестных сторонах действительности в процессе ее познания и о новых результатах в процессе ее преобразования.

Воображение может создавать образы принципиально осуществимых и принципиально неосуществимых (мифических и пр.) объектов. Оно лежит в основе любой творческой деятельности – деятельности ученого-исследователя, конструктора, изобретателя, художника, писателя, педагога, руководителя.

Создание новых представлений осуществляется посредством преобразования, переработки и т. д. уже имеющихся представлений. Пути подобного преобразования могут быть самыми различными:

количественное изменение объекта – так были созданы образы великанов, циклопов, лилипутов и др.;

агглютинация, т. е. «склеивание» частей, принадлежавших разным объектам – так возникли образы русалки, пегаса, кентавра, избушки на курьих ножках и пр.

комбинирование;

типизация;

гиперболизация;

перенос признаков с одного предмета на другой;

аналогия, т. е. уподобление.

Воображение тесно связано с вдохновением - особым состоянием психики, характеризующимся духовным подъемом и повышением продуктивности. Частным и специфическим случаем воображения являются наши сновидения – эти, как метко выразился И.М.СЕЧЕНОВ, «небывалые комбинации бывалых впечатлений».

Индивидуальные различия в области воображения проявляются в таких признаках, как широта воображения (т. е. круг тех областей, на которые оно распространяется у данного индивидуума), содержание (т. е. богатство, разнообразие и осмысленность образов), сила (степень приближенности к образам восприятия) и реальность (степень соответствия действительности). Эти особенности воображения проявляются у каждого человека по-разному и характеризуют индивидуальность каждой личности.

ПАМЯТЬ – это процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения того, что было в прошлом опыте.

Это сложный процесс, состоящий из 3 компонентов: запоминания, которое может быть произвольным и непроизвольным; сохранения образов, зависящего от их яркости, их жизненной значимости, интересов человека и т. д.; воспроизведения сохраненного посредством письменной и устной речи, мимики, пантомимики.

По характеру запоминаемой информации различают четыре типа памяти.

Наглядно-образный тип памяти. Обладатель такого типа памяти более предрасположен к запоминанию образов предметов, картин, лиц, цвета, звука и т. п., но может жаловаться на плохое запоминание имен, фамилий, различных названий, формулировок, мыслей.

Словесно-логический тип памяти. Лучше запоминает идеи, мысли, понятия, изречения, смысловое содержание информации.

Эмоциональный тип памяти. Хорошо запоминает все, что эмоционально окрашено, связано с настроением, переживаниями, что является формой их выражения.

Двигательный тип памяти, предрасположенный к более успешному запоминанию всего, что связано с движением.

С точки зрения того, какие органы чувств преимущественно участвуют в запоминании информации, различают такие виды памяти – зрительная, слуховая, моторная и комбинированная.

Индивидуально эти виды памяти могут быть выражены по-разному: у одного преобладает зрительная память, у другого слуховая и т. д. Кроме того, в сфере памяти имеют место и такие индивидуальные различия, как скорость, точность запоминания, длительность сохранения образов, легкость воспроизведения, объем.

С точки зрения длительности сохранения информации по времени могут быть выделены такие формы памяти, как кратковременная и долговременная память. К кратковременной памяти в свою очередь относятся иконическая (иначе ее называют сенсорной, непосредственной, первичной, памятью на «последовательные образы») и оперативная память.

Суть иконической памяти состоит в том, что некоторое время после прекращения восприятия какого-либо объекта (от долей секунды до нескольких секунд) образ его сохраняется – «стоит перед глазами», «звучит в ушах» и пр. Это результат следового возбуждения в соответствующих отделах центральной нервной системы. Он лежит в основе т. н. стробоскопического эффекта – кажущегося слияния сменяющихся неподвижных фаз движения при их последовательной подаче и восприятии, что имеет место при просмотре кинофильма. Данный эффект возникает, когда смена изображения происходит с частотой не менее 5 кадров в 1 сек., а угловое смещение предмета (в двух смежных кадрах) не превышает 4–5 градусов.

Оперативная память представляет собой сохранение в сознании текущей информации, необходимой для выполнения тех или иных актуальных действий, операций. Например, при решении математической задачи мы фиксируем и запоминаем промежуточный результат, который понадобится в последующем («два пишем, три в уме»).

При переходе информации из иконической памяти в оперативную происходит ее селекция по критериям, определяемым задачей, которую решает человек.

В процессе функционирования памяти людей существуют как общие закономерности, так и индивидуальные особенности. В этом отношении представляется важным тот момент, что селекция и фиксация информации происходят на всех уровнях функционирования психики (сознательном, малоосознаваемом и бессознательном).

Как правило, наиболее интенсивное забывание происходит в первые 9 час. Забывается до 65-70%. Через 2 месяца остается до 25% информации. Однако между функционированием системы человеческой памяти и потребностями личности существует прямая связь. При этом большую роль при запоминании играет направленность на прочность запоминания. Экспериментально доказано, что если перед человеком ставится задача запоминать материал на короткий срок или на долго, то во втором случае материал хранится более длительное время, чем в первом.

Большое значение для запоминания имеет осмысленность запоминаемой информации. Продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического. Причиной такого различия является то, что осмысленное запоминание сопровождается сокращением информации на основе ее понимания. Новые связи образуются и используются на основе старых, ранее сформированных знаний. Смысловое запоминание является более экономным и емким. Этот момент всегда необходимо учитывать.

МЫШЛЕНИЕ – это процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами и явлениями объективной действительности, а также других чувственно неотражаемых ее сторон.

Это высшая и наиболее сложная форма отражения окружающего нас мира. Оно проникает в такие глубины бытия и отражает такие признаки, которые недоступны ни одному органу чувств, которые являются неосязаемыми, невидимыми, неслышимыми и т. д., и прежде всего – существенные и закономерные связи предметов и явлений действительности. Закон нельзя ощутить, закон можно лишь осмыслить.

Мышление является опосредованной формой отражения, поскольку, осуществляясь вне прямого контакта с отражаемыми сторонами действительности, оно все же основывается на чувственных данных. Единственным каналом, по которому мы получаем информацию о внешнем мире, являются ощущения. Задача мышления – в переработке этой информации. Мышление является обобщенной формой отражения, поскольку отражает не конкретные, как восприятие, не именно вот эти во всем богатстве индивидуальных признаков предметы, а классы предметов и отношений в наиболее существенных их признаках (не конкретно вот этот стол со всеми имеющимися на нем царапинами и пятнами, а стол вообще). Хотя, конечно же, оно может отражать и отражает и единичные предметы.

Различают следующие виды мышления:

понятийное (или абстрактно-понятийное, в психологической литературе его нередко называют словесно-логическим) – процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами и явлениями материального мира. Но генетически наиболее ранним – как в филогенезе, так и в онтогенезе – является другой его вид, а именно – наглядно-действенное (практически-действенное) мышление, суть которого состоит в оперировании наглядно данными предметами, когда решение задачи осуществляется с помощью реального, предметно-практического преобразования ситуации, «с помощью наблюдаемого двигательного акта». В младенческом возрасте до трех лет включительно - оно является основным видом мыслительной деятельности. В дальнейшем достаточно близкая связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но становится все менее непосредственной, менее жесткой. И в возрасте в среднем до семи лет формируется и такой вид мышления как – наглядно-образное мышление, суть которого состоит в оперировании образами предметов и явлений, образами ситуаций и возможных изменений в этих ситуациях (представлениями о них).

Было бы ошибочным считать, что два последних вида мышления - это лишь генетические ступени в его развитии, через которые человек проходит и оставляет их позади. Нет, на их основе в зрелом возрасте формируются соответственно:

оперативное мышление как «мышление действиями», играющее активную роль в решении практических проблем. Под оперативным мышлением понимается такой процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации (важной для личности) и системы ее осмысленных практических преобразований;

образное (не только наглядное, но и отвлеченное) мышление – процесс отражения предметов и явлений в виде наглядных или отвлеченных образов. Это мышление играет активную роль в художественном и техническом творчестве, в конструировании и изобретательстве и т. д.

В целом же в познавательно – преобразующей деятельности человека понятийное, оперативное и образное мышление функционируют в органическом единстве, взаимно дополняя и обеспечивая друг друга.

По содержательной направленности различают теоретическое и мышление.

Теоретическое мышление направлено на решение познавательных проблем, на выявление, установление закономерностей объективного мира и является основным средством в сфере научно-познавательной деятельности для получения и развития научного знания.

Практическое мышление направлено на решение именно практических проблем, конкретных задач, связанных с практической предметной деятельностью, сопряженной с осуществлением той или иной совокупности операций.

Основные функции практического мышления.

Выявление, анализ и оценка проблемной ситуации, осознание практической проблемы.

Алгоритмирование, т. е. построение системы действий для решения проблемы (определение необходимых действий и их последовательности). По сути это планирование путей решения проблемы.

Контроль за деятельностью.

Определение путей и способов устранения ошибок.

Текущая диагностика объекта деятельности.

Прогнозирование состояния или «поведения» объекта деятельности.

Внесение коррекции в намеченный план действий.

Специфику практического мышления составляет целый ряд его особенностей: а) оно зачастую осуществляется в условиях жесткого лимита времени; б) построение алгоритма нередко происходит в условиях дефицита информации о реальной обстановке и потому лишь на вероятностной основе – на основе предположений, гипотез, допущений и пр.; в) оно теснейшим образом сопряжено с волевым компонентом субъекта деятельностью – с риском, смелостью, твердостью и силой духа – и с эмоциональными его компонентами.

Индивидуальные различия в области мышления наблюдаются прежде всего в степени развития у индивидуумов понятийного, образного или оперативного мышления.

На этой основе формируется определенный склад мышления, или ума – аналитический, образный либо практический. Обладатель первого из них более склонен к теоретизированию, рассуждениям, именно анализу, взвешиванию фактов «за» и «против» и т. д., и он более продуктивен в этом виде деятельности, чем в решении сугубо практических задач. Словом, он – аналитик. Обладатель второго более предрасположен к различного рода моделирующей деятельности, это человек с развитым воображением, богатой фантазией. Это хороший художник, конструктор, модельер. Обладатель практического склада (точнее было бы сказать – оперативного) деловит, предприимчив, находчив в решении практических вопросов, о нем говорят, что это человек с «хорошей практической жилкой» или «хваткой». Чаще всего это хороший организатор. Однако есть немалый процент людей, представляющих собой некоторый средний тип, о котором трудно сказать, что в нем преобладает.

Широко известна типология, приведенная И.П. Павловым на основе исследования взаимодействия первой и второй сигнальных систем (первая – данные органов чувств, вторая – «сигналы сигналов», т. е. словесно-понятийная система). В зависимости от преобладания у индивидуума второй или первой сигнальной системы, от их взаимного баланса он выделил три основных типа: мыслительный, художественный и средний. Мыслительный – это аналитик. Художественный же коррелирует с образным складом мышления.

Кроме того, индивидуальные различия в области мышления выражаются в таких его качествах, как самостоятельность, критичность, гибкость и широта, скорость, способность к симультанному мышлению (т. е. осуществляемому одновременно с нескольких точек зрения, в нескольких плоскостях), уровень логической культуры мышления – последовательность, обоснованность, непротиворечивость.

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. Познавая и преобразуя окружающий мир, человек действует не как робот, не как автомат: он испытывает удивление и удовлетворение, радость и гнев, любовь и презрение, т. е. определенные внутренние отношения к окружающему (и к себе), выражающиеся в тех или иных чувствах и эмоциях. Эти два неразрывных процесса составляют единую эмоционально-чувственную сферу человека. Эмоции и чувства – это переживания, вызванные удовлетворением или неудовлетворением потребностей личности, ее интересов, склонностей, устремлений, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира ценностным ориентациям, принципам, убеждениям личности.

Эмоции – это переживания, представляющие собой отношение индивидуума к факту довлетворения или неудовлетворения той или иной естественной потребности, т. е. потребности организма. Эмоции присущи и высшим животным (ярость, страх, своеобразное проявление нежности и пр.).

Чувства – это форма отражения действительности, характеризующая отношение человека к удовлетворению-неудовлетворению социально обусловленных компонентов в его психике – духовных потребностей, эстетических норм, взглядов и убеждений и т.п. Чувства имеют социальную природу, с изменением условий материальной и духовной жизни общества изменяются и чувства. Чувства присущи только человеку (чувство патриотизма, любовь, презрение и др.).

В отечественной психологии разработана (В.П. Симоновым) информационная теория чувств, согласно которой эмоции и чувства возникают лишь при дефиците или избытке информации о наличии условий, необходимых для достижения цели (удовлетворения потребности). При отсутствии того и другого эмоции и чувства, согласно Симонову, отсутствуют. Так, например, страх возникает при дефиците информации о наличии средств защиты, горе – при дефиците информации о возможности возвратить потерю.

Выделяются три основных вида чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические. Моральные чувства составляют существенную часть нравственного сознания человека, они сопряжены с удовлетворением (неудовлетворением) принципов, норм, правил общественной жизни, с проявлением отношения к окружающим (к другим людям) и к самому себе. Это прежде всего – чувство патриотизма, коллективизма, любви, товарищества, дружбы, чувство долга, чести, требовательности к себе и другим, чувства стыда, гнева, обиды и т. п. Морально зрел не тот, кто просто знает нравственные и правовые нормы, а тот, у кого их нарушение вызывает отрицательные чувства. Несоответствие поступков личности ее моральным нормам, идеалам (нормам общества) вызывает чувство стыда, недовольства собой, чувство позора, ужаса. Несоответствие поступков людей этим нормам личности (общества) вызывает чувство протеста, возмущения, порицания, ненависти, смеха.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательно преобразовательной деятельности личности и выражают отношение к обстоятельствам, условиям ее протекания и к ее результатам. Это – чувство ясности цели, удивления, недоумения, сомнения в правильности результатов познания, творческий подъем, чувство восторга от познания, наслаждение процессом искания и открытия нового, чувство сомнения, изумления, чувство юмора и др.

Эстетические чувства выражают отношение человека к прекрасному и безобразному в природе, в общественной и личной жизни, в искусстве. Они составляют существенную часть нравственного сознания человека. Здесь весьма важен эстетический вкус, т. е. восприимчивость к эстетическим явлениям, связанная со способностью правильно о них судить, отличать и чувствовать прекрасное и безобразное, великое и смешное, комическое и героическое, трагическое и т. д.

Но чувства, равно как и эмоции, характеризуются не только по их направленности, как это видно из вышеизложенного, но и по:

1) их качеству (позитивные или негативные);

2) характеру их воздействия на личность (стенические и астенические, т. е. повышающие и понижающие жизнедеятельность организма, поведения и деятельности личности);

3) действенности, т. е. степени влияния на человека (активизирующие или дезорганизующие);

4) их силе (интенсивности) и глубине;

5) устойчивости. Устойчивость чувства постоянно подкрепляется благодаря избирательности восприятия. Человек охотно оправдывает тех, кого любит, но не столь же великодушен к тем, кого не любит;

6) степени осознанности (осознаваемые, малоосознаваемые). Осознанность чувства уменьшается по мере его формирования. Многие родители, любящие своих детей, думают об этом лишь в критических ситуациях. К напоминаниям о любви прибегают тогда, когда характер отношений временно находится под сомнением.

7) степени их внутренней согласованности (они могут быть согласованными и так называемыми амбивалентными, т. е. внутренне противоречивыми, как это имеет место, скажем, в чувстве ревности, где сочетаются любовь и ненависть). Амбивалентность – внутренняя несогласованность составляющих чувство тенденций. Если, чувство, направленное на человека, отличается амбивалентностью, обращение с ним будет переменчивым (ребенок, видящий свою мать то «хорошей», то «плохой»);

8) характеру окраски на – конъюнктивные и дизъюнктивные (объединяющие и разъединяющие).

Конъюнктивные чувства возникают, когда люди преследуют общие интересы. Даже эгоист становится чутким и внимательным, если его интересы не могут быть удовлетворены без сотрудничества. Дизъюнктивные чувства возникают, когда успех одного человека ведет за собой неудачу другого. Самая интенсивная форма ненависти – мстительность – возникает, когда человек обращает свой гнев против того, кого прежде любил и кому доверял.

Чувствами выполняются две основные функции – регулирующая и сигнальная. Дело в том, что чувства – действительно эффективнейший регулятор поведения и деятельности личности. Это своего рода катализатор, активизирующий или, наоборот, тормозящий жизнедеятельность человека. Вместе с тем эмоции и чувства проявляются вовне посредством мимики и пантомимики (в экспрессии), в изменении голоса, в тех или иных практических действиях, поведении. Они влекут вазомоторные реакции (покраснение, побледнение) и вегетативные изменения – изменения частоты сердцебиения, дыхания, тонуса мышц, интенсивности потоотделения, что сигнализирует о переживаниях, состоянии человека и еще с древности используется в выявлении преступников.

Специфической особенностью эмоций и чувств является преимущественная непроизвольность их возникновения и угасания, т. е. определенная независимость от целенаправленных волевых усилий личности, а также их «иррадиирующая способность», или заразительность. Ничто так не заразительно в человеке, как его эмоции и чувства. Однако эмоционально-чувственная сфера находится в тесной взаимосвязи с волевыми качествами личности (о чем мы будем говорить далее), что дает возможность человеку управлять не только своим поведением и деятельностью в эмоционально сложных ситуациях, но и регулировать (после прохождения специальной тренировки) свою эмоционально-чувственную сферу.

Основные индивидуальные особенности в эмоционально-чувственной сфере человека связаны с различием:

в содержании эмоций и чувств и соответствующей этому содержанию качественной их характеристике, т. е. в том, что именно и какие именно чувства вызывает у личности. Что человеку нравится и что нет – характеризует его весьма существенно. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, «гнев может быть благороден и любовь презренна в зависимости от того, на кого или на что они направляются»;

в степени эмоциональной возбудимости. Есть люди с повышенной и пониженной эмоциональной возбудимостью. Первые из них гораздо больше впечатлительны, чем вторые, их легко удивить, обрадовать, обидеть и разгневать;

в силе, или интенсивности чувств. Одни могут отдаться и отдаются чувству со всей силой страсти, захватывающей их всецело, как говорится, «с головой» (страстные натуры), другие на это не способны – они более рационализированы;

в эмоциональной устойчивости, способности длительное время испытывать одно и то же чувство или быстро менять их или их предмет.

ВОЛЯ есть внутренняя регуляция и организация деятельности человека, проявляющаяся в преодолении трудностей на пути достижения поставленной цели. Как отмечает В.И. Селиванов, «сознание человека едино, но и на высшем уровне имеются различные его проявления. Если ум есть характеристика сознания по формам отражения объекти


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.