Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона

2017-11-27 244
Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется един­ством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной.

Главным содержанием раз­вития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож­дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени­ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.

Идентичность личности является услови­ем эффективного функционирования человека в определенной куль­туре и системе общественных отношений. Весь процесс раз­вития личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения станов­ления и преобразования идентичности.

Эпигенетический принцип определяет последовательность ста­дий развития личности. Эпигенез — наличие целостного врожден­ного плана, определяющего основные стадии развития. План пре­дусматривает поэтапность формирования органов, т. е. психологи­ческих способностей. В нем постулируется наличие «критических периодов» для возникновения и развития личностных структур. В каждый период существует особая чувствительность к формирова­нию какого-то свойства личности, и, если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Каждая стадия основана на пре­дыдущей — существует преемственность и взаимосвязь стадий.

Развитие — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризи­са в выборе между альтернативными путями развития. В зависимо­сти от выбора личностное развитие может быть позитивным или негативным. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; не­гативное — деструктивного новообразования, препятствующего фор­мированию эго-идентичности.

Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отно­шений. Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая ритуализации, устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Ритуализация имеет ряд особенностей:

1. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и раз­деляемое всеми участниками.

2. Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость взаимодействия с определенной новизной. Психологический смысл сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании оп­тимальных условий для развития личности ребенка. Стабильность и устойчивость обеспечивают чувство безопасности, готовность активно взаимодействовать со взрослым. Привнесение элементов новизны в ритуал учит его действовать в новых ситуациях, не бояться нового

3. Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении всей жизни человека, но преобразуются и приобретают новые фор­мы, вбирая в себя опыт и растущую компетентность ребенка.

Ритуализмы – противоположны ритуалам, приводят к воспроизведению негативного сценария развития личности. Общество предлагает человеку как ритуалы, так и ритуализмы. Это обусловливает многообразие сценариев личностного развития.

Каждая стадия развития характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.

Оценивая концепцию Э. Эриксона, необходимо отметить «сильные» стороны, раскрывающие перспективы дальнейших следований:

■ развитие личности рассматривается в целостном жизненом цикле, охватывающем весь онтогенез человека;

■ развитие рассматривается как диалектический процесс преодо­ления кризисов, разрешения возникающих противоречий;

■ развитие понимается как процесс, в значительной степени обус­ловленный активностью самой личности. Выделено, как мини­мум, два различных сценария развития. Развитие не есть ли­нейный и изначально запрограммированный процесс;

■ отношения личности и общества выступают как отношения со­трудничества, в которых позитивное развитие личности невоз­можно вне социальных отношений;

■ выделение двух типов новообразований— деструктивных и позитивных — определяет пространство возможных траекторий развития личности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.