Шкала 3. Последовательность в развитии имитации звуков — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Шкала 3. Последовательность в развитии имитации звуков

2017-11-27 188
Шкала 3. Последовательность в развитии имитации звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Месяц

Наличие вокализаций в спокойном состоянии.

Ситуация: наблюдается гуление.

Размещение: любое положение, удобное для младенца.

Указания: послушайте спонтанные вокализации младенца и отметьте, есть ли другие вокализации, кроме плача. Наблюдайте за ребенком и когда он занят самим собой, и когда вы общаетесь с ним «лицом к лицу».

Действия ребенка:

а) вокализирует только звуки, выражающие отрицательные эмоции (усталость, голод и др.);

*б) вокализирует, когда не испытывает отрицательных эмоций.

Месяц

Наличие некоторого элементарного образца собственных вокализаций предполагает явное узнавание младенцем собственных звуков.

Ситуация: у младенца усиливаются движения рта и/или появляется улыбка после того, как он слышит свои собственные звуки.

Размещение: такое же.

Указания: послушайте спонтанные вокализации ребенка или спросите человека, ухаживающего за ним, какие звуки произносит младенец в спокойном состоянии, когда не кричит.

Если ребенок спонтанно не издает звуки - глядя на него, поговорите с ним. Затем понаблюдайте в течение нескольких минут за выражением его лица и его поведением. После этого произнесите один из звуков гуления младенца без согласных так, как обычно произносит ребенок. Например: а-и-я; е-у-е; и-а-а, так же понижая и повышая голос. Вокализируйте несколько раз. Затем остановитесь, понаблюдайте за выражением лица младенца и его поведением. Повторите знакомые ребенку вокализации. Если малыш произносит другие звуки - перейдите к ним после трех-четырехкратного произнесения первых.

Повторение: 2-3 разных звука.

Действия ребенка:

а) проявляет мало интереса и к «взрослым» и к «детским» звукам;

б) слушает внимательно оба вида звуков - и «взрослый» и «детский», но не вокализирует;

*в) проявляет более положительную реакцию по отношению к гулению, такую, как оживление, движение губ, улыбка, но не вокализирует.

Месяца

Соответствие собственных вокализаций слышимым в данный момент хорошо знакомым звукам.

Ситуация: слушая вокализации, младенец издает похожие звуки.

Размещение: такое же, как в предыдущей ситуации.

Указания: послушайте спонтанные вокализации ребенка или спросите ухаживающего за ним взрослого, какие звуки произносит младенец. Пока малыш не вокализирует, привлеките его внимание и произнесите те звуки, которые он обычно издает (см. указания к предыдущей ситуации для детей в возрасте одного месяца).

Действия ребенка:

а) вокализирует в ответ на знакомые звуки гуления, хотя его вокализации могут быть и похожими и не похожими на звуки экспериментатора;

б) вокализирует звуки, похожие на звуки экспериментатора, но они не изменяются после того, как экспериментатор изменяет их;

в) произносит такие же звуки в ответ на вокализации экспериментатора и изменяет их в соответствии с тем, как их изменяет экспериментатор.

Месяца

Узнавание знакомых сочетаний звуков предполагает вокализации младенца на эти звукосочетания.

Ситуация: младенец вокализирует некоторые звукосочетания после того, как их услышит.

Размещение: такое же.

Указания: пока младенец не вокализирует, привлеките его внимание и произнесите те звукосочетания, которые он обычно издает. Например: ба-ба-ба, ат-да-да, ма-ма-ма и др. Произнесите их несколько раз, а затем подождите, наблюдая за выражением лица малыша и его поведением. Повторите знакомые ему звукосочетания. Если младенец начинает многократно произносить одни и те же звукосочетания, после трех-четырех повторений произнесите другие.

Повторение:

2-3 разных звукосочетаний.

Действия ребенка:

а) не проявляет интереса к звукосочетаниям экспериментатора;

б) внимательно слушает экспериментатора, но не вокализирует;

в) двигает ртом, улыбается, смотрит на экспериментатора, но не вокализирует сам;

г) вокализирует в ответ на звуки экспериментатора, но издает другие звуки;

д) вокализирует похоже на звуки экспериментатора, но, когда тот изменяет звукосочетания, у ребенка не наблюдается изменения вокализации;

е) вокализирует похоже на звуки экспериментатора и изменяет свои вокализации после того, как это сделает экспериментатор.

Месяцев

Соответствие собственных вокализаций услышанным знакомым звукам.

Ситуация: ребенок вокализирует знакомые звукосочетания после того, как их услышал (см. предыдущую ситуацию и действия младенца под пунктом "Е"). Вокализирует звуки, похожие' на звуки экспериментатора, и изменяет свои вокализации так, чтобы они были похожи на звуки экспериментатора.

Месяцев

Наблюдается неспособность аккомодации к новым звукам, если ребенок отвечает на новые вокализации ранее усвоенными звуками.

Ситуация: ребенок вокализирует, но его звуки не похожи па услышанные.

Месяцев

Наблюдается аккомодация к новым звукосочетаниям, если ребенок имитирует звуки, все более похожие на услышанные вокализации.

Ситуация: ребенок издает звуки, похожие на вновь услышанные, постепенно приближаясь к образцу.

14 месяцев

Дальнейшая пластичность схем вокализаций проявляется в том, что новые звукосочетания имитируются без предварительных попыток.

Ситуация: ребенок вокализирует новое звукосочетание точно по образцу.

Размещение: любое, удобное для ребенка.

Указания: пока ребенок не вокализирует спонтанно, привлеките его внимание и произнесите какое-либо одно незнакомое ему звукосочетание. Повторите его несколько раз и понаблюдайте за поведением малыша. Затем повторите снова. Если поведение ребенка не ясно после нескольких предъявлений нового для него звукосочетания - повторите ситуацию, но дайте другое незнакомое малышу звукосочетание.

Прежде чем ситуация будет предъявлена ребенку, послушайте его спонтанные вокализации с тем, чтобы выделить и произнести звукосочетания, отличные от тех, что знакомы малышу. После того, как новые звукосочетания будут подобраны (например: брр, ззз, ри-ри-ри, фа-фа-фа), выясните у родителей малыша, действительно ли эти звукосочетания будут для него новыми.

Повторение: 2-3 разных звукосочетания.

Действия ребенка:

а) проявляет беспокойство или плачет;

б) не проявляет интереса к незнакомым звукам;

в) внимательно слушает звукосочетания, которые произносит экспериментатор, но сам не вокализирует;

г) вокализирует в ответ экспериментатору, но издает другие звуки;

д) вокализирует в ответ экспериментатору, издает почти же звуки;

е) издает те же звуки, что и экспериментатор.

Месяцев

Увеличивающаяся пластичность звукопроизносительных схем проявляется в том, что ребенок сразу повторяет новые слова.

Ситуация: ребенок повторяет большинство новых слов, любое, удобное для ребенка.

Размещение: любое, удобное для ребенка.

Указания: послушайте спонтанные вокализации ребенка и выясните у родителей, какие слова или подобие слов он произносит для того, чтобы подобрать для него новые слова, которые должны быть достаточно просты.

Создайте игровую ситуацию. Дайте малышу игрушку, название которой ему неизвестно (например: рыбка, ежик). Пока ребенок не очень увлекся игрой с ней, назовите игрушку один-два раза и понаблюдайте за его поведением. Повторите слово - название игрушки - снова. Аналогичным образом употребите прилагательные, которые относятся к предметам, хорошо знакомым ребенку. Используйте такие прилагательные, которые малыш не употребляет. Например, по отношению к кукле это может быть "изящная" для мяча - "упругий". Произносите каждое новое слово отчетливо. Понаблюдайте за ребенком. Затем еще один-два раза повторите новое слово. Если малыш не повторяет новое слово, произнесите другое новое слово.

Повторение: 6-7 разных слов.

Действия ребенка:

а) слушает новые слова, но не произносит их;

б) вокализирует в ответ на слова экспериментатора, но похоже на образец;

в) вокализирует некоторое подобие новых слов, близких

к образцу;

г) отчетливо сразу имитирует 1-2 простых новых слова.

д) отчетливо сразу имитирует практически все новые слова.

Последовательность в развитии имитации жестов

Месяца

Узнавание знакомого движения предполагает определенный ответ на него.

Ситуация: младенец имитирует движение в ответ на увиденное знакомое движение.

Размещение: любое удобное для ребенка положение.

Указания: понаблюдайте за манипуляциями ребенка с предметами для того, чтобы выяснить, какие простые движения знакомы малышу, например: похлопывает по игрушке; машет рукой; поворачивает кисти рук туда-сюда. Покажите ребенку любое знакомое ему движение в тот момент, когда он не делает его, и понаблюдайте за поведением малыша. Повторите это движение еще несколько раз и наблюдайте за ребенком. Если поведение младенца для вас ясно, покажите другое знакомое ему движение.

Повторение: 2-3 разных знакомых ребенку движения.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к движениям экспериментатора, но сам не пытается воспроизвести их;

б) производит некоторые движения вслед за экспериментатором, но не все;

в) имитирует движение.

Месяцев

Последующая способность узнавания знакомых движений предполагает соответствие собственных движений показанным.

Ситуация: та же, что и для детей четырех месяцев. В «действиях ребенка» существенным является пункт «в» - имитирует движение.

Месяцев

Неспособность к аккомодации при воспроизведении новых движений предполагает их имитацию только частично.

Ситуация: когда ребенку продемонстрировано постукивание двумя кубиками друг о друга, он отвечает постукиванием кубиком по полу или по кубику, находящемуся в руке экспериментатора.

Предмет: используйте простые предметы для демонстрации ребенку более сложных схем действий. Например, могут быть использованы кубик и чашка для демонстрации действия «положи кубик в чашку и потряси ее» или несколько кубиков.

Указания: положите перед ребенком несколько кубиков, возьмите по одному кубику в обе руки и постучите ими несколько раз друг о друга. Понаблюдайте за поведением малыша. При необходимости помогите ему взять кубики, по одному в каждую руку. Повторите движение (с паузами). Во время пауз наблюдайте за поведением ребенка. Если вы заметили действие встряхивания предметов - дайте малышу несколько кубиков и чашку; положите один кубик в чашку и сильно потрясите ее несколько раз, а затем поставьте перед ребенком.

Повторение: 2-3 различных действия.

Действия ребенка:

а) наблюдает за действиями экспериментатора, но сам ничего не делает;

б) производит какое-либо действие в ответ на действие экспериментатора, но не имитирует;

в) старается повторить действие экспериментатора, но несколько попыток не удачны. Например, ударяет по кубику в руке экспериментатора чаще, чем по кубику, который сам держит в руке; старается трясти чашку, но кубик вылетает;

г) имитирует действие экспериментатора, постепенно приближаясь к нему;

д) сразу имитирует действие экспериментатора.

Месяцев

Аккомодация к новым движениям предполагает их имитацию, постепенно приближаясь к точному воспроизведению этих движений.

Ситуация: ребенок имитирует постукивание двумя кубиками друг о друга, постепенно приближаясь к образцу действия. (См. предыдущую ситуацию для детей восьми месяцев. Существенным в «действиях ребенка» является пункт «г»).

Месяцев

Последующая пластичность моторных схем предполагает немедленную имитацию нового движения

Ситуация: ребенок сразу же точно имитирует постукивание двумя кубиками друг о друга (См. ситуацию для детей восьми месяцев. Существенным в «действиях ребенка» является пункт «д».)

Месяцев

Дальнейшее развитие способности к имитации новых движений, которые ребенок мог видеть, предполагает немедленную имитацию таких движений.

Ситуация: ребенок имитирует несколько незнакомых ему жестов, которые он видел.

Указания: выберите незнакомые ребенку жесты, например: сжимание-разжимание кулака; сгибание-разгибание указательного пальца; поглаживание. Выясните у ухаживающего за малышом взрослого, действительно ли выбранные вами жесты незнакомы ребенку. Продемонстрируйте незнакомый жест несколько раз при полном внимании ребенка н наблюдайте за его поведением.

Повторение: 2-3 различных жеста.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к жестам экспериментатора, но не имитирует их;

б) пытается в ответ на действия экспериментатора выполнять какие-то движения, но другие;

в) имитирует жесты, постепенно приближаясь к образцу;

г) сразу точно имитирует жесты экспериментатора.

Месяцев

Неспособность имитировать новые движения, требующие представления о собственных частях тела, проявляется в неудачных попытках воспроизвести жесты, которые ребенок не может видеть при их имитации.

Ситуация:

ребенок повторяет какое-либо движение (жест), но не может повторить движение лица, показанное экспериментатором.

Месяцев

У ребенка имеются представления о частях своего тела, если он способен имитировать движения, не видимые ему при воспроизведении.

Ситуация: ребенок имитирует хотя бы один жест (мимическое движение лица), не видимый ему при воспроизведении.

Месяцев

У ребенка имеются представления о частях своего тела и возрастает возможность имитации незнакомых ему движении, если он сразу имитирует движения, не видимые ему при этом.

Ситуация: ребенок имитирует более одного не видимого ему при воспроизведении мимического жеста.

Размещение: любое удобное для ребенка.

Указания: пока ребенок внимателен, продемонстрируйте ему мимический жест, который малыш не сможет увидеть при имитации. Например: мигание глазами; подергивание мочки уха; похлопывание по щекам; открывание-закрывание рта. Выясните, какие из этих движений малыш может часто видеть, повторите их несколько раз, наблюдая за ребенком.

Повторение: 3-4 мимических движения.

Действия ребенка:

а) проявляет интерес к движению, но не имитирует;

б) производит в ответ какие-либо движения, но не имитирует показанные жесты;

в) имитирует постепенно;

г) имитирует хотя бы одно мимическое движение;

д) имитирует сразу несколько движений вслед за экспериментатором.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.