РАЗДЕЛ IV. Мышление и его особенности. Творческое мышление и его специфика. Мышление и речь. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

РАЗДЕЛ IV. Мышление и его особенности. Творческое мышление и его специфика. Мышление и речь.

2017-11-27 286
РАЗДЕЛ IV. Мышление и его особенности. Творческое мышление и его специфика. Мышление и речь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мышление и его особенности.

Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятия, благодаря которым он получает разнообразную информацию о внешних свойствах и признаках предметов. Они фиксируются в его сознании в форме звуковых, вкусовых, пространственных, временных образов.

Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения разнообразных потребностей его практической деятельности. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятии сущности, человек может постичь мышлением.

Мышление – это не только высший, но это иной уровень познания. Если результатом чувственного познания выступают наглядные образы, то результатом мышления является формирование понятий, абстракций. Понятиеэто такая форма мышления, которая отражает закономерные свойства, существенные связи и отношения. [Так, например, понятия времени, пространства, материи… Это – ни секунды, минуты или часы, или сантиметры и метры. Понятия времени и пространства отражают принципиальное, существенное, глубинное в этих явлениях – а именно, длительность, последовательность, сосуществование… объектов материального мира, событий или явлений. Понятие материи отражает важнейшее свойство окружающего нас мира – существовать независимо от сознания человека].

Чувственная картина мира, которую ежедневно дают нам наши органы чувств, необходима, но недостаточнав ней не видны взаимосвязи между явлениями, скрыты закономерности и тенденции, не обнаружены причины … "Можно ли глазами видеть "хорошее", "справедливое", "доброе"? А касался ли их кто которым-нибудь чувством тела? Разумею все подобное, как то: "величину", "здоровье", "силу" – одним словом, сущность "всего" – задавался вопросом великий Платон.

Если глаз орла видит четче, то глаз человека, благодаря мышлению, видит больше, глубже, всестороннее. Задача мышления – вскрыть глубинные взаимозависимости, связи и взаимодействия, выявить причины и закономерности явлений окружающего нас изменяющегося мира. В мышлении человек выходит за пределы чувственного познания, осваивая то, что нам не дано непосредственно в ощущениях и восприятии (строение вселенной, структура микромира, законы…). Благодаря мышлению психика человека совершает такой качественный скачок, который позволяет снять границы исследуемого: пространственную (мыслью можно умчаться в микро, макро- и мегамиры). Снимается и временная ограниченность – человек может мысленно перемещаться вдоль временной оси от седой древности к неопределенному будущему.

Таким образом, мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Обобщенное отражение означает, что мышление выступает отражением общего в предметах и явлениях объективного мира. (Иван, Петр, Марина … - каждый из них человек). В понятии "человек", отражено то общее, закономерное, что характеризует каждого представителя человеческого рода в отличие, например, от животных. Мышление, таким образом, оперирует понятиями: понятия, суждения и умозаключения – это формы мышления.

Сутьопосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной информации. Чтобы узнать, холодно ли на улице, мы можем выйти из дома. Но чаще мы пользуемся показаниями наружного термометра или слушаем сводку погоды и на основе этой информации делаем соответствующие выводы о том, тепло или холодно на улице.

Рост человека можно измерить непосредственно, приставив линейку с делениями. Фаллес, за шесть веков до нашей эры, решил задачу, как измерить высоту пирамиды. В час, когда длина его тени была равна его росту, он измерил длину тени от пирамиды. Следовательно, он измерил высоту пирамиды не непосредственно, а опосредованно, включив математические расчеты в умозаключение: раз длина моей тени сейчас равна моему росту, то значит, и длина тени пирамиды сейчас равна ее высоте" [Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1966, с. 169].

Это и есть примеры опосредованного познания, когда мышление позволяет раскрыть гораздо больше, чем мы воспринимаем.

Приведу одно детское стихотворение поэта В. Ходасевича, которое имеет отношение к тому, о чем мы сейчас говорим.

Я шел зимою мимо речки

В калошах, шляпе и очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез…

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки,

"Какие странные дощечки

И непонятные крючки".

Мы видим "крючки" и "дощечки", но понимаем, что это-коньки и лыжи. Мы схватываем в мышлении суть, смысл, назначение вещи.

Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Задача формируется как вопрос или проблема, требующая своего разрешения. Решение или ответ на вопрос – цель мышления. Причем ответ находится далеко не сразу, а с помощью специальных мыслительных операций, в качестве которых выступают:

· сравнение;

· анализ и синтез;

· абстрагирование;

· обобщение, классификация и другие.

С помощью сравнения познаются похожие или отличные признаки и свойства предметов. К.Д. Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли ни к чему приравнять и ни от чего отличить…, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова (избр. пед. соч. М., 1945, с. 448).

Анализ представляет собой мысленное расчленение предметов в сознании на элементы, составные части, признаки, свойства и т.д. (форма, цвет, вкус…). Он необходим для понимания сути предметов, хотя сам по себе его не обеспечивает. И здесь подключается синтез – создание целостного интегрального образа, мысленное объединение отдельных частей в целое.

Мысленный анализ переходит к абстрагированию, то есть, мысленному отвлечению от несущественных признаков и свойств и выделению главных, существенных. Так, наблюдая перемещение в пространстве разных объектов – машины, человека, птицы, туч, небесных тел – мы выделяем движение как их общее свойство и осмысливаем его как самостоятельное понятие. Применение абстрагирования позволяет глубже и полнее отражать явления действительности, подготавливая почву для осуществления глубоких обобщений – то есть, мысленного объединения предметов, явлений в группы по существенным признакам, выделенным в процессе абстрагирования. Такая операция называется классификацией. Она упорядочивает знания и способствует более глубокому пониманию их смысловой структуры.

Как видим, все виды мыслительных операций тесно связаны между собой и протекают не изолировано, а в различных сочетаниях друг с другом.

Развитие мышления у отдельного индивида мы фиксируем по тому, как он усваивает мыслительные операции и может ими пользоваться.

Человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, никогда не сможет научиться правильному мышлению, поскольку навыки и способы мышления формируются в индивидуальном развитии только в человеческом обществе, в процессе деятельности и общения с себе подобными.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.