Какова роль Сократа в развитии античной философии? В чем заключается сущность его учения? — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Какова роль Сократа в развитии античной философии? В чем заключается сущность его учения?



Но если в работах софистов отражается динамика, подъем и расцвет греческого классического полиса, то философская деятельность и жизнен­ная судьба Сократа отражает кризис полиса как социально-политической системы.

Кризис, а затем и крах полисной системы был обусловлен не экономичес­ким упадком или внешним завоеванием, а экономическим ростом и внешней экспансией древнегреческого полиса. Доминирование новых видов собствен­ности, связанных с активной внешней торговлей, приводит к социальной и имущественной дифференциации среди граждан, а также к усилению тех групп населения полиса, которые стояли вне рамок гражданского коллектива. «Новые греки» начинают тяготиться демократической системой, связанной с определенным уравниванием имущественного и социального положения всех членов общества. Интересы отдельных социальных групп начинают домини­ровать по отношению к интересам общества в целом, на котором строилась вся социальная система античного полиса, и могла развиваться античная демократия, и все что с этой демократией было связано, в том числе и фило­софия. Вот почему практически все политические группы в Афинах - лидере античной демократии - выражают недовольство демократической системой и стремятся утвердить олигархический социально-политический строй. Они ищут союза с оплотом олигархических режимов Македонией, что ведет к другому важному аспекту кризиса классической полисной системы - утрате полисом своей политической независимости. Социальные же силы, интересы которых были связаны с демократической полисной системой, пытаются, несмотря на экономическое развитие, законсервировать старые социально-политические отношения и ценности, которые до определенного времени обеспечивали существование полиса как единого целого. Древнегреческие демократы превращаются в консерваторов, опасающихся новаций не только в области политических отношений, но и в любой сфере социальной жизни, в том числе и духовно-религиозной. Вот почему в полисе развертывается борьба со всяким инакомыслием, со всякой попыткой рассматривать эти ценности как исторически относительные, а не как абсолютные, сакрализированные традиционными религиозными верованиями. Жертвами этой подозритель­ности и консерватизма становятся не только Сократ, но и целый ряд ведущих представителей школы софистов.

Сократ научился у софистов их логическому мастерству в доказательстве или опровержении тех или иных утверждений, их критике традиций, определяющих социальную жизнь древнегреческого общества. На наш взгляд, именно под впечатлением критицизма софистов Сократ отказывается от построения грандиозных натурфилософских систем своих предшественников и сосредотачивается исключительно на анализе рациональной обоснованности социально-этических норм, регулирующих отношения между людьми.



Главное отличие Сократа от софистов заключается, однако, в том, что если у последних дискуссия проводится ради дискуссии, спор ради спора (в этом заключается подлинная суть демократии как основы динамики развития общества, поскольку в результате этой динамики всякая истина и всякая социальная ценность рассматриваются как следствие определенных условий времени), то Сократ рассматривает дискуссию, спор как средство достижения абсолютной истины.

Беспощадная критика софистами традиций социальной жизни древнегре­ческого полиса и оснований натурфилософии и натуртеологии философов-досократиков поставили перед Сократом задачу поиска таких новых форм достоверного и очевидного знания, которые могли бы устоять перед любой логически изощренной критикой. Сократ поэтому еще больше, чем софисты, старался отточить оружие диалектико-логического анализа, необходимого для рационалистического обоснования социально-этических норм. Только на основании этого абсолютно достоверного знания можно прийти, согласно Сократу, к заключению относительно того, что является моральным злом или добром. Отсюда Сократ сделал вывод о том, что знание уже само по себе является добром, поскольку зло проистекает от человеческого невежества. Философский рационализм Сократа почти целиком посвящен обоснованию фундаментальных и вечных понятий, лежащих в основе морально-поли­тических отношений между людьми: справедливость, мужество, красота, добродетель и т.д. Однако сами эти понятия, с точки зрения Сократа, не выводятся заново разумом, поскольку они присущи от рождения челове­ческой душе, и лишь раскрываются и проявляются во всей своей полноте с помощью философской дискуссии. Задачей учителя является в этом случае прояснение с помощью наводящих вопросов уже того, что содержится в душе каждого человека. В этом и заключается смысл знаменитой майевтики Сократа.



Но кто открывает самому учителю высшее знание о мире? Здесь мы под­ходим к знаменитым высказываниям Сократа о даймонионе. Эта идея даймониона, т.е. некоего внерационального источника знаний по­казывает, что под покровом казалось бы чистого рационализма скрывается некий высший источник знания, носящий уже не светский, рациональный, а религиозный характер. Даймонион и является источником знания о божес­твенном начале Вселенной и о высших моральных законах, которым должен следовать человек. Идея даймониона ведет нас к идее откровения, т.е. к идее постижения истины посредством некоего иррационального мистического озарения. Когда же озарение состоялось, тогда только и начинается процесс рационального обоснования и доказательства того, что в этом озарении со­держится. Идея даймониона позволяет Сократу, с одной стороны, выразить всеобщее и абсолютное и тем самым провести критику релятивизма софис­тов, а с другой - подвергнуть сомнению и критике традиции официального религиозно-политического культа античного полиса, в котором с богами общаются исключительно через обряды и внешних посредников-жрецов. Таким образом, обвинения в подрыве традиционных верований, которые были выдвинуты против Сократа его противниками, являлись в известном смысле слова обоснованными.

Итак, социально-философская и социально-религиозная концепция Сократа была разрывом с традиционными формами социальной и религиоз­ной жизни античного полиса. Однако, поскольку реального выхода к более прогрессивным формам социальной жизни, нежели полисная демократия, обеспечивающим большее самовыражение индивида и более высокий уро­вень интеграции этих индивидов в реальной социальной практике, не сущес­твовало, поскольку экономическое развитие полиса вело, с одной стороны, к дезинтеграции социального целого, а с другой - к кризису политической независимости полиса, к созданию мощной империи, где индивид оставал­ся один на один с гигантской государственной машиной, то критическая деятельность Сократа и его позитивная социальная программа неизбежно принимали религиозно-мистическую форму. Но религиозно-мистический компонент в философской концепции Сократа проявлялся еще только как тенденция. В более ясной форме эта тенденция получила свое воплощение в философии Платона.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.