В годы сталинского тоталитаризма Павлов мужественно и по- — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В годы сталинского тоталитаризма Павлов мужественно и по-

2017-11-27 137
В годы сталинского тоталитаризма Павлов мужественно и по- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следовательно выступал против идеологических репрессий, от-

Стаивая право личности на свободу и независимость от партийно-

Государственного диктата. В 1950 г. по личном указанию Сталина

прошла так называемая ≪павловская сессия≫ двух академий -

Академии наук СССР и Академии медицинских наук, где по об-

Винению в отступлении от учения Павлова была учинена расправа

Над его независимо мыслящими, наиболее преданными ему учени-

Ками (Л. А. Орбели и др.). Тем самым были преданы научные

Идеалы, которые Павлов бескомпромиссно отстаивал на протяже-

Нии всей жизни: свобода мысли и творчества, бескорыстное служе-

Ние истине, критическое отношение к фактам и теориям незави-

Симо от авторитета выдвигавших их ученых.

Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее

Прошли свыше 300 исследователей). Ему единственному учеными

было присвоено звание ≪старейшины физиологов мира≫.

Одновременно с Павловым свою концепцию объективной пси-

Хологии выстраивал В.М.Бехтерев (1857-1927). Бехтерев получил

образование в Петербургской медико-хирургической академии,

Которая в 70-е годы XIX в. была одним из крупнейших научных и

учебных центров. В это время в академии работали такие извест-

Ные ученые, как химик А. П. Бородин, врач Н. И. Пирогов, физио-

Лог И.М.Сеченов. В студенческие годы Бехтерев окончательно

Определился в своих научных интересах, центральное место в кото-

Рых занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека.

В 1878 г. после окончания академии он работал в клинике душев-

ных и нервных болезней Мержеевского для подготовки к профес-

Сорскому званию, которое он получил в 1881 г. после блестящей

Защиты диссертации.

Во время своей заграничной командировки, которую он пред-

Принял для ознакомления с зарубежными достижениями в психи-

Атрии и психологии, Бехтерев получил приглашение возглавить

кафедру душевных болезней в Казанском университете. Одним из

его требований при вступлении в должность была организация

Экспериментальной психологической лаборатории, которая и была

Создана в 1885 г. В 1893 г. он переехал в Петербург и стал заве-

дующим кафедрой психиатрии в Военно-медицинской академии.

В то же время Бехтерев уделял значительное внимание психоло-

гии, он выдвинул план ее превращения в объективную естествен-

Ную науку. В начале XX в. появились его первые книги, в которых

Излагались основные принципы объективной психологии, позже

Названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Пси-

Хоневрологический институт, на базе которого была создана сеть

Научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том

Числе и первый в России Педологический институт. Это позволило

Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что

Было особенно необходимо в тот период, период формирования

Экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов

Продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созда-

Ны лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии,

Которые возглавили ученики Бехтерева - В.Н.Мясищев и Н.М.Ще-

Лованов.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию

Поведения, основанную на экспериментальном исследовании реф-

Лекторной природы человеческой психики, Бехтерев тем не менее

Не отвергал сознание. В отличие от бихевиористов он включал его

В предмет психологии, так же как и субъективные методы исследо-

Вания психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения

новой науки изложены им в работах ≪Объективная психология≫

(1903) и ≪Общие основания рефлексологии≫ (1918). Он исходил из

Того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлек-

Сологический эксперимент, не противоречат, не заменяют, но до-

Полняют данные, полученные при психологических исследованиях,

Анкетировании и самонаблюдении. Говоря о связи между рефлек-

Сологией и психологией, можно провести аналогию с соотношени-

Ем между механикой и физикой. Известно, что все многообразные

Физические процессы можно в принципе свести к механическому

Движению частиц, аналогичным образом можно допустить, что все

Психологические процессы сводятся в конечном счете к различным

Типам рефлексов. Но как из общих понятий о материальной точке

Нельзя извлечь свойства реальной материи, так невозможно вычис-


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.