Общая характеристика экологических преступлений (понятие, система, анализ конкретных составов, предусмотренных ст. ст. 250, 251, 258 УК). — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общая характеристика экологических преступлений (понятие, система, анализ конкретных составов, предусмотренных ст. ст. 250, 251, 258 УК).

2017-11-22 341
Общая характеристика экологических преступлений (понятие, система, анализ конкретных составов, предусмотренных ст. ст. 250, 251, 258 УК). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Статья 250. Загрязнение вод

1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования вод. Дополнительным, непосредственным объектом выступают отношения по охране жизни и здоровья человека (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи). Предмет преступления — поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения. Объективную сторону преступления образует загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств. Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают их использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Источники загрязнения водоема и вид загрязнения значения не имеют: промышленное, коммунальное, бытовое, сельскохозяйственное, диффузное, т.е. через поверхность земли и воздух. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК) может быть результатом нарушения не только правил водопользования, но и иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 250 УК только в случае, когда содеянным причинен существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.Вид загрязняющего вещества значения не имеет: сточные воды, отбросы, отходы, горюче-смазочные материалы, химические вещества, мусор, смеси и т.п. При этом если в действиях виновного имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК, содеянное образует совокупность преступлений и подлежит квалификации по комментируемой статье и ст. 236 УК. Вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. В частности, следует учитывать: количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы); экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект и т.п.); стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении по соответствующим таксам; площадь распространения загрязняющих веществ. Так, существенный вред сельскому хозяйству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание лесов, повреждение береговых насаждений, мест выпаса для скота. Последствия преступления охватывают и вред, причиненный диким или домашним водоплавающим, пушным зверям, гибель кормовых запасов, мест обитания животных, нерестилищ, зимовальных ям, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы и утрата ею значения продукта питания. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. 3. Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления преступных последствий. 4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие указанные функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление (рядовые работники, граждане). С субъективной стороны преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Лицо осознает общественную опасность совершаемого действия (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общественную опасность совершаемого действия (бездействия), предвидит возможность наступления таких последствий, не желает, но сознательно допускает их либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность), либо предвидит эти последствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). 5. Квалифицирующими признаками к ч. 2 комментируемой статьи названы: причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации. Под вредом здоровью понимается расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности, причинение одному либо нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда. О понятии массовой гибели животных и зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. коммент. к ст. 247. Понятия заповедника и заказника изложены при рассмотрении ст. 262 УК. Говоря в ч. 2 комментируемой статьи о «тех же деяниях», законодатель, на наш взгляд, имеет в виду действия (бездействие), а не весь состав преступления, предусмотренный ч. 1 этой статьи. Исходя из этого загрязнение, засорение, истощение, иное изменение природных свойств вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, имеет материальный состав и окончено с момента наступления такого вреда. Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав. Преступление окончено с момента их совершения. 6. С субъективной стороны эти преступления также могут быть умышленными и неосторожными. 7. Особо квалифицирующий признак ч. 3 комментируемой статьи: причинение по неосторожности смерти человека (одного или нескольких) в результате деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 этой статьи. 8. Комментируемая статья конкурирует со ст. ст. 8.13, 8.14 КоАП. 9. Составы административных проступков, состоящих в загрязнении вод, по признакам объективной стороны сходны с формулировками, используемыми в комментируемой статье. Однако все они сконструированы как формальные и предусматривают ответственность за деяния, которые могут повлечь последствия в виде загрязнения, засорения или истощения вод. В ч. 5 ст. 8.13 КоАП предусматривается ответственность за загрязнение ледников, снежников, ледяного покрова водных объектов и т.д. Причем само загрязнение здесь — деяние, оконченное с момента его совершения, тогда как в комментируемой статье — это деяние, влекущее указанные выше последствия. Норма ч. 2 комментируемой статьи отличается от проступка местом совершения правонарушения: она предусматривает ответственность за загрязнение вод в заповеднике, заказнике, зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, тогда как в ст. ст. 8.13 и 8.14 КоАП место совершения проступка не названо

Статья 251. Загрязнение атмосферы
1. Основной непосредственный объект преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — общественные отношения в сфере экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферы. Дополнительный непосредственный объект (ч. ч. 2 и 3 этой статьи) — отношения по охране жизни и здоровья человека. Предмет преступления — атмосфера. Отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Законом об охране окружающей среды, Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012) 2. С объективной стороны преступление характеризуется нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушением эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ — это выход, утечка в атмосферу загрязняющих веществ от источника загрязнения в нарушение действующих правил. Последствия преступления — загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. 3. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления указанных последствий. 4. Субъект преступления — специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, ответственное за эксплуатацию установок, очистных и иных сооружений и объектов или допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ. 5. С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Содержание вины при этом аналогично ее содержанию в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 250 УК. 6. Квалифицирующий признак (ч. 2 комментируемой статьи) — причинение по неосторожности вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. ст. 246, 247, 250). 7. В ч. 3 комментируемой статьи назван особо квалифицирующий признак — причинение по неосторожности смерти человеку. Между нарушением правил и наступившими последствиями, указанными в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, необходимо установить причинную связь. Вина в преступлениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, по отношению к причинению вреда здоровью или смерти человека может быть только неосторожной. Содержание ее аналогично содержанию вины в преступлении, предусмотренном ч. 3 этой статьи. 8. Комментируемая статья конкурирует со ст. ст. 8.21, 8.22, 8.23 КоАП. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, считается оконченным, если произошло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Аналогичные последствия предусмотрены и в названных статьях КоАП. Исключением является ч. 3 ст. 8.21 КоАП, где говорится о нарушениях, которые могут привести к загрязнению воздуха. Таким образом, буквальное толкование комментируемой статьи и названных статей КоАП не позволяет разграничить преступление и проступок. Кроме того, в комментируемой статье имеет место тавтология: нарушение правил выброса загрязняющих веществ, если эти деяния повлекли загрязнение воздуха (т.е. загрязнение с нарушением правил влечет загрязнение). Такой же недостаток был свойствен и ст. 223 УК РСФСР. Чтобы разграничить каким-то образом проступок и преступление, Пленум ВС СССР в п. 4 Постановления от 07.07.1983 N 4 указывал, что уголовная ответственность за загрязнение воздуха наступает лишь в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в атмосфере, а также уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей. Иными словами, преступным могло быть не само загрязнение или иное изменение свойств воздуха, а лишь такое, которое создавало реальную угрозу причинения вреда здоровью людей либо привело к таким последствиям.

Статья 258. Незаконная охота
1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Предмет преступления составляют охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты. Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) — как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК). 4. Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 статьи

Преступлением может быть признана только незаконная охота. Незаконной считается охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21). Охотником, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Удостоверением на право охоты служат (в зависимости от вида охоты и категории охотника) по общему правилу путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику. Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 — 14 Закона об охоте достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. Охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением признается охотой без разрешения. К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ. Охота в запрещенные сроки — это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи отдельных видов охотничьих ресурсов. Они устанавливаются применительно к местным условиям. Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) окончено с момента осуществления поиска, выслеживания или преследования птиц, зверей и иных животных независимо от того, были ли они добыты. Состав преступления формальный. При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении от 18.10.2012 N 21. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей лося, благородного оленя и др. Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба и наличие причинной связи между деянием и последствием. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба. Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает незаконную охоту, и желает этим заниматься. 6. Субъект — общий. Ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. 7. Под использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) как квалифицирующим признаком состава преступления понимается использование для занятия незаконной охотой прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, например работниками органов государственного охотничьего контроля и надзора, руководителями организаций или иных юридических лиц, осуществляющих промысловую охоту, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти. Здесь субъект преступления специальный.

58. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. 2. Предметом преступления являются транспортные средства. Железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, морской транспорт, анутренний водный транспорт, метрополитен 3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п. 4.Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования. 5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей). 6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч. 3). Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб. 7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь. 8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям. 9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. 11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

59. Ст.264

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Родовой объект - общественный порядок и общественная безопасность. Видовой объект - безопасность дорожного движения и эксплуатация транспорта.

Объективная сторона - заключается: нарушении правил безопасности движения и эксплуатации, в отказе от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом. Действие и бездействие. Окончено - с момента фактического нарушения. Состав по конструкции - Материальный.

Субъективная сторона - характеризуется виной в форме неосторожности.

Субъект - физическое вменяемое лицо 16 лет. Специальный субъект (лицо непосредственно управляющее транспортным средством).

 

60. Преступления в сфере компьютерной информации: общая характеристика, виды преступлений (272-274 ст.)

Под компьютерными преступлениями понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом? являются информация и компьютерные средства.

Непосредственный объект - общественные отношения в сфере компьютерной информации.

Виды преступлений:

1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).

Предмет преступления - охраняемая законом компьютерная информация,? находится на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

Объективная сторона - неправомерный доступ к указанной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Незаконный доступ означает, что у лица, осуществляющего сбор, обработку, поиск и т. п., нет права на осуществление такой деятельности. Способы совершения могут быть различными - использование чужого пароля, кода, чужого имени, хищение носителей информации и т. п.

Уничтожение информации - удаление ее полностью или частично из ЭВМ, с материальных носителей.

Блокирование информации - совершение действий, в результате? возникает невозможность дальнейшего использования компьютерной информации.

Модификация - это любые изменения компьютерной информации, за исключением изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования ЭВМ, программ для ЭВМ или баз данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Копирование - воспроизведение информации на другом материальном носителе при сохранении неизмененной первоначальной информации.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления по ч. 1 - общий, а по ч. 2 - может быть как общим, так и специальным (если деяние совершается лицом с использованием своего служебного положения или лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети);

2. создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ).

Объективная сторона заключается в следующих альтернативных действиях:

- создание программ для ЭВМ, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

- внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

- использование таких программ или машинных носителей с такими программами;

- распространение таких программ или машинных носителей с такими программами.

Субъективная сторона - прямой умысел.

Субъект преступления - общий;

2. нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Объективная сторона выражается в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, при условии, что это деяние причинило существенный вред.

Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

Субъект преступления - лицо, имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

 

61. Государственная измена. Шпионаж.

непосредственный объект - внешняя безопасность РФ.

Под внешней безопасностью РФ нужно понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ, от внешних угроз.

измена может проявляться в следующих формах: шпионаже, выдаче государственной тайны либо ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Измена в форме шпионажа, предусмотренного ст. 275 УК РФ, - это оказание информационной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ и имеет особый субъектный состав (см. п.4);

выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям заключается в умышленном сообщении им гражданином РФ сведений, составляющих государственную тайну, то есть сведений, защищаемых государством, в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ); выдача государственной тайны может осуществляться любым способом (устно или письменно, с помощью чертежей или образцов изделий и т. д.);

в отличие от шпионажа (ст. 276 УК РФ) виновный при выдаче государственной тайны не собирает и не похищает сведения, ее составляющие, а

выдача государственной тайны считается оконченной с момента, когда сведения (или предмет), составляющие государственную тайну, перешли к представителям иностранного государства или иностранной организации;

иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против РФ заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны, и может выражаться в сообщении или передаче сведений, сознательно предлагаемых для использования либо представляемых с осознанием (по содержанию сведений или заинтересованности адресата в их получении) возможности (вероятности) или неизбежности использованияих в ущерб внешней безопасности РФ, в сотрудничестве с иностранной спецслужбой либо иностранной организацией, а также в осуществлении иных деяний по обеспечению и осуществлению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб против РФ (в том числе при пособничестве шпионажу (ст. 276 УК РФ), осуществляемому иностранным гражданином или лицом без гражданства);примечание к ст. 275 УК РФ предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности за государственную измену, если оно добровольным (ст. 31 УК РФ) и своевременным (то есть при наличии реальной возможности предотвратить дальнейший ущерб) сообщением органам власти или иным образом (личным участием) способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления.

вина в форме прямого умысла;

мотивы и цели государственной измены (корыстные, политические и т. Д.) не являются обязательным элементом состава преступления, но могут иметь значение при квалификации или назначении наказания.

Субъект преступления:

лицо, достигшее 16 лет;

лицо, являющееся гражданином РФ (в том числе имеющее одновременно иное гражданство (двойное гражданство)

 

62. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Основным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие установленные Конституцией основы политической системы России.

Дополнительный объект - жизнь государственного или общественного деятеля.

Потерпевшим признается государственный или общественный деятель, т. е. человек, который проявил себя в какой-либо государственной или общественной деятельности.

Государственные деятели - это руководители или иные должностные лица высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют государственные и политические функции по реализации в жизнь политики государства.

Под общественными деятелями следует понимать руководителей, активистов политических партий, общественных организаций, массовых движений, профсоюзных, религиозных организаций и иных общественных объединений.

Объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь, т. е. совершении деяний, непосредственно направленных на убийство государственного или общественного деятеля, или покушении на его убийство. Причинение при этом вреда здоровью потерпевшего охватывается тем же составом преступления и не требует дополнительной квалификации.

Способы убийства на квалификацию не влияют, однако при наличии некоторых факультативных признаков объективной стороны (способ, обстановка, место) ответственность виновного может наступать по совокупности (например, осуществление террористического акта в отношении государственного деятеля путем взрыва на митинге, демонстрации).

Использование при совершении террористического акта находящегося в незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а равно наркотических или психотропных веществ следует квалифицировать по совокупности со ст. 222 УК РФ или 228 УК РФ.

Посягательство на жизнь рядовых государственных служащих или представителей общественных организаций, а также членов семей, близких родственников государственных и общественных деятелей состава преступления не образует. Совершенные деяния следует квалифицировать по соответствующим статьям в зависимости от характера действия, последствий и т. д.

Субъектом террористического акта может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны является цель - прекращение государственной или иной политической деятельности путем физического устранения политического противника либо месть за такую деятельность. В большинстве случаев указанные цели совпадают.

В тех случаях, когда убийство совершено с иной целью или по другим мотивам, содеянное следует квалифицировать по иным статьям в зависимости от направленности умысла (например, по ч. 2 ст. 105).

В случаях, когда виновный ошибочно убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо, ответственность наступает по совокупности преступлений - как за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и убийство иного лица

 

 

63.Вооружонный мятеж

Вооруженный мятеж: Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.

Объектом данного преступления являются основы конституционного строя России, которые закрепляют принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит (ст. 3), что "единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции).

Любой путь неконституционного прихода к власти и ее незаконного удержания является противоправным. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (ст. 3 Конституции).

При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственный ущерб наносится интересам народа как главного источника власти, а также указанным выше физическим и юридическим лицам, осуществляющим властные полномочия.

Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий, направленных на:

1) насильственный захват власти;2) насильственное удержание власти;3) насильственное изменение конституционного строя.

Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих законно властные полномочия, либо их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.

Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом позиций одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной) либо широкомасштабный, и быть направленными на всех субъектов власти. Они могут относиться к центральным органам власти либо к органам власти субъектов Федерации.

Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного, в зависимости от мотивов и целей, следует дополнительно квалифицировать либо как теракт, либо как умышленное убийство.

Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т. п.).

Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели или не привели они к фактическому обладанию властью.

Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.

Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают, что лицо, обладавшее властью на законных основаниях, не передает ее после истечения срока законных властных полномочий. Таким образом, новые субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно удерживает, контролирует принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен действиям, связанным с насильственным захватом власти.

Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата либо незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмене поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой "конституции" с существенными деформациями прав и свобод личности и т. п.

Субъектом преступления может быть гражданин Росси<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.