Распределение часов по разделам и темам занятий — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Распределение часов по разделам и темам занятий

2017-11-22 186
Распределение часов по разделам и темам занятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.Ю. Лапицкая

 

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Программа курса, методические указания по изучению дисциплины, проведению практических и семинарских занятий и выполнению курсовой работы для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной формы обучения

 

 

Петропавловск-Камчатский

УДК 316.3

ББК 60.56

 

Рецензент:

Е.В. Клиппенштейн

кандидат социологических наук, доцент,

декан ФПКС и ДОУН

ФГБОУ ВПО «КамчатГТУ»

 

Лапицкая И. Ю.

Социология управления. Программа курса, методические указания по изучению дисциплины, проведению практических и семинарских занятий и выполнению курсовой работы для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной формы обучения. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2011. – 72 с.

 

Программа курса, методические указания по изучению дисциплины «Социология управления», проведению практических и семинарских занятий и выполнению курсовой работы для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» и направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной формы обучения составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» ГОС ВПО и структуры ООП подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» ФГОС ВПО.

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «КамчатГТУ» (протокол № 3 от 18.11.2011 г.)

 

УДК 316.3

ББК 60.56

 

© КамчатГТУ, 2011

© Лапицкая И.Ю., 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Цель и задачи учебной дисциплины, её место в учебном процессе  
1.1. Краткая характеристика дисциплины  
1.2. Цели и задачи изучения дисциплины  
1.3. Требования к уровню освоения содержания курса  
1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника  
1.5. Формы контроля знаний  
2. Содержание дисциплины  
2.1. Распределение часов по разделам и темам занятий  
2.2. Содержание лекционных занятий  
2.3. Содержание практических занятий  
3. Самостоятельная работа студентов  
3.1. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов  
3.2. Курсовая работа  
3.2.1. Тематика курсовых работ  
3.2.2. Оформление курсовой работы  
3.3. Тест по дисциплине для самостоятельной работы  
3.4. Конспектирование статей по дисциплине  
4. Учебно-методические материалы по дисциплине  
4.1. Основная и дополнительная литература  
4.1.1. Основная литература  
4.1.2. Дополнительная литература  
4.1.3. Периодические издания по дисциплине  
4.1.4. Электронные ресурсы по дисциплине  
4.2. Перечень вопросов итогового контроля знаний  
  Приложения  
  А. Образец оформления титульного листа  
  Б. Образец оформления содержания  
  В. Образец оформления введения  
  Г. Образец оформления текстовой части  
  Д. Требования к оформлению списка использованных источников  
  Е. Примеры оформления источников  
  Ж. Краткая характеристика методов научных исследований  
  З. Средства организации связанного текста  
  И. Правила цитирования  

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Краткая характеристика дисциплины

Понятие «управление» очень многогранно, в силу этого используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте разрабатываемых ими теорий. Социология управления – раздел социологии, в рамках которого изучаются закономерности, формы, методы целенаправленного управления социальными процессами и группами, причём исходя не столько из изучения нормативных принципов, сколько из анализа реальных процессов социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Социология управления выявляет роль индивидов, социальных групп, их взаимоотношений и ценностных ориентаций в связи с управлением социальными системами различного уровня. Знание основ социологической теории управления – важное условие становления и развития у специалистов навыков, необходимых для будущей управленческой деятельности. Особое внимание уделяется фундаментальным социологическим знаниям, поскольку знание основ социологической теории является базой для эффективного освоения студентами социологии управления как науки и учебного предмета.

Преподавание дисциплины «Социология управления» вызвано необходимостью ввести студентов в сферу управленческих отношений как особого вида социальных отношений, в которых особую роль играет культура управления.

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины

Целями преподавания дисциплины «Социология управления» являются:

- раскрытие проблем социологии управления как становящейся отрасли научного знания, представить социологические теории и концепции управления;

- ознакомление студентов с социологическими методами анализа проблем управления;

- рассмотрение специфики социальных отношений в процессе управления;

- формирование навыков социологического анализа управленческих процессов.

Основные задачи курса:

- знакомство с основными теориями и концепциями социологии управления;

- освоение основных категорий, понятий и терминов социологии управления;

- изучение социальной сущности управленческой деятельности, ее структуры, принципов, методов;

- анализ процессов, характеризующих развитие общества как целостной саморегулирующейся социальной системы;

- изучение социальных технологий управленческой деятельности;

- рассмотрение проблем социальной и духовной эффективности и оптимальности управления;

- исследование информационно-коммуникативных основ управленческой деятельности;

- выявление социологических проблем организационного управления и поведения;

- изучение основных социальных институтов и социальных механизмов, обеспечивающих управление воспроизводством общественных отношений;

- знакомство с основными методами социологического анализа процессов управления и практикой их применения;

- показ взаимосвязи управления с различными социальными подсистемами общества и относительной самостоятельности этой сферы.

Требования к уровню освоения содержания курса

По итогам изучения курса «Социология управления» студент должен знать:

- основные и вспомогательные понятия социологии управления;

- содержание базовых теорий и концепций;

- методологические и методические подходы социологического анализа процессов управления;

- возможности социологии управления при исследовании государственного интереса, структуры организаций, внешней и внутренней среды управления, манипулирования и способы, с помощью которых осуществляются данные исследования;

- значение и место социологии управления в системе государственного и муниципального управления.

Основываясь на этих знаниях, студент должен уметь:

- использовать методы социологии управления для анализа проблем управления и управленческих ситуаций;

- выбирать и осознанно применять социальные технологии при принятии и реализации управленческих решений;

- применять рекомендации, полученные в ходе социологических исследований, для регуляции среды управления;

- определять содержание государственного интереса, корректировать его постулаты исходя из наличных социальных факторов;

- выявлять способы и техники манипулятивного воздействия и противодействовать ему;

- применять методы и методики социологии управления в информационно-аналитическом и технологическом обеспечении деятельности органов государственного и муниципального управления.

Студент должен приобрести следующие навыки:

- аналитической работы с документами и научными текстами;

- использования информационных технологий при подготовке к семинарским занятиям по данному курсу;

- анализа управленческих ситуаций.

Для успешного освоения курса необходимо предварительно изучить такие курсы как «Социология», «Теория управления», «Теория организации», «Введение в специальность», «Психология».

Лекции являются основной формой изучения дисциплины. Представляют собой устное, монологическое, систематическое и последовательное изложение преподавателем учебного материала. Основой содержания лекционного материала являются определения и ключевые слова, отражающие предметы и аспекты содержания учебной дисциплины и определяющие ее понятийно-терминологический аппарат. Совокупность ключевых слов и определений, включаемых в текст учебной дисциплины, обеспечивает достаточный уровень полноты и глубины раскрытия содержания каждой темы курса.

Проведение семинарских занятий ставит целью усвоение студентами научно-теоретических основ социологии управления путем совместного обсуждения системы понятий и категорий теории управления под руководством преподавателя, обсуждение самостоятельных письменных работ выполненных студентами.

Главной целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является закрепление сведений, полученных ими в ходе лекционных и семинарских занятий. Внеаудиторная работа студентов является исключительно важным методом активного и эффективного освоения учебного материала по курсу «Социология управления».

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные вопросы

1.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Студенты, изучая дисциплину «Социология управления», получат основы знаний по организации систем и процессов социального управления на предприятиях в условиях становления и развития рыночных отношений. В дисциплине дается характеристика социальных основ менеджмента, формирования коллектива, взаимодействия и управления учетом социальных и психологических особенностей людей. Раскрывается сущность управления, новые формы организации и управления, учитывающие социальные факторы. Особое внимание в дисциплине уделяется социально - психологической диагностике производственных отношений.

В дисциплине «Социология управления» рассматриваются также вопросы социального предвидения, прогнозирования, проектирования, планирования и технологии. В учебном процессе намечено по возможности полно использовать зарубежный и отечественный опыт. Важной задачей дисциплины является овладение студентами основами научного управления обществом. Изучение данной дисциплины требует практических навыков работы на компьютере.

Формы контроля знаний

В ходе изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля:

- посещаемость лекций и семинарских занятий;

- активность на всех видах занятий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение контрольных промежуточных работ;

- написание итогового теста;

- сдача экзамена в форме собеседования по предложенным вопросам.

Форма промежуточной аттестации (промежуточный рейтинг) – тесты по ключевым понятиям, словарные диктанты по определениям по темам курса; контрольные работы по темам курса «Социология управления»; форма итоговой аттестации курса - экзамен. Экзамен может быть получен по накопительной системе: посещаемость занятий, домашние задания (конспектирование статей, решение тестов), активная работа на семинарах, контрольные работы в рамках рубежного рейтинга. Итоговая оценка определяется на экзамене с учетом работы студента в течение семестра, т.е. с учетом накопительной системы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание лекционных занятий

Тема 7. Законы иерархии.

Универсально-исторические законы в теории М. Вебера: бюджетные и рыночные формы хозяйства, рациональность. Сущность иерархии. Социальные блага. Перераспределение богатства. Экономические и человеческие ресурсы.

Социальные законы иерархии. Власть и ответственность. Иерархия как система социальных фильтров. Понятие социального фильтра.

Содержание практических занятий

Управленческая культура

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие организационной культуры.

2. Проявления организационной культуры.

3. Понятие, структура и типы культуры управления.

4. Этика управляющих.

5. Инновационная управленческая культура как условие рационализации современного социального управления.

Литература:

- основная [1], [2], [3];

- дополнительная [7], [101].

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

3.1. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает в себя следующие направления работы:

- проработка конспектов лекций;

- подготовка к практическим (семинарским) занятиям;

- изучение учебно-методической литературы;

- поиск необходимых материалов в периодической печати и в сети Интернет (конспектирование статей по проблемам социологии управления);

- решение тестовых заданий по темам курса;

- написание курсовой работы;

- подготовка к экзамену.

Курсовая работа

В соответствии с учебным планом студенты специальности 080504.65 и направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» выполняют курсовую работу по дисциплине «Социология управления».

Курсовая работа – учебная работа с элементами научного исследования по определенной проблеме. Цель курсовой работы – углубить и конкретизировать знания студентов по изучаемой дисциплине, привить навыки самостоятельного подбора, осмысления и обобщения научной информации и литературы.

При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

- не допускается сдача скачанных из сети Internet курсовых работ, поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя, во-вторых, это приводит к формализации получения знаний, в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче различных студенческих работ вплоть до отчисления студентов от обучения. В подобном случае курсовая работа не принимается к защите и студенту выдается новая тема;

- не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме или выражать точку зрения в форме третьего лица множественного числа – «мы рассмотрели…», «мы можем сделать вывод»… и т.п.);

- при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

- при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из источников и литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

 

 

Тематика курсовых работ

1. Бюрократия в социальной структуре современного российского общества.

2. Власть: сущность, структура, особенности.

3. Гендерные аспекты управления.

4. Государственная служба как социальный институт.

5. Государственные служащие как социально-профессиональная группа.

6. Государство — главный субъект социального управления.

7. Деловые и личностные качества современного управляющего.

8. Имидж руководителя.

9. Командные методы работы в практике зарубежного и отечественного менеджмента

10. Коррупция и взяточничество в системе государственного управления: пути решения проблемы.

11. Манипулирование общественным мнением.

12. Мотивация управленческого труда.

13. Муниципальные служащие как социально-профессиональная группа.

14. Общественное мнение как фактор социального управления и как способ манипуляции социумом.

15. Организационная культура как фактор развития социальной организации.

16. Организационный конфликт: сущность и способы его разрешения.

17. Особенности политического управления в современном российском обществе.

18. Особенности развития государственного и муниципального управления в современной России.

19. Политическая элита.

20. Практика борьбы с бедностью и нищетой в российском обществе.

21. Развитие социального партнерства как механизма регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

22. Разработка и реализация общенациональных программ.

23. Реализация государственной молодежной политики в регионе (на примере Камчатского края).

24. Рекламные технологии в управленческом процессе.

25. Связи с общественностью как коммуникативная технология управления.

26. Современная управленческая культура.

27. Социальная политика в Российской Федерации.

28. Социальная стратификация в современном российском обществе.

29. Социальное партнёрство в системе социального управления.

30. Социальное прогнозирование — один из важнейших мето­дов управления

31. Социальное управление и паблик рилейшнз.

32. Социально-психологические и профессиональные качества лидера.

33. Социальные коммуникации в управлении.

34. Социальные проблемы управления в современном российском обществе.

35. Социальный контроль: технологии совершенствования и повышения действенности.

36. Стратегии предотвращения и разрешения социальных кон­фликтов.

37. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.

38. Управление социально-демографическими процессами в современной России.

39. Управленческая этика и социальная ответственность.

40. Этические аспекты деятельности государственных и муниципальных служащих.

3.2.2. Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. К оформлению предъявляются следующие требования

1. Объем курсовой работы должен быть в пределах 30- 40 страниц стандартного формата А4 страниц компьютерного текста через 1,5 (полтора) межстрочных интервала.

2. Курсовая работа обязательно должна иметь содержание, включающее: введение, основную часть, заключение, список использованных источников.

3. Текст должен носить характер самостоятельного изложения в соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное переписывание материалов из того или иного источника.

4. В процессе работы студент должен применять методологию системного подхода, широко использовать современные методы анализа процессов, свободно ориентироваться в практических вопросах рассматриваемой темы.

5. Работа должна иметь сноски, ссылки на источники используемого материала.

6. Список использованных источников должен состоять из нормативно-правовых документов, научных изданий, учебников и учебных пособий, статей из периодических изданий, интернет-источников и т.д. В списке использованных источников должно быть не менее 15 названий.

7. Текст курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с требованиями кафедры.

8. При выполнении текста документа следует соблюдать следующие требования:

- шрифт – Тimes New Roman, начертание – обычное, размер – 14 пт;

- цвет шрифта – черный;

- масштаб шрифта – 100%, интервал шрифта – обычный, смещение – нет;

- выравнивание – по ширине;

- межстрочный интервал – 1,5;

- красная (первая) строка (абзацный отступ) – 1,5 см;

- автоматический перенос слов;

- размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм.

9. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, определениях применяя шрифты разной гарнитуры.

10. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же листе исправленного текста (графики) машинописным или рукописным способом черной пастой или тушью. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускается.

11. Нумерация страниц. Страницы документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения.

12. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

13. Титульный лист и лист «Содержание» включают в общую нумерацию страниц документа.

14. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

15. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц документа.

16. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.

17. Образец оформления титульного листа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Содержание.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы документа. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту (по центру), прописными буквами.

Наименования разделов, заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения», включенные в содержание, записывают прописными буквами. Слово «Раздел (глава)» не пишут. Наименования подразделов и пунктов записывают строчными буквами, кроме первой прописной. Запись выполняют с указанием номеров разделов, подразделов и пунктов. Если заголовок раздела, подраздела состоит из нескольких строк, то следующая строка выполняется под первой буквой предыдущей строки (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» начинают писать на уровне номера цифры наименования раздела.

Цифры, обозначающие номера страниц, с которых начинается раздел (глава) или подраздел, следует располагать на расстоянии 10-15 мм от края листа, соблюдая разрядность цифр. Слово «стр.» не пишется.

Между наименованием раздела (главы) и номером страницы можно выполнять заполнитель, например, точки.

Построение документа.

Структурными элементами документа являются:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, даётся обзор литературы и источников по выбранной теме, указывается методическая база исследования, прописывается структура работы. Рекомендуемый объем введения – 2-4 страницы компьютерного текста.

Введение должно содержать следующую информацию (ПРИЛОЖЕНИЕ В):

Актуальность темы, в которой кратко излагается современное состояние рассматриваемой проблемы, необходимость дальнейших исследований и ее роль в различных сферах общественной жизни.

Цель работы – изучение, анализ состояния или оптимизация предмета исследования применительно к объекту исследования. Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования.

Задачи, которые ставятся в работе, должны соответствовать цели исследования. Как правило, исходя из задач, строится структура работы. Поэтому задачи исследования формулируются на основании наименований разделов и подразделов работы. Задачи должны логично и последовательно раскрыть тему.

Формулировать цель и задачи следует при помощи следующих глаголов: «исследовать», «изучить», «проанализировать», «систематизировать», «осветить», «изложить» (представления, сведения), «создать», «рассмотреть», «обобщить» и т.д.

Объект исследования – носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность (это то, что изучается в работе).

Предмет исследования – проблема (круг вопросов), которые исследуются в работе на примере объекта исследования (определенная часть объекта исследования).

Используемые теоретические и законодательно-нормативные источники. Указываются фамилии и инициалы авторов, внесших наиболее ощутимый вклад в разработку проблемы, основные законы и нормативные акты, которые упоминаются в работе (со ссылками в квадратных скобках на номера источников в списке использованных источников и литературы).

Методы, которые использовались студентом при написании текста работы (например, «В написании текста нашей работы мы использовали такие методы как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, системный подход и т.д.»)(ПРИЛОЖЕНИЯ В, Ж).

Указание на структуру работы (например, «Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников, приложением).

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ, состоящей из двух-трех глав, которые нужно разделить на параграфы, необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дать свое понимание рассматриваемых вопросов. Показать особенности решения данных вопросов в России, в Камчатском крае или на отдельном предприятии.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. При использовании цитат необходимо давать сноску или ссылку на используемый источник.

Иногда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. В этом случае необходимо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать свое отношение к ним. Можно попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса (ПРИЛОЖЕНИЕ И).

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих необходимую смысловую нагрузку. Каждая глава должна заканчиваться самостоятельными выводами студента.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ кратко и логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, они должны вытекать из содержания работы и носить обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Последовательность изложения выводов должна соответствовать порядку представления материала в тексте работы.

Объем заключения составляет примерно 3-5 страниц.

- Разделы (главы), подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста.

 

Пример – 1, 2, 3 и т.д.

 

- Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

 

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

 

- Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

 

Пример – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

 

- После номера раздела (главы), подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

- Если раздел состоит только из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел имеет только один пункт, то пункт не нумеруется.

- Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, перед каждым перечислением ставят строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

 

Пример

а)___________________

____________________

б)___________________

____________________

1)___________________

_____________________

2)___________________

____________________

в)___________________

____________________

 

- Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

- Заголовки разделов (глав), подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа. Заголовки разделов (глав) печатаются прописными буквами, заголовки подразделов печатают строчными буквами, кроме первой прописной без подчеркивания. Точка в конце не ставится. Если заголовки разделов состоят из двух предложений, их разделяют точкой.

- Переносы слов в заголовках не допускаются.

- Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 межстрочным интервалам (задается интервалом 30 пт).

- Расстояние между заголовком раздела (главы) и подраздела – 2 межстрочных интервала (задается интервалом 20 пт).

- Расстояние между текстом и заголовком следующего подраздела - 3 межстрочных интервала (задается интервалом 30 пт).

- Заголовки «Введение», «Содержание», «Заключение», «Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ» выполняют симметрично тексту (по центру). Заголовки подразделов (пунктов) выполняют по левому краю с абзацного отступа.

- Каждый раздел (главу) текстового документа следует начинать с нового листа (страницы).

- Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов не должны выполняться в конце листа, необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть ссылки в документе.

- Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

- Иллюстрации обозначают словом «Рисунок», которое помещается под ними по центру, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией или цифрами в пределах одного раздела за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях. Номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

 

Пример

 

Рисунок 2.1 (второй раздел, первый рисунок) (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

 

- Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

- Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Схема административного деления.

- Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок АЗ.

- При ссылках на иллюстрации следует писать «...в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «…в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

- Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.

- Таблицу следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

 

Таблица ________ – ________________

номер название таблицы

- Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы.

- На все таблицы должны быть ссылки в документе. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием её номера.

- Таблицы с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист слово «Таблица» и номер её указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». В каждой части повторяют головку таблицы.

- Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

- Таблицы с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик.

- Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

- Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

 

Пример

 

Таблица 2.1 (второй раздел, первая таблица)

 

- Таблицы приложений обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.

- Заголовки графи строк таблиц следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точка не ставится.

- Разделять заголовки и подзаголовки строк и граф диагональными линиями не допускается.

- Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

- Заголовки граф, как правило, записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

- Таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

- Шрифт таблицы, включая ее заголовок, устанавливается на 1 – 2 размера (пт) меньше шрифта основного текста; межстрочный интервал в таблицах составляет 1,0.

Формулы


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.