Методические указания к написанию эссе и рефератов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методические указания к написанию эссе и рефератов

2017-11-22 228
Методические указания к написанию эссе и рефератов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тематика эссе и рефератов

 

1. Целостность и системность социума. Философский смысл социального порядка.

2. Феномен социальной общности и общественное движение. Проблема иерархии в отношениях общностей.

3. Противоречие поколений как один из механизмов трансформации ценностного ядра культуры. К. Манхейм о конфликтном сознании молодежи.

4. Механизмы преемственности и трансляции культуры. Типология культуры М. Мид.

5. Основные интерпретации понятия «контркультура». Его роль в культурной динамике.

6. Соотношение понятий «контркультура», «субкультура» и «культура».

7. Основные идеи Герберта Маркузе и их влияние на молодежную контркультуру 1960-х.

8. Описание и анализ любого контркультурного феномена в истории или искусстве.

9. Неформальные молодежные субкультуры как следствие «сбоя» привычной, «нормальной» социализации.

10. Дж. Д. Сэлинджер, К. Кизи, Р. Бах: принцип аутсайдера.

11. Описание и анализ любой молодежной субкультуры на предмет ее контркультурности.

12. «Неформальная молодежная субкультура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых»: соотношение понятий.

13. Идея автономности и ее воплощение в современных контркультурных практиках.

14. Наркофилософия и наркокультура: Т. Лири.

15. Философские основания молодежной сексуальной революции: В. Рейх.

16. «Разрушай серьезную культуру!»: карнавальная атака DIY-культур.

17. Хип-хоп культура: голос улиц.

18. Граффити: молодежная контркультура или нетрадиционная художественная практика?

19. Смех как вызов священному и авторитарному. Смеховые феномены в молодежных субкультурах.

20. Феномен путешествия и субкультуры «вольных путешествий».

21. Контркультурные движения в России (60 – 90-е гг.).

22. Боди-арт: молодежная контркультура или нетрадиционная художественная практика?

23. Описание и анализ любого из субкультурных движений Тюменской области.

24. Неформальные молодежные субкультуры как самоорганизующиеся системы.

25. Эскапизм как социокультурное явление. Осознаваемый и неосознаваемый эскапизм в молодежных субкультурах.

26. Растафарианство в России и его культуросообразность.

27. Музыкальные стили: философия и образ жизни (на примере любого из стилей).

28. Атрибуты субкультуры как артефакты и символы (на примере любой из субкультур).

29. Ритуальные и символические средства регулирования в неформальных молодежных объединениях.

30. Субкультуры компьютерно-сетевого общения: выразители тенденций информационного общества или тенденций эскапизма?

 

Требования к письменной работе (оформление, объем и т.п.):

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Социокультурные смыслы и содержание феномена неформальной молодежной субкультуры (неформального молодежного объединения).

1. Структура культуры. Дифференциация культуры. Типология культуры на основе этапов жизненного цикла.

2. Молодежь как социально-философская категория индустриального и постиндустриального общества.

3. Механизмы преемственности и трансляции культуры. Историческое несоответствие старшего поколения быстро меняющейся социокультурной реальности.

4. Философский и социокультурный смыслы феномена неформальной молодежной субкультуры.

5. «Неформальная молодежная субкультура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых».

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / пер. с англ. под. ред. канд. соц. наук С. А. Ерофеева. – Москва: Экономика, 1999. – 413 с.

2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.

3. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм / пер. с нем. и анг. – Москва: Юрист, 1994. – 700 с. (Лики культуры).

4. Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями [Электронный ресурс]. / М. Мид. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library.htm. - 24 марта 2009 г.

Дополнительная литература:

5. Левикова, С. И. Неформальная молодежная субкультура: монография / С. И. Левикова. – Москва: Вузовская книга, 2010. – 616 с.

6. Омельченко, Е. С мерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» [Электронный ресурс] / Елена Омельченко. - «Отечественные записки». – 2006. - № 3(29) - http://www.strana-oz.ru – 10 апреля 2010 г.

7. Шабанов, Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? / Л. В. Шабанов. – Томск: 2005. – 262 с.

8. http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php

 

Тематика эссе и рефератов

 

1. Целостность и системность социума. Философский смысл социального порядка.

2. Феномен социальной общности и общественное движение. Проблема иерархии в отношениях общностей.

3. Противоречие поколений как один из механизмов трансформации ценностного ядра культуры. К. Манхейм о конфликтном сознании молодежи.

4. Механизмы преемственности и трансляции культуры. Типология культуры М. Мид.

5. Основные интерпретации понятия «контркультура». Его роль в культурной динамике.

6. Соотношение понятий «контркультура», «субкультура» и «культура».

7. Основные идеи Герберта Маркузе и их влияние на молодежную контркультуру 1960-х.

8. Описание и анализ любого контркультурного феномена в истории или искусстве.

9. Неформальные молодежные субкультуры как следствие «сбоя» привычной, «нормальной» социализации.

10. Дж. Д. Сэлинджер, К. Кизи, Р. Бах: принцип аутсайдера.

11. Описание и анализ любой молодежной субкультуры на предмет ее контркультурности.

12. «Неформальная молодежная субкультура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых»: соотношение понятий.

13. Идея автономности и ее воплощение в современных контркультурных практиках.

14. Наркофилософия и наркокультура: Т. Лири.

15. Философские основания молодежной сексуальной революции: В. Рейх.

16. «Разрушай серьезную культуру!»: карнавальная атака DIY-культур.

17. Хип-хоп культура: голос улиц.

18. Граффити: молодежная контркультура или нетрадиционная художественная практика?

19. Смех как вызов священному и авторитарному. Смеховые феномены в молодежных субкультурах.

20. Феномен путешествия и субкультуры «вольных путешествий».

21. Контркультурные движения в России (60 – 90-е гг.).

22. Боди-арт: молодежная контркультура или нетрадиционная художественная практика?

23. Описание и анализ любого из субкультурных движений Тюменской области.

24. Неформальные молодежные субкультуры как самоорганизующиеся системы.

25. Эскапизм как социокультурное явление. Осознаваемый и неосознаваемый эскапизм в молодежных субкультурах.

26. Растафарианство в России и его культуросообразность.

27. Музыкальные стили: философия и образ жизни (на примере любого из стилей).

28. Атрибуты субкультуры как артефакты и символы (на примере любой из субкультур).

29. Ритуальные и символические средства регулирования в неформальных молодежных объединениях.

30. Субкультуры компьютерно-сетевого общения: выразители тенденций информационного общества или тенденций эскапизма?

 

Требования к письменной работе (оформление, объем и т.п.):

Методические указания к написанию эссе и рефератов

Итоговая письменная работа по дисциплине «Молодежные субкультуры Тюменской области» пишется в форме эссе либо реферата.

Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» - попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580г.). Это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций, рассматриваемых в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Структура эссе:

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, которая находится у лаборанта кафедры);

2. Введение содержит обоснование выбора данной темы, ее актуальность, общественную и личностную значимость. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем, и как они связаны между собой?».

3. Основная часть включает теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, а также других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе, и это представляет собой главную трудность. Важную роль играют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации, и которые были обозначены во введении. Именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Категории и принципы анализа/аргументации общелогические: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Один параграф эссе должен содержать одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничиться рассмотрением одной главной мысли.
Такой подход поможет следовать точно определенной цели в своем исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

«Реферат» происходит от латинского refero, что означает «пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать». Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом автор, как правило, готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции. Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме, как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме, дает первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе.

Материал для реферата собирают из литературы, которая рекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному: одни монографии и статьи нужно читать и конспектировать, другие же только просматривать и делать выписки. Структура реферата более формализована, она содержит:

1. Титульный лист (заполняется по единой форме, которая находится у лаборанта кафедры);

2. Введение, включающее актуальность темы, степень ее исследованности, цель, задачи и гипотезу данного исследования.

3. Основную часть, которая должна быть разделена на главы (параграфы) в соответствии с задачами исследования.

4. Заключение содержит основные выводы реферативного исследования, оценку автором вклада реферируемых источников в изучение темы, степени и перспектив ее изучения.

Общими для реферата и эссе являются: изучение накопленного учеными материала по поставленному вопросу, составление библиографического списка; формулирование актуальности исследования, его цели и задач; составление плана работы; написание и оформление. При этом реферативное изложение материала более наукообразно и обезличено. Местоимение «я» в реферате, как и вообще в научной речи, употреблять не принято. Следует употреблять выражения: «думается, что...», «есть основания предполагать...», «логично предположить, что...», «из приведенных материалов следует...», и тому подобные. Эссе, напротив, предполагает эмоциональную окрашенность и личностные смыслы, допускает литературный или публицистический стиль изложения. Однако необходимым условием любой письменно работы является грамотная литературная речь. Использование сленговых и жаргонных слов и выражений допустимо лишь в целях исследования (иллюстрации, объяснения субкультурных феноменов, и т. п.).

Цитаты заключаются в кавычки и оформляются концевыми или постраничными сносками в квадратных скобках: [26; с.58] (первая цифра указывает на номер цитируемого источника в библиографическом списке, вторая – на номер страницы, откуда взята цитата). Цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием. Допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой (в круглых скобках, после чего следует пометка инициалов автора реферата). Если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата. Ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами. В этом случае она не заключается в кавычки и предваряется пометкой: [См. 26; с.68-86]. Библиографическое описание выполняется в соответствии с принятыми правилами ГОСТ.

Объем письменной работы – 18000 знаков (10 страниц), кегль 12, интервал 1,5. Письменная работа оценивается по таким критериям, как: постановка проблемы, объем переработанного материала, самостоятельность и оригинальность в изложении, уровень критической рефлексии.

 

Планы семинарских занятий

Занятие 1. Социокультурные смыслы и содержание феномена неформальной молодежной субкультуры (неформального молодежного объединения).

1. Структура культуры. Дифференциация культуры. Типология культуры на основе этапов жизненного цикла.

2. Молодежь как социально-философская категория индустриального и постиндустриального общества.

3. Механизмы преемственности и трансляции культуры. Историческое несоответствие старшего поколения быстро меняющейся социокультурной реальности.

4. Философский и социокультурный смыслы феномена неформальной молодежной субкультуры.

5. «Неформальная молодежная субкультура», «молодежная субкультура» и «культура для молодых».

Основная литература:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / пер. с англ. под. ред. канд. соц. наук С. А. Ерофеева. – Москва: Экономика, 1999. – 413 с.

2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. – Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.

3. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм / пер. с нем. и анг. – Москва: Юрист, 1994. – 700 с. (Лики культуры).

4. Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями [Электронный ресурс]. / М. Мид. – Режим доступа: http://www.countries.ru/library.htm. - 24 марта 2009 г.

Дополнительная литература:

5. Левикова, С. И. Неформальная молодежная субкультура: монография / С. И. Левикова. – Москва: Вузовская книга, 2010. – 616 с.

6. Омельченко, Е. С мерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» [Электронный ресурс] / Елена Омельченко. - «Отечественные записки». – 2006. - № 3(29) - http://www.strana-oz.ru – 10 апреля 2010 г.

7. Шабанов, Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? / Л. В. Шабанов. – Томск: 2005. – 262 с.

8. http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.