Детский сад третьей категории №35 « ручеёк» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Детский сад третьей категории №35 « ручеёк»

2017-11-22 241
Детский сад третьей категории №35 « ручеёк» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

ДЕТСКИЙ САД ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ №35 «РУЧЕЁК»

Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, улица Советская 37 телефон (86350)42005

ИНН: 6102008899, КПП: 610201001, ОРГН: 1026100666184, Е-mai: [email protected]

Проект

«Гендерное воспитание детей 5-6 лет»

Подготовила:

Ефимова Е.С.

Содержание

1. Вид проекта

2. Цель проекта

3. Задачи проекта

4. Срок реализации проекта

5. Участники проекта

6. Образовательная деятельность

7. Актуальность темы

8. Предполагаемые результаты

9. Теоретическое обоснование проекта

10.Реализация педагогического проекта

11.Диагностика

12.Заключение по проекту

Приложение

 

1. Вид проекта

Долгосрочный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств.

 

2. Цель проекта

1.Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОУ.

2.Становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 

3. Задачи проекта

1. Создание условий для формирования у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

2. Создание условий для формирования навыков и умений поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

3. Создание условий для предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

4. Создание условий для привлечения родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

 

4. Срок реализации проекта

Срок реализации проекта: сентябрь 2015г. – май 2016 г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях МБДОУ.

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

 

5. Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа), их родители, воспитатели.

 

6. Образовательная деятельность

Социально-коммуникативное,развитие,познавательноеразвитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

7. Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

 

8. Предполагаемые результаты

На региональном уровне:

* систематизация и пропаганда опыта по проблеме;

* обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;

* совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.

На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно - ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

 

 

Теоретическое обоснование

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МБДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.

План реализации проекта

№ этапа Основные направления деятельности Сроки Ответственные
Э Т А П 1. Изучение психолого–педагогической литературы по данной проблеме. 2. Подготовка нормативно-правовой базы по работе с детьми. 3. Гендерный анализ предметно-пространственной среды группы. 4. Разработка модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды (планы, зарисовки, макеты). 5. Взаимодействие с другими педагогами МБДОУ (обмен опытом). 6. Работа с родителями по созданию условий для обогащения предметно-пространственной среды группы (альбомы, коллажи и др.). сентябрь-октябрь 2015г. Воспитатели группы
Э Т А П 1.Реализация педагогического проекта «Гендерное воспитание дошкольников». С дошкольниками: - специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время; - беседы; - чтение художественной литературы; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения; - подвижные игры; - проектная деятельность; - конкурсы; - организация различных выставок; - встречи с интересными людьми; - экскурсии, целевые прогулки; - просмотр диа- и видеофильмов; - тематические вечера и досуги; - творческая деятельность детей; - составление рассказов детей по темам проекта. С родителями: - диагностическая работа; - анкетирование; - проведение месячников к знаменательным датам; - проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций; - беседы; - консультации; - тематические вечера; - досуги; - организация различных выставок; - творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.); - совместные субботники по благоустройству территории детского сада; - проведение Дня открытых дверей; - просмотр родителями различных видов деятельности с детьми; - вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее). Сентябрь 2015г.- Май 2016г. Воспитатели группы, родители
Э Т А П 1.Обработка и оформление материалов педагогического проекта. 2. Оценка эффективности реализации. педагогического проекта. 3. Пропагандирование результатов работы в педагогическом коллективе своего детского сада. 4. Выработка стратегии дальнейшей работы по гендерному воспитанию дошкольников. май 2016г.   Воспитатели группы

 

Диагностика

Входная диагностика проводится с детьми и родителями в начале учебного года. С родителями проводится анкетирование (см. Приложение), с детьми – в форме опроса (см. Приложение, Методика определения уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет).

Заключительная диагностика проводится по аналогичной методике в конце учебного года.

 

Заключение по проекту

Создавая этот инновационный проект, мы сделали вывод, что, организуя, педагогическое взаимодействие без учета гендерных особенностей дошкольников, мы - педагоги обрекаем своих воспитанников на одностороннее развитие.

«Воспитание и развитие детей с учетом гендерных особенностей формирует у детей навыки общения девочек и мальчиков в быту, в режимных моментах, а также определенные гендерные аспекты на занятиях позволяют учитывать их психофизиологические различия под руководством компетентного взрослого» (М.А.Панфилова).

На наш взгляд, проект «Гендерное воспитание старших дошкольников» является первым шагом в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является он, противоположный пол, его семья и деятельности в ней человека, развивает осознанное понимание значимости себя по отношению к окружающей действительности. А с понимания своей роли в своей семье начинается понимание образа я – мальчика (девочки).

Анкета №1

Уважаемые родители!

Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….

Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….

С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………

Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ………………………………………………………………..

Нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ………………………………………………………………………………………………………………

Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ……………………………………………………………………………………………………………

Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………

Какие черты характера следует формировать у девочек?………………………………………………………………………………………….

Какие черты характера следует формировать у мальчиков?………………………………………………………………………………………

Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? ……………………………………………………………………………………………………………

Анкета №2

Уважаемые родители!

Для определения эффективности проведенной работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников» предлагаем вам ответить на вопросы:

Ваше имя, возраст, образование (желательно)………………………………………………………………………….

Продолжите фразу: гендерное воспитание – это ………………………………………………………………………………………………………………….

Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)……………………………………………………………….

С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?………………………………………………………………

Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.)? …………………………………………………………………………………………………………………

Как вы оцениваете содержание работы по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам гендерного воспитания детей 5-6 лет? (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) ………………………….

Все ли методы и организационные формы проводимой работы вас устроили? Что бы хотелось изменить, дополнить? ……………………………………………………………………………………………………………………

Используете ли вы полученные знания о гендерном воспитании в общении со своими детьми? ………………………………………………………………….

Ваши замечания и предложения по совершенствованию работы по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников»……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Благодарим за помощь!

Баллов – высокий уровень

Баллов – средний уровень

Баллов – ниже среднего

Оценка ответов детей:

Ответ правильный и полный.

МУНИЦАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ АКСАЙСКОГО РАЙОНА

ДЕТСКИЙ САД ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ №35 «РУЧЕЁК»

Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, улица Советская 37 телефон (86350)42005

ИНН: 6102008899, КПП: 610201001, ОРГН: 1026100666184, Е-mai: [email protected]

Проект

«Гендерное воспитание детей 5-6 лет»

Подготовила:

Ефимова Е.С.

Содержание

1. Вид проекта

2. Цель проекта

3. Задачи проекта

4. Срок реализации проекта

5. Участники проекта

6. Образовательная деятельность

7. Актуальность темы

8. Предполагаемые результаты

9. Теоретическое обоснование проекта

10.Реализация педагогического проекта

11.Диагностика

12.Заключение по проекту

Приложение

 

1. Вид проекта

Долгосрочный проект «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гармонично развитой личности с устойчивой системой социальных и нравственных качеств.

 

2. Цель проекта

1.Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОУ.

2.Становление самостоятельности,целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 

3. Задачи проекта

1. Создание условий для формирования у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

2. Создание условий для формирования навыков и умений поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.

3. Создание условий для предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольника.

4. Создание условий для привлечения родителей к активному участию в проекте по гендерному воспитанию детей.

 

4. Срок реализации проекта

Срок реализации проекта: сентябрь 2015г. – май 2016 г.

Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:

I этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения: создание предметно-развивающей среды для реализации педагогического проекта, отбор диагностических методик для выявления уровня гендерной воспитанности, создание методических условий для реализации гендерного воспитания в условиях МБДОУ.

II этап – внедрение и реализация педагогического проекта. Данный этап включает следующие направления деятельности дошкольного образовательного учреждения: внедрение проекта по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, разработку и внедрение методического обеспечения.

III этап – анализ и оценка результативности реализации педагогического проекта. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: оценку эффективности реализации проекта, осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

 

5. Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа), их родители, воспитатели.

 

6. Образовательная деятельность

Социально-коммуникативное,развитие,познавательноеразвитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

7. Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек и мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных мозговых структур.

 

8. Предполагаемые результаты

На региональном уровне:

* систематизация и пропаганда опыта по проблеме;

* обеспечение условий для совершенствования практической компетенции педагогов в гендерном воспитании детей;

* совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям.

На локальном уровне: совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по гендерному воспитанию; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения проекта «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:

1. Гендерно - ориентированное поведение.

2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.

3. Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

4. Нравственные качества, принятые в обществе.

5. Коммуникативно-речевые навыки.

6. Мышление, память воображение.

7. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

 

 

Теоретическое обоснование

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ставят во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим поднимается проблема учета гендерных особенностей детей. Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативного развития» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с федеральными государственными требованиями, с формированием семейной и гражданской идентичностью. Гендерная составляющая – один из основных структурных компонентов личности, тесно связанной со всеми сферами: познавательной, эмоциональной, волевой. Поэтому нарушение в осознании себя мальчиком или девочкой может внести дисбаланс в общее развитие ребёнка. Однако проблема гендерной идентификации дошкольников недостаточно исследована, что затрудняет создание педагогической системы, направленной на формирование у детей понимания своей гендерной принадлежности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Понимание гендерной принадлежности оказывает влияние, как на психику, так и на эмоциональное равновесие и самочувствие человека. Идентификация и осознание идентичности происходят непрестанно на протяжении всей жизни, но большинство исследований в этой области фокусируется на подростковом возрасте, который известен кризисами самосознания и самоутверждения. Между тем детям необходимо ещё до школы получать знания о гендерно – ролевых особенностях, поведении и ожиданиях представителей мужского и женского пола.

Почему же именно в дошкольном возрасте так необходимо гендерное воспитание?

Необходимость гендерного воспитания заключается в следующем:

- в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность;

- в 2 года ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик;

- с 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость), т.е дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

К тому же программно-методическое обеспечение дошкольных программ не всегда учитывает гендерные особенности. В результате содержание воспитания и образования, в основном, ориентированно только на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек.

Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в МБДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.