Проблема отчуждения Бердяева. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Проблема отчуждения Бердяева.

2017-11-28 278
Проблема отчуждения Бердяева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Сквозная в истории философии(Руссо)

2.При капитализме говорит об отчуждении Маркс

3.Бердяев об отчуждении говор при социализме.

4.Хайдер говор об очужд в обществе.

При социализме человек отчуждается от самого «Я»

В обществ жизни условные правила, нормы и требования (законы) извращают совесть человека. Они ведут к деспотизму, лицемерию, приспособленчеству «Как мало добра в нашей добродетели». А чистая совесть может проявляться в личности, в её поступках и действиях. В обществе где хозяином всего явл гос-во, всё лично и индивидуально подавляется коллективным, общественным.(это и есть отчуждения).

Выход из отчуждения: надо не мериться, не страдать, а побеждать, т.е. утверждать общие чел ценности в жизни.

В чём была ценность в фил Бердяева?

1)Он чётко показал как мало добра в нашей жизни

2)Смело критикует пороки современной жизни

3)Высказывает идею, что основой нравств жизни явл религия. Бог это нравств чел,кот должен служить примером для всех остальных людей.

4)Подчёркивает идею: ценность человека личности, её прав на духовную свободу.

Проблема добра и зла в истории философии.

Добро- Это нравственная категория кот касается в отношениях людей; это качество формируется в процессе жизни человека. Добро может сущест само по себе и без зла, но в сравнении со злом ценность добра во много раз возрастает.

Есть внутренняя и внешняя сторона добра.

Добро с внутренней стороны- это сознательная, безкорыстная помощь человеку.

Добро с внешней стороны- она касается отношения людей.

Добро укрепляет а зло разрушает.

Проблема добра и зла особенно обострилась в 20в.. Эту проблему обсуждал толстой «о непротивлении злу силою», а Ильин «о сопротивлении злу силою».

Толстой выступает против всякого насилия со злом.

Насилие-это вмешательство в жизнь человека. Насилие всегда рождает новое насилие. Он критикует церковь, цивилизацию и культуру, кот несут зло. Гос-во и церковь грабят народ, а культура и цивил портят природу чел. Церковь изображает бога как идола, кот надо поклоняться и любить больше самого себя, но это не правильно. Бог это духовно нравственный чел, кот должен подавать пример. Он призывает вернуться к раннему христианству в его первозданной частоте.

Ильин критикует толстого за его тактику насилия.

1.Насилие в борьбе со злом это крайняя мера когда зло начинает угрожать всему обществу.

2.В борьбе со злом необходимо выяснить причины зла и убрать причины этого зла.

3.Надо использовать все способы борьбы со злом, потому что сила дурна и опасна

Мирные способы- это слова, пример, убеждения. К насилию чел прибегает тогда когда зло становится особенно угрожающе для всех, вот тогда будет необходимость.

Основные работы Ильина: Наши задачи, Родина и мы, Основы христианской культуры, Сопротивление злу силою.

Ильин критич осмыслил ситуацию в россии после революции и расматр её как нац трагедию. «все одинаково нищие, все одинаково бедные»

Он анализирует причины анархии в россии. Русский народ оказался слишком слабым в добре. Он потерял основы своего сущ-я бытия(уважение к власти и закону).

«если нет закона значит стирается всякая грань между ТВОЁ и МОЁ.»

Установка большевиков- грабь награбленное.

Т.О. большевики управляли толпой необразованных людей. Сов власть страхом, голодом в народе ломало все нравств ценности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Мировоззрение - система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;

- религиозное - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское - выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир, место в нем человека. В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

Миропонимание - познавательно - интеллектуальный уровень

Мироощущение - эмоционально - психологический уровень

Мироотношение - наличие в мировоззрении побуждений к активности.

Структура мировоззрения включает в себя:

1). Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

2). Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3). Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4). Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5). Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.

Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

6). Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7). Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Известно, что К. Маркс различал два способа духовного освоения мироздания: художественное, рели­гиозное, практически-духовное освоение этого мира и такое его освоение, при котором «целое, как оно представляется в голове в качестве мыслимого целого, есть продукт мыслящей головы»1. Это означает, что духовное освоение (осознание) мироздания воз­можно как путем совокупности связанных между собой — в ос­новном психологическими ассоциациями — образов и представлений, так и путем логически организованной системы понятий и категорий.

Поскольку второй способ духовного освоения мироздания дальше от нулевого уровня — от обыденного сознания, чем первый, с этим обыденным сознанием частично сливающийся, то можно говорить не только о двух способах духовного освоения мироздания, но и о двух уровнях этого освоения. Это: 1) эмоци­онально-образный, представленческо-ассоциативный уровень и 2) логико-рассудочный, понятийно-категориальный уровень мировоз­зрения.

Применительно к надстройке это означает, что мировоззрение первого уровня соответствует низшей части идеологической над­стройки — таким формам общественного сознания, как искусство, мифология и религия, а мировоззрение второго уровня — высшей её части, но не целиком: входящие наряду с философией в выс­шую часть идеологической надстройки науки ни в отдельности, ни в совокупности не образуют мировоззрения, хотя и имеют ми­ровоззренческое значение.

В мировоззрении первого уровня следует различать мировоз­зрение, выраженное в несловесных образах музыки, живописи, скульптуры и архитектуры (если, разумеется, эти образы имеют глубокое мировоззренческое значение), и мировоззрение в слове (литература). Второй уровень мировоззрения — словесный.

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

ФОРМЫ МИРОВОЗРЕНИЯ

В соответствии с делением общественного сознания на теоретический и обыденный уровни, принято выделять теоретическое и обыденное мировоззрение.

Теоретическое мировоззрение основано на теоретических формах сознания. Однако не все формы сознания являются истинным отражением мира. Основой научного мировоззрения является рационально-логический способ познания, стремление осмыслить закономерности бытия, теоретичность, использование научных категорий.

Под обыденным мировоззрением понимают всю совокупность мировоззренческих компонентов жизненно-практического неспециализированного знания. Некоторые исследователи выражают сомнение в существовании обыденного мировоззрения. Так, в монографии авторы противопоставляют мировоззрение и обыденное сознание. Задача мировоззрения, с их точки зрения, — ответить, какой смысл и цель существования человека.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.