В.В.Вересаев (Смидович) (1867-1945) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

В.В.Вересаев (Смидович) (1867-1945)

2017-11-28 244
В.В.Вересаев (Смидович) (1867-1945) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА Х1Х -НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

Литература 1890-х — начала 1900-х годов: вызревание новых тенденций в политической, культурной, литературной жизни Рос­сии. От декадентства к символизму. Новые имена в прозе и поэ­зии: М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, В.Вересаев. Кристаллизация символистских творческих концепций: Д.Мережковский, В.Роза­нов, В.Соловьев, Вяч. Иванов и др. Первые выступления в печати А.Белого, А.Блока. Трансформация образа Вечной Женственнос­ти. Неороматнические тенденции в культуре: разлад мечты и ре­альности, поляризация образности, идеи индивидуализма и со­борности в художественной практике писателей, мифологичес­кое и мистериальное в поэзии, прозе, драматургии.

Литература 1904 — начала 1910-х годов. Время "катастроф" в русской жизни и надежд на возможность осуществления если не рая земного, то установления более справедливого порядка жиз­ни. Время развития, укрепления и осознания завершения "круж­ковой" жизни символизма при упрочении характерных стилевых черт в прозе и поэзии не только символистов. Усиление пушкин­ского крыла символизма, выход из него акмеизма. Возникнове­ние эго и кубофутуризма. Проза Горького этого периода. Проза реалистов. Проза писателей "модернистского" направления. Тип героя в прозе. Лирический герой в поэзии. Идея жизнестроительства в творчестве символистов, футуристов, в пролетарской литературе.

Литература начала 1910-х — 1917 годов. Зависимость литературы от происхо­дящего в русской жизни. Высочайший подъем во всех материальных сферах и "критическая" инерция, некая амне­зия по отношению к жизни у интеллигенции. Проза И.Шмелева, Б.Зайцева, М. Арцыбашева, А.Ремизова, Н.Гумилева.

Восток и Запад в прозе и поэзии от начала до конца эпохи.

Человек — Герой — Артист — Лицедей в понимании искусст­ва рубежного времени.

Поляризация писательских позиций в отношении к первой мировой войне и революции.

М.Горький (А.М.Пешков) (1868-1936)

Жизненная школа, литературное образование. Ф.Ницше в фор­мировании стиля писателя. Неоромантическое в стиле раннего Горького: конфликт Любви и Свободы, Любви и Смерти, конф­ликт мещанского и человеческого. Герой в произведениях Горь­кого: альтруистическое и индивидуалистическое. Особенности ком­позиции в романтических и реалистических рассказах. "Жизнестроительность" в прозе Горького. Роль диалога с Ф.Ницше. Ху­дожественный синтез в произведениях. Внутрилитературный синтез (проза, поэзия, поэма).

Периодизация дореволюционного творчества Горького.

Христианский миф в масштабной прозе от "Фомы Гордеева" к роману "Трое", роману "Мать" и "Исповедь": ответы на животре­пещущие вопросы времени, полемика с Толстым и Достоевским.

Драматургия Горького до Октября. "Мещане", "На дне", "Дач­ники", "Дети солнца", "Варвары". Особенности построения. Ре­марка как произведение в произведении. Конфликт "жизненный" и философский. Афористичность речевых характеристик. Драма Чехова и Горького, Л.Андреева и Горького.

Место Горького-драматурга в театральной жизни начала XX века.

Горький-сатирик в "Русских сказках", в повестях "Окуровского цикла".

Зиждительный пафос рассказов цикла "По Руси" и "Сказок об Италии".

Особенности стиля автобиографических произведений.

Критика и публицистика дореволюционного Горького. Крити­ка и литературоведение о творчестве М.Горького.

И.А.Бунин (1870-1953)

Биография и первые поэтические опыты. Роль художествен­ных открытий А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета в формиро­вании почерка поэта. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Сюжет и деталь в поэзии и прозе. Роль Л Толстого, А.Чехова в становлении Бунина-художника. Участие в деятельности изда­тельств идейно различных направлений. Черты стиля эпохи в твор­честве. Пушкинская премия (1901). Избрание почетным членом Академии наук (1909).

Проблематика и стиль в рассказах и повестях. "Все о любви". Судьба русского человека, России и судьбы человечества и ми­розданья. Микрокосм и макрокосм русской жизни: любовь — рас­пря, дом — сиротство. Генетическое родство дворянства и крес­тьянства. Проблема Восток — Запад в судьбе русского человека, в судьбе человечества, в судьбе России. Проблема веры и любви и человеческого "самозванства". Божественный промысел и дья­вольское искушение. Путь русского художника в автобиографи­ческом романе. Мотивировка фамилии главного героя. Реалисти­ческое и символическое. Поэтическое и импрессионистское в прозе. Описание бунта в "Деревне", "летописание" революционных событий в "Окаянных днях". Литературоведение в творчестве И.Бунин.

Л.Н.Андреев (1871-1919)

Путь в литературу. Университет и занятия живописью. Роль философских "штудий" в формировании Андреева-прозаика и дра­матурга. Школа А.Шопенгауэра и Ф.Ницше в размышлениях пи­сателя о судьбе человека и человечества. Роль Ф.М.Достоевского в идейно-художественных исканиях. Горький и Андреев.

Периодизация творчества Л.Андреева.

Черты стиля эпохи в творчестве. Роль христианской символи­ки, ветхозаветных притч, православного календаря, стилизации житийного канона, летописного слога. Символика имени и фа­милии в сюжете повести "Жизнь Василия Фивейского". Апокалиптичность изображаемого времени. Трагическая предопределенность судеб героев. Деталь, сюжет, символ в художественном тексте. Сти­лизация живописного в прозе. Ф. Гойя и Андреев. "Красный смех". Особенности формирования образа мира и героя. Андреев и немец­кие экспрессионисты. Черты экспрессионизма в его произведениях. Человек и его предназначение. Человек как самоценное и самодо­статочное явление в мире. Рок и человек. Дом и человек. Бунт и человек. Реализм и мера абстрагирования в стиле писателя.

Драма Л.Андреева. "Письма о театре" и художественная прак­тика. Чеховское в "новой драме". Ибсен и Метерлинк как учителя Андреева. Художественный синтез в драме "Жизнь Человека". Роль цветового, музыкального, пластического в разрешении философ­ского конфликта. Многоаспектность решения жизненных проблем в драматических произведениях с различными жанровыми доми­нантами ("Дни нашей жизни", "Анатэма" и др.).

Литературоведение и критика о творческом наследии писателя.

А.И.Куприн (1870-1938)

Военное образование, путь в литературу, первые прозаические публикации. Куприн как рассказчик, как мастер сюжетосложения, "Зерно сюжета", лейтмотивы, сюжет в повестях "Молох", "Олеся", "Поединок", "Гамбринус", "Штабс-капитан Рыбни­ков", "Суламифь", "Гранатовый браслет" и др. Вариации соци­ально-нравственного конфликта: цивилизация и нравственность, природа и цивилизация, материальный комфорт и духовная полнота жизни. Принцип "зеркального отражения" при создании системы персонажей. Традиции Л.Толстого в решении ряда фи­лософских проблем. Куприн и Горький.

Периодизация творчества Куприна.

Черты стиля эпохи в прозе. Миф и сказка в содержании пове­стей, их заглавиях. Стилизация книг Ветхого завета в содержании "Суламифи". Музыка, песня, молитва в содержании рассказов и повестей. Символическое в реалистическом творчестве Куприна. Реалистическое и натуралистическое. Природа, естество, животное начало в человеке. Повесть "Яма". Смысл заглавия. Автобиогра­фическая проза послеоктябрьского периода: проблематика и стиль.

Литературоведение и критика о творчестве писателя.

А.М.Ремизов (1877-1957)

Московская купеческая среда и формирование личности ху­дожника. Работа над книгой "История хлопчатобумажной про­мышленности в России". Увлечения политикой. "Революционная" деятельность в Пензе.

Вологодский период жизни и творчества. Повесть "Неуемный бубен", рассказ "Чертик". Строй русской речи в сказе, песне и его стилизация в произведениях Ремизова. Роман "Пруд".

Черты стиля эпохи в прозе писателя. Книга "Посолонь". Фольклорное как содержание лирической прозы. Миф, апокриф, прит­ча, средневековая мистерия, сон как элементы художественного мира писателя. "Крестовые сестры". Рефрен как способ концент­рации ассоциативно привлекаемого содержания. "Плетение сло­вес" в стиле Ремизова. Деталь и символ в повести. Особенности портретирования древнерусского слова в "Слове о погибели Рус­ской земли".

Периодизация творчества писателя. Устное слово допетровс­кой Руси в послеоктябрьском творчестве Ремизова. Книга преда­ний, апокрифов "Лимонарь, сиречь: Луг духовный". Книга вос­поминаний "Иверень", воспоминания "Подстриженными глазами". Устный рассказ в стиле воспоминаний. Сказки "Докука и балагурье", книга "Звенигород окликанный". Роль Ремизова в литературе рубежа веков, в развитии литературы 20-30-х годов.

Литературоведение и критика о творчестве А.М.Ремизова.

Б.К.Зайцев (1881-1972)

Литературное ученичество у Тургенева и Чехова. Поиск соб­ственного пути в 1900-е годы. Стиль рассказа "Волки". Деталь и сюжет в произведении. Поэтическое и импрессионистское в но­веллистике. Пьеса "Усадьба Ланиных" в Театре им. Евг. Вахтангова. Московский литературный кружок, книгоиздательство писа­телей в Москве в литературной судьбе Б.Зайцева. Дружба и твор­ческий диалог с И.А.Буниным. Черты стиля эпохи в названии и содержании романа "Голубая звезда". Символическое в фамилии главного героя и его портрете.

Периодизация творчества писателя. Проблема жанра "Препо­добного Сергия Радонежского". История России, русского чело­века, православной веры через призму Россия — Запад. Стиль художественных биографий А.Чехова, Л.Андреева, И.Бунина. Своеобразие перевода "Ада" Данте. Традиции русской литерату­ры в творческом почерке писателя и "свой голос".

Литературоведение и критика о творчестве Зайцева.

И.С.Шмелев (1873-1950)

Путь И. Шмелева в литературу. Годы учебы. Москва, Замоскво­речье, духовный и культурный быт русского купечества в его ху­дожественных произведениях. Проблематика и стиль первых пуб­ликаций. "У мельницы", "На скалах Валаама". Возвращение к Валааму в эмигрантском творчестве ("Старый Валаам"). Впечат­ления жизни в уездных городах Московской и Владимирской гу­берний и отражение этих впечатлений в творчестве. "Гражданин Уклейкин", "В норе", "Под небом". Знакомство с Горьким. Пуб­ликации в издательстве "Знание". Повесть "Человек из рестора­на". Смысл заглавия. Конфликт. Слог. Сюжет и деталь в сборниках "Карусель", "Суровые дни", "Лик сокрытый".

Периодизация творчества И.Шмелева. "Неупиваемая чаша" в творчестве писателя. Портрет, икона, дневник, летопись, право­славный календарь в содержании повести. Черты стиля эпохи в "Неупиваемой чаше", в романе "Лето Господне", повести "Бо­гомолье". Поэтизация быта и уклада. Способы художественного обобщения в повести "Солнце мертвых". Эпическое и лиричес­кое в творчестве.

Традиции русской классики в творчестве писателя и его место в истории русской литературы.

Символизм. Поэты-символисты

Состояние поэзии к середине 80-х годов. Философские, рели­гиозные, эстетические искания в культуре начала 90-х годов. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев в умонастроениях декадентов. Символизм как мировоззрение и стиль. Отношение к классичес­кому наследию. Д.Мережковский и Вяч. Иванов. Претворение идеи "нового литургического синтеза" в художественной практике сим­волистов. Идея Вечной Женственности. Роль поэта в символизме. Слово в символизме, идея "зиждительной формы" (Вяч. Иванов). Миф и символ. Стилизация и синтез искусств. Образ мира в поэ­зии символистов. Христианская образность, православный обряд и церковный календарь в художественном мире символистов. Круг символистских изданий в Петербурге и в Москве. Неоромантическое в символизме. Впечатление ("impression") и символ в ли­рике и прозе. "Магия слов" и "магия звуков" в поэзии символи­стов. К.Бальмонт и Вяч. Иванов.

Декларации основных принципов символизма в работах Вяч. Иванова, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока. Эволюция мировоззре­ния и стиля. Иерархия искусств. Эксперименты А.Белого в поэзии и прозе. Реформация традиционных лирических жанров. И. Анненский и символисты. Традиции Фета, Тютчева, а позднее Некра­сова в поэзии символистов. Символизм как направление, опреде­ляющее культурный стиль эпохи.

Литературоведение и критика об истории данного литератур­ного направления и стиля.

В.В.Розанов (1856-1919)

Историко-филологический факультет Московского универси­тета. Лекции Ф.И.Буслаева, Н.С.Тихонравова, В.И.Герье, их влия­ние на деятельность Розанова как педагога, историка, филосо­фа, литератора.

Первые педагогические публикации (изданы впоследствии от­дельной книгой "Сумерки просвещения"). Философские опыты. Религиозно-философские опыты. Роль Н.Н.Страхова в писатель­ской судьбе Розанова.

Характеристика тенденций в развитии западной и русской литературы в статье "Декаденты". Определение основных философско-эстетических тенденций. Розанов и Вл. Соловьев. Сотруд­ничество с символистскими изданиями. Реформирование прозы в "Уединенном", в "Опавших листьях" (два короба). Реалисти­ческое и импрессионистское. Повествователь и лирический ге­рой, "лирический бытописатель" в его произведениях. Мгнове­ние, мимолетность в содержании романа и дневников. Место вер­либра в "Уединенном". Смысл названий прозаических произве­дений Розанова.

Черты стиля эпохи в произведениях Розанова. "Апокалипсис нашего времени" как философско-символическое толкование революционных событий. Письма к Горькому после Октября.

Литературоведение и критика о творчестве Розанова.

Ф. Сологуб (Тетерников) (1863-1927)

Приходская школа, Петербургский учительский институт, 10 лет учительства в провинции, 10 лет в Петербурге, их отражение в проблематике малой прозы и романов. Сологуб — поэт. Переводы Верлена. Сближение с кругом пе­тербургских символистов.

Периодизация творчества писателя. Черты стиля эпохи в ли­рике, рассказах и романе "Мелкий бес". Стилизация и пародия в содержании романа.

Профанирование библейского мифа в содержании произведе­ний. "Магия слова", двоемирие в разрешении духовно-нравствен­ных конфликтов.

Литературоведение и критика о творчестве Сологуба.

Д.С.Мережковский (1866—1941)

Первые литературные опыты — ранние, поэтические. Знаком­ство с Ф.М.Достоевским и

С.Я. Надсоном как судьбоносное в гря­дущей литературной жизни. Увлечение идеями Дарвина во время учебы на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Религиозные искания, интерес к новейшей фран­цузской литературе.

Журнал "Северный вестник" и круг петербургских символис­тов. Первые сборники стихов. Религиозное обоснование симво­лизма в книге "О причинах упадка и о новых течениях современ­ной русской литературы". Борьба духа и плоти, Христа и Анти­христа в человеке в трилогии "Христос и Антихрист". Черты сти­ля эпохи в романах трилогии. Осмысление русской классики в трудах "Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество", "Две тай­ны русской поэзии". Осмысление результатов первой русской революции в работах "Грядущий Хам", "Не мир, но меч. К буду­щей критике христианства".

Исторические драмы и романы. Использование документа и стилизация документальности в романах. Периодизация творче­ства писателя.

Литературоведение и критика о творчестве Мережковского.

А.А.Блок (1880-1921)

Детство в "ректорском доме" Петербургского университета. Семейная литературная среда. Учеба в Петербургском универси­тете на юридическом факультете; филологический факультет. Ув­лечение театром. Мечта об актерской карьере. Знакомство с но­вейшей литературой. Знакомство с поэзией Вл.Соловьева.

Первые поэтические публикации в периодике Петербурга и Москвы. Брак с Л.Д.Менделеевой. Знакомство с московскими символистами (А.Белым, К.Бальмонтом, Эллисом и др.). "Стихи о Прекрасной Даме". Миф и символ. "Заговор и заклинание" в семантике лирического стихотворения. Знакомство и сближение с А.Ремизовым и Вяч. Ивановым. Театр в творческой судьбе поэта. Периодизация творчества. Семантика заглавий книг и стихотвор­ных циклов. Работа в критике и художественном переводе. Тема России в лирике и статьях.

Поэмы и драмы Блока. Собрание стихотворений в издатель­стве "Мусагет". Идея пути в трех томах "романа в стихах". Худо­жественный синтез в творчестве Блока. Открытия Блока в облас­ти стиха. А.Блок и символизм. А.Блок и А.Белый. Идеи Р.Вагнера в мировоззрении и стиле Блока. Черты романтизма в творчестве Блока. Поэма "Двенадцать" как поэма-мистерия. Голос Держави-. на и Пушкина в "Скифах". Влияние Блока на творчество совре­менников. Периодизация творчества. Литературоведение и критика о творчестве А.Блока

Андрей Белый

Эстетика А.Белого как основа русского младосимволизма. Влияние эстетики и философии Шопенгауэра на формирование взглядов и творческих позиций А. Белого. Философия всеединства

Вл. Соловьева в художественном осмыслении А. Белого. Роман «Петербург» как воплощение эстетических, философских и идейно – художественных исканий А. Белого.

Акмеизм. Поэты-акмеисты

Пушкинское крыло символизма в журналах "Аполлон", "Цех поэтов" и акмеизм как литературное направление. Символизм и акмеизм. Кларизм — адамизм — акмеизм. Слово в поэзии акмеи­стов. Иерархия искусств в теоретизированиях акмеистов. Архитек­тура в поэзии акмеистов. Своеобразие синтеза искусств и рефор­мирование традиционных поэтических жанров. Роль поэта и на­значение поэзии. Жанры баллады, стихотворной новеллы, роман­са, песни у Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др. Чер­ты стиля эпохи в лирике, поэме, прозе акмеистов.

Неоромантическое в стиле Н.Гумилева. Функция экзотизмов. Лирический герой. Символическое у Гумилева. Поэма и проза поэта.

Творческий путь А.Ахматовой: от стихотворной новеллы и бал­лады к поэме. Приемы прозаизации стиха. Особенности компози­ции и ритмического строя поэзии. Символический смысл назва­ний книг. Образ лирической героини. Поэтическая школа А.Ах­матовой.

Опыт Г.Державина и Ф. Тютчева в художественном мире О.Ман­дельштама. Философское в лирике. Слово в стихе. Символика назва­ний первых книг. Символ и миф (метафора) у О.Мандельштама и символистов. Проблема ахронного (мгновенного и вечного) в творчестве поэта. Проза и критические статьи. "Разговор о Данте".

Литературоведение и критика об акмеизме как литературном направлении и стиле, о творческом пути выдающихся поэтов-акмеистов.

Футуризм. Поэты-футуристы

Футуризм как явление культуры. Итальянский футуризм как своеобразный предшественник русского футуризма. Деклариро­вание разрыва с классической литературной традицией. Антибур­жуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи.

Эгофутуризм. "Эпатажное" и экспериментаторское в творче­стве И.Северянина. Открытия в области стихотворных жанров, особенности художественного синтеза у поэта. "Лирический иро-ник". Смысл поэтических концертов И.Северянина. Эгофутуризм и символизм. Опыты Г.Иванова (эгофутуризм, акмеизм).

Кубофутуризм и философия языка. Слово в стихе. Смысл плот­ного письма.

Новый синтаксис. Живописное в творчестве кубофутуристов.

Подписание футуристами общих манифестов, общие концер­ты. Славянский миф, древнее слово в практике создания языка будущего. "Самовитое слово"В. Хлебникова. Вяч. Иванов и В.Хлеб­ников. Жизнестроительность искусства символистов в практике футуристов. Поэт и его роль в мире в понимании футуристов. В.Ма­яковский как один из виднейших поэтов и художников-футурис­тов. "Центрифуга" и творчество Б.Пастернака. Импрессионист­ское в творчестве как результат синтеза поэзии и музыки. Обновле­ние поэтической речи: метафора, неологизм. Неоромантизм футу­ризма. Результаты экспериментаторства футуристов.

Литературоведение и критика об истории данного литератур­ного направления и творчестве его представителей.

 

 

В.В.Маяковский (1893-1930)

Детство в Тифлисе. Переезд в Москву. Революционная работа. Время в Бутырской тюрьме. Литературная учеба. Занятия в Учи­лище живописи, ваяния и зодчества. Знакомство с Д. Бурлюком. "Будетляне".

Маяковский и футуризм. Участие в создании манифестов футу­ризма и творческая практика. Неоромантизм. Конфликт мещанско­го и человеческого. Особенности синтеза живописи и поэзии, поэ­зии и музыки в лирике, поэмах, драме. Мистериальное в назван­ных жанрах. Образный строй поэтической речи. Диалог с христиан­ским в жизни и литературе. Приемы концентрации художествен­ного содержания. А.Белый и Маяковский. Маяковский и Хлебни­ков. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса. Лирика и сатира в раннем творчестве. Пародирование традиционного стихотворного жанра у Маяковского. "Новый Са­тирикон" в судьбе Маяковского-поэта и художника. Традиции и новации в деятельности Маяковского-поэта и теоретика стиха. Литературоведение и критика о дореволюционном Маяковском.

М.А.Волошин (1877-1932)

Учеба в Московском университете. "Духовное рождение". Годы в Париже. Отношение к символизму. Волошин и Вяч. Иванов. "Странничество" в становлении мировоззрения и формировании художественного стиля Волошина — живописца, критика и поэ­та. Теософия и антропософия Р. Штайнера в художественно-фи­лософской картине мира. Панестетизм. Тема Киммерии. Тема па­мяти и прапамяти. Коктебель как культурный центр. Первая ми­ровая война и революция в жизни и творчестве. Синтез искусств в художественной практике М.Волошина. Образ России в после­октябрьском творчестве. "Неопалимая Купина", поэмы "Россия", "Протопоп Аввакум". Работа над стихотворной формой: сонет, венок сонетов, верлибр. Место М.Волошина в истории русской поэзии, судьба его творческого наследия.

Литературоведение и критика о творчестве М.Волошина.

М.И.Цветаева (1892-1941)

Литературная, культурная среда детства и отрочества. Первые гимназические литературные опыты. Брюсов и Волошин о Цветае­вой. Русская и мировая художественная классика в становлении М.Цветаевой-поэта. Неоромантическое в лирике. Художественный синтез первых сборников "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь". Особенности образного строя и синтаксиса. Стилизация. Камерность и космизм. Периодизация творчества поэта. "Лебеди­ный стан ". Своеобразие лирики и поэм эмигрантского периода. Проза М.Цветаевой.

Литературоведение и критика в ее творчестве.

 

Тематика специальных работ

· Темы докладов

Социально-политический и культурный фон развития рус­ской литературы рубежа XIX-XX веков. Черты стиля эпохи.

Пролетарская поэзия на рубеже XIX-XX веков.

Мировоззрение и стиль Бунина-поэта.

Поэтическое в прозе И.А. Бунина. (От "Антоновских яблок" до "Жизни Арсеньева".)

Бунинская концепция русской жизни, судьбы русского че­ловека в дореволюционном творчестве и в «Темных аллеях»

Художественное воплощение нравственно-философских ис­каний И.А.Бунина в рассказах "Сны Чанга", "Господин из Сан-Франциско", "Братья".

И.А. Бунин-новеллист. Деталь и сюжет в содержании произ­ведения.

А.И. Куприн — мастер сюжетосложения.

Проблема протеизма Куприна и "свой голос".

Сюжет, композиция и художественное содержание "Грана­тового браслета".

Образ Ромашова в контексте произведений А.И.Куприна, посвященных социально-нравственной проблематике ("Гамбринус", "Молох" и др.).

Особенности воплощения темы любви в творчестве Купри­на ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет").

Деталь и сюжет в рассказах и повестях А.С.Серафимовича.

А.С.Серафимович. "Город в степи" в контексте прозы нача­ла века.

Идейно-нравственные искания В.В. Вересаева и способы их воплощения.

Традиции русской классики в произведениях А.Н.Толстого

Романтические произведения А.М.Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя

Горький-повествователь в цикле рассказов А.М.Горького "По Руси".

Горький-романист. Христианская образность в формирова­нии внутренней формы повестей и романов.

Герои и конфликт в пьесе Горького.

Новаторство Горького-драматурга в пьесе «На дне»

Новаторство Л.Андреева в жанре драмы.

Экспрессионизм Л.Андреева в повести "Жизнь Василия Фивейского".

Способы создания внутренней формы в повести "Красный смех" Л. Андреева.

Сюжет и деталь в прозе Л.Андреева.

А. М.Ремизов: "Посолонь": фольклор и литературная интерпретация.

А.М.Ремизов. "Крестовые сестры": смысл заглавия.

И.Шмелев. Функция бытовой детали в содержании произ­ведения.

Икона и портрет в формировании содержания "Неупиваемой чаши" И.Шмелева.

И.Бунин и Б.Зайцев. Роль поэтических приемов в их худо­жественном творчестве.

Символизм как мировоззрение и стиль. Декадентство и сим­волизм.

Символизм как литературная школа. "Старшие" и "млад­шие" символисты

Своеобразие прозы символистов.

А.Блок. Мировоззрение и стиль. Своеобразие символики.

Ли­рический герой А.Блока.

Акмеизм, его рождение и развитие. Манифесты и творчес­кая практика.

Н.Гумилев — теоретик акмеизма и поэт. Романтическое в творчестве Н. Гумилева.

Жанр стихотворной новеллы в творчестве А.Ахматовой до Октября.)

О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.

Стиль эпохи в художественном творчестве футуристов.

В.Маяковский до Октября. Слово в стихе..)

Сатирическое в творчестве Маяковского до Октября..)

В.Маяковский — автор поэм и драм.

В.Маяковский — преобразователь поэтической речи.

М.Цветаева — "дитя" начала XX века.

Выдающийся прозаик начала века. (Дать аргументирован­ную литературоведческую характеристику выбранного писателя.).

Особенности психологизма в творчестве Л.Андреева ("Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот").

"Слово" и "книга" в теоретических исканиях и творческой практике Валерия Брюсова.

Поэтическое в стиле А.М. Ремизова-сказочника.

Сонет и венок сонетов в творческой практике Вяч. Иванова.

Лирическое в малой прозе М.Горького.

Михаил Кузмин — прозаик и поэт.

В.Хлебников и И.Стравинский: "Девий бог" и "Весна свя­щенная".

В.Ходасевич. Стиль "Некрополя".

Жанр фельетона в творчестве А.Аверченко.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная

Художественные тексты

Горький М. Макар Чудра. Дед Архип и Ленька. Девушка и Смерть. Ста­руха Изергиль. Челкаш. Коновалов. Скуки ради. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Фома Гордеев. Трое. Мещане. На дне. Дети Солнца. Сказки об Италии (3-5). Мать. Исповедь. Городок Окуров. По Руси (4-5). Детство. В людях. Поль Верлен и декаденты. Заметки о мещан­стве. Разрушение личности.

Бунин И.А. Танька. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Захар Во­робьев. Веселый двор. Иоанн Рыдалец. Братья. Господин из Сан-Фран­циско. Князь во князьях. Последнее свидание. Сны Чанга. Легкое дыха­ние. Аглая. Солнечный удар. Натали. Баллада. Прекраснейшая Солнца. Чистый Понедельник. Жизнь Арсеньева.

Стихи: Листопад. Родина. Одиночество. Собака.. Последний шмель. Сириус. Вход в Иерусалим. Плакала ночью вдова.

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Петька на даче. Большой шлем. Жили-были. Кусака. Бездна. Жизнь Василия Фивейского. Рассказ о семи пове­шенных. Иуда Искариот. Красный смех. Жизнь Человека.

Куприн А.И. Дознание. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Штабс-капитан Рыбников. Листригоны. Изумруд. Гранатовый браслет. Звезда Со­ломона. Суламифь.

Серафимович А. С. На льдине. Стрелочник. Маленький шахтер. Похо­ронный марш. У обрыва. Зарева. Пески. Город в степи.

Вересаев В.В. Без дороги. Поветрие. Лизар. На эстраде. Состязание. Ле­генда. Из «Невыдуманных рассказов о прошлом.». Записки врача.

Ремизов A.M. Сказки "Посолонь", "Докука и балагурье" (5-7). Крес­товые сестры. Узлы и закруты. Из книги воспоминаний "Подстрижен­ными глазами" 3 очерка.

Розанов В.В. Декаденты. Уединенное; или один из Коробов "Опавших листьев". Апокалипсис нашего времени.

Зайцев Б.К. Волки. Душа. Голубая звезда; или: Преподобный Сергий Радонежский. Москва (главы из книги).

Шмелев И. С. Русская песня. Человек из ресторана. На скалах Валаама. Старый Валаам. Неупиваемая чаша; или: Лето Господне.

Толстой А.Н. Мишука Налымов. Хромой барин. Приключения Растегина.

Символисты и поэты круга символистов. И.Анненский, Ю.Балтрушай­тис, К.Бальмонт, А.Белый, Вяч. Иванов, Ф.Сологуб, К.Фофанов.

Брюсов В.Я. Творчество. Ночью. Свиваются бледные тени. Юному по­эту. Ассаргадон. Работа (1901). Скифы. Фабричная. Грядущие гунны. Конь блед. Работа (1917). К русской революции. Только русский. После смерти Ленина. Мир электрона.

Соловьев B.C. Милый друг, иль ты не видишь.... Панмонголизм. Око вечности. А.А.Фету. Из Платона. Не по воле судьбы, не по мысли лю­дей... Оправдание добра, или Нравственная философия Владимира Со­ловьева.

Блок АА. Сумерки, сумерки вешние. Встану я в утро туманное. Мы встречались с тобой на закате. Брожу в стенах монастыря. Я, отрок, за­жигаю свечи. Вхожу я в темные храмы. Мне снились веселые думы. Фаб­рика. Статуя. Из газет. Девушка пела в церковном хоре. Русь. Барка жизни встала. Когда в листве слепой и ржавой. О, весна без конца и без краю. Когда вы стоите на моем пути. Митинг. Сытые. Незнакомка. В ресторане. Ночь, улица, фонарь, аптека. Миры летят, года летят. О доблестях, о подвигах, о славе. Шаги командора. Ямбы (цикл). Кармен (цикл). Родина (цикл). Поэмы: Соловьиный сад. Двенадцать. Возмездие. Пьесы: Балаган­чик. Роза и крест. Статья "Интеллигенция и революция". (Минимум 3 стихотворения наизусть.)

Проза символистов. Д.С.Мережковский (один из романов по выбору). Ф.Сологуб. Мелкий бес. В.Брюсов. Огненный ангел. А.Белый. Петербург.

Акмеисты и поэты круга акмеистов. А.Ахматова, Н.Гумилев, Г.Ива­нов, М.Кузмин, О. Мандельштам. (Анализ минимум 3 стихотворений каждого автора.)

Футуристы и поэты круга футуристов. В.Каменский, Б.Пастернак, И.Северянин, В.Хлебников. (Анализ 1 стихотворения каждого автора.)

Маяковский В.В. Я сам (автобиография). А вы могли бы? Адище горо­да. Нате! Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Скрипка и не­множко нервно. Вам! Гимн судье. Гимн ученому. Гимн критику. Гимн обеду. Лиличка! (вместо письма). Поэмы: Облако в штанах. Флейта-по­звоночник. Война и мир. Человек. (Минимум 3 стихотворения наизусть.)

Поэты, не связанные с литературными группами. М.Волошин, В.Хода­севич, М.Цветаева, С.Черный.

Новокрестьянские и пролетарские поэты. С.Есенин, С. Клычков, Н.Клюев, А. Ширяевец, А. Коц, Г.Кржижановский, Л. Радин, Ф. Шку­лев. (Анализ одного из стихотворений каждого автора обязателен.) Наи­зусть 3 стихотворения.

Демьян Бедный. Полна страданий наша чаша.... Лапоть и сапог. Прика­зано, да правды не сказано. Мой стих. (2 стихотворения разных жанров проанализировать, 1 — выучить наизусть.)

Знание минимум одного стихотворения каждого поэта наизусть обя­зательно. В отдельных случаях этот минимум оговорен специально.

Учебники и учебные пособия

Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная, практика: Хрестома­тия/ Сост. А.Г.Соколов. — М., 1988.

Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия/ Сост. Н.А. Трифонов. - М, 1987.

Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология по истории русского стихосложения /Сост. В.Е.Холшевников. - Л., 1987.

Литературные манифесты: От символизма к Октябрю/Подгот. к пе­чати Н.Л.Бродский и др. — М., 1929.

Крук И.К. Русская литература XX века: Дооктябрьс­кий период. – Просвещение, 1991.

История русской литературы: В 4 т. — Т. IV: Литература конца XIX — начала XX века (1881-1917) / Под. ред. К.А.Муратовой. — Л.,1983.

Смирнова JI.A. Русская литература конца XIX — начала XX века. – Просвещение, 1993.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М., 1984. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — Высшая школа, 2000.

Волков Л.А., Смирнова JI.A. Русская литература XX века: Дооктябрьс­кий период. — М., 1977.

Русская литература серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. — М., 1997.

Минералова ИГ. Русская литература серебряного века (Поэтика сим­волизма). — М., 1999.

История русской драматургии: вторая половина XIX — начало XX века (до 1917 г.). -Л., 1987.

Дополнительная литература

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX в.-М., 1975.

Судьбы русского реализма начала XX века / Под ред. К.А.Мурато­вой. — М., 1972.

Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. — М., 1975. у Долгополое Л.К. На рубеже веков. — Л., 1977.

Развитие реализма в русской литературе. Своеобразие критического реализма конца XIX — начала XX века. Возникновение социалистичес­кого реализма: В 3 т. — М., 1974. — Т.З.

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века (1890 — 1904): буржуазно-либеральные и модернистские изда­ния. — М., 1981.

Словари, учебные пособия, исследования обзорного характера

1. Русские писатели. Биографический словарь. 1-3 тома. - М.,1984.

2. Русская литература конца XIX начала XX веков в 90-е годы. - М.,1968.

3. Литературный процесс и русская концепция в России конца XIX- начала XX. вв. - М., 1981.

4. Русская литература и журналистика начала XX века. - М.,1988.

5. Русский театр и драматургия 1907-1917. - Л.,1988.

6. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.,1975.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1989.

8. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма. Проблема «Жизнетворчества». — Воронеж, 1991.

9. Аллен Луи. Этюды о русской литературе. -Л., 1989.

10. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века»//Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. - М., 1993.

11. Бердяев Н. Русский культурный ренессанс началаXX века //Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1991.

12. История русской литературы XX века. Серебряный век./Под ред. Ж. Нива и другие. -М.,1995.

13. Серебряный век в России. Избранные страницы. - М.,1993.

14. Понурова Г.Е. Идейно-художественное своеобразие трилогии Д.С, Мережковского «Христос и Антихрист»: Материалы спецкурса по русской литературе конца XIX- начала XX. вв. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. – 36с.

Критика. Научная литература по отдельным темам

- Символизм

1. Краткая литературная энциклопедия /КЛЭ/. Статьи «Символ», «Символизм».Т.6.

2. Волынский А. Декадентство и символизм./Соколов А.Г., Михайлов М.В. - М.,1987.

3. Гофман В. Язык символистов //Литературное наследство. - М.,1937.

4. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма //Литературно-эстетическая концепция в России конца XIX начала XX веков. - М.,1975.

5. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. - М.,1989.

6. Григорьев А. Мифы и поэзия символистов./Литература и мифология. - Л., 1975.

7. Асоян А.А. Данте и русская литература конца XIX начала XX века Пособие для студентов. - Свердловск,! 988.

8. Хансен-Леве А.А. Русский символизм. //Литературоведение. 1991.-.№3.

- В.Я. Брюсов

1. Чуковский К.И. В.Я. Брюсов //Чуковский К.И. Собр. соч.: В 6 томах. - М.,1969.

2. Цветаева М. Герой труда: Записки о Брюсове. //Наше наследие. 1988.№5.

3. Жирмундский В.М, Брюсов и наследие Пушкина. //Жирмундский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977.

4. Брюсов В.Я. Собрани<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.