Факторы и условия психич. благополучия и риска. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Факторы и условия психич. благополучия и риска.

2017-11-27 371
Факторы и условия психич. благополучия и риска. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объективные и субъективные. Объективные (факторы среды):

-неблагополучные семейные условия;

-воспитание, обучение в детских учреждениях;

-профессиональная деятельность;

-социально-экономическая ситуация в стране.

Субъективные (индивидуально-личностные особенности):

-темперамент;

-жизнерадостность.

Условия благополучия жизни:

- Жизнерадостность – подготовка стрессоустойчивости.

- Наличие положительного фона настроения (социальный интерес по Адлеру (человек интересуется не только собой, но и окружающей жизнью, людьми)

8. Модели психологической помощи по направленности (ориентированности):

1. Медицинская модель: В основе – болезнь. Цель – излечение болезни. Взаимоотношения: психотерапевт – больной.

2. Педагогическая: в основе – гипотеза о недостаточной компетентности клиента. Цель – обучить; задачи: анализ проблемы, разработка мер по её разрешению.

3. Социальная модель: В основе – соц-ая дезадаптация. Цель – социализация; задачи: развить навыки общения и повысить социальную адаптацию.

4. Диагностическая: цель – диагностика. Задачи: информирование; Взаимоотношения: психолог-диагност – пациент.

5. Психологическая: осуществляет переход от болезни к собственно психологическим проблемам.

Взаимоотношения: психолог – клиент.

Отличительные черты:

- Исходит из индивидуальной, а не социальной этики.

- Опирается на личность в целом, а не на отдельные органы;

- Обращена к потенциалам клиентов, а не к болезням и недостаткам.

- Развитие оптимизации клиентов, а не ликвидации симптомов.

- Опирается на настоящее и имеет направленность в будущее, а не на проблемы прошлого.

9. Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность.

Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии и невропатологии.

Начало другого подхода к пониманию психологического здоровья, как известно, было положено З. Фрейдом, который понимал многие психические нарушения как следствие внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей. Он полагал, что весь спектр негативных эмоциональных переживаний (депрессия, тревожность и др.) – субъективная сторона этих конфликтов, возникающих при рассогласовании целей, которые ставит перед собой человек, и средств их достижения.

Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующий все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.

Понятие "психическое здоровье индивида" широко используется в гуманистическом направлении психологии, в рамках которого была предложена новая концепция "позитивного психического здоровья". В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах "Психология бытия" и "Дальние пределы человеческой психики" отмечает, что патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это "люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации", имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности". По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др.

Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства.

№10 Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.

Психолог — непременно с высшим образованием и ученой степенью, регулярно и успешно сдающий авторитетный экзамен для получения лицензии в одной из следующих областей: социальная психология, психодиагностика, клиническая психология и собственно консультирование. Специалисты в обязательном порядке проходят регулярное лицензирование и являются членами одной из профессиональных ассоциаций, принадлежность к которой служит своеобразным гарантом качества работы и одновременно — гарантом защиты прав как консультанта, так и его клиента.

Психология подчиняется этическим нормам: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента. Одно из первых мест принцип конфиденциальности, т.е. сохранения личной тайны клиента.

Специфическим этическим нормативом является требование избегать физического контакта с клиентом (кроме предусмотренных технических или процедурных манипуляций), ограничиваясь принятыми в обществе выражениями приветствия (рукопожатие, поклон и т.п.).

Особыми требованиями к психологу являются также: избегание социальных контактов со своим клиентом; отказ от совместного ведения дел, недопущение манипулирования клиентом или собой со стороны последнего (например, вручение дорогого подарка).

№11 Требование внутренней согласованности теории при выборе помощи

Психолог отвечает за качество предоставляемых услуг, оптимальный подбор техник и средств психологической помощи и соблюдение этических принципов. Выбор вида психологической помощи при семейном консультировании основывается на выявлении в жизнедеятельности определенной семьи нарушений процесса взаимодействия, трудностей функционирования, ролевой идентификации, целей и установок членов семьи. Понимание «нормального целого» (в различных концепциях это «организм», «личность», «поведение», «бытие-в-мире») и «дефекта» становится отправной точкой для выбора модели оказания помощи. Теоретический анализ основных подходов к проблеме «человек в экстремальной ситуации» позволил выявить широкий спектр интерпретаций феноменологии экстремальной ситуации: от медицинской до экзистенциальной. В зависимости от теоретической рамки изменяется представление о «дефекте» и о необходимой и достаточной помощи человеку, пережившему экстремальную ситуацию

№ 12 Виды моделей психологической помощи.

1)психоаналитический подход (Фрейд и Адлер, Юнг, Фромм)

2)поведенческий подход (поведение, на нем они и фокусируют внимание)

3) когнитивная модель («личностные конструкты» Дж. Келли, «когнитивные схемы» А. Эллис и У. Драйден).

4) экзистенциально-гуманистический подхода (помимо физических, нервных и эмоциональных травм угрозе подвергается наше право на жизнь, на личное благополучие. Возникает ощущение, что мир (включая людей) не оказывает значительной поддержки человеческой жизни в целом)

5) Постмодернистские модели

№13 Психоаналитическая модель психологической помощи.

Последствия экстремальных ситуаций рассматриваются через призму концепции травмы. Согласно этим представлениям, травма разрушает всю адаптационную систему личности (в том числе и «контейнер» бессознательных установок) и как бы «перерезает» сложившиеся в сознании человека в ходе социализации оппозиции «Я – не Я», «Мы – Они». В результате без защитного контейнера остается весь опыт пережитых в течение жизни травм. Основой психологической помощи становятся отношения «терапевт–пациент»: главное создать доверительные, поддерживающие отношения психолога и пациента. Психолог обеспечивает безопасность, заботу, а также выполняет функцию «контейнирования», становится своеобразным «вместилищем», в которое пациент «сбрасывает» свои невыносимые чувства для того, чтобы специалист «выдержал их», преобразовал и в доступной форме «вернул пациенту». В пространстве таких отношений пострадавший прорабатывает хаос «взорванного травмой внутреннего мира», а значит, – шаг за шагом преодолевает травму и укрепляет свое Я.

В классическом психоанализе выделяются две главных цели психотерапии и консультирования: 1. Осознавание неосознаваемого (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведенияи принятие адекватной и реалистической интерпретации. 2. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения. В классическом психоанализе роль и позиция психотерапевта (консультанта) достаточно жестко фиксирована. Классический психоанализ включает пять базисных техник: а) метод свободных ассоциаций; б) толкование сновидений; в) интерпретация; г) анализ сопротивления; д) анализ переноса.

К. Юнг, в отличие от З. Фрейда, предпочитал рассуждать не о болезни клиента, а об “общем неврозе возраста”. Цель: обучения постижению собственного внутреннего мира и самопознания посредством переживания всей полноты своего бытия.

В адлерианской психотерапевтической модели цели психологической помощи: снижениечувства неполноценности, развитие социального интереса, коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. Основное для клиента быть на равных по отношению к консультанту. Техника: установление правильных психотерапевтических отношений, анализ и проработку личностной позиции клиента, поощрение развития самопонимания и помощь в переориентации.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.