Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Дидактические возможности учебного мультимедийного комплекса

2017-11-17 651
Дидактические возможности учебного мультимедийного комплекса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года одним из приоритетных направлений обозначена информатизация, обеспечение профессиональной школы современной компьютерной техникой, применение новых информационных технологий, подготовка молодежи к жизнедеятельности в современном информационном пространстве. Новые информационные технологии выступают факторами, реализующими взаимные потребности теории и практики.

Мультимедиа технологии рассматриваются нами как информационная технология обучения, интегрирующая аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующая интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Мультимедиа технология, являясь составляющей современных информационных технологий, открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет моделировать явления и процессы, повышающие качество обучения, эффективность самостоятельной работы. Она имеет огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. При этом эффективность обучения мы понимаем как меру совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой в соответствии с требованиями стандарта [7, с.7].

Настоящий учебный мультимедийный комплекс по дисциплине, предусмотренной государственным образовательным стандартом, разработан на основе современных компьютерных технологий. Использование первоклассной методической основы и передовых методов обучения позволили создать систему, позволяющую в короткий срок изучить предмет, усвоить пройденный материал и т.д. [10].

Учебный мультимедийный комплекс может эффективно использоваться как отдельными лицами при изучении материала, так и корпоративными клиентами (школа, колледж, вуз). Курс будет одинаково полезен в виде учебного пособия и в роли справочника по дисциплине. Материалы комплекса позволят учащимся понять важнейшие аспекты предмета, а преподавателям - расширить практику применения мультимедиа-технологий и сделать учебный процесс максимально производительным.

Учебный мультимедийный комплекс позволяет просто и максимально эффективно задействовать новые технологии в образовательном процессе. Учебный мультимедиа комплекс представляет собой готовое решение для оснащения современных учебных аудиторий и кабинетов. Он был разработан в результате плотного сотрудничества с преподавательским составом РГПУ им. А.И. Герцена и СПбГУ с целью максимальной оптимизации работы преподавателей. Основной особенностью комплекса является то, что все технологические устройства, задействованные в учебном процессе, объединены в единую систему.

Мультимедийный учебный комплекс содержит следующие разделы:

1) Электронное учебное пособие. Ссылки позволяют быстро перейти от чтения книги к другим информационным источникам (презентация, практикум, резюме) и организовать работу с ними.

2) Лекции. Мультимедийные лекции разработаны по главным темам курса. В них используется следующие форматы данных: текст, фотографии, анимация, звуковые эффекты, ресурсы Интернет. Так же можно скопировать и обработать различную информацию, изменить и актуализировать материалы курса применительно к своим потребностям.

3) Практикум. Содержит два блока: практические задания и тесты. Для изучения соответствующих тематических рубрик при тестировании, составлении алгоритма решения задач, даются отсылки к материалам электронного учебного пособия или к законодательной базе [1].

Одна из важнейших задач обучения в настоящее время - отказ от ряда традиционно сложившихся технологий преподавания и переориентации на способы обучения, ведущую роль в которых занимают компьютерные технологии и интернет. Именно в этом направлении учебные заведения делают шаги в сторону реформирования учебного процесса, поиска моделей образования адекватных современному типу общества и отвечающих новому этапу развития европейской цивилизации.

Данный мультимедийный учебный комплекс является гибким и высокоэффективным инструментом, позволяющим не отставать от современных тенденций. По существу это базовый вариант мультимедиа-продукта по учебной дисциплине. Такой полуфабрикат дорабатывает, дополняет и настраивает сам преподаватель с учетом своего видения предметной области, а также специфики подготовки учащихся. В этой работе могут участвовать и сами обучаемые. Подобные партнерские отношения по перестройке учебного процесса заставляют по иному переосмыслить и образовательные функции.

Комплекс способствует разработке и внедрению новых технологий в процесс образования, сделав его максимально производительным и удобным к восприятию. Комбинируя различные части обучающего пакета необходимым образом, можно сделать гибкую систему методических материалов различных форматов, гармонично вписывающуюся практически в любой учебный курс [10].

Относительно иностранного языка мы считаем, что учебный мультимедийный комплекс должен состоять из следующих составляющих:

· учебники и учебные пособия для учащихся в электронном виде;

· книга для преподавателя в электронном виде;

· мультимедийная обучающая программа;

· аудиофайлы для электронных учебников;

· видео-практикум;

· электронные словари.

Основой мультимедийного комплекса может являться мультимедийная обучающая программа, если она содержит необходимый теоретический и практический материал, или же за основу следует взять практический и теоретический курс электронных учебников, расположив их страницы в соответствии с программой обучения, добавив необходимые гиперссылки на аудиофайлы, видео-практикум, дополнительный справочный материал.

Порядок и условия подготовки учебного мультимедийного комплекса является единым для большинства наук и дисциплин, преподаваемых в вузе и в школах. Обычно в университете такой комплекс готовит преподаватель: ведь именно он знает имеющуюся в университете техническую базу, знает опыт класса и объем предшествующих знаний, уровень сформированности тех или иных компетенций, состояние их активности, интерес к науке или дисциплине, трудолюбие, начитанность, личностные особенности учеников.

Составляя комплекс средств для изучения темы, раздела науки, преподаватель должен ру­ководствоваться принципом упреж­дающей обратной связи, т.е. пре­дусматривать реакцию учеников на те или иные мультимедийные средства, предвидеть характер действий учеников. Преподаватель бу­дет связывать свое слово с систе­мой мультимедийных средств обучения, обеспечивать их сцепление. Подбор средств об­учения определяется взаимодополняемостью слова преподавателя, учебной мультимедийной комплекс, видео-практикума, и различных иных мультимедийных средств. Такое взаимодополнение позволяет скреплять занятие, делать его целенаправленным и единым по своей сути.

Разработка учебного мультимедийного комплекса обычно начинается с изучения доступных мультимедийных средств, затем проводится примерный отбор данных средств для отдельных занятий. На этих этапах разработки мультимедийного комплекса весьма важно установить связи между темами и разделами, по возможности вывести эти связи и за пределы данной науки или дисциплины к другим наукам, изучаемым в учебных заведениях, и даже за его пределами – к будущей профессиональной деятельности учащихся, что особенно важно для них, ведь не за горами тот час, когда им придется применить свои знания на практике.

Практические задачи разработки учебного мультимедийного комплекса заключаются в следующем (возьмем в качестве примера планирование по теме):

· установить, какие мультимедийные средства необходимы для проведения конкретного занятия;

· выявить какие мультимедийные средства используются в практике университета, и какие сле­дует создать своими силами;

· выяснить, возможно, ли организовать учебный процесс теми мультимедийными средствами обучения, которые разработаны и уже используются при изучении тем данного курса или применяются при изучении смеж­ных наук [15, c.58].

Современный учебный мультимедийный комплекс - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет и обеспечивающая обучение и управление процессом обучения студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам.

К электронным учебным материалам курса относятся:

· материалы по темам учебной дисциплины (курсы лекций, виртуальные лабораторные работы, практические работы, тесты и др.);

· справочники и базы данных учебного назначения;

· методические пособия с упражнениями и примерами решения типовых задач;

· наглядные пособия (компьютерные иллюстрации) для поддержки различных видов занятий (диаграммы и схемы, атласы конструкций и т.п.);

· хрестоматийные сборники;

· обучающие и контролирующие компьютерные программы;

· методические указания по проведению учебного эксперимента, лабораторного практикума, по курсовому и дипломному проектированию и др.

Электронный учебный комплекс должен включать на базовом (основном) уровне:

· основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта;

· системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки;

· методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

На дополнительном уровне:

· учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса;

· учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов;

· учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.

Процесс создания учебного комплекса требует одновременно знаний как в предметной области, для которой создается учебник, так и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика (отвечающего за само содержание курса) и программиста-консультанта (заведующего основными техническими аспектами).

Основные этапы работы:

· разрабатывается черновой вариант текста учебника;

· разрабатывается "сценарий" взаимодействия отдельных частей сетевого курса (продумывается последовательность изложения материала, места возможных перекрестных ссылок и т.п.), а также разрабатывается начальная подготовка сценария аудио- и видеосюжетов, разнообразных иллюстраций, располагаемых в тексте статически, или появляющихся динамически в процессе прохождения сетевого курса;

· реализация составных частей сетевого курса на компьютере.

При этом любые знания по информационным технологиям преподавателя-практика являются чрезвычайно полезными, но отнюдь не обязательными. Более того, на первых двух этапах большую (если не решающую) роль имеют квалификация автора в предметной области и его способности педагога и методиста. Причиной этого является то, что в процессе написания не только электронного учебника, но и обычного учебного пособия или книги, автору приходится сталкиваться с заметными трудностями, связанными с превращением знаний автора в знания читателя или обучающегося.

Важным моментом при подготовке сетевого курса является подготовка сценария взаимодействия отдельных частей сетевого курса и сценария аудио- и видеосюжетов, когда особенно, могут быть задействованы мощные аудио- и видео возможности компьютера. Слабые знания о программном обеспечении у преподавателя-практика, как уже отмечалось, не являются препятствием, однако необходимо ознакомиться с существующими учебниками и обучающими программами не только в своей предметной области, но и в других областях. Основная цель - изучить возможности современных информационных технологий, обратив особое внимание на аудио- и видео фрагменты, способы визуализации формул, графиков, рисунков, таблиц и т.д. Главное здесь - сами средства передачи знаний обучающемуся, а не то, как их программно реализовать [10].

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.